Международная научно-практическая конференция «АВТОМОБИЛЬ И ТЕХНОСФЕРА»

 

О Конференции

1. Наименование, сроки и место проведения конференции

V Международная Юбилейная научно-практическая конференция «АВТОМОБИЛЬ И ТЕХНОСФЕРА» - The 5th International Conference «AUTOMOBILE & TECHNOSPHERE» (ICATS’2007) состоится в Казани с 28 по 30 ноября 2007 года.

Наименование конференции «АВТОМОБИЛЬ И ТЕХНОСФЕРА» соответствует тематике конференции, затрагивающей широкий спектр вопросов, связанных с проблемами автомобильной отрасли на современном этапе (см. раздел «Тематика конференции»).

2. Место проведения конференции

Место проведения конференции определено местоположением основных научных, исследовательских, производственных и образовательных центров автомобильной отрасли экономики Республики Татарстан: Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева, г. Казань.

V Международная Юбилейная научно-практическая конференция «АВТОМОБИЛЬ И ТЕХНОСФЕРА» посвящена 75-летию Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева (КГТУ-КАИ).

3. Цель конференции

Целью конференции является содействие в решении задачи достижения автомобильной отраслью экономики Республики Татарстан современного мирового уровня, что предполагает:

  1. обсуждение и оценку современного состояния и путей развития передового автомобилестроения;
  2. обобщение отечественного и зарубежного опыта внедрения инженерных разработок и научных исследований в производство;
  3. привлечение внимания отечественных и зарубежных деловых и общественных кругов к проблемам отрасли с целью развития и укрепления международной интеграции.

Проведение конференции связано с реализацией Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» от 5 января 1998 г. и программы Комиссии по оперативным вопросам Правительства Российской Федерации «Стратегия развития национальной автомобильной промышленности до 2005 года» от 18 ноября 1997 г., а также во исполнение решения IV Международной научно-практической конференции «АВТОМОБИЛЬ И ТЕХНОСФЕРА» (ICATS’2005) от 16 июня 2005 г.

Конференции ICATS, ставшие традиционными, были организованы Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Казанским государственным техническим университетом им. А.Н. Туполева в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.05.1999 г. №317 и 29.05.2001 г. №302 и Распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.2003 г. № 778-р и от 11.05.2005 г. № 641-р.

Конференция по автомобилестроительной тематике будет способствовать повышению авторитета специалистов отрасли Республики Татарстан.

Программно-целевой метод государственного управления экономикой Республики Татарстан определяет развитие четырех базисных кластеров: нефтегазохимического, автомобилестроительного, авиационного и энергетического и имеющих высокую степень локализации технологических и производственных процессов внутри республики.

4. Краткая характеристика региона

Республика Татарстан является одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров Российской Федерации с развитой автомобилестроительной отраслью экономики. Выгодное географическое положение, стабильная политическая и экономическая обстановка привлекают к Татарстану внимание широких российских и зарубежных деловых кругов.
В Татарстане созданы все условия для производства полной линейки и грузовых и легковых автомобилей. Основой автомобильного кластера являются автомобилестроительные предприятия: ОАО «Камский автомобильный завод», Завод микролитражных автомобилей ОАО «Северсталь-авто». В стадии становления и развития находятся Особая экономическая зона «Алабуга», а также предприятия: ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод», Заинский автоагрегатный завод, Лениногорский завод «Автоспецоборудование», Казанский электромеханический завод и другие.

За 2006 год объем произведенной и реализованной товарной продукции по предприятиям группы ОАО «КАМАЗ» достиг 54,9 миллиарда рублей. Реализовано 43,7 тысячи грузовых автомобилей КАМАЗ (на 34,1% превышает прошлогодний уровень), экспорт увеличился на 38,3% и превысил 11 тысяч автомобилей. В 2007 году запланировано произвести 48 тыс. грузовых автомобилей КАМАЗ и получение чистой прибыли в размере 3,5 млрд. рублей.
Рост объемов производимой в ОАО «КАМАЗ» продукции (в 3,2 раза за 2001 - 2006 годы) сопровождается увеличением доли комплектующих изделий, поставляемых республиканскими производителями. Группа организаций «КАМАЗ» осуществляет технологическую кооперацию с более чем 100 республиканскими предприятиями по более чем 4000 позициям комплектующих, поставляемых на сборочный конвейер и в качестве запасных частей.

Внутриреспубликанская кооперация развивается с участием промышленного парка КИП «Мастер». На его площадях ведут активную производственно-хозяйственную деятельность почти 100 предприятий - арендаторов, суммарный годовой оборот которых превышает 1,4 млрд. рублей.

Активно и динамично начали в республике реализовываться масштабные автосборочные проекты ОАО «Северсталь-авто». Общие инвестиции общества в организацию полномасштабного производства внедорожников составили более 70 млн. долларов США. В рамках проекта планируется организовать автомобильное производство полного цикла автомобилей Ssang Yong Rexton, Ssang Yong Kyron, Ssang Yong Actyon, а также производство бюджетного автомобиля класса В Fiat Albea, нового седана класса С - Fiat D-200 и многофункционального грузопассажирского фургона - Fiat Doblo. Его реализация должна обеспечить в 2007 году объем производства на площадях ОАО «ЗМА» 30 000 автомобилей. К 2011 году планируется обеспечивать выпуск автомобилей ОАО «Северсталь-авто» до 190 тыс. автомобилей в год. Общий объем инвестиций запланирован в размере 300 млн. долларов США. Только в компонентное производство компания планирует вложить 100 млн. евро, чтобы довести уровень локализации за 5 лет с 8 до 50%.

Автомобильные заводы соседствуют с такими важными в деловом партнерстве комплексами, как, ОАО «Нижнекамскнефтехим», Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод, химический завод в Новоменделеевске, мощная энергетическая база в городах Набережные Челны и Заинск. В регионе развита сеть транспортных магистралей, включая автомобильные, железнодорожные и водные пути.

Одной из основных задач кластера становится создание в республике сильной компонентной базы. С одной стороны это необходимо для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего технического развития автомобильных производств, расположенных на территории республики, потому что только наличие сильных местных поставщиков даст возможность Татарстану в долгосрочной перспективе выпускать современные качественные и доступные по цене автомобили.

У Татарстана есть ряд уникальных конкурентных преимуществ, которые можно и нужно использовать для развития в республике компонентной индустрии, которая будет востребована не только российскими, но и международными автопроизводителями, организующими автосборочные проекты в Российской Федерации. К таким конкурентным преимуществам относится и географическое положение - близость к центрам автомобильного производства в Поволжском регионе и центральной России (в прилегающих к Татарстану регионах также располагаются крупнейшие автозаводы - «ГАЗ», «ВАЗ», «УАЗ», Ижевский машиностроительный завод, Чебоксарский тракторный завод и другие), и, самое главное, - наличие сильной сырьевой базы.

В республике находится множество предприятий, выпускающих комплектующие изделия для автомобильного транспорта: ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Казанское моторостроительное объединение», ОАО «Чистопольский часовой завод», ОАО «Казанский завод «Электроприбор» и другие. В течение пяти последних лет ОАО «Алнас» инвестировало более 800 миллионов рублей в НИОКР и совершенствование технологий тормозных дисков и барабанов. ОАО «Татэлектромаш» в 2006 - 2007 годах дополнительно вкладывает около 600 миллионов рублей в расширение производства комплектующих. ЗАО «КВАРТ» запущено новое оборудование для выпуска полимерных изделий для автопрома.

Развитие компонентных производств и обеспечение международных стандартов качества для производимых комплектующих является задачей как предприятий, так и Правительства Татарстана и всех уровней власти республики. Усилия Правительства Республики Татарстан направлены на создание условий для  эффективной реализации на территории республики проектов  иностранных инвесторов - мировых производителей автокомпонентов. Это прежде всего: минимум экономических и административных издержек в режиме наибольшего благоприятствования, придание новым производствам компонентов статуса одобренного инвестиционного проекта и предоставления республиканских преференций на долгосросчный период.

В Республике Татарстан создается одинаковое отношение и одинаково заинтересованный подход к привлечению потенциальных инвесторов, вне зависимости от размера компании и от объема потенциальных инвестиций.

Новые компонентные производства потребуют свыше 5 тыс. дополнительных высококвалифицированных рабочих мест.

Быстрыми темпами развиваются сервисные и дилерские сети.

Подготовкой специалистов в области автомобилестроения и смежных отраслях заняты крупнейшие вузы Республики, среди которых Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева, Камский политехнический институт, Казанский государственный технологический университет, Казанская государственная строительная академия, Казанская государственная сельскохозяйственная академия и другие.

Copyryght © 2005-2007
Международная научно-практическая конференция «АВТОМОБИЛЬ И ТЕХНОСФЕРА»