Требования к программно-дидактическим тестам, тестовым заданиям и технологиям компьютерного тестирования
 Университет
 
 
 

Доклад на тему «Технология разработки тестов» подготовлен сотрудниками Центра документооборота и технологий электронных изданий (ПНУЦ) на основе опыта работы и материалов Центра тестирования профессионального образования при МГУП (Московский государственный университет печати) в виде Power Point презентации (файл PPT, 706 КБ или архив RAR, 548 КБ)


I. Общие положения

1.Требования к программно-дидактическим тестам, тестовым заданиям и технологиям компьютерного тестирования (далее – Требования) разработаны в целях осуществления единой политики Государственной инспекции Минообразования России в области конструирование профессиональных компьютерных тестов и получения объективных оценок уровня знаний, умений и навыков (достижений) выпускников образовательных организаций.

2.Разработанные Требования призваны способствовать обеспечению заданного качества программно-педагогических тестовых заданий, тестов и технологии компьютерного тестирования, используемых в процессе дидактического оценивания степени обученности тестируемых.

3.Настоящие Требования основываются на положениях Законов Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-ф3, «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации», нормативных документов Госстандарта России и Международных стандартов IMS.

4. Экспертные комиссии по аттестации и аккредитации образовательных организаций для проведения компьютерного тестирования применяют тесты, утвержденные Учебно-методическими объединениями (УМО).

5.Разработанные Требования способствуют унификации компьютерных дидактических тестов и технологий компьютерного тестирования с сохранением возможности для УМО самостоятельного выбора, дополнения тестовых заданий и совершенствования технологий тестирования, отражающих специфические возможности образовательных организаций.

6.Требования используются экспертными комиссиями, экспертами и разработчиками тестовых материалов в процессе создания баз тестовых заданий для оценки качества образования выпускников.

II. Базовые требования к программно-дидактическим тестам и технологиям компьютерного тестирования

1.Программно-дидактические тесты, тестовые задания и компьютерные технологии тестирования разрабатываются, выбираются, обновляются и реализуются образовательными организациями, центрами и специалистами с учетом настоящих Требований.

2.Базовыми требованиями к содержанию тестов являются:

Соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС).
Ориентация на высокие технологии тестовых проверок.
3.Соответствие тестов требованиям ГОС определяется содержанием задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

4.Преемственность тестов по отношению к требованиям Государственных образовательных стандартов обеспечивается в содержании баз тестовых заданий и композиций тестов.

5.Соответствие количества тестовых заданий в базах данных достигается путем согласования содержания тестов с объемом разделов конкретных учебных дисциплин, валидностью тестовых композиций и верностью оценивания.

6.Ориентация на высокие технологии тестирования реализуется путем создания качественного механизма оценки, введения режима адаптивного тестирования и применения интернет технологии.

III. Требования к программно-дидактическим тестовым заданиям

  • Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.

  • Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от выпускников развернутых выводов.

  • Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

  • В тестовом задании определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.

  • Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку остаточных знаний выпускников.

  • Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений.

  • При конструировании тестовых заданий необходимо применять четыре формы их представления, а также графические компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

  • Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12.

  • Среднее время ответа испытуемого на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.

IV. Требования к содержанию базы тестовых заданий (БТЗ)

1.Каждая БТЗ должна сопровождаться спецификацией со следующей информацией: содержательная часть, качественные показатели и характеристики тестовых заданий. К содержательной части БТЗ относятся: цели применения теста, предметная область, авторский коллектив, структура и спецификация теста; даты сертификации и утверждения базы тестовых заданий УМО. К качественным показателям относятся: валидность, количество заданий в различной форме. К физическим, характеристика теста следует отнести: физическое расположение теста, объем памяти носителя теста, наименование и размер файла(файлов), необходимых для проведения тестирования.

2.Тематическое содержание БТЗ определяется ГОС.

3. Композиции тестов формируется из базы тестовых заданий. Рекомендуется использовать в тесте задания, представленные в различных тестовых формах. Тест должен содержать не менее 60 тестовых заданий для математических и естественнонаучных дисциплин, не менее 100 для гуманитарных дисциплин. БТЗ должна пройти экспериментальную проверку, на основании которой будут определены ее показатели валидности и верности оценивания, зафиксированные в сопроводительной к тесту документации.

V. Требования к технологиям компьютерного тестирования

1.Процесс тестирования должен обеспечивать:

  • дружественность интерфейса к испытуемому;
  • возможность инициирования диалога со стороны выпускника, самостоятельного регулирования темпа процесса тестирования;
  • возможность возврата к ранее пропущенным тестовым заданиям;
  • регистрацию результатов, ведение протокола заключений испытуемых;
  • оценку достижений выпускника по результатам тестирования, наличие гибкой  шкалы оценивания и автоматическое вычисление результата тестирования.

2.Среда тестирования  должна обеспечивать:

  • возможность обновления содержания тестовых заданий;
  • автоматическую распечатку результатов тестовых проверок;
  • возможность формирования тестов с учетом требований ГОС к уровню обученности выпускников.

3.Студенты должны быть заранее ознакомлены с типовыми формами тестовых заданий, порядком работы в конкретной системе тестирования не позднее чем за две недели до начала испытаний.

VI. Осуществление контроля за соблюдением выполнения требований к программно-дидактическим тестам, тестовым заданиям и технологиям компьютерного тестирования

1.Требования к содержанию программно-дидактических тестов, тестовых заданий и технологий компьютерного тестирования применяются для вновь разрабатываемых систем и процедур тестирования.

2.Государственные комиссии, применяющие компьютерные тесты и технологии, должны проводить тестовые проверки испытуемых деятельность в соответствие с настоящими Требованиями.

3.Организация контроля за соблюдением настоящих требований осуществляется Центром тестирования профессионального образования.

Заместитель директора ЦТПО
Тягунова Т.Н.

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ