Проекты: Грузопассажирский экраноплан «Икар»
 Наука
 
 
 
 
 
 

 

 

Назначение:
Надводное скоростное транспортное средство

Рекомендуемая область применения:
Скоростные пассажирские и грузовые перевозки, средства служб охраны природы, спасения на воде, обеспечения правопорядка, охраны границ, здравоохранения, пожарной охраны в бассейнах водохранилищ, крупных рек, озер, прибрежных акваториях морей и океанов.

Основные технические параметры:

крейсерская скорость, км/час 

150,0

высота полета, м 

0,2 – 1,0

дальность полета, км 

1000,0

грузоподъемность, кг/ пассажировместимость, чел

400/5

экипаж, чел

1

мореходность старта с воды (высота волны), м

0,5

двигатель поршневой, шт

1

мощность двигателя, л.с.

265,0

движитель, тип

воздушный винт

максимальный взлетный вес, кг

1500,0

Преимущества перед известными аналогами:  
Экраноплан в 3–5 раз дешевле отечественных и зарубежных аналогов в силу конструктивной простоты и технологичности, достигнутых на основе результатов проведенных фундаментальных исследований и комплексного анализа параметров существующих конструктивно-компоновочных схем экранопланов.

Стадия освоения:
Экспериментальный образец на стадии летных испытаний.

Результаты испытаний:

  • осуществлен комплекс аэротрубных испытаний моделей экранопланов различных конструктивно-компоновочных схем и выбор летно-технических характеристик экспериментального экраноплана;
  • проведен комплекс гидродинамических испытаний моделей;
  • проведены наземные испытания экраноплана;
  • выполнен этап швартовых испытаний экспериментального образца.

Результаты швартовых испытаний подтвердили основные расчетные параметры экраноплана в водоизмещающем режиме движения.

Ожидаемый технико-экономический эффект:
Экраноплан это скоростное транспортное средство с широким спектром применения: экраноплан-такси, экраноплан-спасатель, экраноплан-патруль и т.д. Обладает существенными преимуществами по транспортной эффективности в сравнении с гидросамолетами, водоизмещающими судами и судами на подводных крыльях (СПК). Скорость экраноплана выше в 10 и более раз по сравнению с водоизмещающими судами и в 2–5 раз по сравнению с СПК при меньшем в 1,5–2 раза потреблении топлива. По сравнению с гидросамолетами более высокая транспортная эффективность обеспечивается меньшим расходом топлива, снижением затрат на обслуживание и эксплуатацию.  

Описание:
Экраноплан выполнен по самолетной схеме, имеет прямоугольное в плане крыло умеренного удлинения и сильно развитое горизонтальное оперение. Крыло свободно от механизации и органов управления, функции элеронов возложены на дифференциально-управляемые рули высоты. Это облегчает и упрощает конструкцию крыла и технологию изготовления.

Аппарат целиком выполнен из стеклопластика с широким использованием трехслойных конструкций. Обводы фюзеляжа и крыла имеют одинарную кривизну, что минимизирует объем технологической оснастки. Предложена оригинальная и эффективная система автоматического управления экранопланом, что существенно улучшает устойчивость движения аппарата. Экраноплан обладает высокими функциональными, потребительскими и стоимостными показателями, которые обеспечат его конкурентоспособность на отечественном и зарубежном рынках.

В сентябре 2007 г. экраноплан «Речное такси» совершил первый демонстрационный полет.

Сведения об изобретениях:
При создании экраноплана использованы собственные оригинальные разработки, защищенные патентами Российской Федерации.

Формы и условия передачи результатов НТР:

- совместное проведение доработки до промышленного уровня;
- создание совместного предприятия;
- совместное производство, продажа и эксплуатация.

Финансовая сторона проекта может быть обсуждена с заинтересованными организациями.

Контактная информация:

Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева
Адрес: 420111, г. Казань, ул. К.Маркса, 10.
Тел./факс: (843) 236-66-92.

Научный руководитель проекта:
Фирсов Вячеслав Анатольевич, профессор кафедры строительной механики ЛА, доктор технических наук, профессор.

 

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ