Основной целью работы Отдела 0УИРС является создание среды, способствующей развитию творческих способностей будущих специалистов посредством освоения приемов и навыков выполнения научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других видов работ.
Штатная численность Отдела О УИРС составляет 4 человека.
Основными задачами работы Отдела О УИРС являются:
Участие в разработке и реализации концепции развития НИРС в университете
Создание условий для поддержания и развития научных школ и направлений в университете в русле преемственности поколений
Обеспечение условий для наиболее раннего выявления, раскрытия и развития талантливой молодежи
Обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора способных и талантливых студентов для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре
Выявление и использование положительного опыта работы, новых форм и методов организации НИРС
Улучшение информационного обеспечения НИРС
Повышение авторитета НИРС, повышение массовости и результативности участия студентов в НИРС за счет привлечения молодежи к научным исследованиям кафедр, лабораторий и других подразделений за счет обязательного слияния НИРС и учебного процесса.
Отдел УИРС выполняет следующие функции:
Разработка внутривузовских нормативных актов, обеспечивающих организацию НИРС (положения, инструкции и т.п.)
Оказание помощи в создании и функционировании системы НИРС на факультетах и кафедрах, в т.ч. рейтинговой системы подведения итогов
Ведение делопроизводства по НИРС (в т.ч. в электронном виде)
Создание и обеспечение функционирования информационной базы системы НИРС
Организация и поддержка студенческих и других молодежных научно-технических объединений и школ
Проведение работы по выявлению и поощрению лучших молодых исследователей университета
Подготовка и проведение конкурсов среди обучающихся на лучшую научно-техническую работу
Подготовка и проведение олимпиад вузовского, регионального и всероссийского масштаба
Организация студенческих конференций вузовского, регионального и всероссийского масштаба
Обеспечение участия обучающихся во внешних конкурсах, конференциях и олимпиадах
Осуществление взаимовыгодного сотрудничества с другими вузами, учреждениями и государственными организациями
Организация взаимодействия между структурными подразделениями университета, занимающимися вовлечением молодежи в научно-техническое творчество.
Основные виды исследовательской деятельности в КНИТУ-КАИ
Для системного решения задач организации научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых в КГТУ-КАИ выделяются три основных вида исследовательской деятельности:
Учебно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс (УИРС). Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются: а) самостоятельная работа; б) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.
Приобщение к УИРС происходит на специальных курсах и семинарах, результаты которых варьируют от компилятивных реферативной и курсовой работ до дипломной работы, содержащей итоги самостоятельных наблюдений студентов; при этом студенты осваивают различные виды записей: конспектирование, аннотирование, составление тезисов, реферирование.
Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс. Ее основные формы – участие в научных кружках, проблемных группах, выступление с докладами на научных конференциях, семинарах и участие в конкурсах, олимпиадах. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание предпосылок для обеспечения продолжения образования в аспирантуре.
Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу. Ее основная задача – научная профессионализация студентов под руководством преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к аспирантуре. Она предполагает участие студентов в научных исследованиях, выполняемых на кафедрах, в НИИ и других научных подразделениях вуза. При этом студенты осваивают специфику НИР, приобретают навыки работы в научных коллективах, а научные руководители выявляют своих будущих аспирантов и сотрудников.
В КНИТУ-КАИ сложились традиционные формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе. К их числу относятся:
работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях;
привлечение студентов в качестве соисполнителей по хоздоговорным темам и грантам;
участие в факультетских, университетских, межвузовских научных конференциях;
участие в олимпиадах разного уровня;
участие в вузовских, городских и областных выставках научно-исследовательских работ и научно-технического творчества;
участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу;