Назначение: Надводное скоростное транспортное средство
Рекомендуемая область применения: Скоростные пассажирские и грузовые перевозки, средства служб охраны природы, спасения на воде, обеспечения правопорядка, охраны границ, здравоохранения, пожарной охраны в бассейнах водохранилищ, крупных рек, озер, прибрежных акваториях морей и океанов.
Основные технические параметры:
крейсерская скорость, км/час
150,0
высота полета, м
0,2 – 1,0
дальность полета, км
1000,0
грузоподъемность, кг/ пассажировместимость, чел
400/5
экипаж, чел
1
мореходность старта с воды (высота волны), м
0,5
двигатель поршневой, шт
1
мощность двигателя, л.с.
265,0
движитель, тип
воздушный винт
максимальный взлетный вес, кг
1500,0
Преимущества перед известными аналогами: Экраноплан в 3–5 раз дешевле отечественных и зарубежных аналогов в силу конструктивной простоты и технологичности, достигнутых на основе результатов проведенных фундаментальных исследований и комплексного анализа параметров существующих конструктивно-компоновочных схем экранопланов.
Стадия освоения: Экспериментальный образец на стадии летных испытаний.
Результаты испытаний:
осуществлен комплекс аэротрубных испытаний моделей экранопланов различных конструктивно-компоновочных схем и выбор летно-технических характеристик экспериментального экраноплана;
проведен комплекс гидродинамических испытаний моделей;
проведены наземные испытания экраноплана;
выполнен этап швартовых испытаний экспериментального образца.
Результаты швартовых испытаний подтвердили основные расчетные параметры экраноплана в водоизмещающем режиме движения.
Ожидаемый технико-экономический эффект: Экраноплан это скоростное транспортное средство с широким спектром применения: экраноплан-такси, экраноплан-спасатель, экраноплан-патруль и т.д. Обладает существенными преимуществами по транспортной эффективности в сравнении с гидросамолетами, водоизмещающими судами и судами на подводных крыльях (СПК). Скорость экраноплана выше в 10 и более раз по сравнению с водоизмещающими судами и в 2–5 раз по сравнению с СПК при меньшем в 1,5–2 раза потреблении топлива. По сравнению с гидросамолетами более высокая транспортная эффективность обеспечивается меньшим расходом топлива, снижением затрат на обслуживание и эксплуатацию.
Описание: Экраноплан выполнен по самолетной схеме, имеет прямоугольное в плане крыло умеренного удлинения и сильно развитое горизонтальное оперение. Крыло свободно от механизации и органов управления, функции элеронов возложены на дифференциально-управляемые рули высоты. Это облегчает и упрощает конструкцию крыла и технологию изготовления.
Аппарат целиком выполнен из стеклопластика с широким использованием трехслойных конструкций. Обводы фюзеляжа и крыла имеют одинарную кривизну, что минимизирует объем технологической оснастки. Предложена оригинальная и эффективная система автоматического управления экранопланом, что существенно улучшает устойчивость движения аппарата. Экраноплан обладает высокими функциональными, потребительскими и стоимостными показателями, которые обеспечат его конкурентоспособность на отечественном и зарубежном рынках.
В сентябре 2007 г. экраноплан «Речное такси» совершил первый демонстрационный полет.
Сведения об изобретениях: При создании экраноплана использованы собственные оригинальные разработки, защищенные патентами Российской Федерации.
Формы и условия передачи результатов НТР:
- совместное проведение доработки до промышленного уровня; - создание совместного предприятия; - совместное производство, продажа и эксплуатация.
Финансовая сторона проекта может быть обсуждена с заинтересованными организациями.
Контактная информация:
Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева Адрес: 420111, г. Казань, ул. К.Маркса, 10. Тел./факс: (843) 236-66-92.
Научный руководитель проекта: Фирсов Вячеслав Анатольевич, профессор кафедры строительной механики ЛА, доктор технических наук, профессор.