назад

Самолет-73

Валера Стрельцов - художник
Валера Стрельцов - художник

Подумать только - всего этого могло и не быть. Будь я четверть века назад более "продвинутым" или менее дисциплинированным жизнь прошла бы мимо. Но, слава Богу, так не случилось.1973 год, я поступаю в КАИ. А надо сказать, что работала в те дни и общественная приёмная комиссия (ОПК). Там проходили собеседования, где выяснялось, что умеет и желает делать человек во внеучебной деятельности. В принципе, туда ходить было не обязательно, но в те времена таких "продвинутых", было не так много. И назывались они "раздолбаями". И было их в КАИ считанные проценты. Абитуриентом я жил в 4-ой общаге.И, кроме нас, там были кое-какие студенты. Я говорю "кое-какие", поскольку, какой студент мог летом оставаться в общаге? Все нормальные были в стройотрядах, на заводской практике. Оставались, в основном, пьянь и серость.Конечно, они не могли закрыть от нас светлого впечатления от КАИ, от нашей мечты. Но когда сосед по комнате пришёл с собеседования в ОПК и сказал: "Сегодня я увидел настоящих студентов" - я ринулся на собеседование изо всех сил. Там со мной побеседовала Люба Штонда. Была у нас такая на 1 факультете - невысокая, серьёзная, в очках. Лекторской работой занималась. Выяснилось, что я умею рисовать. И тут она заключила: "Если поступишь, зайдёшь в редакцию нашего " Самолёта". Второй этаж, сорок метров". Про "сорок метров" она имела в виду длину газеты, выпущенной к сорокалетию КАИ. Но тогда я этого не понял.Ну просто не мог представить, что пересекусь с уникальнейшим явлением -стенной газетой "Самолёт".

  Основанная в 1939 году, газета со всей страной проходила культы, оттепели, перестройки. Не прерываясь ни на один день, пропуская через себя сотни увлеченных и грамотных людей, наращивая потенциал, качество и... длину. Почему-то это всегда ставилось нам в заслугу, хотя метраж газеты не был самоцелью. Но... в то же время, выпустив очередной номер, мы тщательно промеряли его и на последнем листе гордо проставляли: "28 м 15 см". Так вот, такой газеты, такого уникального социального явления, как "Самолёт" и ,вообще, стенная пресса КАИ, не было НИГДЕ И НИКОГДА. Ни В Стране, ни в мире.

Но вернемся в 1973 год. Тогда, в сентябре, я впервые переступил порог "Самолёта" - и остался там на всю жизнь. Вечно прокуренная (не то слово, просто набитая дымом) комната, ночные бдения, всепожирающее творчество и ни с чем несравнимое удовольствие, просто кайф, от удачно выполненной работы, за которую никто не платил , но которую очень хочется сделать.

Когда несколько лет назад мы в 1-ом здании открыли выставку старых номеров газеты "Самолёт", меня поразили несколько записей в книге отзывов. Некие особи, не поняв (потенциала не хватило), что это газеты 70-ых годов, написали что-то типа: "Ну, вы, студсовет, даёте. Делать вам больше нечего, кроме как такие газеты выпускать". Такие были и в наше время, их и сегодня не больше, чем тогда, просто мы их ещё не "дожали", не поставили на место. Но это задача ближайших лет. Ни на что не способные, по 14 часов в сутки занятые ерундой, а остальное время тупо пинающие по стране воздух, они, в ответ на любое предложение, немедленно ответят: "Чё нам, делать нечего?" Причём, вопросительный знак в этой фразе явно лишний. Делать им действительно нечего, да и не умеют. Но чем более пуст человек внутри, тем более необходимо ему внешне выражать свою "значимость". К сожалению, "перестройщики" сумели из значительной части молодёжи сформировать такое "выпендривающееся", MTV шное поколение. Но, повторяю, они бы-ли всегда, почти в том же количестве, но не были так заметны.

А. Крутиков ( один из создателей "Фикуса")
А. Крутиков (один из создателей "Фикуса")

В. Молочников (комиссар газеты)
В. Молочников (комиссар газеты)

 Да и государство о молодёжи тогда думало, а не просто отбросило на обочину "реформ". Вот в те времена, придя в "Самолёт", я увидел, что моё умение рисовать, мягко говоря, далеко от совершенства, как мне казалось в школе. И мне предложили попробовать себя в литературной стезе. Говорят, получилось. Так с тех пор и пишу юмор, затем фестивальные сценарии, а по числу публицистических статей (не только в "Самолёте", но и в тиражных изданиях), смело могу претендовать на звания почётного члена Союза Журналистов. Поэтому неудивительно, что коллега по стенной печати Юра Шилоносов пригласил меня в программу "Проснись и пой!", а затем предложил сделать авторскую программу "Экзамен" на "Эфире". Мне это интересно, как интересно было в "Самолёте" редактировать отдел юмора "Фикус", писать стихи и статьи об авиации, сочинять и режиссировать фестивальные сценарии. Поэтому, когда перестройка загубила "Самолёт" на корню (одна лишь цена красок и бумаги стала запредельной), да и атмосфера в обществе и КАИ стала отравленной, я переживал это как потерю близкого человека. Да и любой "самолётчик" - тоже. Отметил "Самолёт" 40-летний, 50-летний юбилеи.

И казалось - дальше будут только поминки. Ан нет, корни-то оказались живучими. И всё то, что мы делали, не пропало зря. Рукописи, действительно, не горят. Потому что Вы сейчас читаете новый, возрождённый "Самолёт". Потому что открыт сайт "Самолёта" в Internet (мы и слов-то таких не знали "сайт, Internet", да, и никто не знал). И теперь в электронной версии "Самолёт" постепенно может вернуться в свой привычный образ стенной газеты (хотя, какая уж там "стена", в виртуальной реальности?!). . Что ж, всё это нормально. Развивается мир, меняются носители информации. Глупо было бы сегодня выпускать газеты на глиняных табличках или папирусе. Значит, "Самолёт" жив. Значит, он встречает своё 60-летие не просто живым-здоровым, а помолодевшим. Значит, снова в атмосфере КАИ будет свежий и чистый поток, благодаря которому даже те, кто не выходил на сцену и не написал ни одной строки в газету, становятся другими. И в "большом" мире неуловимо обладают чем-то таким, о чем люди обычно спрашивают: "Слушай, а ты не в КАИ учился?".

Сергей Новиков - молодой еще...
Сергей Новиков- молодой еще...

С. В. Новиков

назад