Развитие ИТ вообще и отдельных ИТ-компаний в частности во многом зависит от талантливых молодых специалистов. Крупный ИТ-бизнес стремится наладить отношения с ними еще со студенческой скамьи. В ход идут стажировки, корпоративные стипендии и многое другое.
Отдельные компании создают целую систему своего участия в высшем образовании. Хороший пример – система, созданная в ICL Services. Это отлаженный механизм повышения технических компетенций студентов профильных вузов.
Миссия компании в работе со студентами: акцент на образование, а не рекрутинг
Андрей Крехов – заместитель директора по техническим программам ICL Services – так формулирует миссию компании в области работы со студентами:
способствовать росту профессиональной компетентности студентов, поддерживать их в наиболее полном раскрытии академического и лидерского потенциала;
насыщать и развивать рынок труда в ИТ-сфере;
готовить молодых специалистов для нужд Компании.
Набор кадров «для себя» – одна из трех основных задач компании. В ICL Services верят, что ответственность крупного бизнеса – общее развитие регионального ИТ-образования и рынка труда. Поэтому ни одна учебная программа ICL Services не требует от студента обязательств по дальнейшему трудоустройству.
1. Фундаментальное образование на базе вузов
ICL Services тесно сотрудничает с ведущими вузами, специализирующимися на ИТ-образовании. Среди них – один из ведущих ВУЗов России - КНИТУ-КАИ, с которым компания ведет совместные образовательные программы. Развивается и сотрудничество с университетом «Иннополис».
2. Олимпиады для студентов
В ICL Services ежегодно проводятся студенческие и школьные олимпиады по программированию, в том числе Турнир ICL (входит в список соревнований по программированию Факультета компьютерных наук Высшей школы экономики).
Цель турниров – выявить талантливую молодежь и содействовать ее развитию в ИТ-сфере (например, пригласив в Labs). Многие победители таких турниров впоследствии становятся ведущими специалистами ICL Services или других ИТ-компаний региона.
3. Корпоративные стипендиальные программы
Еще одна форма поддержки талантливой молодежи – именные корпоративные стипендии.
Как правило, их получают студенты технических факультетов профильных вузов – КФУ, КНИТУ-КАИ, Казанского государственного энергетического университета и т.д. Именные стипендии также не требуют от студентов обязательств по работе в ICL Services.
Значение таких стипендий – создание благоприятных условий для привлечения специалистов в целом в ИТ.
4. Стажировки
ICL Services предоставляет возможности стажерам широкого круга специальностей: программистам, юристам, специалистам по контролю качества и т.д. Молодые люди на собственном опыте знакомятся с полным циклом работы в ИТ-компании – от серьезного собеседования на входе до проектного менеджмента. Стажировки длинные – 3 месяца, и на выходе специалисты нарабатывают реальные компетенции.
Одни стажировки предполагают возможность трудоустройства, другие – нет. Тем не менее, программы стажировок неизменно встречают интерес студенческой аудитории, а конкурс среди стажеров достигает 20-30 человек на место (!). В целом же более 50% стажеров, пришедших в компанию за первую половину 2015 года, остались в штате ICL Services.
В сфере стажировок мы также сотрудничаем с вузами и вендорами. Это вклад в создание единого образовательного пространства, который нельзя не приветствовать!
5. Специализация. Краткосрочные курсы
Совместно с вузами-партнерами – КНИТУ-КАИ и КФУ – проводятся интенсивные курсы по ИТ-специализации. Как правило, триггером для них становится потребность ICL Services (пере)подготовить студентов ИТ-специальностей для работы на конкретном проекте компании. Однако объемы курса достаточно велики, а программа концентрируется на стандартах и технологиях, а не на специфике конкретного проекта. Выпускникам, даже если они не приходят на работу в ICL Services, выдается корпоративный сертификат. Поэтому часть аудитории использует такие курсы как возможность повышения квалификации.
Иногда такие курсы проводятся на базе компании, в собственном учебном центре. Тогда переподготовку проходят любые желающие ИТ-специалисты, не только студенты.
* * *
Такой подход к участию бизнеса в образовании полезен для всех сторон:
выпускники и молодые специалисты повышают свою востребованность и ценность на рынке труда;
в регионе развивается наукоемкий бизнес. Это повышает инвестиционную привлекательность региона в целом и благоприятствует развитию всех работающих в нем ИТ-компаний, от крупнейших до небольших;
в ICL Services приходят сильные молодые специалисты, сразу после выпуска из вуза уже обладающие серьезным опытом и практическими навыками. В 2015 году, например, примерно 60% студентов-участников образовательных программ ICL Services пришли на работу в компанию.
Это пример стратегии win-win, которой ICL Services стремится придерживаться в своей деятельности.
ICL Services/Управление по связям с общественностью