№ 15-16. Июнь 2005 г.

Гран-при снова в КАИ!

Гала-концерт Студенческая весна - 200519 мая в КСК УНИКС гала-концертом завершился городской фестиваль «Студенческая весна — 2005». Награждались вузы и номинанты. Наш университет на этом концерте был представлен пятью номерами. Сидевшие в зале каисты с нетерпением ждали церемоний награждения. Сначала, в начале второго отделения, награждали номинантов по жанрам. КАИ завоевал 26 дипломов всех степеней в различных жанрах, в том числе за впервые введенную номинацию «Лучшая программка» — Диплом 1 степени. Все второе отделение смотрели уже вполглаза — ждали объявления мест вузам... И не зря!

Гала-концерт Студенческая весна - 2005Огромная работа, проделанная нашим творческим коллективом, была оценена по достоинству: Гран-при фестиваля впервые за долгие годы вновь оказался в КАИ. Овации, раздавшиеся в зале после объявления обладателя главного приза, наш восторг трудно передать словами. Вышедший на сцену для поздравления ректор Геннадий Лукич Дегтярев не сразу начал говорить — видимо, его тоже переполняли эмоции и гордость. Да, к этому результату мы шли не один год и наконец-то завоевали заслуженную победу!

Гала-концерт Студенческая весна - 2005Не прошло и недели, как делегации республики пришлось уезжать на Всероссийский фестиваль в Пермь. КАИ там был представлен тремя номерами: «Бешеными барабанщиками», трио «Juke box» и полюбившимся всем номером оригинального жанра Димы Февралева. И вдали от родного города наши ребята тоже показали себя — трио «Juke box» завоевало первую премию в номинации «Эстрадный ансамбль»

В Перми подведены итоги Всероссийского фестиваля «Студенческая весна — 2005». Первое место по всем показателям — как самый творческий регион — занял Ханты-Мансийский автономный округ. На втором месте — вузы Пермского края. Студенческая художественная самодеятельность Татарстана заняла третье место. Считаем, что это неплохо. И есть стимул для движения вперед и выше! Поздравляем всех ребят с победой, желаем дальнейших творческих достижений (не забывайте об учебе!) и ждем новых успехов на всех сценах. Так держать!
Светлана ФИРУМЯНЦ.
Фото Николая Ильина.


60 лет Великой Победы

Нет, не прервется связь времен

60 лет Великой Победе60 лет назад от гремели первые салюты Победе в Великой Отечественной войне. С тех пор каждый год по всей стране гремят и сверкают в мае праздничные салюты в память о тех, кто погиб на этой войне, и во славу оставшихся в живых... Отсалютовала Россия и в этом юбилейном году. На майских парадах и встречах все меньше участников страшных событий. Но они-то все помнят и с чувством отдают дань тому, что было. А мы? — мы помним? Неужели придет время, когда забудут эту войну? Есть надежда, что нет.

В отряды поисковых экспедиций, цель которых — установить места захоронений военной поры, отыскав останки, установить имена лежащих в земле воинов — собираются молодые ребята из разных городов, едут за тридевять земель и делают свое горькое, но благородное дело. Есть среди них и наши студенты — замечательные ребята. А значит — не забудем. Не должна прерваться и не прервется связь времен. На имя ректора нашего университета недавно пришло письмо из города Великий Новгород, где базируется поисковая экспедиция «Долина». В ней участвуют со всей страны те, у кого болит душа о непогребённых воинах Великой Отечественной войны.

Уважаемый Геннадий Лукич!
Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны. Все реже эти годы вспоминает наше общество. В 2005 году наша страна отмечает 60"летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К сожалению, светлый праздник омрачает то обстоятельство, что павшие в боях сотни тысяч защитников Родины до сих пор лежат в местах боев минувшей войны непогребёнными. Найти, установить имя, разыскать родственников, предать земле останки этих воинов — священный долг, который сегодня выполняют члены поисковых отрядов страны. За 16 лет существования поисковой экспедиции «Долина» ее участниками на территории Новгородской области были найдены и преданы земле останки 77531 солдата и офицера, установлены свыше 14 тысяч имен. Много лет поисковые отряды Татарстана самым активным образом участвуют в этой благородной работе на территории нашей области.

Разрешите выразить Вам и поисковикам — студентам КГТУ им. А.Н. Туполева: КОЛЯДОВОЙ Ольге (гр.5409), МАКСУДОВОЙ Альфие (гр.5409), САМОЙ ЛОВОЙ Александре (гр.5205), ДУДКОВУ Дмитрию (гр.2203), АЛАЕВОЙ Елене (гр.5409) глубокую признательность от новгородских поисковиков, ветеранов и всех жителей области.

С.Н.ФЛЮГОВ, председатель Совета командиров поисковой экспедиции «Долина».


Нанотехнологии — это актуальноНанотехнологии — это актуально

Во второе десятилетие своего существования вступил уникальный международный журнал «Проблемы нелинейного анализа в инженерных системах». Это научное издание инициировано представителями Казанской Четаевской школы механики и устойчивости и организовано в двух сериях на базе КГТУ имени А.Н.Туполева. Журнал создается совместными усилиями российских и зарубежных партнеров, среди них — Международная федерация нелинейных аналитиков, Международная научно-исследовательская лаборатория по нанобиотехнологиям, Белградский университет, Институт математики Сербской АН, МГУ, КГУ, МВТУ, МАИ и многие другие.

К юбилейной дате подготовлен специальный выпуск журнала — «Достижения в нанонауке и нанотехнологии». Здесь освещаются актуальные перспективные области со сложнейшими проблемами междисциплинарного характера. Нанонаука и нанотехнология сегодня — это бурно развивающиеся направления, вдохновленные самой природой. Они как бы подтверждают главный принцип бытия: единство в разнообразии.

Весьма отрадно, что богатое наследие Н.Г.Четаева — выдающегося ученого, механика и математика, теперь широко распространяется и на другие области знания. И немалое участие в этом принимает КГТУ-КАИ. Возможно, в скором времени словосочетание «Инженер по нанотехнологиям» станет привычным и для специальностей нашего университета.


«Рабочие процессы и технология двигателей»

Так называлась международная научно-техническая конференция, прошедшая в нашем университете 23-27 мая. Конференция посвящалась 1000-лет нему юбилею столицы РТ Казани. Представительство было обширным — кроме казанцев приехали ученые, специалисты из Москвы, Рыбинска, Перми, Киева, Воронежа, Уфы, Тольятти, Самары, Ульяновска, Омска, Набережных Челнов. С докладами выступили ученые из Германии и Ливии. Основные тематические на правления конференции обсуждались в пяти секциях.

Специалистов интересовали актуальные проблемы процессов горения в тепловых двигателях, тепловые процессы в двигателях и энергетических установках, технология производства двигателей, использование достижений авиационного и ракетного двигателестроения в различных отраслях народного хозяйства. Особо была отмечена 60-я годовщина основания первой в России кафедры «Ракетные двигатели», современные направления и основные достижения научно-педагогической деятельности этой кафедры. Как известно, кафедра ракетных двигателей была создана в КАИ в 1945 году по инициативе В.П.Глушко. Он и стал ее первым заведующим. В.П.Глушко во время войны на Казанском моторостроительном заводе возглавлял сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. Первыми преподавателями первой в стране кафедры ракетных двигателей были С.П.Королев, Г.С.Жирицкий, Д.Д.Севрук, Д.Я.Брагин и другие.

С материалами конференции «Рабочие процессы и технология двигателей» можно будет ознакомиться по тематическому сборнику «Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева», издание которого готовится.


Станем ли жить лучше?

Одной из тем президентского послания Федеральному собранию стало социальное положение работников образования и науки. Президент отметил необходимость увеличения заработной платы учителей и работников науки. На сегодня, признал он, реальный уровень оплаты трудав соответствующих отраслях все еще ниже, чем в конце 1980-х го дов, а средняя зарплата в бюджетной сфере значительно ниже средней зарплаты по стране.

«Из 18 ставок единой тарифной сетки 12 — ниже прожиточного минимума, то есть для большинства работников бюджетных организаций риск попасть в зону бедности крайне высок, — сообщил глава государства. — И столь унизительное положение мешает людям эффективно и творчески работать».
«Считаю необходимым в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. То есть в ближайшие годы зарплаты бюджетников должны расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары», — заявил президент.

В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении из менения в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Документ предусматривает повышение с 1 апреля 2005 года размера стипендий с 400 рублей до 500, а с 1 сентября — до 600 рублей в месяц.
«Поиск»


Грамотеи, шаг вперед!

«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»Отшумела, отговорила, отзвучала ставшая уже традиционной в нашей Alma mater олимпиада по русскому и татарскому языкам — «Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005» снова призвали студентов и преподавателей к перу и размышлениям. Было немало волнений и переживаний, особенно у тех, кто это делал впервые — у студентов первого уровня обучения татарскому языку: и я буду участвовать в олимпиаде?! Но писали и даже проходили на II тур, и даже победили!

Всё уже позади: и любопытство, щекочущее нервы («интересно, какие задания придумали для нас; узнать бы поскорее, много ли у меня баллов, пройду ли на II тур, а может посчастливится и награды получить, и милость к победившему от своего преподавателя») Наверное,
были и огорчения, но их старались не показывать. А вот первокурсники, вырвавшиеся вперёд хотя бы среди своих согруппников, не скрывали радости и гордости, сияли как майское солнышко.

Задания олимпиады требовали не только глубоких познаний в области языкознания, но и чувства юмора, и умения логически мыслить, а порой и нестандартных решений. Поди-ка догадайся, что общего между «аттракционом» и «трактором», между «пасьянсом» и «пациентом»; да и кто помнит, что имели в виду Пётр I и его современники, используя слова «формация», «конфузия», «негоциация»... А вот одно из весёлых заданий — за шифрованную под набор несуразных слогов детскую песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик» — студенты с улыбкой вспоминают и по сей день.

Клич «Знаю ли я русский?», брошенный в прошлом году среди преподавателей технического университета, был с пониманием и желанием встречен и нынче. К нам, разносящим задания по всем зданиям КГТУ, относились уже как к старым добрым друзьям, ждали от нас чего-нибудь эдакого интересненького, головоломистого. Преподаватели РТЯ не обманули ожиданий: вспомнили и латынь, покопались в этимологии слов, заставили порыться в орфоэпических словарях в поисках правильного ударения, в цифрах и арифметических действиях загадали самую обычную записку приятелю. А участники не лыком шиты: не только отгадали содержание «послания», но задали загадку для самих составителей олимпиады: за шифровали свой ответ! Взаимность во всём!

Каждая олимпиада сама по себе интересна, а по языкам особенно. Ведь язык — средство общения с окружающими, но, пользуясь им ежедневно, мы порой забываем о культуре речи, о многообразии изобразительных средств языка, о неисчерпаемом словарном запасе, о нормах произношения и употребления слов. Вот и открываем мы секреты этого вербального средства на занятиях по культуре речи и татарского языка, стилистике и редактированию, посещая театры, выступая на концертах и участвуя в ежегодной олимпиаде.Оказывается, неправильно говорить квaртал, заржавeть, кая, кайдa, бармый, тугeл. И, произнося соответственно орфографическим нормам: заиндеветь,заржaветь, квартaл, бытиe,баловaть, пeрчить, мы становимся обладателями bon tona. Оказывается, такие вроде бы чисто русские слова как «ямщик,набат, чердак» взяты из тюркских языков, а не наоборот. Оказывается, на протяжении своей «жизни» слово может менять не только значение, но и звучание, и даже род.

Проверили студентов и на патриотизм: знает ли наше «племя младое» своих героев, любит ли свой город, своих композиторов и артистов, часто ли посещает театры и музеи. Интерес к олимпиаде был так высок, что собравшимся на II тур олимпиады по татарскому языку в огромном лекционном зале не хватало места! Преподаватели были довольны. С удовлетворением отметила любознательность, стремление к знаниям у студентов КАИ и наш почётный гость — заместитель начальника отдела
по сохранению и развитию языков Кабинета министров РТ Шайхиева Фирая Разыховна.

Какие прекрасные сочинения о любви, о тысячелетней столице написали на татарском языке студенты III уровня! Сколько Героев Советского Союза вспомнили в этот день! И не беда, что встречались иногда и ляпсусы: то Габдулла Тукай был удостоен звезды Героя Советского Союза, то Рудольф Нуриев оказывался среди эстрадных артистов, то вдруг обнаруживалось, что в Казани есть музей Пушкина и площадь Кекина. Чего не бывает в пылу сражения!

Нам очень приятно назвать победителей. Итак, в олимпиадах по государственным языкам РТ участвовало около полутора тысяч студентов. Впервые испытали свои знания татар ского языка студенты 8 факультета.

«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»
«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»
«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»
ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАДЫ «ГРАМОТЕЙ-2005»

«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»Среди студентов:
I место — Камалетдинов Наиль (гр.6305).
II место — Кондратьева Инна (гр.6305).
III место — Русаковский Владимир (гр.1302) и Агишев Рустем (гр. 6301).

Среди преподавателей:
I место — Гуреев Виктор Михайлович, доцент кафедры теоретических основ теплотехники, к.т.н.
II место — Трутнев Константин Фёдорович, преподаватель кафедры общей физики, к.ф-м.н.
III место — Арсланова София Ниязовна, доцент кафедры теоретических основ теплотехники, к.т.н.

Как видите, снова «физики» впереди. Уровень владения языком у представителей технических и экономических направлений высок. Так называемые «технари», несмотря на то, что не имеют специального филологического образования, всегда с любовью относились к слову, к речевой культуре. Они пользуются словами в точном соответствии с их значением, не употребляют дежурных фраз, ни чего не значащих шаблонных выражений.
Так как олимпиада по татарскому языку «Гыйлемдар-2005» проходила в трёх подгруппах в зависимости от уровня владения языком (начинающие изучать татарский язык, продолжающие своё языковое образование и студенты, для которых татарский является родным), то призёров, соответственно, было больше.

«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»По I уровню:
I место — Саитова Ирида (гр.7102).
II место — Матвеева Алёна (гр.7102).
III место — Макарушкина Наталья (гр. 7106) и Табакова Елена (гр.7202).

По II уровню:
I место — Закиров Зульфат (гр.5206).
II место — Абдурахманова Наиля (гр.7204).
III место — Кармакова Анна (гр.7101).

По III уровню:
I место — Камилова Айгуль (гр.7101).
II место — Сарварова Айназ (гр.8101).
III место — Гарифуллина Айгуль (гр.6207).

Среди преподавателей:
I место — Аблясова Алсу Галеевна, преподаватель кафедры МВ и ТМ.
II место — Тимеркаев Борис Ахунович, заведующий кафедрой общей физики профессор.
III место — Тамарова Рафиса Ибрагимовна, преподаватель кафедры ПКМ и Юнусов Файзрахман Салахович, заведующий кафедрой ТПД, профессор.

«Грамотей-2005» и «Гыйлемдар-2005»Награждение победителей и гала-концерт в честь завершения олимпиады проходил 16 мая. И не беда, что именно в этот день начало рушиться пятое здание, и был наложен запрет на использование актового зала. Не беда, что в актовом зале первого здания нет кулис, что приходилось выступающим пробегать длинный путь между рядами зрителей. Всё равно все, кто хотел выступить или быть награждёнными, порадоваться за друзей или открыть для себя новые таланты, пришли и радовались, и смеялись, и от души аплодировали артистам.

Много было песен, стихов, сценок, танцев, музыки... Первый же номер — весёлый татарский танец, исполненный Г.Араслановой, думаю, зажёг зрителей, обещал впереди ещё много хороших выступлений. И действительно, песни на татарском и русском языках исполнялись почти профессионально. А.Сарварова, группа под управлением преподавателя кафедры А.В.Николаевой, живой звук виолончели из-под смычка настоящего музыканта Артура Баширова, душевное пение гимна татарскому языку «Туган тел» девочками групп 7203 и 7204 заслужили и внимание, и восхищение, и благодарность зрителей. Танец «Цветы» студенток I курса 7 факультета, зажигательный ирландский танец в исполнении хореографического коллектива «Радость» вызвали бурные аплодисменты пришедших на концерт. Известное стихотворение Маршака «В доме, который построил Джек», переделанное студентами 7 факультета в поэму «Дом под названием 7 факультет», был исполнен студентами группы 7103 очень остроумно, изящно, смешно. Всех, желавших прочитать стихи на русском и татарском языках, просто не уместила бы программа одного концерта. Молодцы! Спасибо всем! Концерт удался на славу и стал достойным завершающим аккордом действа под названием «Грамотей (Гыйлемдар) 2005».
Любящих язык ждём в следующем году!
Т.ГРИГОРЬЕВА, преподаватель кафедры РТЯ.
Фото К.ТРУТНЕВА, преподавателя кафедры ОФ.


Космодром «Плесецк»

Космодром «Плесецк»История космодрома «Плесецк» началась 11 января 1957 года с принятием Правительством СССР решения о создании военного объекта с условным названием «Ангара» — первого в стране соединения межконтинентальных баллистических ракет. Началом космической эры космодрома стал день 17 марта 1966 года, когда состоялся первый пуск ракеты-носителя «Восток» с космическим аппаратом «Космос-112». Через год после первого космического старта ракетный полигон около поселка Плесецк Архангельской области стал основным местом по запуску автоматических космических аппаратов.

Официальный статус Первого Государственного Краснознаменного ордена Трудового Красного Знамени испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации космодром «Плесецк» приобрел в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №2077 от 11 ноября 1994 года. С этого момента по настоящее время с пусковых площадок космодрома было выведено на различные орбиты более 1400 космических аппаратов в интересах Министерства обороны, около 400 космических аппаратов социально-экономического назначения и более 100 космических аппаратов по программам между народного сотрудничества.
***

В конце апреля 2005 года экспертный Совет по авиационной и ракетно-космической технике Высшей аттестационной комиссии (ВАК) провел выездное заседание на космодроме «Плесецк». Радушные хозяева познакомили нас с историей и музеем космодрома, а начальник космодрома «Плесецк» генерал лейтенант А.Башлаков сделал обстоятельный доклад о сегодняшнем состоянии космодрома и перспективах его развития.

Космодром «Плесецк»Так, в настоящее время проводятся работы по реконструкции стартового и технического комплексов для проведения летных испытаний ракеты-носителя «Союз-2», стартовая масса которого 310 тонн, а масса полезного груза выводимо-го на орбиту 200 км — 7,8 тонн. Ракета состоит из трех ступеней и разгонного блока «Фрегат». Основные задачи модернизации пускового комплекса: повышение энергетических характеристик и отработка надежности ракет-носителей; расширение диапазонов наклонения орбит и возможность выведения космических аппаратов на высокоэллиптические, солнечно-синхронные и геостационарные орбиты; снижение затрат на производство ракет-носителей за счет унификации ракет-носителей среднего класса.

Космодром «Плесецк»Сегодня на космодроме ведутся работы по созданию космического ракетного комплекса «Ангара». Основной целью создания на космодроме «Плесецк» этого ракетно-космического комплекса с семейством ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого класса является обеспечение гарантированного доступа России в космическое пространство. Масса выводимой на орбиту полезной нагрузки составит соответственно до 3 тонн для легкого, 14 — для среднего и 24 тонны для тяжелого класса ракет-носителей.

Космический ракетный комплекс «Ангара» разрабатывается как составная часть национальной системы средств выведения различных объектов на орбиты. Он должен обеспечивать снижение затрат на выполнение федеральных программ запусков космических объектов и быть нацеленным на использование только научно-промышленного потенциала России. Нас познакомили со строительством универсального на земного комплекса (УНК) для запуска ракеты-носителя «Ангара».

В состав УНК входят универсальный стартовый комплекс, универсальный технический комплекс, комплекс автоматизированных систем управления. Существен вклад космодрома в совершенствование оборонной мощи страны. На космодроме «Плесецк» проходил всесторонние испытания ракетный комплекс «Тополь-М» — это первая в истории отечественного ракетостроения разработка стратегической ракетной системы только российской кооперации. Модернизированная ракета «Тополь-М» полностью унифицирована, так как создается для высокозащищенного шахтного и мобильного грунтового базирования.

Членов экспертного совета познакомили с шахтной пусковой установкой, где 20 декабря 1994 года был произведен первый успешный запуск ракеты «Тополь М». В ходе испытаний проведено 11 пусков. В 2000 году «Тополь-М» принят на вооружение. 27 сентября 2000 года с космодрома «Плесецк» успешно проведен первый пуск ракеты «Тополь-М» в составе подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК).

Космодром «Плесецк»В 2005 году должна завершиться программа летных испытаний этой системы и в 2006 году она должна быть поставлена на боевое дежурство. К 2015 году ПГРК «Тополь-М» должен заменить «Тополя», которые сегодня несут боевое дежурство в ракетных полках. Известно, что успешный вывод космических объектов на различные орбиты во многом зависит от измерительного комплекса космодрома, который предназначен для организации и проведения траекторных и телеметрических измерений при испытаниях ракетных и ракетно-космических комплексов, при проведении учебно-боевых и контрольно-серийных пусков на ходящихся на вооружении ракет ных комплексов.

17 марта 1966 года полигонный измерительный комплекс впервые обеспечил измерениями первый запуск искусственного спутника
Земли с космодрома «Плесецк». Измерительный комплекс космодрома, с работой которого нас познакомили, состоит из станции «Кама», системы «Вега», антенно-фидерных устройств «Жемчуг», «Изумруд», «Ромашка», а также систем спутниковой связи «Приморец» и «Наука-М». В состав измерительного комплекса входит также командно-измерительный комплекс и три измерительных пункта, расположенные в городах Норильске, Северодвинске и Нарьян-Маре.

Космодром «Плесецк»Космодром «Плесецк» принимает активное участие в международных космических программах. Так, в июне 2000 года с помощью ракеты-носителя «Космос-3М» были запущены на орбиту космические аппараты (КА) «Надежда», «Снап-1», «Циньхуа-1» — совместная разработка России и Китая. В июле 2001 года с помощью ракеты-носителя «Циклон-3» был запущен спутник совместной разработки (Россия — Украина — Польша) для исследования внутреннего строения Солнца и солнечной активности. В марте 2002 года с помощью ракеты-носителя «Рокот» были запущены КА «Грейс» разработки Германии для проведения экспериментов по изучению
климатических условий и гравитации с целью моделирования гравитационного поля Земли. Эти космические запуски КА в настоящее время успешно развиваются.
Члены экспертного совета встретились в «Плесецке с командирами частей и подразделений космодрома, среди которых десятки кандидатов наук. Все они выполняют сложную, ответственную и чрезвычайно интересную работу. Среди них есть и наши выпускники.

Члены экспертного Совета ознакомили их с важнейшими направлениями работ, с системой аттестации научных кадров, сделали ряд докладов по актуальным проблемам развития ракетно-космической техники. Только побывав на современном космодроме, увидев своими глазами уникальное оборудование, познакомившись с испытательными технологиями, можно отчетливо представить, какой гигантский шаг сделала ракетно-космическая техника с той поры, когда автор этих строк в начале 60-х годов осуществлял запуски ракет типа «8К63» на первом в стране ракетном полигоне «Капустин Яр».

В наше непростое время, когда большинство молодых людей теперь редко смотрит в небо, хотелось бы, чтобы эта информация о космодроме «Плесецк» стала полезной для тех из них, у кого в душе есть тяга к звездам.
Р.И.АДГАМОВ, член экспертного Совета ВАК по авиационной и ракетно-космической технике, профессор.


Почему я хочу стать психологом

Впереди — очередное абитуриентское лето. Время, когда многие молодые люди отвечают на вопрос «Кем быть?». Кто-то выбирает профессию по призванию, кто-то по принципу «все равно», а кто-то — «по престижности». Несть числа молодым людям, экономистам и юристам, которые ошибочно сделали свой выбор — девать их уже некуда. Подобный бум нарастает и в профессии психолога. Чтобы помочь выпускникам в выборе профессии, факультет №8 выступил соучредителем городского конкурса старшеклассников «Я — психолог», который проводили городское Управление образования и Центр детского творчества им.А.Алиша. Председателем
жюри был декан факультета, вице-президент Российского общества психологов Р.В.Габдреев. (Кстати, и главными призами конкурса были его монографии с автографом).
Ребята блеснули. Умом, энергией, оригинальностью. В рамках конкурса был проведен конкурс сочинений-эссе «Почему я хочу стать психологом». Публикуем выдержки из лучших эссе как пример мышления «юношей, обдумывающих житьё». Может, кому и поможет.

Из сочинений эссе казанских старшеклассников

«...Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

Именно это в психологии интересует меня. Так же я надеюсь таким образом глубже познать себя, а главное — овладеть методами, по
зволяющими лучше понимать других людей и в конечном итоге воздействовать на них... Мне интересны не только возможности консультанта, но и общая человеческая психология. Психология поведения, жестов, поступков и так далее. Очень интерес но узнать о своем собеседнике еще до начала разговора. По его поведению и привычкам. Они всегда выдают человека, говорят о нем больше чем он сам...

Так же психология поможет мне избегать конфликтных ситуаций с людьми и стрессовых ситуаций в личной жизни. Для меня это интересная, непознанная наука, в которой много своих тайн. Именно их мне хотелось бы познать. Своим трудом я хотел бы приносить пользу людям, обратившимся ко мне с просьбой о помощи. Решение чужих проблем меня всегда интересовало. Ведь со стороны человеку виднее. Появляется эффект «свежего взгляда». У меня уже есть опыт помощи своим сверстникам. Помогая людям, я получаю моральное удовлетворение и чувствую, что живу не зря. Я считаю, что на сегодняшний день именно специалист, вооруженный знаниями о законах развития личности, о путях преодоления возрастных кризисов и об эффективных способах саморегуляции нужен обществу. Таким специалистом я и хочу стать.»
Родион Сафиуллин, школа №139.

«...Основной причиной стал мой непосредственный интерес к психологии как к науке. Что может быть лучше, чем попытка приблизиться к разгадке одной из самых больших тайн Вселенной — человеческого разума! Познавая других, мы можем познать себя. И психологи, как никто другой, обладают такой возможностью. Только представители этой профессии обладают способностью в самой конфликтной для себя ситуации принять позицию стороннего наблюдателя и бесстрастно оценить сложившееся положение.

Только психологи могут максимально приблизиться к объективной действительности, не искажая ее своими субъективными представлениями. Получается, что только психологи живут в реальности, свободной от искажений и наслоений нашего разума. Они в отличие от других людей свободны от иллюзий, навеваемых нам нашим ненадежным Эго. Все эти причины вкупе и предрешили мой выбор, определив мою будущую профессию. Я смог совместить в ней как прагматический, так и чисто интеллектуальный интерес, что, согласитесь, случается довольно редко. А потому надеюсь, что и в будущем не разочаруюсь в принятом решении.»
Михаил Филиппов, гимназия №37.

«...Каждому человеку хотелось бы быть успешным, востребованным. Очевидно, что для этого в любой ситуации борьбы необходимо обладать теми качествами, которые помогут «держать удар». Это уважение к себе, к другим, к природе; умение ставить цель и достигать ее; способность удивляться; радость от братского творчества; умение любить. Психолог в этом случае — катализатор в развитии процессов освоения и утверждения в человеке этих качеств, без которых трудносебе представить облик человека-победителя.»
Рамиль Гиззатуллин, гимназия №6.

«...Психологи люди интересные и загадочные. Они знают то, чего не знают остальные. И мне бы очень хотелось это узнать. Но психологом я хочу стать не только из любопытства, но и из-за благих намерений помогать людям. Сейчас все испытывают слишком много ненависти и злости. С этим надо бороться. Если с человеком поговорить «по душам», его можно успокоить и научить в жизни видеть яркие краски.

Например, идет мальчик по улице, ест мороженое. Вдруг он спотыкается — мороженое падает на землю. Не знаете, почему так получилось? Хотите знать, что он думает? «Лучше бы купил семейное мороженое!» Непонятно, причем тут семейное мороженое, если он его все равно уронит! А вдруг, если бы он купил семейное мороженое, он бы его не уронил?! Сколько разных случаев бывает в жизни! Иногда не понятно, почему происходит то или иное. Хочется разобраться — тут на помощь приходит психология!

И все же перед тем, как выбрать эту профессию окончательно, нужно подумать.»
Артем Князев, школа №152.

Присоединяемся к этому мнению. Кстати, это не только психологов касается.
С.НОВИКОВ, доцент кафедры ПВШ.


«Ходили мы походами в далекие края...»

Воспоминания о будущем

Все-таки хорошая штука электричка. Если вам не нравятся электрички, значит, вы просто не слышали их песен. Вы только представьте — тихая ночь, изо рта неба падает сказочный снег, едва ли не первый в этом году. Уезжали, помнится, осенью, приехали — зима. В душе беспокойство — что нас ждет в течение ближайшей недели в марийском лесу? Но беспокойство скорее хорошее, чем тревожное, что-то вроде предвкушения... Колеса дружно отбивают ритм какой-то только им одним известной песни: «Туда, туда! Туда, туда...» А что там, куда зовут — ни слова...

Вот и приехали. Не желая ехать в Йошкар-Олу, срочно высаживаемся «на берег». Проверили, все ли на месте. Пересчитали друг друга по головам — получилось на одну голову больше, пересчитали по ногам — получилось одна нога непарная! А, так это Илья подошву ботинка потерял — пятку чешет. А что делать с лишней головой? Посовещались и решили — лишняя голова никогда не помешает. Угомонились, огляделись. О боги, боги! Как прекрасна русская земля! Если бы вы, товарищ, хоть раз увидели бы такую красоту... Но нет, ничего бы вы там не увидели, вам же не нравятся песни электричек...

Когда со станции торопливо убегает электричка, вы понимаете, что вас кинули! Вокруг лес, темень непроглядная, хоть глаз выколи (с чем, кстати, проблем не бывает), дома на станции особого доверия и спокойствия не внушают. Куда идти? Карету мне, карету! Хотя нет, лучше карту мне, карту! И компас!..

Первые волнения прошли, идем куда-то по размытой дороге. Со стороны, наверное, смешно выглядит — вереница диверсантов, десантировавшихся с самолета (с парашютами за спиной!) медленно, но довольно-таки целеустремленно движется по лесу в направлении, неизвестном даже им самим. Думаете, шучу? Дудки! После двух часов ходьбы по дороге, которая, судя по карте, должна была вывести нас прямо к искомому озеру, мы понимаем, что не знаем, где мы... Не могли же мы его обойти!? А тем временем в ботинках подозрительно хлюпает. К чему бы это? В голову начинают лезть мысли из разряда «Что я здесь делаю?», «Чего мне дома не сиделось?» или «Зачем я не слушал маму?». Но ни шагу назад! Только вперед!

А дорога все петляет, разветвляется, как будто издеваясь. Вернусь — обязательно пойду к дяденьке-депутату, попрошу, чтобы придумал закон о прямых дорогах. Но это все потом, а пока кто-то предлагает вернуться, а кто-то уже начал готовиться умирать. Для поднятия боевого духа группы и восстановления потраченных сил и N-ного количества теплоты командование принимает решение сделать перекур. Фу! Привал! В предвкушении скорого запаха костра со всеми вытекающими отсюда последствиями (я сам не уверен, но говорят, что дыма без огня не бывает) мы разбредаемся за дровами, и через каких-то пять минут уже отогреваем замерзшие ноги. Viva сухие носки! Viva шырпы!..

Ну, отогрелись? «По коням!» — сказал бы Василий Иванович, но откуда взяться Чапаеву в марийских лесах? Поэтому просто в путь — стемнеет скоро! Побродили, покружили. Вот она, знакомая дорога, поворот на Серебряное озеро! Здесь мы уже бывали. Но что это? Что за волшебные звуки из лесной чащи! Какой обитатель марийской тайги издает свой воинственный клич? Каждый турист мечтает встретить этого зверя, но не каждому удается. Да, это он — лесовоз! Ловите его, ребята!
«Дядь, до Серебряного не подбросите?» —спрашивает Дмитрий, поигрывая туристским топориком. Но дядя попался добрый, а может, просто понятливый. Дамы, конечно же, в кабину. Сами взбираемся на лафет, где обычно возят бревна. Сразу вспоминается президентское «мухи отдельно — котлеты отдельно!» Зато с ветерком!

Вот оно Серебряное! Красота! Правда, на поверку оказалось, что рыбы в нем нет. Или она слишком умная. Разбили лагерь, устроились... Казалось бы, поел — иди спать. Но нет, впечатления будоражат мозг, не давая заснуть. А впереди еще пять дней! Но это уже совсем другая история...
Линар ХАСАНОВ, гр.4103.


Продолжаем развиваться

ССБУЗавершается очередной учебный год. Для студенческой службы безопасности он стал переломным: перешли во второй десяток лет своей истории и полностью сменили руководящий состав ССБУ. Поменяв куратора, командира отряда и командиров отделений, изменили и структуру службы. Много было сделано по повышению эффективности управления отрядом, по взаимодействию с правоохранительными структурами города, администрацией университета, в частности — с УВР. Старались сблизить ССБУ со студенческим активом университета.

Продолжается работа по определению правового и социального статуса сотрудника ССБУ: информация об этом скоро появится в каждом здании на специальных плакатах. Немало внимания уделяется организации штаба ССБУ в 7 здании. Есть желание превратить его в центр по работе службы с общественностью университета. Кстати, помощником администратора штаба теперь стала девушка — студентка группы 5111 — Татьяна Рыжикова. Она сумела за месяц значительно усовершенствовать базу данных по учету равонарушений и внести другие положительные изменения в работу штаба.

Группы режимов общежитий (ГРО) перестали быть обособленной организацией и являются теперь третьим отделением ССБУ. Сотрудники ГРО начинают работу в учебных зданиях университета. Решается вопрос по обеспечению их формой единого образца. Словом, идет планомерная жизнь отряда. Помимо дежурств в учебных корпусах и общежитиях ребята охраняют порядок на традиционных вузовских мероприятиях («День первокурсника», «Студенческая весна», «Мисс КАИ»...), проводят городские рейды, сотрудничают с правоохранительными структурами города. Кроме того, ребята проявили себя и в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг», войдя в тройку победителей. Двое сотрудников ССБУ были членами делегации нашего университета на конференции Лиги студентов РТ.

Отряд ССБУ вполне заслуженно недавно получил премию Артема Айдинова — своеобразного «Оскара» для молодежных формирований по охране общественного порядка. Командиру Владимиру Воронкову вручили именную премию и наручные часы от министра внутренних дел РТ. Но самая лучшая награда — это, конечно же, признание и уважение студентов университета. Об этом говорит возросшее число желающих вступить в ряды отряда. Появились здесь теперь и девушки. В следующем учебном году начнет действовать программа психологического тестирования сотрудников ССБУ и «новобранцев».

Летом ребята из ССБУ будут совмещать службу с отдыхом в «Икаре» и обеспечивать порядок в университете во время вступительных экзаменов.
Гульнара БЕКМАНСУРОВА.
Пресс служба ССБУ.


   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"