Доклад на тему «Технология разработки тестов» подготовлен сотрудниками Центра документооборота и технологий электронных изданий (ПНУЦ) на основе опыта работы и материалов Центра тестирования профессионального образования при МГУП (Московский государственный университет печати) в виде Power Point презентации (файл PPT, 706 КБ или архив RAR, 548 КБ)
I. Общие положения
1.Требования к программно-дидактическим тестам, тестовым заданиям и технологиям компьютерного тестирования (далее – Требования) разработаны в целях осуществления единой политики Государственной инспекции Минообразования России в области конструирование профессиональных компьютерных тестов и получения объективных оценок уровня знаний, умений и навыков (достижений) выпускников образовательных организаций.
2.Разработанные Требования призваны способствовать обеспечению заданного качества программно-педагогических тестовых заданий, тестов и технологии компьютерного тестирования, используемых в процессе дидактического оценивания степени обученности тестируемых.
3.Настоящие Требования основываются на положениях Законов Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-ф3, «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации», нормативных документов Госстандарта России и Международных стандартов IMS.
4. Экспертные комиссии по аттестации и аккредитации образовательных организаций для проведения компьютерного тестирования применяют тесты, утвержденные Учебно-методическими объединениями (УМО).
5.Разработанные Требования способствуют унификации компьютерных дидактических тестов и технологий компьютерного тестирования с сохранением возможности для УМО самостоятельного выбора, дополнения тестовых заданий и совершенствования технологий тестирования, отражающих специфические возможности образовательных организаций.
6.Требования используются экспертными комиссиями, экспертами и разработчиками тестовых материалов в процессе создания баз тестовых заданий для оценки качества образования выпускников.
II. Базовые требования к программно-дидактическим тестам и технологиям компьютерного тестирования
1.Программно-дидактические тесты, тестовые задания и компьютерные технологии тестирования разрабатываются, выбираются, обновляются и реализуются образовательными организациями, центрами и специалистами с учетом настоящих Требований.
2.Базовыми требованиями к содержанию тестов являются:
Соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС).
Ориентация на высокие технологии тестовых проверок.
3.Соответствие тестов требованиям ГОС определяется содержанием задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.
4.Преемственность тестов по отношению к требованиям Государственных образовательных стандартов обеспечивается в содержании баз тестовых заданий и композиций тестов.
5.Соответствие количества тестовых заданий в базах данных достигается путем согласования содержания тестов с объемом разделов конкретных учебных дисциплин, валидностью тестовых композиций и верностью оценивания.
6.Ориентация на высокие технологии тестирования реализуется путем создания качественного механизма оценки, введения режима адаптивного тестирования и применения интернет технологии.
III. Требования к программно-дидактическим тестовым заданиям
Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.
Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от выпускников развернутых выводов.
Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.
В тестовом задании определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.
Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку остаточных знаний выпускников.
Тестовые задания должны формулироваться в виде кратких суждений.
При конструировании тестовых заданий необходимо применять четыре формы их представления, а также графические компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12.
Среднее время ответа испытуемого на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.
IV. Требования к содержанию базы тестовых заданий (БТЗ)
1.Каждая БТЗ должна сопровождаться спецификацией со следующей информацией: содержательная часть, качественные показатели и характеристики тестовых заданий. К содержательной части БТЗ относятся: цели применения теста, предметная область, авторский коллектив, структура и спецификация теста; даты сертификации и утверждения базы тестовых заданий УМО. К качественным показателям относятся: валидность, количество заданий в различной форме. К физическим, характеристика теста следует отнести: физическое расположение теста, объем памяти носителя теста, наименование и размер файла(файлов), необходимых для проведения тестирования.
2.Тематическое содержание БТЗ определяется ГОС.
3. Композиции тестов формируется из базы тестовых заданий. Рекомендуется использовать в тесте задания, представленные в различных тестовых формах. Тест должен содержать не менее 60 тестовых заданий для математических и естественнонаучных дисциплин, не менее 100 для гуманитарных дисциплин. БТЗ должна пройти экспериментальную проверку, на основании которой будут определены ее показатели валидности и верности оценивания, зафиксированные в сопроводительной к тесту документации.
V. Требования к технологиям компьютерного тестирования
1.Процесс тестирования должен обеспечивать:
дружественность интерфейса к испытуемому;
возможность инициирования диалога со стороны выпускника, самостоятельного регулирования темпа процесса тестирования;
возможность возврата к ранее пропущенным тестовым заданиям;
оценку достижений выпускника по результатам тестирования, наличие гибкой шкалы оценивания и автоматическое вычисление результата тестирования.
2.Среда тестирования должна обеспечивать:
возможность обновления содержания тестовых заданий;
автоматическую распечатку результатов тестовых проверок;
возможность формирования тестов с учетом требований ГОС к уровню обученности выпускников.
3.Студенты должны быть заранее ознакомлены с типовыми формами тестовых заданий, порядком работы в конкретной системе тестирования не позднее чем за две недели до начала испытаний.
VI. Осуществление контроля за соблюдением выполнения требований к программно-дидактическим тестам, тестовым заданиям и технологиям компьютерного тестирования
1.Требования к содержанию программно-дидактических тестов, тестовых заданий и технологий компьютерного тестирования применяются для вновь разрабатываемых систем и процедур тестирования.
2.Государственные комиссии, применяющие компьютерные тесты и технологии, должны проводить тестовые проверки испытуемых деятельность в соответствие с настоящими Требованиями.
3.Организация контроля за соблюдением настоящих требований осуществляется Центром тестирования профессионального образования.