Карта сайта
 
     Алексей Лопатин: «Промышленный дизайн – искусство, которому будут обучать в КНИТУ-КАИ»
 Новости
 
 
 

 





Промышленный дизайн, как и любой другой дизайн - это искусство. Искусство, в рамках которого реализуется создание техники с учетом особенностей не только ее внешнего облика, но и с точки зрения функциональности. Но настолько ли важна ее красота и эстетичность? Директор Института авиации, наземного транспорта и энергетики Алексей Лопатин рассказал о новом направлении подготовки в КНИТУ-КАИ, о том, для чего нужен промышленный дизайн и почему самолеты должны быть не только безопасными, но и красивыми.

-Промышленный дизайн – новое направление для университета. Расскажите поподробнее об этом. Что представляет собой промышленный дизайн, как он применим в сфере авиации и для чего он нужен?

 - Промышленный дизайн, действительно, является абсолютно новым направлением подготовки для нашего университета, хотя его открытие напрашивалось уже достаточно давно. Любая техника, в том числе и авиационная, что бы быть востребованной на рынке должна  соответствовать современным требованиям эргономики и дизайна. Во всем мире дизайн - это одна из составляющих успеха той или иной продукции, так как без соответствующей подготовки в области дизайна ни один товар за рубежом не появляется на прилавках – это  является нормой в развитых странах, также это должно стать нормой в нашей стране.

Но промышленный дизайн все-таки намного шире, чем просто внешний вид и упаковка. Промышленный дизайн - это дизайн и интерьера, и экстерьера, это еще и удобное, а главное предсказуемое для потребителя, расположение компонентов управления,  визуализации и отображения информации и многое другое. Все эти вопросы лежат в плоскости рассмотрения специалистов в области промышленного дизайна. Поэтому я бы хотел отметить, что Институт авиации, наземного транспорта и энергетики не ограничивается темой промышленного дизайна только лишь в авиации. Для нас так же актуальны вопросы дизайна в области вертолето- и двигателестроения, дизайна наземной техники, в том числе автомобильного транспорта, дизайна станков и иного промышленного оборудования, дизайн приборов управления и телекоммуникационного оборудования и даже дизайн кораблей и сложной морской техники. Наличие этой магистерской программы в Институте АНТЭ не говорит о том, что мы будем ограничиваться только лишь выпускниками своего института. Мы будем рады видеть среди абитуриентов, поступающих к нам, выпускников и других институтов КНИТУ-КАИ и университетов Республики Татарстан, прежде всего, инженерных. Открытие этого направления подготовки является долгожданным как для КНИТУ-КАИ, так и для республики в целом.

 

- Чем отличается подготовка специалиста в сфере промышленного дизайна в КНИТУ-КАИ от архитектурных вузов? Как возникла идея ввести данную магистерскую программу?

- Конечно, нас могут рассматривать с точки зрения конкуренции в архитектурно-строительном университете, но мы реализуем разные профили подготовки и настроены на конструктивное сотрудничество. Попытки подготовки специалистов в области промышленного дизайна в республике были, но это достаточно сложное направление, и без серьезной материально-технической и учебно-методической базы успешно реализовать подготовку по этому направлению сложно. И главное, университет, который берется за реализацию программы в области промышленного дизайна должен располагать кроме всего прочего широким спектром объектов-образцов для практического воплощения курсовых и дипломных проектов студентов. Все это, конечно же, есть в КНИТУ-КАИ, и более того, у нас в институте ведутся передовые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания беспилотных летательных аппаратов с высокой долей использования современных материалов, в том числе и композитных, реализуются проекты в области вертолетостроения, наземного транспорта и многое другое. Так что с уверенностью можно отметить, что наши студенты-дизайнеры обязательно найдут область применения своих самых смелых идей и замыслов. Кроме того, в прошлом году перед началом процедуры лицензирования мы обсуждали необходимость открытия такой образовательной программы с ведущими промышленными предприятиями Республики Татарстан. В результате получили поддержку со стороны  Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова – филиал ПАО «Туполев», Казанского вертолетного завода, КАМАЗа, а также челнинской компании «Автодизайн», которая давно и успешно занимается дизайном автомобилей. Таким образом, мы заручились поддержкой серьезных партнеров, поэтому уверены в успехе нашего проекта.

-Безусловно, обладание дизайнерскими навыками и умение рисовать необходимо будущему дизайнеру. Какие  еще качества должны быть у будущего специалиста? Есть ли подготовительные курсы?

- Мы позиционируем нашу программу, прежде всего, как сетевой образовательный проект. Наши партнеры, которые совместно с нами прошли путь от идеи, процедуры лицензирования до запуска – это первый технический университет России – МГТУ им. Н.Э.Баумана и Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина.

Конечно, наш университет не обладает компетенциями в области художественной подготовки, поэтому  вопросы, связанные с рисунком, живописью и графикой, возьмет на себя Казанское художественное училище им. Н.И. Фешина. Обсуждая с МГТУ им. Н.Э.Баумана на этапе формирования идеологии нашей магистерской программы вопрос о значимости художественной подготовки для специалиста в области промышленного дизайны мы пришли к выводу, что хороший специалист в этой области это, прежде всего, инженер-конструктор с навыками рисования, нежели художник с инженерной подготовкой.

И соответственно подготовку по данной магистерской программе можно сравнить с огранкой драгоценных камней: будем брать отличных инженеров – выпускников бакалавриата с креативным мышлением и формировать в условиях реальной проектной работы компетенции, связанные с художественной подготовкой и вопросами эргономики. При этом мы изначально не рассматривали возможность открытия дизайна на уровне бакалавриата, так считаем что, хороший промышленный дизайнер должен, прежде всего, разбираться в своей предметной области, будь то дизайны авиационной или автомобильной техники, приборов учета и контроля или телекоммуникационного оборудования. 

В этом году для подготовки к поступлению мы организуем краткосрочные подготовительные курсы через Корпоративный институт КНИТУ-КАИ. В первый прием мы бы хотели набрать тех ребят, которым тема промышленного дизайна действительно интересна и близка, и планируем принять всех желающих, не смотря на уровень художественной подготовки, для того, чтобы посмотреть и оценить, какова мотивация и потенциал студентов, поскольку эта программа реализуется впервые. Все желающие могут прийти этим летом в дирекцию ИАНТЭ для получения консультации.

-Одним из девизов направления стало высказывание А.Н. Туполева  «Хорошо летают только красивые самолёты». Насколько важны стиль и внешний вид самолетов и как специалисты промышленного дизайна соотносят с функциональностью и безопасностью? Как соединяются искусство и инновации?

- Андрей Николаевич Туполев, по рассказам, обходя свое конструкторское бюро и видя разработки учеников-конструкторов, проводил рукой по фюзеляжу самолета и сразу же говорил – будет ли летать самолет или нет. Туполев стремился к тому, чтобы все машины, которые были сделаны на КБ, обладали элегантностью и красотой. Вопросы дизайна всегда шли рука об руку с вопросами технологического развития техники. Разумеется, вопрос соответствия безопасности и дизайна очень важен. Ключевой момент - расположение компонентов управления перед пилотом, которые, во- первых, должны органично сочетаться с естественными движениями пилота, а во-вторых – быть удобными и не приводить к усталости рук, ног, усталости и напряженности глаз и так далее. Не менее важны вопросы подсветки компонентов визуального отображения информации. Поскольку пилотам долго приходится не отрывать взгляда от приборов, глаза могут уставать, поэтому приборы должны быть расположены таким образом, чтобы пилот мог на какое-то время переключить свое внимание, дав возможность отдохнуть глазам. Неудобство рулевого управления, отсутствие настроек и прочее – это недостатки работы дизайнера и, разумеется, они отражаются на безопасности. То есть, чем более комфортно себя чувствует человек, эксплуатирующий технику, тем более безопасна эта техника для него и для окружающих, что является стопроцентным залогом успеха.

-Расскажите о том, кто будет обучать студентов. На чем будет сделан упор в процессе обучения студентов?

- Как я уже отметил выше, методическую поддержку оказывает МГТУ им. Н.Э.Баумана. Часть подготовки, касающейся, прежде всего художественных курсов, берет на себя наш партнер в республике - Казанское художественное училище им. Н.И.Фешина, ядро программы, разумеется, останется за нашим университетом. Необходимо отметить, что  наш проект позиционируется как междисциплинарная магистерская программа, объединяющая в себе лучшее, что есть в наших институтах и факультетах по соответствующему профилю.

Мы все живем в эпоху тотальной глобализации, сейчас в академической среде нет, и не может быть жестких границ. В современной науке и образовании важна не принадлежность ученого к той или иной стране, региону, а практическая значимость исследования или совместной образовательной программы. Сейчас, как правило, все более или менее серьезные проекты реализуются в кооперации, и это сотрудничество взаимно обогащает участников проекта, помогает понять культуру и менталитет партнеров из других стран. Поэтому, мы в институте считаем, что сетевой формат программы позволит нашим выпускникам иначе, под более широким фокусом взглянуть на окружающую действительность, обменяться идеями с коллегами из других учебных заведений и в результате стать абсолютно конкурентоспособными специалистами- профессионалами своего дела. 

Выпускающей кафедрой проекта определена кафедра Машиноведения и инженерной графики ИАНТЭ, расположенная на 5 этаже  7-ого учебного здания КНИТУ-КАИ. Но преподавать на программе будут лучшие специалисты в своих предметных областях практически со всех учебных подразделений университета.

-Какие, они, ваши будущие абитуриенты? А самое главное, как будут востребованы выпускники данного направления. Расскажите подробнее о взаимодействии с промышленном сектором в рамках  производственных практик и трудоустройства.

-Наши будущие абитуриенты  - это выпускники всех инженерных направлений подготовки абсолютно всех вузов республика Татарстан. Конечно, хотелось бы, чтобы первый набор был из собственных выпускников бакалаврских программ наших инженерных институтов. Если говорить о востребованности, то, к примеру, в Москве существует огромная конкуренция, где в каждом втором университете есть программа, направленная на реализацию дизайнерского обучения, в том числе промышленного дизайна. Но основная промышленная мощь в нашей стране сосредоточена не в Москве, а в регионах, поэтому для нас особенно важно готовить этих специалистов, поскольку только здесь возможно реализовать сплав практической деятельности на промышленных предприятиях республики. Я рассчитываю, что будущие высококлассные дизайнеры будут учиться  и работать в нашей республике, применяя свои знания и практические навыки для создания высокотехнологичной продукции конкурентоспособной на мировых рынках.

Как было мной отмечено ранее, нас поддержали многие крупные, я бы даже сказал системообразующие предприятия Республики Татарстан, и думаю, что с прохождением практики, а так же курсовым и дипломным проектированием в условиях реального производства у наших студентов проблем не будет.

-Ваши пожелания ребятам.

Я хотел бы пожелать ребятам быть смелыми и решительными в реализации своих амбиций и устремлений, в хорошем смысле быть дерзкими. Двери нашего института всегда отрыты для тех, кому интересно это направление подготовки. И, я думаю, что ребята, которые поступят к нам, за время обучения получат ценные знания и опыт практической работы и в будущем смогут себя успешно реализовать в жизни.

Подготовила Софья Хамитова


Управление по связям с общественностью

   
   
 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ