Готовится реформа начального профессионального образования Принимать в профессиональные училища и лицеи школьников, имеющих полное (одиннадцатилетнее) среднее образование, дать возможность каждому молодому человеку в республике получить рабочую специальность, интегрировать училища, лицеи и техникумы в вузовскую систему и, главное, привлечь республиканские предприятия к финансированию подготовки специалистов таковы основные изменения, которые ждут систему начального профессионального образования Татарстана. В прошедшую субботу программу реформирования НПО обсудили на заседании Кабинета Министров РТ.
Проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров назрела в республике давно. Даже не счесть, сколько раз за последние несколько лет на различных коллегиях, совещаниях, заседаниях и "круглых столах" обсуждалось, что же нужно сделать, чтобы повернуть молодежь лицом к рабочим профессиям. Кадровый вопрос сегодня главный тормоз на пути динамично развивающейся татарстанской экономики, отметил, открывая заседание Правительства, Премьер-министр Рустам Минниханов. Рабочих не хватает, а те, которых готовят сегодня в наших лицеях и училищах, в большинстве своем не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателем, потому что учатся они на старом оборудовании и по устаревшим методикам. В итоге деньги в систему НПО государство вкладывает немалые, а результатов нет. Исправить ситуацию, по замыслу Правительства, должна реформа в сфере начального профессионального образования. Разработать ее основные положения было поручено межведомственной комиссии по экономике и социальным реформам, возглавляемой первым заместителем Премьер-министра Равилем Муратовым.
Ставка на кластер
Нынче все больше готовится специалистов с высшим образованием, в то время как экономике нужны кадры, имеющие начальное профессиональное образование, то бишь рабочие, отметил Равиль Муратов и обозначил основные предложения по реформированию системы НПО. Новая схема подготовки кадров должна базироваться на так называемых образовательных кластерах структурах, где в единой связке работают базовое предприятие, вуз, ссуз и профессиональное училище. При этом основная роль отводится производственникам.
Нужно создать систему, где заказчиком кадров является сам работодатель. Бизнессообщество и государство должны вместе финансировать начальное профессиональное образование, пояснил первый вице-премьер.
Схема работы кластера примерно такова: предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах, через систему госзаказа формируется заявка в кластер сколько и каких специалистов надо обучить. Промышленники обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантированное трудоустройство. Всего предполагается создать 11-12 крупных образовательных кластеров. При хорошей организации работы они смогут готовить нужные кадры как для республики, так и для ближайших регионов.
По словам Равиля Муратова, крупнейшие предприятия Татарстана, такие как КамАЗ, "Оргсинтез", ряд других, уже дали согласие на подобную схему. Но это не все новшества, которые грядут в системе НПО. Предлагается также набирать основной контингент учащихся в профессиональные лицеи и училища не после 9-го, как сейчас, а после 11-го класса. Это, считают авторы реформы, будет выгодно всем. Школы, которые переходят на подушевое финансирование (то есть выделяемые им деньги будут зависеть от числа обучающихся) останутся при учениках. Срок обучения в лицеях можно сократить с трех лет до года, так как не будет необходимости параллельно с профессиональным давать детям полное среднее образование. За счет этого увеличится время на производственную практику. Кроме того, число обучающихся в ПТУ сократится. Все это сэкономит затраты на обучение в системе НПО, а сэкономленные средства можно будет пустить на обновление материальной базы училищ и их ремонт.
Токарь с университетским дипломом
Еще одно новшество. В кластере, как уже упоминалось, должны работать в единой цепочке вуз, ссуз и профессиональный лицей. Фактически предполагается создать единую систему непрерывного образования школьник поступает не просто в ПТУ, он получает диплом о начальном профессиональном образовании с корочками университета или института и может в рамках этого же вуза при желании продолжать обучение. А в идеале, заметил Равиль Муратов, надо добиться того, чтобы каждый молодой человек в республике получал рабочую специальность. Тогда будет больше возможности реализовать себя в жизни. В сущности, это возврат к существовавшей в советское время системе УПК, когда школьники в старших классах учились на токарей, фрезеровщиков, маляров, продавцов...
Начальное профессиональное образование надо сделать массовым, поддержал эту ретроидею ректор Казанского государственного технического университета Геннадий Дегтярев. Не выйдет хорошего инженера из человека, который инструмента никогда в руках не держал. Поэтому часть профессиональных лицеев надо передать в структуру вуза, это повысит их престижность.
Грамотный пиар до фермы доведет
О престижности разговор особый. Это раньше, заметил Геннадий Дегтярев, когда места в вузах были ограничены, а рабочие в дополнение к общественному статусу гегемона имели приличные зарплаты и премии, человек без высшего образования не казался никому неудачником. Нынче родители последние деньги отдадут, чтобы пристроить чадо в вуз. Та же картина и в деревнях, заметила заместитель генерального директора по работе с персоналом ОАО "Красный Восток Агро" Лариса Калашникова. В сельских школах практически все ученики, насмотревшись на своих родителей, которые работают в тяжелейших условиях за копейки, мечтают уехать из деревни. А ведь сегодня инвесторы создают на селе совершенно иные условия труда, но кто об этом знает? А надо, поделилась Лариса Калашникова собственным опытом, ездить, встречаться с детьми, общаться, рассказывать, что их ждет.
Наши скотники не стоят по колено в навозе. У нас везде чисто, светло, техника новейшая, они могут на ней учиться. Премии хорошие получают, эмоционально перечисляла Лариса Калашникова. А уж когда она завела речь о работе "менеджеров по доению", стало ясно: перед таким грамотным пиаром сельские школьники устоять действительно не смогут. Кому же не захочется, не уезжая из родного села, стать менеджером, пусть даже по доению, работать в хороших условиях, получать достойные зарплаты и премии...
Вот так надо работать, резюмировал это выступление Рустам Минниханов.
Поспешать не торопясь
Но так действуют пока далеко не все потенциальные работодатели. И это не всегда их вина.
Когда мы проводили социологический опрос среди школьников, то выяснили, что они готовы выбрать рабочую профессию, если будут иметь гарантированное трудоустройство, достойную зарплату и возможность карьерного роста, заметил министр образования и науки Раис Шайхелисламов. Но ведь не всегда у предприятия есть возможность сразу дать молодому человеку все, что он хочет.
Помнится, когда министр только начинал продвигать идею кластеров "в массы", многие директора заводов разводили руками по тарифной сетке зарплата у начинающего рабочего невысокая, и вряд ли это может привлечь молодежь на производство. Да и зачем предприятию стараться, вкладывать деньги в обучение ребят, которых все равно через год после окончания ПТУ заберут в армию? Эти вопросы на заседании Кабинета Министров не прозвучали, хотя в процессе реформы они наверняка не раз всплывут.
Зато были озвучены некоторые другие проблемы, с которыми придется столкнуться, перестраивая систему профобразования. Так, ориентация на выпускников 11-х классов приведет к тому, что часть педагогических кадров в училищах и лицеях придется сократить. Да и число самих училищ, видимо, уменьшится. Кроме того, кластерная система хороша для промышленности, но в том же сельском хозяйстве, в сфере обслуживания просто не наберется столько крупных базовых предприятий, которые могли бы и финансово, и организационно осилить такую работу. Значит, заметил Рустам Минниханов, должны быть разные подходы к реформированию. И озвученная схема еще не окончательный вариант. Всех сложностей, с которыми предстоит столкнуться, Правительство пока не осознало, поэтому реформу нужно проводить постепенно и максимально прозрачно.
Я готов лично встречаться с директорами училищ, проводить "круглые столы", пообещал Премьер-министр. Люди, которые долгие годы работали в этой сфере, не должны пострадать. Надо составлять конкретную схему по каждому училищу. Сегодня мы еще не принимаем окончательного решения по реформированию. Но всем нужно осознать: наша задача наладить нормальную подготовку высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей. Другого пути нет.