Карта сайта
 
     Его имя носим с гордостью. 128 лет со дня рождения А. Н. Туполева.
 Новости
 
 
 

 





10 ноября 1888 года в Тверской губернии родился человек, чьё имя навсегда сплелось с именем нашего вуза.  Андрей Николаевич Туполев получил высшее образование в Императорском Московском техническом училище (ныне известное как бауманка). В вузе он всерьёз увлекся аэродинамикой, был членом Воздухоплавательного кружка, участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году совершил первый полёт. В сознание каёвских студентов факультета Летательных аппаратов с первого курса была вложена непреложная истина, что настоящий инженер-конструктор первым и испытывает свой самолёт, чем и подтверждает свой профессионализм.

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, конструировал первые аэродинамические трубы, был организатором и руководителем ЦАГИ (в сотрудничестве с  Н. Е. Жуковским). Андрей Николаевич  опытным путём доказал, что кольчугалюминий  является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой. Его должность официально называлась «товарищ директора» (Жуковского). Работа с Жуковским выработала у Туполева стремление к прочной связи теории и практики, любовь к глубоко продуманному эксперименту. Андрей Николаевич вначале сконструировал цельнометаллические аэросани и глиссер, на которых было «вживую» испытано поведение нового металла, затем – опытный самолет смешанной конструкции (дерево и металл) АНТ-1. Это позволило окончательно утвердиться во взгляде: металл – основа будущего авиапрома страны.

Многое из того, что он создал, он делал первым в мире, творил то, что этому миру было сложно представить. Однажды руководство страны обратилось к солидной английской фирме с просьбой спроектировать многомоторный самолет. Иностранные специалисты потребовали два миллиона и два года срока. Туполев со своей командой выполнил этот проект за девять месяцев и, разумеется, значительно дешевле. Так, в 1925 г. появился на свет АНТ-4 (ТБ-1) – первый в мире тяжелый цельнометаллический бомбардировщик. Было выпущено более двухсот ТБ-1. Одними из лучших в мире считались (и считаются!) советские гидросамолеты. Истоки этого успеха в значительной степени связаны с именем Туполева. Идеи своего дипломного проекта он в 1931 г. реализовал в концептуальной конструкции летающей лодки АНТ-8 (МДР-2). В 1930-е годы Туполев проектирует и строит один из самых знаменитых своих самолетов – АНТ-25, на котором был совершен беспримерный по тем временам беспосадочный перелет на другой континент.

Арестовали Туполева 21 октября 1937 г. в рабочем кабинете. При аресте всё чаще выдвигалась версия (что, собственно, и являлось обвинением) - новый истребитель Мессершмитта  Bf.110  сделан по чертежам Туполева (и,  действительно, у этих двух самолётов было много общего - они успешно выполняли свои функции, были красивы и спроектированы гениальными авиаконструкторами). Опыт боевого применения бомбардировщиков во время войны в Испании привел Туполева к мысли о необходимости создания пикирующего бомбардировщика. В конце июля 1941 г. за успешную работу по созданию бомбардировщика нового поколения («проект 103», будущий ТУ-2) Туполев был освобожден и вместе со своим ОКБ эвакуирован в Омск. Там на базе недостроенного завода тракторных прицепов был создан завод №166, на котором выпускались ТУ-2 и дальний бомбардировщик В.М.Мясищева. Концепцию Туполева по пикирующему бомбардировщику реализовал и его ученик Владимир Петляков, создавший свое КБ, а его знаменитый Пе-2 строился на Казанском авиационном заводе. На самолетах, сконструированных Туполевым, установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. В 1955 г. начались работы над бомбардировщиком с ядерной силовой установкой, позже – над самолетами с силовыми установками, работающими с альтернативными видами топлива.
Туполев всегда очень переживал за всех тех, кто погиб при создании и испытаниях его техники. Причин было много – авиация стремительно развивалась, многое было неизвестно, проявлялся и человеческий фактор... Но Андрей Николаевич всегда в первую очередь спрашивал за происшествия и гибель людей с себя (не секрет, что на рабочие совещания Туполева старались не приглашать женщин, так как, будучи интеллигентом, Андрей Николаевич не оскорблял женский слух далеко не тургеневскими идиоматическими выражениями).

Помимо «большой авиации» под руководством Туполева разрабатывались крылатые ракеты, беспилотные разведчики, велись исследования по гиперзвуковому аппарату. 31 декабря 1968 г. в воздух поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 (да-да, тот самый, что долгие годы был "прописан" возле шестого дома КАИ), главным конструктором которого был Алексей Андреевич Туполев, впоследствии ставший преемником Андрея Николаевича на посту Генерального конструктора.

За всем этим – колоссальный труд, нечеловеческое порой напряжение, испытания судьбы, непростой выбор многих решений, которые позволили сохранить и честь, и достоинство человека с фамилией Туполев, а марку «Ту» сделать одной из самой известных в мире.

Фотографии


Управление внеучебной работы

   
   
 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ