Карта сайта
 
     Об электронном обучении в КНИТУ-КАИ
 Новости
 
 
 

 





Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии – эти термины сегодня у всех на слуху. Что это – модное веяние или одна из главных мировых тенденций развития образования? Какое будущее уготовано университетам в эпоху цифровых технологий? Каким видится уже самое ближайшее будущее КНИТУ-КАИ, и что в этой связи ждёт всех нас – преподавателей, сотрудников, студентов университета? – эти волнующие всех студентов, абитуриентов и представителей образовательной и научной среды вопросы мы задали ректору КНИТУ-КАИ Альберту Харисовичу Гильмутдинову.

- Альберт Харисович, очевидно, что мы живём в эпоху кардинальных изменений в сфере образования. Одной из тенденций нашего времени является быстрое развитие сектора открытого образования. Растёт число поставщиков массовых открытых онлайн курсов (МООК) – назвать хотя бы таких «китов», как Coursera, EdX, Udacity…., – стремительно возрастает количество курсов и количество обучаемых. Бесплатные МООК, наверное, составляют конкуренцию традиционным университетам? Не являются ли они угрозой для классического образования, и какую стратегию поведения нужно выбрать вузам, чтобы выжить в этих условиях?

- Вы, безусловно, правы. Мир вокруг нас меняется стремительно – и это, в первую очередь, касается образования. У современного молодого человека, подростка есть выбор – классический вуз или самообразование с помощью открытых онлайн курсов; мел, доска, тетрадь, карандаш или, например, планшет и видеокурс…. Конечно, это в определённой степени – вызов классическим университетам. Да, и заставляет вузы пересмотреть стратегию своего развития, чтобы идти в ногу со временем. Это требует определённых усилий и затрат – трудовых, финансовых, материальных. А еще – огромные возможности, которые открываются перед университетами за счёт внедрения современных образовательных технологий. Сегодня электронная поддержка традиционных форм обучения стала обычной практикой университетов во всём мире. Наличие в вузе электронной информационной образовательной среды – это обеспечение доступа к информации 24x7х365, и, как следствие, расширение и географии обучаемых и  спектра образовательных программ (как высшего профессионального, так и дополнительного образования), а значит, возможность привлечения дополнительных источников финансирования. Вузы сегодня находятся в условиях жёсткой конкуренции, и чтобы выжить в этих условиях, нам уже сейчас нужно определить первоочередные шаги на пути внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

- Альберт Харисович, как известно, сейчас завершается переход от федеральных образовательных стандартов 3-его поколения к стандартам 3+. Отражены ли требования времени в новых стандартах?

- Безусловно! Возьмём, к примеру, ФГОС 3+ по направлению 02.03.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (бакалавриат). Прямые указания на применение электронного обучения содержатся почти во всех разделах стандарта, но, главное, указывается, что «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации…. Электронная информационно-образовательная среда … должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет. (VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата, п. 7.1.2)

- Скажите, пожалуйста, какие конкретные шаги уже сделаны в КНИТУ-КАИ для развития электронного обучения, что предстоит сделать в ближайшем будущем?

-У нас уже есть успешный опыт использования дистанционных образовательных технологий. Общее количество электронных курсов, используемых в поддержку очного обучения в КНИТУ-КАИ, превышает 400.  В рамках магистерской программы по информационным технологиям, открытой в Германо-российском институте новых технологий КНИТУ-КАИ, используется 10 электронных курсов на английском языке. Как отмечает руководитель программы, заведующий кафедрой систем информационной безопасности Игорь Аникин, их внедрение в учебный процесс позволило существенно повысить мотивацию студентов и, как следствие, качество обучения.

Нужно отметить успешный опыт Корпоративного института,  запустившего в марте этого года дистанционную программу «Менеджмент в образовании». Программа рассчитана на 502 часа и в настоящее время по ней обучаются 65 человек. На «подходе» ещё две дистанционные программы: «Современные методы организации, управления и технологии бережливого производства» и «Информационная безопасность».

Отмечу также, что по решению Учёного совета с 1 сентября 2015 года весь первый курс будет иметь полную электронную поддержку в системе управления обучением BlackBoard. Во исполнение этого решения отделу электронных технологий в образовании поручено провести серию методических семинаров, посвящённых вопросам подготовки контента электронного курса в соответствии с Рабочей программой дисциплины. Департамент информационных технологий обеспечит консультационную поддержку преподавателей по вопросам размещения учебных материалов в BlackBoard, по реструктуризации уже используемых курсов. Всем преподавателям нашего вуза (в первую очередь, конечно, это касается тех, кто ведёт занятия на первом курсе) предстоит большая работа в этом направлении. Нам всем придётся много поработать, но это необходимо, чтобы поднять качество обучения в КНИТУ-КАИ на современный уровень.

-Многие преподаватели вузов опасаются, что использование электронного обучения сделает преподавательский труд ненужным. Что скажете?

- На эту тему будут спорить еще долго, но я считаю, что каждый современный профессионал в образовании и науке должен владеть навыками работы с высокими технологиями, так же как каждый ученый, например, должен знать английский язык. С мнением,  что владеющие электронными  технологиями образования преподаватели скоро заменят тех, кто ими не владеет, я соглашусь.


Отдел электронных технологий в образовании

   
   
 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ