Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева Вестник Научно-технический журнал. Издается с 1995 года. Выходит 4 раза в год.

О журналеРедколлегияАннотацииАвторамПодписка

 

 

Адрес

420111, г. Казань,
ул. К.Маркса, 10,
КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева,
ком. 312,
редколлегия журнала «Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева»

Телефоны:

(843) 238-58-10

E-mail:

vestnik.kstu-kai@yandex.ru



English

 

Аннотации

Летательные аппараты

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЖЕСТКОСТЕЙ ИЗОТРОПНЫХ И  ОРТОТРОПНЫХ ПЛАСТИН

В.А.Костин, канд. физ.-мат. наук, А.П.Снегуренко, аспирант
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Решается обратная задача прочности: по результатам эксперимента определяются жесткостные коэффициенты (свойства) изотропных и ортотропных конструкций. Для уменьшения чувствительности численного алгоритма к погрешностям в исходных данных задачи использован аппарат интегрирующих матриц. Показана высокая точность и устойчивость предлагаемой методики решения двумерной задачи на примере прямоугольной пластины.

IDENTIFICATION OF CYLINDRICAL STIFFNESS FIELD IN ISOTROPIC AND ORTHOTROPIC PLATES

V.A.Kostin and A.P.Snegurenko

We solve the inverse problem of stiffness, that is, we determine the stiffness coefficients (properties) of isotropic and orthotropic structures using the experimental data as the base. To reduce sensitivity of the numeric algorithm to errors, use is made of the integrating matrices method. Also shown by the example of rectangular plate is the high accuracy and stability of the herein-presented technique for solving the two dimensional problem.

Энергосиловые  установки

АНАЛИЗ  МЕТОДОВ  ТРИБОДИАГНОСТИКИ

Н.Ф.Шакиров, аспирант
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Метод диагностирования авиационных двигателей и редукторов вертолетов по параметрам продуктов износа в масле является одним из основных методов раннего и долгосрочного прогнозирования дефекта и его местонахождения в системе смазки. Проведен анализ основных методов и приборов диагностирования, используемых в настоящее время отечественными и зарубежными авиакомпаниями.

ANALYSIS OF TRIBODIAGNOSTICAL METHODS

N.F.Shakirov

The method of aeroengines and helicopter reduction gearbox diagnostics in respect of wear product parameters in oil is one of the basic methods of early and long-term prediction of defects and their location in the system of lubrication. We analyzed the basic methods and diagnostic instruments used at present by domestic and foreign airlines.

Технология  машиностроения

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ  ИСПЫТАНИЙ  АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В СЕРИЙНОМ  ПРОИЗВОДСТВЕ

Р.И.Адгамов, докт. техн. наук,   И.Р.Зейдан  , аспирант
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

В результате анализа технологического процесса испытаний, структуры и основных функций ГПС-И выявлены основные источники технико-экономической эффективности комплексной автоматизации квалификационных испытаний АД в серийном производстве. Приведены соотношения, позволяющие оценить экономический эффект автоматизации процесса испытаний.

TECHNO-ECONOMIC EFFICIENCY OF AEROENGINE TEST AUTOMATION IN SERIAL PRODUCTION

R.I.Adgamov and     I.R.Zeidan  

On analyzing the technological process of tests, structure and basic functions of GPSI, we revealed the main ways to attain the techno-economic efficiency in the field of integrated automation of aeroengine acceptance tests in serial production. We present also the relations that make it possible to evaluate the economic effect of tests automation.

Информатика  и  управление

НЕЧЕТКИЕ АЛГОРИТМЫ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ЗАДАЧЕ  РАСПОЗНАВАНИЯ РАЗМЫТЫХ 2D-ПРИМИТИВОВ

В.И.Глова, докт. техн. наук, И.В.Аникин, ст. преподаватель
КГТУ им. А.Н.Туполева, Казань

Предложен ряд нечетких алгоритмов для задачи распознавания размытых 2D-примитивов. Формализованы лингвистические переменные, значениями которых являются нечеткие качественные признаки 2D-форм. Использование предложенных нечетких алгоритмов и лингвистических переменных является очень эффективным в человеко-машинных системах распознавания 2D-форм и позволяет повысить качество распознающего процесса.

FUZZY ALGORITHMS AND LINGUISTIC VARIABLES IN A PROBLEM OF NONDISTINCT 2-D PRIMITIVES RECOGNITION

V.I.Glova and I.V.Anikin

We suggest a number of fuzzy algorithms for the problem of nondistinct 2-d primitives recognition and formalize the linguistic variables whose values are the nondistinct qualitative 2-d features. The use of the herein-presented fuzzy algorithms and linguistic variables is very effective in "man-machine" systems of 2-d form recognitions; it makes it possible to significantly enhance the recognition quality.


УПРАВЛЕНИЕ  ОРИЕНТАЦИЕЙ  КОСМИЧЕСКОГО  АППАРАТА С  ИЗБЫТОЧНОЙ  СИСТЕМОЙ  ГИРОДИНОВ

А.С.Земляков, докт. техн. наук, Г.А.Кузьмин, канд. техн. наук, В.Р.Хайруллин, ассистент
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Приводятся результаты решения задачи управления ориентацией космического аппарата с избыточной системой гиродинов общего вида. Разработаны эффективные алгоритмы переориентации с произвольными граничными условиями (углы, угловые скорости) при ограничениях на ресурсы гиросистемы, использующие специальные подвижные системы координат и принцип экстенсивного управления. Алгоритм управления гиросистемой строится на основе операции псевдообращения с учетом наличия особых состояний.

CONTROL OF SPACECRAFT ORIENTATION WITH REDUNDANT GYRODYNE SYSTEMS

A.S.Zemlaykov, G.A.Kuz'min, and V.R.Khairullin

We present some results of solving a problem of orientation control of spacecraft with redundant gyrodyne system. We developed the effective algorithms of re-orientation with arbitrary boundary conditions (angles, angular velocities) at constraints imposed on the gyrosystem resources; in these algorithms use is made of the special movable systems of coordinates and of extensive control principles. The algorithm of gyrodyne control is constructed on the basis of pseudo transformation with account for special states.

Проблемы  высшего  образования

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА – ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ  ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Л.Дегтярев, докт. техн. наук
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Рассматриваются проблемы обеспечения качества подготовки инженерных кадров в современных социально-экономических условиях. Анализируются причины трудностей, с которыми сталкиваются технические университеты при подготовке инженера XXI века, и намечены пути их устранения. Отмечается, что исключительно важной составляющей инженерного образования является практическая подготовка специалистов, в связи с чем предложен переход на новую технологию организации учебного процесса на завершающем этапе. Для повышения качества подготовки специалистов, увеличения реального вклада вузов, техникумов, НИИ, КБ в социально-экономическое развитие региона проводится эксперимент по деятельности Открытого технического университета Татарстана – университетского комплекса на базе КГТУ (КАИ), КамПИ, техникумов, НИИ, КБ.

INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCE, AND PRODUCTION AS A DECISIVE FACTOR OF INCREASING EFFECTIVENESS OF ENGINEERING EDUCATION

G.L.Degtyarev

We consider some problems of engineers training quality at present-day socio-economical conditions, analyze the causes of difficulties the higher technical schools confront in the field of training of future engineers, and direct the ways of their elimination. We note that the practical training of specialists is the most important component of engineering education; in this connection, we suggest to use a new technology of education organization in the final stage. In order to improve the quality of specialists' training and increase the real contribution of higher schools, technical secondary schools, research institutes, design bureaus into the socio-economical development of Volga region, we conduct an experiment aimed at revealing best


potentialities of activities in Open Technical University – the integrated complex that includes KSTU, KAMPi, secondary technical schools, research institutes, and design bureaus.

ПРОБЛЕМЫ  И  РЕАЛИЗАЦИЯ  ИНТЕГРИРОВАННЫХ  ПРОГРАММ ВЫСШЕГО  ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

И.К.Насыров, докт. техн. наук, Ю.М.Мотрохин, канд. техн. наук
КГТУ им. А.Н.Туполева, Казань

Рассмотрены проблемы интеграции среднего и высшего профессионального образования, задачи, решаемые в процессе интеграции науки, производства и высшей школы, возможные положительные результаты и пути их достижения. Приведены примеры и формы реальных интеграционных процессов, проводимых в КГТУ им. А.Н.Туполева. Рассмотрены подходы к анализу качества образовательного процесса.

PROBLEMS AND IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATED PROGRAMS OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION

I.K.Nasyrov and Yu.M.Motrokhin

We consider some problems of integration in the sphere of secondary and higher vocational training, and also the problems solved in the course of integration of science, production, and higher school; also considered are the possible positive results and ways of their realization. We present the examples and forms of real processes of integration in KSTU named after A.N.Tupolev and consider a number of approaches to the analysis of education quality.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ  ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ  СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ  ПОДГОТОВКИ В  ТЕХНИЧЕСКОМ  ВУЗЕ

Д.К.Сабирова, докт. ист. наук, Н.Г.Швед, канд. ист. наук
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

В современных условиях одним из основных направлений развития образования, определенных Министерством образования РФ, является превращение его в важнейший ресурс экономики. Социально-экономические изменения в обществе, связанные с обновлением существующих технологий, компьютеризацией, созданием новой информационной индустрии, расширением международного сотрудничества, повышают требования к подготовке выпускников технического вуза не только в профессиональном плане, но и в отношении общего уровня развития личности будущего специалиста. В связи с этим ведущей тенденцией перестройки системы высшего технического образования стала его гуманитаризация. Рассматриваются основные проблемы гуманитаризации высшего инженерного образования на современном этапе, а также некоторые формы и методы практического решения поднятых проблем, которые были предложены в рамках Всероссийской научно-методической конференции "Интеграция образования науки и производства – главный фактор повышения эффективности инженерного образования", проводившейся в Казани 20 – 21 декабря 2000 года.

HUMANITARIZATION OF HIGHER EDUCATION: SOME PROBLEMS OF SOCIAL HUMANITARIAN TEACHING IN HIGHER TECHNICAL SCHOOL

D.K.Sabirova and N.G.Shwed

One of the basic directions of further education development defined by the Ministry of Education, RF is its conversion to an important sector of national economy. Due to updating of the now-existing technologies, computerization, creation of new information industry, expansion of international cooperation, and other social and economical changes in society, the requirements for the level of graduates training are constantly increased not only in the professional plane but also in the general mental and cultural level of future specialist development. In this connection, humanitarization is at present the leading tendency in the sphere of higher school rearrangement. We consider the main problems of higher school humanitarization at modern stage, and also some forms and methods aimed at practical solution of problems raised within the frames of All-Russia Scientific-Methodological Conference on Integration of Education, Science, and Manufacture as the Main Factor of Increase in Engineering Education Effectiveness held in December, 20–21, 2000, Kazan.


ОРГАНИЗАЦИЯ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  ПОДГОТОВКИ В  ТЕХНИЧЕСКОМ  ВУЗЕ

К.Г.Гараев, докт. физ.-мат. наук, А.Х.Каримов, докт. тех. наук,
С.Р.Миронова, канд. физ.-мат. наук, Р.Х.Макаева, канд. тех. наук
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Приводится краткий обзор докладов, сделанных преподавателями вузов на естественнонаучной секции Всероссийской научно-методической конференции в КГТУ им. А.Н.Туполева.

ORGANIZATION OF TRAINING IN NATURAL SCIENCES IN TECHNICAL HIGHER ESTABLISHMENT

K.G.Garayev, A.Kh.Karimov, S.R.Mironova, and R.Kh.Makayeva

We present a brief survey of papers delivered in All-Russia Scientific-Methodological Conference, Session of Natural Sciences, KSTU.


ОБ ОПЫТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И КОНТРОЛЮ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ  МАТЕМАТИКИ

К.Г.Гараев, докт. физ.-мат. наук, С.И.Дорофеева, ст. преп.,
Е.В.Насырова, канд. физ.-мат. наук, В.А.Стрежнев, докт. техн. наук
КГТУ им. А.Н.Туполева, Казань

Рассматриваются результаты работы по организации, методическому обеспечению и контролю самостоятельной работы студентов инженерно-технических специальностей в процессе обучения математике.

ON EXPERIENCE OF ORGANIZATION, METHODICAL SUPPORT, AND SUPERVISION OF STUDENTS ORIGINAL RESEARCHES

K.G.Garayev, S.I.Dorofeeva, E.V.Nasyrova, and V.A.Strezhnev

We consider the result of works on organization, methodical support, and supervision of students' original researches in the course of mathematical teaching.


ПРОБЛЕМЫ  СОВРЕМЕННОГО  ИНЖЕНЕРНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

О.Ш.Даутов, докт. техн. наук
КГТУ им. А.Н.Туполева, Казань

Сделан аналитический обзор докладов секции "Проблемы инженерной подготовки", представленных
на Всероссийскую научно-методическую конференцию  "Интеграция образования, науки и производства – главный фактор повышения эффективности инженерного образования" (Казань, 20–21 декабря 2000).

SOME PROBLEMS OF UP-TO-DATE ENGINEERING EDUCATION

O.Sh.Dautov

We present the analytical survey of papers delivered in working session "Problems of Engineers Training" at All-Russia Scientific-Methodical Conference "Integration of Education, Science, and Production As a Decisive factor of increasing the effectiveness of Engineering Education", December, 20–21, 2000.


РАЗРАБОТКА  ТРЕНАЖЕРНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ  КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ  СИСТЕМЫ  НАЧАЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

И.К.Насыров, докт. техн. наук, А.А.Сухарев, канд. техн. наук,
Р.Г.Насырова, канд. техн. наук, Л.Г.Гусева, директор ПЛ-41
КГТУ  им. А.Н.Туполева, профессиональный лицей ПЛ-41, Казань

Изложена концепция создания тренажерно-диагностических комплексов по ремонту сложной бытовой радиотелевизионной аппаратуры для системы начального профессионального и дополнительного образования. Описан реальный макет такого тренажера по изучению принципа работы и технологии ремонта видеомагнитофонов формата VHS.

DEVELOPMENT OF TRAINING-DIAGNOSTIC COMPLEXES FOR THE SYSTEM OF PRIMARY PROFESSIONAL AND SPECIALIZED TECHNICAL EDUCATION

I.K.Nasyrov, A.A.Sukharev, R.G.Nasyrova, and L.G.Guseva

We propound a concept on creation of training diagnostic complexes used in repairing complex household radio and television apparatuses used in the system of primary professional and specialized technical education. We describe the real-scale model of the trainer used in studying the principle of operation and technology of VHS videorecorders repair.


НОВАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ СХЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

А.С.Кретов, докт. техн. наук
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Рассматривается проблема трудоустройства выпускников вузов, поднятая на Всероссийской научно-методической конференции "Интеграция образования, науки и производства – главный фактор повышения эффективности инженерного образования" (2000 г.), и в частности, один из предлагаемых путей ее решения на основе информационных технологий и новой информационно-кадровой структуры. Анализируется широкий спектр вопросов, которые могут решаться попутно такими структурами. В качестве примера рассматривается возможность создания информационно-кадрового агентства при КГТУ им. А.Н.Туполева.

NEW TRILATERAL SCHEME OF PROVISION OF GRADUATES EMPLOYMENT

A.S.Kretov

We consider the problem on employment of graduating students raised at All-Russia Scientific-Methodical Conference on Integration of Education, Science and Manufacture as the Main Factor of Increase in Engineering Education Effectiveness. Based on the advanced information technologies and the new information and staff structure, a way of solving this problem is presented. We analyze also a wide gamut of problems to be solved with the use of these structures and present, as an example, the creation of information agency at Kazan State Technical University named after A.N.Tupolev.


ПРОБЛЕМЫ  ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕГИОНАХ С  ДВУМЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫМИ  ЯЗЫКАМИ

Б.А.Тимеркаев, докт. физ.-мат. наук
КГТУ им. А.Н.Туполева, Казань

Проанализирована ситуация в высших учебных заведениях по реализации закона о языках народов Республики Татарстан. Приведены сведения о работе секции "Проблемы высшего образования в регионах с двумя государственными языками" Всероссийской научно-методической конференции.

PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION IN BILINGUAL REGIONS

B.A.Timerkayev

We analyze the situation in higher schools of Tatarstan concerning the realization of the law about languages on the territory of Tatarstan and present information about the working session "Problems of higher education in bilingual regions", All-Russia Scientific-Methodical Conference.


CALS-ТЕХНОЛОГИИ:  НЕОБХОДИМОСТЬ  И  ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ  И  ВЫСШЕЙ  ШКОЛОЙ

Д.М.Гальперин, канд. техн. наук
ОКБ "Союз", Казань

Обоснована актуальность освоения методов непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделий (CALS-технологий), необходимой, в первую очередь, для сложных, подверженных высоким нагрузкам и длительно эксплуатируемых объектов: в частности, авиационных и ракетных комплексов. Показана безусловная необходимость первоочередного освоения методов компьютеризованного интегрированного производства, являющегося фундаментом CALS-технологий, и возросшая роль управления данными продукции (PDM). Изложены рекомендации по формированию средств компьютеризации, обеспечивающих полное электронное определение изделий, как основное условие реализации методов компьютеризованного интегрированного производства и CALS-технологий. Приведены основные сведения об интерактивном электронном техническом руководстве (ИЭТР) и нормативных документах CALS.

CALS-TECHNOLOGIES: NECESSITY AND THE PROBLEMS OF THEIR ASSIMILATION BY INDUSTRY AND HIGHER SCHOOL

D.M.Gal'perin

We substantiate the urgency of assimilating the methods of continuous informational support for products life-cycle (CALS-technologies) that must be used first of all as applied to the complex objects suffered from high loads for long periods of time. We show the necessity to assimilate in the first line the CIM methods as the base of CALS-technologies; also shown is an increase of product data control in importance. We present some recommendations about formation of computer means as the basic condition for realization of CIM/CALS methods, the basic information on interactive electronic technical manual (IETM), and also the normative documents.


УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ  КОМПЛЕКС – РЕАЛЬНЫЙ  ПУТЬ  ФОРМИРОВАНИЯ  СПЕЦИАЛИСТОВ НА  СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

В.Х.Сайфуллин, канд. хим. наук, Г.И.Щербаков, канд. техн. наук, Н.Г.Воробьев, канд. техн. наук
КГТУ  им. А.Н.Туполева, Казань

Обосновывается идея объединения усилий сотрудников предприятий (и их производственной базы),
а также преподавателей университета для направленной целевой подготовки студентов с целью их ранней адаптации в условиях реального производства.

EDUCATIONAL SCIENTIFIC-INDUSTRIAL COMPLEX – A REAL WAY OF SPECIALISTS TRAINING IN THE PRESENT-DAY STAGE

V.Kh.Saifullin, G.I.Shcherbakov, and N.G.Vorob'ev

We substantiate the concept of combining the efforts of enterprise workers (and also enterprise base of production) and the university teachers with the aim of target-oriented training of students and their adaptation to the conditions of real production.


О ТЕСТИРОВАНИИ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ  ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ

Э.А.Иртуганова, канд. хим. наук, Е.В.Насырова, канд. физ.-мат. наук,
З.Я.Якупов, канд. физ.-мат. наук
Казанский филиал Челябинского танкового института, Казань

Рассматриваются различные типы и виды тестовых заданий по дисциплинам естественнонаучного цикла (математика, физика, химия). Обсуждается эффективность различных форм тестирования в военном вузе как фактор активации познавательной деятельности курсантов.

ON TESTING IN THE SYSTEM OF NATURAL-SCIENCE DISCIPLINES TEACHING IN MILITARY TRAINING HIGHER SCHOOL

E.A.Irtuganova, E.V.Nasyrova, and Z.Ya.Yakupov

We consider different types of test tasks in some natural-science disciplines (mathematics, physics, chemistry) and discuss the effectiveness of different forms of tests in military training establishment, as a factor of students' cognitive activity stimulation.


К  ПРОБЛЕМЕ  АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННОЙ  ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ  В  ВУЗЕ

Э.А.Иртуганова, канд. хим. наук, Е.В.Насырова, канд. физ.-мат. наук,
З.Я.Якупов, канд. физ.-мат. наук
Казанский филиал Челябинского танкового института, Казань

Рассматривается возможность внедрения в вузовскую практику диалоговой лекции, оригинальная методика которой позволяет устранить дублирование и причинно-следственную разрозненность знаний и повысить познавательную и творческую активность учащихся.

ON ACTIVIZATION OF LECTURE FORM OF TEACHING IN HIGHER SCHOOL

E.D.Irtuganova, E.V.Nasyrova, and Z.Ya.Yakupov

We consider a possibility of introduction of dialogue lecture whose original method makes it possible to eliminate the doubling and the cause-effect incompleteness of knowledge and increase thereby the cognitive and creative activity of students.

 

 

© Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева, 2008

2001

2