Отчеты ректора КГТУ им. Туполева
 Университет
 
 
 

                                                                                     3 марта 2005 г.

Уважаемые члены Ученого Совета и конференции трудового коллектива КАИ! Сегодня, в канун 73 годовщины образования нашего университета, позвольте подвести некоторые итоги нашей деятельности за предшествующий год и поговорить о проблемах предстоящего бытия.

Предшествующий год, как впрочем, и два предшествующих ему годы, можно характеризовать совокупностью положительных производных по всем направлениям деятельности университета. Растет число специальностей (2004-62, 2003 – 61), не считая фиалиалов, по которым в 2004 году было пролицензировано      программ подготовки. Получена лицензия на подготовку специалистов по специальности «Мировая экономика» со специализацией «правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности».

Число студентов всех форм обучения, получающих первое высшее образование, достигло 24 тысяч. Кроме того,         слушателей получают второе высшее образование. Развивается система дополнительного образования. Растет число аспирантов (2004 – 388, 2003 – 375), докторантов (2004 – 38, 2003 – 37) и защищенных диссертаций (докторских: 2004 – 10, 2003 – 6; кандидатских: 2004 – 81, 2003 – 52). Опубликовано 40 монографий (2003 – 34); 29 учебных пособий с грифом УМО и МОН РТ (2003 – 24).

Защитили докторские диссертации: Чернявский С.М., Амирова Л.М., Хадиуллина Н.Г., Багаутдинова Н.Г., Афанасьев В.В. (РЭКу), Афанасьев В.В. (ТОТ), Павлов Г.И., Сафонов В.Л., Морозов О.Г., Абдуллин А.Л. Это хороший результат!

Все Вы знаете, что завершено строительство нового учебного корпуса, которое, к сожалению и не по нашей вине, на сегодня юридически не оформлено, хотя здание полностью задействовано в учебном процессе.

Мы стали больше зарабатывать (2004 -  251 млн.руб., 2003 - 238,7           млн.руб.) При этом объем науки : 2004 – 56,884 млн. (2003 – 42,86 млн.). Это дало нам возможность вложить значительные средства в капитальный и текущий ремонт (2004 – 22 571,8 тыс., 2003 -  21 500 тыс.), в развитие материальной базы учебного процесса (2004 -   30,0 млн., 2003 -  28,0 млн.) оснащение его современным оборудованием и программно-техническими средствами, выделить определенные средства на обеспечение  социальной поддержки сотрудников университета, в частности   11,0 млн.рублей было выплачено в качестве единовременной финансовой помощи всем сотрудникам университета,            млн.рублей на содержание санатория-профилактория,   2,3 млн. - на санаторно-курортное лечение. Впервые 1,5  млн.рублей было выдано сотрудникам университета (в основном молодым) на приобретение жилья (       8 семей сотрудников улучшили свое положение).

Достижения ученых университета отмечены  в 2004 году:

1.  Государственной премии РТ   удостоен    проф.  В.Н.Паймушин В.Н.

2. Заслуженным работником высшей школы РФ стал проф. Гараев К.Г.

3. Заслуженными деятелями науки и техники РТ    стали: проф. Моисеев В.С., проф. Евгеньев С.С., проф. Фирсов В.А., проф. Хасанова А.Ш.

4. Заслуженным работником физической культуры РТ  стал проф. Ермолаев В.М.

5. Заслуженным экономистом РТ  - доцент Гарифуллина Ф.С. 

6. Почетной грамотой РТ награжден проф. Ермолаев Ю.П.

7. Благодарственное письмо Президента РТ  получили проф. Юнусов Ф.С., проф. Сабирова Д.К.

8. Высшей отраслевой наградой «Почетный работник ВПО РФ» удостоены: В.Н.Куршев, С.В.Кривошеев, Д.М.Осадчая, А.А.Порунов, С.Ю.Дарская, В.М.Маковеев, В.М.Бородин.

Развивалась сеть филиалов университета.Заметные результаты есть в Зеленодольске, Альметьевске, Нижнекамске, Н.Челнах, Лениногорске, Елабуге, Чистополе, где нам были переданы в безвозмездное пользование необходимая база. Все шло, как говорится, в положительном направлении, мы приспособились к сложившимся  в последние годы условиям.

Однако все резко изменилось в связи с приходом нового  правительства. Опять началась, я бы сказал, радикальная модернизация системы образования, вызванная рядом негативных явлений, к числу которых, прежде всего надо отнести интенсивный рост числа вузов, особенно негосударственных и их филиалов. Результатом этого стало резкое увеличение числа студентов. Начиная с 2001 года, число поступивших в ВУЗы превысило число выпускников школ (в 2003 году – на 250 тысяч человек). Все стали  получать высшее образование, образовался дефицит специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. Все это, конечно, привело к снижению качества подготовки специалистов.

В начале февраля была проверка системы образования Самарской области. Комиссия проверила 53 института, университета и академии. Оказалось, что полностью соответствует гостребованиям только 2 вуза, а из 33 вузов, где учат экономике, менеджменту и праву, только в 8-ми качество и содержание полностью соответствуют нормам.

Такая проверка предстоит и вузам Татарстана. В этом плане у нас тоже не все благополучно, как в метрополии, так и, особенно, на филиалах. Так что основания для очередного этапа модернизации у нового правительства были и есть. Но вот как это делать? Вопрос судьбоносный. И ответа пока нет. Вначале говорили, что будет три категории вузов: ведущие, АУ и ГАНО. Сегодня выделяются национальные университеты (типа МГУ, КГУ, МГТУ), эта группа должна быть малочисленна (15-20 вузов). Далее идет группа солидных вузов России типа КАИ, КХТИ (100-150) и далее АУ и ГАНО. Это – более разумный подход.

Национальным университетам, по мнению А.А.Фурсенко будет предоставлена  свобода в определении учебной политики. Вузы второго эшелона получат средства на подготовку бакалавров и магистров, а остальные – только бакалавров. Кстати, в плане на 2005 год удельный вес вузов, перешедших на двухуровневую систему образования (бакалавр®магистр) в общем их числе предполагается довести до 85%. Так что это серьезно.

Но где лучше, где и какие преимущества? Неизвестно. Ясно только, что АУ имеет имущество на праве оперативного управления, а ГАНО – на праве собственности со всеми вытекающими отсюда преимуществами и недостатками. Очевидно, что уровень государственной поддержки АУ и ГАНО  будут ниже, чем полностью государственных вузов.

В сегодняшней ситуации суждение о предпочтительности той или иной  формы пока сделать невозможно. Ситуация  значительно хуже, чем у Ильи Муромца, оказавшегося на перекрестке трех дорог: направо пойдешь … Кроме того, начиная с 2006 года вузы лишаются всех льгот и привилегий (налоги на имущество и землю, экологический налог и многое другое). За все необходимо будет платить. Например, налог на землю превышает 6 млн.руб., на имущество – 15 млн.руб., экологический – более 5 млн.руб. А  будет ли при этом и в каком размере монетизация льгот, неизвестно. Так что ждут нас нелегкие времена. Много ли  дадут средств, сохранится ли возможность заработать? Неизвестно, но известно, что будет жесткий контроль как по линии учебного и научного процессов, так и по линии финансово-экономической. Однако, давно известно, что в борьбе побеждает сильнейший. Побеждает тот, кто работает эффективно, четко и без нарушений.

Поэтому главными вопросами, которые необходимо нам обсудить, являются вопросы повышения эффективности нашей работы по всем основным направлениям деятельности коллектива.

При этом мы должны работать целенаправленно в русле той политики, которая принята в государстве. Концепция модернизации образования, принятая в 2001 году, основными целями развития определила повышение его качества, доступности и эффективности. Это признается и новым министром, однако, с некоторой корректировкой на текущий момент. На современном этапе модернизации Рособразования приоритетными направлениями госполитики в области образования приняты (правительством):

  • развитие системы непрерывного профессионального образования;
  • повышение качества профессионального образования;
  • обеспечение доступности качественного общего образования – это не для нас;
  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Для развития системы непрерывного профессионального образования предполагается  расширить число организаций, предоставляющих  образовательные услуги (НИИ, КБ, коммерческие и некоммерческие организации).

Для того, чтобы обеспечить развитие указанного сектора профессионального образования и одновременно придать импульс к повышению качества деятельности государственных образовательных учреждений, необходимо будет осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции как контроль, финансирование и оценка качества деятельности должны осуществляться по отношению именно к образовательным программам.

Для повышения качества профессионального образования предполагается перейти к двухуровневому высшему образованию, создать условия для инновационного развития системы образования, интеграции образовательной научной и практической деятельности.

Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребности общества структуры квалификаций  и образовательных программ.

В настоящее время в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из одноуровневой подготовки дипломированных специалистов по специальностям (срок обучения 5 и 5,5 лет) и двухуровневой: с присвоением выпускнику степени «бакалавра» (срок обучения 4 года) и степени «магистра» (срок обучения 1-2 года) после получения степени бакалавра или квалификации специалиста.

Вместе с тем, в настоящее время обучение в магистратуре рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат рассматривается как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Однако в современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными уровнями образования, выделение каждого из которых имеет определенные цели и задачи.

Образовательная задача первого уровня состоит в  формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы и т.п.). В профессиональном плане бакалавр должен также обладать специальными компетенциями в рамках своего направления, позволяющими ему решать задачи профессиональной деятельности. Бакалавриат обеспечит возможность успешной работы там, куда сегодня идут многие выпускники вузов -  дипломированные специалисты (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Степень бакалавра дает право на осуществление определенного уровня профессиональной деятельности, обеспечивая одновременно решение задачи повышения социального капитала страны.

Лица, получившие степень (квалификацию) бакалавра, могут в соответствии со своей квалификацией занимать должности, требующие высшего образования, а также участвовать в конкурсе на продолжение образования на втором уровне.

В промежутке между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру для отдельных направлений подготовки может быть нормативно закреплена необходимость получения опыта профессиональной деятельности, что предоставит возможность студентам осуществить осмысленный выбор своей образовательной и профессиональной траектории, уточнить направление дальнейшей профессиональной, в том числе и магистерской подготовки.

Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России.

Опираясь на традиции отечественного образования по некоторым специальностям (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), определяемым в особом перечне, целесообразно в настоящее время сохранить подготовку специалистов.

Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества должны стать разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.

Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования предполагается обеспечить созданием условий для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций. Предполагается создать условия для снижения инвестиционных рисков, обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями. Повысить качество кадрового корпуса системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. Важным элементом роста качества кадрового корпуса должна стать модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Необходимо создать условия для развития менеджерского слоя в системе образования, повысить квалификацию и переподготовить действующий управленческий персонал среднего звена.

Что касается деятельности нашего коллектива в контексте политики модернизаций образования, то как было уже отмечено, у нас есть положительная производная по всем направлениям. И это действительно так, но только по интегральным показателям, по университету в целом, а не по отдельным подразделениям.

Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) – это одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «Образование через всю жизнь». Актуальность развития непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям. Именно в сфере ДПО принцип непрерывности проявляется особенно ярко. Важно отметить, что эта сфера ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики и непроизводственной сфере.

Общее число обучаемых по программам ДПО в 2004 году осталось приблизительно на том же уровне, что и в 2003г. (~2200 человек). По-прежнему вне конкуренции  повышение квалификации специалистов сварочного производства. Получение дополнительной квалификации - переводчик  в сфере профессиональной коммуникации. Исключительно плодотворно работает центр неразрушающего  контроля. Работа с новыми предприятиями по заключению договоров о повышении квалификации идет очень тяжело. Есть положительный опыт: заключены договора на повышение квалификации, проведены занятия со слушателями, получены деньги от Министерства по делам молодежи и спорта, управления информационных технологий АО «Татнефть».

В стадии заключения договоров и обсуждение программ идет работа с КМПО, ОА «Татнефть», Техническим центром Минсвязи, Казанским медицинским колледжем (головным по ПФО), Чебоксарским агрегатным заводом и заводом «Промтрактор», рядом других предприятий.

В системе дополнительного образования более 1000 человек получают второе высшее образование, из них 707 – по экономике, около 100 – по юриспруденции и чуть больше 100 – по прикладной информатике в экономике, информатике и вычислительной технике, 58 – управление персоналом. А где наши механики, радиоэлектронщики, информационщики. В системе дополнительного образования почти нет экономистов.

Основная проблема, которая не поддается сегодня решению – это отсутствие предложений со стороны кафедр. Мы не можем ничего предложить. В условиях избыточности системы основного образования и явной нехватки  преподавательских кадров деньги можно  заработать гораздо проще, не напрягаясь. Но такой  подход к добру не приведет. Это – тупик. Поэтому новому проректору по ДО (Костину В.А.), конечно, вместе с руководством университета и структурных подразделений, придется изрядно потрудиться, чтобы сделать решающие шаги вперед, используя в частности возможности созданных нами УНИКов. Я думаю, что пришло то время, когда эти проблемы мы сможем сдвинуть с места вместе с руководством предприятий, входящих в УНИКи.

Что касается проблемы качества, то качество, как известно, функция многофакторная. Оно определяется: кадровым составом, состоянием материально-технической базы, уровнем научных исследований, проводимых в вузе и совокупностью  организационных мер, программно-технических средств, обеспечивающих мониторинг и контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Наиболее остро сегодня обозначилась кадровая проблема. На своем заседании 6.12.2004г. Ученый совет отметил, что педагогические коллективы практически перестали пополняться молодежью, заметно снизилась эффективность аспирантуры и докторантуры. Нет должной отдачи от существующей системы повышения квалификации преподавателей.

Средний возраст докторов наук, профессоров составляет 64 года, доцентов – 55 лет, старших преподавателей – 51 год, ассистентов – 32 года.

При этом возрастной диапазон ассистентов – от 23 до 55 лет, старших преподавателей – от 33 до 77 лет, доцентов – от 32 до 93 лет.

Тревожит то, что есть  кафедры, где нет ассистентов и старших преподавателей, а возраст доцентов и профессоров при этом – за 55-60 лет, т.е.  нет смены. Это кафедры АГД, СМЛА, ТММСИ, ВРД, ТМ, ОЭС,  теоретической и прикладной механики.

Другой проблемой является наличие значительного количества вакансий на ряде кафедр.

Вот некоторые данные по наиболее неукомплектованным кафедрам:

АНТЭ                                                                  3 фак.

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

 

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

АиАХ

4,25

14

 

 

ЭО

14,25

25,5

57

ТММСИ

9

18,5

64

 

АиУ

17,75

30

51

ТПД

11

24

48

 

ССТМ

11

18

63

Пром.экол.

17

31

44

 

 

 

 

 

                            

4 фак.                                                                 ИРЭТ

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

 

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

АСУ

21

36

50

 

РТС (РУ)

27,25

46

47

КСИБ

23

43

57

 

РЭКУ

20,25

30,5

54

                           

6 фак.                                                            7 фак.

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

 

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

ЭП

20,25

51

51

 

СиП

14

30

49

УМП

22,25

37,5

51

 

ИСО

11

29

48

ПКМ

9,5

18,5

39

 

Филос.

12

23

53

                  

8 фак. (Гараев К.Г.)                                            Габдреев Р.В.

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

 

Кафедра

Реально

Утв.

Ср.возраст

Сп.мат.

24

32,5

53

 

ИПП

6,5

15,5

42

ОФ

14,5

22,5

53

 

 

 

 

 

Хасанова А.Ш. – практически все укомплектовано. Средний возраст: ПГГ – 49,6; КиМП – 42; УПД – 36,7; ЭТП – 42.

Очевидно, что на кафедрах типа ТММСИ или ССТМ с учетом среднего возраста существующих преподавателей (63-64 года) и 50-60% укомплектованностью через несколько лет просто некому будет работать.

Основной бич в работе – равнодушие зав.каф. не только к проблемам молодых, но и к уровню преподавания действующих педагогов.

В условиях, когда повышение квалификации преподавателей, остается заботой нескольких ответственных за это чиновников (проректора, декана) и не волнует зав.кафедрами, процветает формализм в этом процессе, сводящийся к своевременному оформлению подтверждающих бумаг на родственной кафедре ближайшего вуза.

Такому формализму должен быть положен конец. У нас есть финансируемый ИППК и его необходимо превратить в действенный инструмент повышения квалификации преподавателей нашего университета.

В соответствии с приказом Рособразования от 21.12.2004г. № 379 «О повышении квалификации в 2005 году профессорско-преподавательского состава….», нашему вузу выделены дополнительные средства в размере 960 тыс.руб. для повышении квалификации преподавательского состава ПФО по следующим приоритетным направлениям: информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, управление качеством, гуманитарные проблемы современности, подготовка кадров для оборонной отрасли, менеджмент в образовании, инновационная деятельность. Наша задача – провести все занятия на высоком уровне.  В настоящий момент обновляется содержание программ ИППК в соответствии с перечисленными приоритетами.

Конечно, повышение квалификации необходимо, но этим положение дел не спасешь, если преподавателей нет, нет ни молодого ни среднего возраста (ни 30-летних, ни 50-летни). У нас достаточно много защищается диссертационных работ (2004 – 81), но мало молодых защитившихся людей остается в университете (2004 -   15). Что нужно молодым:

  • творческая работа;
  • достойная зарплата;
  • жилье;
  • возможность служебного и профессионального роста.

Зарплата у ППС – недостаточная. И если на кафедре нет х/д НИР, грантов, все места заняты, молодой человек уходит. Поэтому, чтобы хоть как-то поправить положение дел Ученый совет принял решение о системе стимулирования, которая, конечно, не радикально, но все-таки изменит ситуацию к лучшему.

                Статьи затрат по подпрограммам

Кол-во

руб.

1.

Поддержка ППС, аспирантов и докторантов:

 

1.1.

Доплата аспирантам и докторантам-целевикам  с  заключением

договора

 

2000

1.2.

Доплата преподавателям-соискателям уч.степени кандидата наук, не прошедших аспирантуру в возрасте до 35 лет

 

1500

1.3.

Доплата преподавателям-соискателям уч.степени доктора наук

(в возрасте до 55 лет)

2000

1.4.

Доплата преподавателям-кандидатам наук (в возрасте до 30 лет)

3000

1.5.

Доплата преподавателям-докторам наук (в возрасте до 50 лет)

3000

2.

Стимулирование научной деятельности:

 

2.1.

Доплата научному руководителю за защиту аспиранта (докторанта)-

целевика

 

5000

2..2.

Доплата за активную работу над монографией с заключением

договора

1500

2.3.

Доплата за защиту докторской диссертации

7000

2.4.

Доплата за защиту кандидатской диссертации

5000

2.5.

Доплата за издание монографии

4000-

6000

3.

Стимулирование учебно-методической работы

 

3.1.

Доплата за активную работу над учебным пособием с грифом

 с заключением договора

 

2000

3.2.

Доплата за издание учебника с грифом МО РФ

7000

3.3.

Доплата за издание учебного пособия с грифом УМО

3000-

5000

3.4.

Доплата за создание электронных учебников с грифом УМО

5000

3.5.

Доплата за активную НМР

500

3.6.

Доплата за использование КИТ в учебном процессе

500

Организация воспитательного процесса

Трудно говорить о проблемах воспитания, ничего нового не скажешь, но и не говорить тоже нельзя. Цель ВП – формирование «специалиста-гражданина», специалиста, ответственного за принятие инженерных решений в глобальном, национальном и человеческом контекстах.

На сегодня КГТУ им. А.Н.Туполева охватывает практически все значимые направления воспитательной работы. Ученым Советом в январе 2005 г.утвержден ряд документов по  организации воспитательной работы.

В НИРС и техническом творчестве: На новый уровень массовости участников вышла Международная молодежная научная конференция

« Туполевские чтения». На некоторых факультетах организовываются Дни специальностей. Ежегодно ведется работа по представлению студентов, отличившихся в учебе и НИРС, к именным стипендиям.

Приняли участия в соревнованиях всероссийского уровня члены сборной КАИ по авиамоделизму (этап Кубка России по свободнолетающим моделям в г. Лесное и XXVII Чемпионат Высших учебных заведений России по авиамодельному спорту в г. Самаре).    Нашими ребятами были завоеваны 3 золотые медали, присвоены звания мастеров спорта.

В художественном и интеллектуальном творчестве: С успехом проходят традиционные студенческие мероприятия: День Знаний, Фестивали первокурсников, « Студенческая весна», « Весна в студгородке», « Фестиваль филиалов», Фестиваль КВН, День Театра и т.д .       Была проделана большая организационная работа по проведению традиционного международного Фестиваля СТЭМов « Икариада».

Наш вуз занял на фестивале «Студенческая Весна» второе место среди вузов первой категории, получено немало первых-вторых мест по номинациям. На высоком уровне прошли в этом году Фестивали первокурсников.

Команда «Лоботомия» Брейн-клуба КАИ, насчитывающего более 10 команд,  заняла первое место в абсолютном зачёте на фестивале «Интеллектуальная Весна-2004».

В области гражданско-патриотического воспитания

  • Традиционно отмечается День рождения университета.
  • Уже не первый год организуются поездки наших студентов-участников  Вахты памяти в Ленинградскую область.
  • Студенческая Служба безопасности университета отметила 10-летие.
  • Традиционными стали поездки  в подшефный Нурлатский детский дом.

В спорте - по 31 виду спорта КГТУ-КАИ занял 2 место на комплексной Спартакиаде вузов РТ, по 17 видам спорта – с 1 по 3 места:

  • 1 места – кикбоксинг, гандбол, армспорт, перетягивание каната, вольная борьба,
  • каратэ, самбо, дзюдо, спортивное орентирование, бадминтон.
  • 2 места – тяжелая атлетика, шахматы, туризм, бокс.
  • 3 места – лыжные гонки, волейбол, аэробика.
  •  В Первенстве Вузов России по армспорту, организованном на базе КГТУ-КАИ 1 место среди 46 вузов в командном зачете. Результат: 11 медалей ( 4 – золотые, 5 – серебряных)
  •  На Чемпионате мира в ЮАР по армреслингу  Фомина Е. получила 2 серебрянные медали, Хамидуллина Л. стала Чемпионкой мира.
  • На Чемпионате России по татаро-башкирской борьбе Муханов Р. стал 5-кратным чемпионом, получил званиме « Заслуженный мастер спорта».
  • Студент ФМП Исаевский выиграл Всероссийский Мемориал Нижметдинова по шахматам. Студент ф-та АЭП Аскеров М. занял 1 место на Международном турнире по шахматам, стал Международным мастером.
  • С 25 по 27 февраля 2005 г. в Москве прошел 1 Чемпионат Мира среди вузов по армреслингу ( 12 стран). Женская команда КГТУ-КАИ заняла 1 место среди 40 команд, мужчины – 12 место.

В организации социальной защиты студентов, студенческого самоуправления

По итогам городского смотра конкурса на звание « Лучшее общежитие» студсовет 6 общежития был признан лучшим в городе.

Найдены новые формы студенческих трудовых отрядов: четвертый год действует отряд проводников, а  ССО «Север»  не перестает существовать 36 лет. Поиску вторичной занятости для студентов во многом способствует создание Штаба студенческих трудовых отрядов.

Проведена большая работа по организации летнего отдыха и оздоровлению студентов, что позволило отдохнуть в ОСК «Икар», лагере «Радуга» (Геленджик), Алуште, Анапе, санатории «Казанский» порядка 900 студентам.

Цели и задачи на ближайший период:

- повысить роль студенческого самоуправления в организации учебного процесса:

один из важных моментов - старосты групп по приказу ректора имеют право и должны получать ключи от аудиторий для  подготовки группы и аудитории  к занятиям, встрече преподавателя;

- создать систему мер  по профилактике правонарушений в студенческой среде - строго отслеживать выполнение приказа № 32-о от 27.01.05 г.;

- решить ряд вопросов по хозяйственному обеспечению учебного процесса – введению 2-х сменной работы гардеробов в учебных зданиях, обеспечение чистоты и порядка в зданиях;

- активизировать воспитательную работу в подразделениях университета, институтах, факультетах путем внедрения системы конкурсов по организации воспитательной работы, возродить звание «Лауреат смотра КГТУ-КАИ» в различных областях  ВР.

При организации ВР нельзя забывать, что уровень  воспитательной работы прямо определяет и имидж университета. Не может быть хорошего имиджа, если ВП плохой.

К сожалению, не снижается количество преступлений и правонарушений среди студентов университета. В 2004 году к уголовной ответственности привлечено 13 студентов, к административной ответственности – 115 студентов. Наиболее неблагополучная обстановка сложилась в институте АНТЭ, общежитии № 3.

Продолжают отмечаться случаи нарушения Правил внутреннего распорядка университета: распитие спиртных напитков, появление в не трезвом состоянии, курение в не установленных местах, употребление нецензурной брани, несоблюдение пропускного режима. 

Указанные факты свидетельствуют о том, что воспитательная работа по профилактике преступлений и правонарушений проводится не на должном уровне и является не достаточно эффективной. В университете не создана обстановка всеобщей нетерпимости  к правонарушениям, не применяются действенные меры дисциплинарного и общественного воздействия к нарушителям, нарушается принцип неотвратимости наказания, не активно развернута антинаркотическая, антиалкогольная и правовая пропаганда  среди студентов.

Одной из эффективных форм воспитания правовых основ у студентов, средством обеспечения порядка в университете и других общественных местах является студенческая служба безопасности университета (ССБУ), по итогам работы за 2004 год ССБУ признана одной из лучших в г.Казани.  Наиболее  активная работа  по организации деятельности  студенческих правоохранительных формирований проводится в  институте РЭТ,  на факультете АиЭП.

В системе, обеспечивающей необходимый уровень подготовки специалистов, конечно, решающее место принадлежит и материально-техническому обеспечению учебного процесса. В этом плане многое делается в университете.

Завершено строительство оптоволоконной корпоративной сети университета связывающей все основные здания университета. Учебное здание в Дербышках, 4 здание и студенческий городок подключены по выделенным телефонным каналам. На очереди подключение к корпоративной сети 6-го и 7-го общежитий. Стоит задача расширения корпоративной вычислительной сети путем подключения к ней филиалов в городах Республики.

Начаты работы по увеличению пропускной способности сети до 1 Гбит/с, что позволит существенно повысить качество передачи информации. К сожалению далеко не вся информация, запрашиваемая нашими университетскими пользователями отвечает тематике университета. Ответственность в этих вопросах должна лежать и на руководителях подразделений.

В настоящее время у нас в университете более 1400 современных персональных компьютера. Из них в сети - более 1340. В университете более 765 человек использую электронную почту и Интернет. Все считают, что это совершенно бесплатно, но за это университет платит, причем весьма не малые деньги. Поскольку в бюджете университета специальных средств для этого не предусмотрено, стоит задача - оплату канала производить за счет непосредственных потребителей.

Сайт университета стал лучшим в номинации сайтов государственных организаций нашего региона. Основной упор в этом году будет сделан на образовательную часть нашего портала и здесь предстоит совместная работа вместе с учебным отделом, деканатами и кафедрами. В феврале этого года был зарегистрирован 100.000 внешний посетитель нашего сайта. За два с небольшим  года это впечатляет. Одновременно необходимо отметить, что добрая половина кафедр и ряд подразделений до сих пор не предоставила информации на наш сайт либо не обновляет её. Для изучения новых версий используемого программного обеспечения и освоения последних разработок в области компьютерных технологий необходимо ввести на регулярной основе повышение квалификации сотрудников и преподавателей нашего университета, максимально привлекая имеющихся в университете специалистов.

У нас в университете создан (АНТЭ) один из лучших СAD/CAM центров России, работающий пока, как говорится, не в полную силу.

Переход университета  к широкомасштабному применению компьютерных технологий – одна из самых, актуальных и неотложных задач. Во-первых, для перевода учебного процесса на качественно новый уровень, соответствующий современным требованиям информационного общества, во-вторых, для реализации программ дистанционного обучения.

В 2004-2005 учебном году увеличилось число студентов, обучающихся в университете по дистанционным технологиям за счёт появления обучающихся уже на первых трех курсах. Всего по дистанционным технологиям уже обучается 168 студентов: на 1 курсе -40; 106 студентов – на втором курсе и 22 студента на третьем.  Важным моментом явилось то, что  в г. Актаныш все  72 студента ( 40+ 32)  обучаются только по дистанционным технологиям.

В настоящее время закончена разработка оболочки электронной библиотеки университета, выполненная специалистами Поволжского научного учебного центра. Оболочка электронной научно-технической библиотеки университета передана в библиотеку КГТУ для опытного внедрения в учебный процесс. Технические возможности библиотеки расширены за счёт приобретения высокопроизводительного сканера и нового сервера электронной библиотеки. Это позволит:

  • хранить и поддерживать электронный каталог библиотеки КГТУ
  • хранить электронные ресурсы
  • предоставлять доступ к электронным ресурсам
  • предоставлять средства поиска информации
  • обеспечивать безопасность хранимой информации
  • обеспечивать обмен данными с другими библиотечными системами.

Сейчас производится комплектация библиотеки необходимыми учебно-методическими материалами для более эффективного обучения студентов  с использованием элементов дистанционных технологий для всех специальностей университета.

В настоящее время закончена разработка оболочки информационно-образовательного портала КГТУ им. А.Н.Туполева.

Следует отметить, что, несмотря на полученные положительные результаты, кафедры университета не достаточно эффективно участвуют в создании контента образовательного портала и системы дистанционного обучения.

Директорам институтов, деканам факультетов, заведующим кафедрами необходимо повысить эффективность работ в указанном направлении.

Большую работу по развитию материальной базы учебного процесса провели в 2004 году ИРЭТ, факультеты 3, 6, 7, факультет ФМП. Однако надо признать, что обеспечить необходимый уровень мы долго, а может быть, и никогда не сможем. Мы не сможем приобрести современные обрабатывающие, диагностические системы, современные летательные аппараты, да современные компьютерные системы. Поэтому без использования материальной  базы НИИ, КБ, фирм, заводов-потребителей наших специалистов обеспечить необходимое качество подготовки специалистов невозможно. В этом плане мы совершенно правильно поступили, когда приняли решение об организации производственных практик, мы совершенно правильно действуем, формируя учебно-научные комплексы совместно с предприятиями, создавая на последних совместные лаборатории и кафедры. Другого пути нет, и не будет. Однако работа идет крайне медленно и не эффективно. Здесь хороший пример являет собой кафедра  оптико-электронных приборов и систем, оснащенная с помощью КОМЗа, ФОТОНа и ГИПО, на которой работают ведущие специалисты этих предприятий, а студенты работают и получают стипендии от этих предприятий, а остальные в начале пути и не в соответствующей позе.

Уважаемые участники конференции, современный, да и не только современный, ВУЗ  - это не только учебное заведение, это – научное учреждение, в котором  ведутся фундаментальные, прикладные и ОКРовские работы, в которых участвуют преподаватели, аспиранты и студенты ВУЗа. В КАИ так было всегда. Причем объем НИР превосходил бюджет университета. Таким образом, создавалась среда, создавались условия, в которых  воспитывались будущие генеральные и главные конструкторы, выдающиеся ученые, руководители фирм. Сегодня объем НИР составляет ~ 10% бюджета.

Мы всегда должны помнить, что нет науки – нет ВУЗа. Конечно, сегодня деньги получить у заказчика не просто. Но, тем не менее, деньги в стране есть. Но нужно предложить то, что интересует инвестора, которого интересуют не идеи, разработки. И у нас есть люди и коллективы, которые хорошо адаптировались в новых условиях и успешно наращивая объемы НИР, участвуя в конкурсах, заключают хозяйственные договора. Объем НИР кафедры спецдвигателей превысил 10 млн.рублей, кафедры СМЛА – 6 млн.рублей, центр неразрушающего контроля – 5 млн.рублей, ПЛА и ТОТ – около 3 млн.рублей.

Однако около половины кафедр университета не имеют ни рубля. Я  понимаю, когда речь идет о гуманитарных кафедрах, с трудом могу  понять кафедры математики, но как объяснить отсутствие хоздоговоров у технологов, у информационщиков-компьютерщиков-электронщиков, экономистов. Мне кажется, что мы напрочь оторвались от предприятий, не знаем их проблем, немного прирабатываем в фирмах и фирмочках, которые успешно существуют около университета, а  поскольку мы все пенсионеры, то нам много не надо. Что нам до ВУЗа, до рейтинга, до его будущего? «Будущее за теми, кто придет после нас, оно меня не интересует» - утверждает один из «умнейших» профессоров университета Юрий Павлович Катаев. Такая позиция привела к тому, что на кафедре все по нулям. Похоже, так рассуждает не только Юрий Павлович. В связи с этим хотелось бы напомнить, что руководитель любого уровня несет ответственность не только за себя, но и за весь коллектив, который он возглавляет, за его настоящее и хоть какое-то прогнозируемое будущее. Если этого чувства нет, надо передать ответственность за коллектив другому и жить спокойно.

А что касается рейтинга, то сегодняшний рейтинг определяет завтрашний статус университета. Как заявил на днях Фурсенко А.А., финансирование ВУЗов  будет поставлено в соответствии с рейтингом университета.

Возвращаясь к проблеме науки, хочу еще раз подчеркнуть, что деньги сегодня получить на науку не просто, т.к.  рынок готов оплачивать не идеи, а только результат, воплощенный в прибор, программу, систему. Поэтому наше спасение – в интеграции с научно-производственными структурами, в УНИКах, в рамках которых можно заниматься не только подготовкой и переподготовкой кадров, но и формировать, и реализовывать научные проекты. И работу эту надо проводить инициативно, напористо, предлагая, доказывая и убеждая. А вот Юрий Павлович считает, что его надо попросить, ему надо предложить, тогда он может быть, на что-то согласится. В рынке такое маловероятно, в рынке предлагают себя, рекламируют свои возможности, свои уменья, свою продукцию, в рынке ищут покупателя.

Уважаемые участники собрания, помните В.В.Путин, еще при первом избрании, обещал нам диктатуру закона, но мы тогда еще не понимали, что осуществляться она может по-разному. У нас она превратилась в диктатуру чиновников (налоговые, КРУ, ОБЭП, санэпидемиологические и экологические службы, пожарники и т.д., и т.п.). В условиях недостаточного финансирования к нам имеет основание придраться любой чиновник. Это требует исключительной четкости и профессионализма от всех сотрудников университета. Неправильно и не вовремя оформленные приказы, запоздалое и неточное их исполнение, неправильные, обусловленные безответственностью или незнанием законов и инструкций решения ведут к чувствительным последствиям, особенно если эти нарушения связаны с экономикой и если обнаруживаются какими-то внешними комиссиями. Тогда появляются замечания, выговоры, штрафы и пени. Сегодня работать нужно очень четко. Сегодня соблюдение организационной и особенно финансовой дисциплины должно быть безусловным. В этом плане хочу напомнить, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности  бюджетных расходов», а также в целях единства бюджетной политики и своевременного составления и  исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на 2005 год утвержден порядок применения единой бюджетной классификации РФ при составлении и исполнении бюджетов всех уровней.

В соответствии с бюджетным кодексом РФ приказом № 70Н Министерства финансов РФ утверждена новая инструкция по бюджетному учету. Новая инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, всех бюджетных учреждениях.

Новый план счетов бюджетной инструкции бухгалтерского учета принципиально отличается от всех действующих до настоящего времени планов счетов. Новая, принятая схема отражения любой хозяйственной операции, движения финансовых потоков позволяет сделать бухгалтерский учет и бухгалтерский баланс бюджетного учреждения абсолютно прозрачным.

Совершенно очевидно, что ведение бухгалтерского учета по новой инструкции без применения ЭВМ просто невозможно. Новая инструкция по бюджетному бухгалтерскому учету – это не только новая схема учета, иная компоновка активов и пассивов баланса, но,  это также автоматизированная технология. Ручного варианта просто нет!

Что необходимо сделать?

1. Назначить комиссию и провести инвентаризацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов, для распределения их по новой схеме – часть в основные средства, часть – в материалы.

2.Провести переоценку всех основных средств, в том числе и тех МБП, которые станут основными средствами с целью отнесения их в разные амортизационные группы.

3. Провести инвентаризацию дебиторской задолженности с целью распределения дебиторов по новому плану отчетов составить акты по видам дебиторской задолженности.

4. Создать службу (отдел) программистов обслуживающих финансово-экономический блок.

И чтобы не было никакого саботажа (явного и скрытого) со стороны структурных подразделений. Это дело очень важное и общее.

Относительно планов дальнейшего строительства. Во-первых, необходимо кое-что доделать в первом корпусе (вентиляция, благоустройство) и узаконить его, что пока еще не сделано. Есть на сегодня проект следующего учебного корпуса и уже начато его строительство, однако пока не удается заключить инвестиционный договор, предусматривающий передачу части участка инвестору. Препятствием является отсутствие упорядоченности прав и обязанностей в вопросах собственности между агентами по образованию и имуществу. Все вопросы мы, конечно, решим, но жаль – теряем время!

Есть планы перебазирования военной кафедры на новую площадку и строительства там главного здания.

Заканчивая свой доклад, хочу напомнить Вам, что 5 марта 2005 года – день рождения КАИ. Исполняется 73 года, значит ровно через 2 года – 75-летний юбилей. 75 – это не 70 и не 65, это уже юбилей, к которому надо основательно готовиться. К юбилею нужно подойти обновленным, как внешне, так и внутренне. В ближайшее время должна быть разработана программа подготовки университета к юбилею. Соответствующие программы должны быть и у каждого структурного подразделения, у каждой кафедры. В целом последние годы университет развивается не плохо,  потенциал у нас есть, есть все возможности достойно и красиво подойти к юбилею и провести его.

А пока, поздравляю Вас с 73-летием. Будьте здоровы, живите долго, творите и будьте счастливы.

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ