Управление внеучебной работы
 Университет
 
 
 


КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
КГТУ им. А.Н.Туполева


Введение

С началом экономических и политико–идеологичеcких реформ в России воспитательная функция высшей школы была на долгие годы выведена из системы образования. Многие преподаватели психологически и профессионально не готовы проводить воспитательную работу со студентами качественно и эффективно, проявляют апатию, пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества, незнание современных методик воспитания, что наиболее свойственно техническому вузу. Часть преподавателей не видит смысла в воспитании студентов при отсутствии четкой стратегии развития российского общества, производственных отраслей. Этому во многом способствуют низкая оплата педагогического труда, отсутствие должных материальных и моральных стимулов внеучебной занятости со студентами.
Во изменение подобного отношения необходимо воссоздать необходимый статус воспитательной функции преподавателей как неотъемлемой части деятельности университета.
К тому же, социально-психологический портрет студенчества за последние десятилетия значительно изменился – иные моральные критерии, жизненные ориентиры; студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозам, склонны к антисоциальному поведению. Основными источниками, порождающими нигилизм, цинизм и прочие отрицательные черты у студентов, являются: плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ и методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного стиля руководства и общения, не учитывающего интереса студентов, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участия в управлении университетом.
Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Воспитание - управление процессом социализации индивида, оно заключается в процессе целенаправленно-го влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2).
В Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» указаны основ-ные задачи вуза в воспитательном процессе:
• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
• формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей ( ст. 8 ).
В «Типовом Положении о вузах РФ» указано на то, что воспитательные задачи вузов реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производствен-ной и общественной деятельности студентов и преподавателей ( п. 33 ).

Современные тенденции совершенствования системы воспитания

Исходные установки, разработанные ведущими учеными в области современной педагогики и психологии образования и воспитания:
- не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает - у него воспитываются);
- чем больше подходов к воспитанию может быть реализовано в образовательной практике в настоящее время, тем больше вероятность эффективности воспитания. Монополизация и единственность подхода к воспитанию есть антитеза его демократизации и индивидуализации;
- в системе российского образования в настоящее время только формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная направленность образования, культивирование ответственности органов образования, организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;
- основной тенденцией современного образования, определяющей стратегию воспитания нового жизнеспособного поколения, является гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования.
Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. Из многообразия концепций наиболее близки к практике воспитания следующие:
1) воспитание как управление развитием личности, принятие индивида таким какой он есть, обеспечение каждому «эффекта старшего друга» (Л.Н.Новикова, В.А.Караковский);
2) воспитание как управление социализацией личности – поддержка позитивной социализации, обеспечение нравственной устойчивости к влиянию негативных факторов общества (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
3) воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман);
4) понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства (Ю.С.Мануйлов, Р.Д.Ясвин);
5) событийный подход – значимость случая, отдельных мероприятий как поворотных моментов в развитии личности ( Д.В. Григорьев);
6) синергетический подход к анализу воспитательной системы как саморазвивающейся ( Н.Л.Селиванова, Ю.В.Шаронин).

Цели, задачи и принципы воспитательной деятельности

Общей целью воспитания студентов в КГТУ им. А.Н.Туполева необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Главная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи:
1. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
2. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
3. Формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества).
4. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
5. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.
6. Прививание умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.
7. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственности.
8. Приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности.
9. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Принципы организации воспитания

Среди основных принципов воспитания студентов можно выделить следущие:
- принцип демократизма, предполагающий педагогику сотрудничества;
- принцип гуманизма к субъектам воспитания;
- принцип духовности;
- принцип патриотизма;
- принцип конкурентоспособности;
- принцип толерантности–плюрализма мнений, вариативности мышления;
- принцип социальной активности;
- принцип ответственности;
- принцип индивидуализации, предполагающей личностно ориентиро-ванное воспитание.

Модель личности специалиста–выпускника

Вступило в жизнь новое поколение молодежи с принципиально иными нравственными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. В условиях демократизации общества становится очень важной ориентация высшей школы на формирование личности нового социокультурного типа:
- гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни;
- духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, понимании самоценности своего внутреннего мира;
- творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;
- прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации ( предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), что дает большую профессиональную мобильность.

Основные направления воспитательной деятельности
в КГТУ-КАИ

В качестве основных предлагаются три направления воспитания:
1. профессионально-трудовое
Актуальные задачи:
- подготовка профессионально-грамотного, компетентного, ответственного специалиста,
- формирование личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности,
- прививание умений и навыков управления коллективом.
Основные формы и средства реализации:
- создание оптимальной социопедагогической социализирующей среды, на-правленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
- переход от фронтального изложения учебного материала к диалоговым формам образования (утверждение отношений сотрудничества преподавателей и студентов);
- повышение квалификации педагогического состава по вопросам современных направлений воспитания;
- использование возможностей дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской работы студентов;
- мониторинг студенческой среды по вопросам организации учебного процесса (« Преподаватель глазами студентов», « Любимец студентов» и т.п.)
- проведение университетских и межвузовских конкурсов на лучшие научно-исследовательские, дипломные и курсовые работы, научно–практических конференций;
- проведение постоянно действующих выставок научно–исследовательских работ;
- регулярное пополнение библиотечных фондов;
- организация вторичной занятости студентов в университетской среде.
2. гражданско-правовое
Актуальные задачи:
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания,
- формирование правовой и политической культуры.
Основные формы и средства реализации:
- развитие студенческого самоуправления;
- воспитание широкой мотивации коллективного интереса.
- организация сельскохозяйственных уборочных работ студентов первого курса в подшефных хозяйствах; регулярных хозяйственных работ в учебных зданиях и общежитиях для воспитания бережливости и чувства причастности к совер-шенствованию материально-технической базы университета;
- постоянное обновление материально-технической базы университета;
- организация посещений музея университета первокурсниками;
- поддержание наглядной информации о планируемых и проведенных культурных, спортивных и др. мероприятиях;
- кураторство студенческих групп младших курсов, студентов из филиалов и представительств;
- совместное обсуждение проблем студенчества;
- дополнительное материальное стимулирование студентов, имеющих высокие показатели в учебе, НИРС, активистов;
- организация поддержания правопорядка силами СБУ;
- сохранение и развитие военно-патриотических традиций ( на базе военной кафедры):
- проведение регулярных пресс-конференций, собраний по решению вузовских проблем.;
- проведение профориентационной работы в подшефных школах силами студентов и др. имиджевые мероприятия;
- социальная защита малообеспеченных категорий студентов;
- организация политических дискуссий, семинаров по правовым вопросам и т.п.
- участие в программах государственной молодежной политики всех уровней.
3. культурно-нравственное
Актуальные задачи:
- воспитание нравственно развитой личности,
- воспитание эстетически и духовно развитой личности,
- формирование физически здоровой личности.
Основные формы и средства реализации:
- развитие досуговой, клубной деятельности ( СТЭМ, КВН, Брейн и тд.), поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса;
- профилактика наркомании в силу организации эстетического и духовного образования во внеучебное время;
- организация профилактики правонарушений;
- создание в общежитиях максимально комфортной психологической атмосферы ;
- анализ социально-психологических проблем студенчества и организация психологической поддержки;
- организация различных соревнований всех уровней, творческих конкурсов, фестивалей;
- организация выставок творчества студентов, преподавателей и сотрудников;
- помощь подшефному детскому дому и др. благотворительные мероприятия;
- организация встреч с интересными людьми ( выпускниками, деятелями культуры и др.);
- организация физического воспитания и валеологического образования студентов;
- экологическое воспитание;
- организация санаторно-курортного лечения студентов с хроническими заболеваниями.

Особенности воспитательного воздействия в КГТУ-КАИ:

- демократичность в отношениях «преподаватель-студент», « студент-администрация»;
- традиционное патриотичное отношение к родному вузу – «эффект малой родины», тесное сотрудничество с выпускниками;
- использование дисциплинарных мер лишь тогда, когда они поддерживаются несомненным приговором общественного мнения;
- привитие имиджевой установки, что учиться в КГТУ-КАИ должно быть престижно в силу профессиональной мобильности его выпускников, их востребованности на рынке труда;
- привитие студентам социальной активности,
- развитие культуры межнационального общения - интернациональное воспитание;
- способствование адаптации первокурсников и иногородних студентов, их интеграции в университетскую атмосферу.

Условия совершенствования воспитательного процесса:

Ими являются дальнейшая гуманизация и демократизация университетской жизни.
Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и прояв-ление его способностей, индивидуальности; под гуманитаризацией системы образования - научные средства для обеспечения гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана.
Гуманитаризация особенно востребована в системе технического образования, что ставит перед преподавателями дополнительные требования к повышению качества, уровня, культуры преподавания и общения со студентами.
Демократизация университетской жизни предполагает развитие системы внутривузовских отношений, основанных на постоянном расширении прав и полномочий, равно как и обязанностей всех субъектов управления университетом (администрации, педагогического и студенческого коллективов, профсоюза). Основной упор делается на поддержание развития студенческого соуправления и самоуправления в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуга, что призвано развить у молодых людей управленческих навыков будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций.
Демократизация обеспечивает организационное, мотивационное, волевое, психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Только в условиях демократизации возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, состязательность и инициатива.
Гуманизация и демократизация в университете должны сопровождаться раз-витием системы информационного обеспечения, выведением на современный уровень взаимодействия со средствами массовой информации ( газеты, стенды, телерадиовещание, интернет).

Обеспечение реализации концепции

В нашем университете с 70-летней историей и прославленными тради-циями есть все предпосылки для усовершенствования системы воспитательного влияния на студентов. Сохранены должности зам. деканов по воспитательной работе, институт кураторов, старосты. Воссозданы студсоветы на факультетах, в общежитиях, в филиалах. Действуют Совет студентов и аспирантов, студклуб, студенческий сектор профкома, студенческая социологическая лаборато-рия «Отражение», спортклуб, турклуб, авиамодельная лаборатория, СНО, Служба безопасности университета. Для координации их деятельности в помощь проректору по УР создано Управление воспитательной работы со студен-тами и аспирантами. Существует возможность переподготовки ППС в ИППК, проводятся обучающие семинары для кураторов, школа студенческого актива. Необходимо шире использовать потенциал кафедр гуманитарного факультета, военной кафедры, музей, газеты « Крылья», «Самолет» и др.

Реализация указанных в концепции задач должна осуществляться сис-темно через учебный процесс, производственную практику, НИРС, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям. Главными средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя и сила вузовской традиции.
К важнейшим условиям реализации концепции воспитания можно отнести следующие:
1. Ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий.
2. Опора на творческую активность студенческих коллективов.
3. Эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участников воспитательного процесса.
4. Сочетание задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи.
5. Включение показателей участия ППС в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации и продления договоров.
6. Оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях.
7. Регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.

Заключение

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу, ученым университета. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.
Концепция должна служить основой для создания Комплексного плана воспитательной работы в КГТУ-КАИ, конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях и общежитиях.
Воспитательная работа должна морально и материально стимулироваться.
Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер. Поэтому данная Концепция должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.

 

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ