Отчеты ректора КГТУ им. Туполева
 Университет
 
 
 

И Т О Г И

работы коллектива университета в 2005 году и задачи на 2006 год

Уважаемые члены конференции трудового коллектива Казанского государственного технического университета им.А.Н.Туполева, мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить, как мы поработали в 2005 году и что необходимо сделать в 2006 году.

2005 год в целом следует считать успешным. Мы сделали неплохой набор, о чем говорилось на августовской конференции. На 64 специальности университета принято 3730 студентов дневного обучения (1832 – филиалы).

Заметно увеличены объемы НИР (2005 – 73,87 млн.рублей, 2004 – 56,98). Наибольший взнос в общий объем НИР внесли: ИАТТ (Михайлов С.А.) –14,4 млн.рублей, Центр неразрушающего контроля (Кузеев Р.Д.) – 8,23 млн., кафедра СД (Дрегалин А.Ф.) – 5,97 млн., ТОТ (Гортышов Ю.Ф.) – 5,9 млн., СМЛА (Павлов В.А.) – 5,75 млн., ПЛА (Халиулин В.И.) – 5,58 млн.

Неплохо сработали коллективы, возглавляемые профессорами Паймушиным В.Н., Сиразетдиновым Р.Т., Хамзиным А.С.,Карамовым Ф.А., Мингазовым Б.Г., Морозовым Г.А., чьи объемы превысили миллион.

Наиболее крупными НИОКР, выполненными университетом в 2005 году, являются:

1. Разработка наземных средств подготовки летного и инженерно-технического персонала учебно-тренировочного вертолета «АНСАТ-У». Работа выполнялась в рамках Государственного оборонного заказа, объем 10,0 млн. руб., исполнитель Институт авиационной техники и технологий, руководитель работ профессор Михайлов С.А.

2. Разработка, исследование и изготовление складчатых конструкций. Работа выполнялась в рамках зарубежного контракта с фирмой AIRBUS SAS, объем 5,522 млн. руб., руководитель НИР профессор Халиуллин В.И.

3. Околозвуковой вертолет. Данная работа выполнялась по бюджетной Программе «Развитие научного потенциала высшей школы», объем 3,912 млн. руб., руководитель НИР профессор Павлов В.А.

4. Разработка и организация серийного производства многоцелевого самолета – «воздушного автомобиля», руководитель работ профессор Гайнутдинов В.Г. Работа выполнялась совместно с ОАО «Казанское ОКБ                         им. А. Н. Туполева» и в рамках инновационного проекта по Программе «Старт», финансируемой из Фонда Бортника.

5. Разработка, исследование и создание высокоэффективных радиаторов систем отопления с интенсифицированными поверхностями на основе современных средств опытного и численного моделирования. Данная работа выполнялась в рамках бюджетной программы «Развитие потенциала высшей школы», объем 1956,3 тыс. руб., руководитель НИР профессор Гортышов Ю.Ф.

6. Венчурная капитализация сетевой производственной кооперации в инновационно-образовательной системе подготовки брокеров и трейдеров Hi-Tech в среде вуза. Данная работа выполнялась в рамках Программы «Развитие высшего потенциала высшей школы», объем 1956,3 тыс. руб., руководитель НИР доцент Губайдуллин М.Р.

7. Рекуперативные смесительные воздухонагреватели, руководитель Магсумов Т.М.

На Всемирный салон инноваций «Брюссель-Эврика» - 2005г. представлено 8 разработок, получено 8 медалей:

  • 5 золотых, коллективами под руководством Павлова В.А., Халиулина В.И., Гайнутдинова В.Г., Гортышова Ю.Ф., Воробьева Н.Г.
  • 2 серебряные, коллективами, возглавляемыми Закировым И.М., Бастраковым С.М.
  • 1 бронзовая, Б.Перельштейном.

На 1V Московский   международный салон инноваций и инвестиций были представлены 3 разработки (Магсумова Г.М., Гуреева В.М., Павлова В.А.), которые отмечены 3-мя золотыми медалями.

По итогам смотра «На лучшую постановку изобретательской и патентно-лицензионной работы научно-исследовательскими, конструкторскими, проектными организациями и вузами РТ за 2005 год наш университет занял 1-е место и награжден «Дипломом Почтения» и денежной премией.   

Следует отметить, что университет подал 77 заявок на участие в конкурсе «50 лучших инновационных идей РТ», победителями которого стали 8 проектов сотрудников нашего  университета (Глебов Г.А., Гуреев В.М., Абраковнов А.П., Воробьев Н.Г., Солдаткин В.М., Валеев Ф.М., Груздев В.Н.).

Всего в 2005 году КГТУ им. А.Н.Туполева участвовал в 8 различных выставках, конкурсах, из них:

  • 4   - международные выставки;
  • 4   - республиканских конкурса.

Всего получено дипломов, медалей, грамот, премий - 52

  • 28 - дипломов;
  • 11 - медалей,   из них 9-золотых,
  • 1 - серебряная, 1 - бронзовая; 13 — премий.

В 2005 г. защищены 7 докторских диссертаций (Осипов П.П., Маливанов Н.Н.- АиУ, Гильмутдинов Ш.Р. – КСиБ, Иванов В.В. – УМП,  Ильин А.Г., Чермошенцев С.Ф. - КиПЭВА, Бугаенко А.Г. – ОЭС) и 84 кандидатских диссертации, опубликовано 39 монографий, 875 статей, получено 57 патентов (2004 – 27).

Значительная работа проведена в 2005 году по методическому, организационному и материально-техническому обеспечению учебного и воспитательного процессов. В 2005 году издано 23 учебника и учебных пособия с грифами МОН РФ и УМО.

В ноябре 2005 года Учебно-методическим центром был проведен конкурс на лучшее электронное издание или программный продукт учебного назначения. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество участников конкурса. На конкурс была представлена 31 работа, призовые места в разных номинациях заняли 12 работ, представленные кафедрами: КСИБ (5 работ), ПМиИ (1 работа), ПрЭ (2 работы), РЭКУ (2 работы), КиПЭВА (1 работа), ТПД (1 работа). Лучшим мультимедийным электронным изданием была признана работа ассистента кафедры ТПД Старикова А.В. «Технологии производства сложнопрофильных изделий в авиадвигателестроении».

В 2004-2005 учебном году в университете проведена определенная работа по созданию информационно - образовательной среды, включающей системы:

•    электронная научно-техническая библиотека;

•    среда дистанционного обучения;

  1. создание информационно-образовательного портала университета;
  2. электронного документооборота и делопроизводства.

        В 2005 году возросло до 120 рабочих мест число пользователей системы электронного документооборота, в том числе удаленные пользователи в Нижнекамском, Чистопольском и Елабужских филиалах.

В университете и указанных выше филиалах создана    территориально-распределенная    электронная    научно-техническая    библиотека,    которая насчитывает свыше 400 изданий, как учебников, так и методических разработок и пособий и полностью закрывает потребность в литературе для студентов первого и второго курсов всех специальностей.

Важным элементом создания информационной образовательной среды университета является инсталляция образовательной среды дистанционного обучения на базе системы Learning Space 5.01 в филиалах университета. Это позволит повысить качество подготовки двухлетнего цикла обучения в филиалах за счет большей самостоятельной работы студентов.

За истекший период университет приобрел и ввел в эксплуатацию более 150 комплектов вычислительной и оргтехники. За прошедший год в университете проложено 1,5 километра витой пары для подключения новых подразделений к внутренней ЛВС. Силами сервисного центра произведен ремонт 57 компьютеров и 40 единиц периферийного оборудования. Произведен монтаж звонкового оборудования в 7 здании университета. В новом здании смонтирована внутренняя ЛВС с подключением 22 подразделений. Наш сайт  удерживает позиции одного из лучших среди образовательных порталов. Он занял призовое место в номинации «Лучший образовательный Интернет проект для молодежи» за 2005 год. Число внешних посещений его возросло до 300 в день.

В 2005 году звание профессора получили: Романенко Л.Г., Костин В.А., Закиров Зариф Гарифович, Багаутдинова Н.Г., Иванов В.П., Емалетдинова Л.Ю., Амирова Лилия Миниахметовна, 15 преподавателей стали доцентами.

Значительные средства были направлены на капитальный и текущий ремонт общежитий и учебных корпусов в том числе ликвидацию последствий обрушившегося на нас (пристрой 5 уч.здания) стихийного бедствия (41,6        млн.руб.) и приобретение оборудования ( ~ 43 млн.руб.).

На базе нашего университета приказом по агенству образования создан региональный центр безопасности образовательных учреждений.

В комплексной спартакиаде среди 28 вузов РТ по 31 виду спорта (КГТУ выступил в 29 видах) наш университет занял почетное 2-е место после Педуниверситета, где собраны все лучшие спортсмены республики. Уже пять лет КГТУ-КАИ удерживает свои позиции в трудной борьбе с КГУ, КГТУ-КХТИ и КГАСА. По восемнадцати видам спорта наши сборные заняли призовые места.

Победителями стали сборные по кикбоксингу (тренер Макейчев А.В.), армспорту, перетягиванию каната и вольной борьбе (тренер Ф.Ю. Ахметзянов), бадминтону (тренер Рубцов С.Г.), самбо, дзюдо (тренер Харитонов В.В. и Аникин С.В.), каратэ (тренер Головин В.В.).

Почетные 2-е места за командами нашего университета по мини-футболу (тренера И.М.Галимов и С.В.Паломарь), тяжелой атлетике (тренер Р.Ф.Кукушкин), гандболу (тренер Р.Г.Газимов), туристическому многоборью (тренер А.Каримова), шахматам (тренер С.В.Кузнецов), спортивному ориентированию (тренер А.Л.Новиков).

3-и  места заняли сборные по настольному теннису, лыжным гонкам, татаро-башкирской борьбе и боксу.

Это очень большой успех наших спортсменов - студентов в сложной борьбе с другими ВУЗами города. С каждым годом конкуренция за призовые места в общем зачете спартакиады все более и более обостряется.

В феврале 2005 года в МВТУ им. Н.В.Баумана прошел I Чемпионат мира среди студентов по армспорту, где участвовали студенты из 12 стран из 82 университетов. Сборная КГТУ (КАИ) заняла первое общекомандное место, завоевав две золотые медали, две серебряные и четыре бронзовые. Наши спортсмены в этом виде выиграли практически все соревнования в РТ и Поволжье. Л.Хамидуллина и студент группы 1552 С.Блохин были включены в состав сборной России на Чемпионат мира в Японии. И там они были лучшими - у Л.Хамидуллиной - две золотые медали, а у С.Блохина - золото и серебро.

Тренер этих спортсменов Ф.Ю.Ахметзянов в 2005 году удостоен почетного звания Заслуженного тренера РФ, а спортивная общественность Татарстана избрала его Президентом Федерации армспорта РТ.

Отлично выступили в 2005 году наши шахматисты. Впервые они поехали на студенческое первенство России в Нижний Тагил и заняли почетное Ш место среди 22 команд, причем уступили команде хозяев лишь пол-очка. Тренер сборной С.В.Кузнецов добился больших успехов с нашими студентами — А.Исаевский (гр.2404) и М.Аскаров (гр.3211) - выполнили нормативы международных мастеров ФИДЕ, а два других члена сборной И.Вафин (гр.6404) и М.Исламов (гр.5305) на рубеже званий мастеров.

В городском фестивале «Студенческая весна – 2005» наши студенты впервые, по крайней мере, за последние 20 лет, завоевали Гран-При и 26 дипломов по номинациям.

Результатом положительной работы коллектива университета в 2005 году стало повышение рейтинга нашего университета на 20 позиций.

Далее мне хотелось бы более подробно о делах предстоящих в 2006 году. Особенностью 2006 года является следующее. Во-первых, 2006 год – год предъюбилейный, так как  5 марта 2007 года исполняется 75 лет нашему университету и, во-вторых, в 2007 году нам предстоит пройти, в очередной раз, процедуру аттестации и аккредитации. Оба эти события являются исключительно важными и потребуют от нас больших, я бы сказал максимальных усилий.

Начнем с аттестации и аккредитации.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1939 от 30.09.2005г. утверждены новые показатели деятельности высших учебных заведений и критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности вузов. Основой остается процедура аттестации, при которой подтверждается соответствие содержания уровня и качества образования  требованиям ГОСа. При наличии положительного аттестационного заключения Рособрнадзор проводит госаккредитацию.

Главной целью введения новых критериев и показателей деятельности вузов стала необходимость увеличить показатели вузов по научно-исследовательской деятельности, что особенно важно для университетов, основная миссия которых – образование на базе науки. Кроме того, усилен контроль над учебно-методическим и кадровым обеспечением учебного процесса.

Давайте посмотрим, как мы сегодня выглядим на фоне новых требований по ряду показателей.

1. Процент ППС с учеными степенями или званиями должен быть не менее 60%, при этом докторов или профессоров не менее 10%. У нас же эти показатели – 60,2 и 10,6, соответственно, т.е. на пределе допустимого. Особенно плохо дело на гуманитарном факультете, факультете  экономической теории и права.

Остепененность кафедр этих факультетов представлена в таблице

Наименование кафедры

Остепененность ППС (%)

Докторов, профессоров (%)

ИСО

57

9

СПМ

64

7

Ин.языка

23

0

ВЕЯ

9,7

3,5

ФВ

22

1,65

ИПП

49

12

РТЯ

36

6,3

ПВШ

56

22

ЭТП

90

16

ГПП

24

12

УПД

53

0

КМП

21

0

Можно понять положение языковых кафедр, физической культуры, но по остальным кафедрам ситуация недопустимая.

Надо принимать немедленно исчерпывающие меры, чтобы уже к сентябрю 2006 года исправить ситуацию. А возможности у нас для этого есть. Можно искать специалистов на стороне, можно перепрофилировать  преподавателей имеющих ученые степени и звания. Разве плохо сделали мы, когда кандидата технических наук, доцента кафедры РУ, мастера спорта СССР Акишина Б.А. направили на кафедру физического воспитания. Разве нельзя  переквалифицировать экономиста в юриста, дав ему в качестве второго диплома диплом юриста или пропустив его через ИППК. В конце концов, можно принять и организационные меры, вплоть до ликвидации некоторых кафедр и факультетов. Проректоры  Маливанов Н.Н. и Костин В.А. должны не позднее марта представить свои соображения.

2.  Процент ППС, работающих на штатной основе должен быть не менее 50%, при чем с учетом филиалов. У нас же из 2058 преподавателей штатные сотрудники составляют лишь 1016, т.е. 49%. Здесь тоже необходимо провести тщательный анализ ситуации и принять необходимые меры.

3. Важнейшим показателем, характеризующим уровень образовательного процесса вуза, является обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами. По новым требованиям  каждая дисциплина должна быть оснащена всем необходимым для ее реализации. По каждой образовательной программе должен быть соответствующий набор учебной литературы, удовлетворяющей аттестационным показателям, методических рекомендаций, лабораторных комплексов и обеспеченность преподавательскими кадрами. По этому показателю не только вуз должен в целом соответствовать требованиям и минимальным показателям критериев, но и каждая образовательная программа должна подтвердить свое право на существование.

В рамках подготовки к аттестации, работа кафедр должна быть направлена на формирование полного учебно-методического комплекса своих дисциплин: формирование учебных планов в четком соответствии государственным образовательным стандартам, создание (обновление) программ дисциплин, подготовку к изданию новых учебников, учебно-методических пособий, обратить внимание на создание, внедрение и использование в учебном процессе электронных изданий и программных продуктов учебного назначения. Важной задачей является обновление лабораторных комплексов, поддержание имеющейся базы в рабочем состоянии, развитие материальной базы филиалов. Необходимо обращать внимание на подготовку специалистов по всем формам обучения, включая второе высшее, сокращенные программы, выпускающим кафедрам следует уделять особое внимание обеспечению своих специальностей на филиалах.

Это очень большая работа, но она должна быть выполнена и в полном объеме под жестким контролем проректоров Маливанова Н.Н.И Насырова И.К. У нас же наблюдается даже снижение активности на этом фронте. В частности, в 2005 году снизилось количество учебных пособий с грифом МОН и УМО.

За период с 2001 по 2005 год не издано ни единого учебного пособия с грифом УМО на кафедрах ИТМ, ТММСИ, АДИС, ОК, АиАХ, ТФ, УМП, ИСО и многих других.

В 2005 году были проведены проверки заочной форм обучения в головном вузе и на филиалах. По результатам проверок проведено 2 расширенных заседания ректората. Заочная форма является перспективной и экономически выгодной формой обучения с традиционно высоким конкурсом на специальности практически всех институтов и факультетов, и требует дальнейшего развития и расширения.

Однако проверки заочной формы обучения выявили целый ряд недоработок кафедр университета в обеспечении учебного процесса этой формы обучения.

Главные недостатки – отсутствие дисциплины преподавателей и необходимого методического обеспечения.

4. Следующий критерий госаккредитации – возможность продолжения образования по программам  послевузовского и дополнительного образования. Структурно у нас тут все в порядке. Есть аспирантура, докторантура, ЦНО, ИДПО, ИППК, но аспирантов недостаточно (у нас 388, а должно быть ~ 450), и программ дополнительного образования ЦНО, ИДПО, ИППК пока недостаточно и их следует увеличить. В этом плане с очень хорошей инициативой выступил инженерно-экономический институт, который совместно с ICL и MICROSOFT формируют программы дополнительного образования «Мастер делового администрирования» и «Доктор делового администрирования». Если удастся получить лицензию, это будет значительным вкладом в повышение имиджа университета.

Характерной особенностью предстоящей аттестации и аккредитации является то, что в соответствии  с очередными поправками в законе «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» филиалы вузов должны будут проходить аттестацию и аккредитацию в том же порядке, что и головной вуз. Но теперь головной вуз будет нести ответственность за качество преподавания в филиалах. Согласно документу, филиалы смогут получить аккредитацию только в составе головного вуза, а не самостоятельно, как раньше. И, если филиал не будет соответствовать предъявленным требованиям, головной также останется без аккредитации. Это уже круто.

Не секрет, что с филиалами остается не мало проблем. В регионах не хватает специалистов, которые могут преподавать на должном уровне. У всех есть проблемы с материально-техническим обеспечением, но качество образования в них нужно обеспечить.

Поэтому до конца текущего семестра необходимо глубоко проанализировать ситуацию и принять необходимые решения по каждому из филиалов.

Таким образом, к аттестации и аккредитации университета надо готовиться очень серьезно. Сегодня разработан календарный план подготовки к проведению комплексной оценки деятельности университета, который должен быть, безусловно, выполнен. При этом мы должны всегда понимать, что главная задача, которую мы обязаны решать, это обеспечить необходимое качество подготовки специалистов, обеспечить подготовку, как сейчас говорят, конкурентноспособных специалистов, специалистов, имеющих глубокие профессиональные знания, владеющих современными информационными технологиями и английским языком. А это в наших условиях выполнить сложно, это возможно даже сложнее, чем обеспечить выполнение формальных показателей. Вступает в действие человеческий фактор, при котором и при 100% остепененности и при хорошей материальной базе мы можем не обеспечить необходимое качество подготовки.

Вот, например, в 3 учебном здании мы создали прекрасный программно-технический компьютерный комплекс. Вложено не менее 10 млн.рублей, но студенты, практически не работают в нем. Система не стала базой для повышения квалификации специалистов предприятий, так как у нас нет достаточного количества подготовленных преподавателей, владеющих современными средствами информатизации. А ведь мы готовим себе подобных. Если мы не владеем информационными технологиями, не будут владеть ими и наши выпускники. Если мы не владеем английским языком, не будут владеть и они, несмотря на героический труд наших преподавателей кафедр иностранный языков.

Говоря о роли информатизации, приведу один пример. Всегда считалось, что США – это автомобильная промышленность. Сегодня в 3-х ведущих автомобильных компаниях США занято ~ 1,6 млн.человек, их капитализация ~ 600 млрд.долларов. В то же время в трех ведущих компаниях, выпускающих операционные системы и программное обеспечение, работают 160 тыс.человек, но их капитализация – 3600 млрд.долларов. Значит, не автомобильная промышленность определяет новое лицо США. Сегодня каждый американец тратит на покупку компьютеров, программных средств и обслуживание ~ в 1,5 раза больше, чем на автомобили и в 6 раз больше, чем на жилье. Эти траты сместились в интеллектуальную сферу, востребованы знания, образование и, наверное, не случайно США – лидер мировой экономики.

Чтобы исправить ситуацию, нужна молодежь, молодежь владеющая самыми современными методами, технологиями, оборудованием. И мы обязаны ее найти, вдохновить и научить. Если мы этого не сделаем, университет захиреет окончательно. Поэтому мы должны сформировать группы молодых преподавателей и организовать их учебу, выделив необходимые средства, в том числе через наш ИППК, который надо использовать на полную катушку.

На поддержку молодежи в соответствие с программой «Кадры» в бюджете выделены дополнительные средства на приобретение жилья и надбавки за «молодость». На сегодня заключено 34 договора на финансовую поддержку с аспирантами, докторантами и соискателями, пообещавшими после защиты не покидать университет в течение 3-х лет. Политика поддержки молодежи должна быть продолжена и впредь, но более решительно.

В этом году формируется программа подготовки и повышения квалификации молодых преподавателей в зарубежных и Российских университетах. Надо воспользоваться и этой возможностью.

Возвращаясь к проблеме обеспечения качества необходимо подчеркнуть, что качества можно добиться только при активной работе студента в течение всего семестра. Для этого с 2005-2006 учебного года весь университет перешел на балльно-рейтинговую систему оценки качества. Разработано Положение. Для анализа результатов реализации балльно-рейтинговой системы  в 2004/2005 учебном году УМЦ организовало и провело несколько методических семинаров по проблемам и вопросам, возникшим у непосредственных участников эксперимента. В ходе реализации балльно-рейтинговой системы отмечено некоторое различие в формах реализации и оформления документации по университету между отдельными институтами и факультетами, разное толкование Положения. Отмечается отличие в организации оформления отчетной документации  деканатами отдельных институтов и факультетов, что приводит к дополнительным сложностям и негативным впечатлениям ППС, работающих со студентами нескольких факультетов одновременно. Для преодоления данной проблемы планируется внедрение единой электронно-информационной системы в рамках системы «Деканат».

В ходе контроля деятельности кафедр и их участия в реализации балльно- рейтинговой системы выявлен ряд кафедр практически игнорирующих эту систему. Подобные инциденты недопустимы. Балльно-рейтинговая система как система оценки качества учебной работы студентов должна реализовываться по всем дисциплинам на всех специальностях и направлениях университета.

Неотъемлемой частью балльно-рейтинговой системы становиться внедрение тестирования. Для подготовки к самоаттестации и контроля качества обучения в вузе в учебный процесс внедрено обязательное тестирование в осеннем семестре 2005/2006 учебного года по всем дисциплинам циклов ЕН, ГСЭ, ОПД, на 1,2 курсах всех специальностей и направлений, реализуемых в головном университете. Учебно-методический центр возглавил организацию составления тестов и их внедрение в общеуниверситетскую электронную систему.

В дальнейшем необходим переход к обязательному тестированию по всем дисциплинам всех специальностей университета.

Исключительно важное место в системе интенсификации учебного процесса должно отводиться организации всевозможных конкурсов,  олимпиад и конференций.

В 2005 году по плану мероприятий университета проведено:

7 внутривузовских конкурсов по специальностям,  конкурсы рефератов, выпускных дипломных проектов, научных студенческих работ и курсовых работ. Проведен региональный тур Всероссийского конкурса студенческих работ «Хрустальный апельсин» (кафедра ИСО), Международный конкурс дипломных работ по «Маркетингу» (каф. ПКМ).

Всего в 2005 году проведена 21 внутривузовская олимпиада. Общее количество студентов-призеров – 115 человек (1 место – 56 чел., 2 место – 29 чел., 3-е место 30 чел.).

На базе КГТУ им. А.Н.Туполева в 2005 году были проведены Всероссийские студенческие олимпиады:

- (ІІІ тур) «Химия и инженерная экология» (май 2005 г.). Всего в олимпиаде участвовало 82 студента из 14 городов;

- Олимпиада по «Связям с общественностью» (апрель 2005 г.), в которой команда КГТУ им. А.Н.Туполева заняла 2-е место. Всего в ней участвовало 128 студентов из 20 городов. В рамках олимпиады была проведена ІІ Всероссийская научно-практическая конференция «Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого общества».

- В декабре 2005 года на базе КГТУ им. А.Н.Туполева была проведена Всероссийская студенческая олимпиада (ІІІ тур) по спец.16.03.01 (13.02.00) «Авиационные двигатели и энергетические установки». В ней участвовало 63 студента из 8 городов.

Кроме этого студенческие команды университета активно участвовали и занимали призовые места в 10-ти Всероссийских олимпиадах в других городах России.

Очень большая работа проводится в университете по НИРС (отв.проф.Чермошенцев С.Ф.). Молодежная научная конференция «Туполевские чтения» приобрела международный статус.

Последние годы мы неоднократно говорим о совершенствовании системы управления качеством образования и  кое-что делаем.

Система управления, обеспечивающая качество образования в университете практически существовала в течение всего времени жизни нашего вуза и даже задокументирована как «Положение о внутривузовском контроле качества подготовки специалистов в КАИ» еще в 1985 году, т.е. ей более двадцати лет. Практически качество обучения и воспитания коллектива студентов, преподавателей, всех категорий сотрудников всегда была и остается одной из основ, как нашей повседневной деятельности, так и в период любых катаклизмов на  которые так щедра наша жизнь. Однако, чтобы громко заявить об этом надо формализовать наши реальные действия в соответствии с требованиями международных стандартов, устанавливающих требования к системе менеджмента качества организации. В нашем случае это стандарты ИСО серии 9000 в версии 2000 года. Практически в течение ближайших месяцев мы должны использовать имеющийся потенциал и привести имеющиеся материалы и  реальные дела в соответствие с требованиями стандарта ГОСТ РИСО 9001-2001, приняв все меры к тому, чтобы к началу процесса аккредитации вуза сертифицировать систему менеджмента качества.

Первый успешный опыт в направлении сертификации отдельного подразделения проведен кафедрой Промышленной коммерции и маркетинга, весь коллектив которой в течение года целенаправленно работал над созданием системы менеджмента качества в строгом соответствии с требованиями ИСО 9001-2000 (ГОСТ РИСО-9001-2001). В конце прошлого года система качества кафедры ПКМ прошла сертификационный аудит, проведенный аудиторами Российского филиала английского органа по сертификации МТС (Modj International Certification), филиалы которого работают в 83 странах мира.

Я думаю, приобретенный опыт поможет нам решить задачу сертификации системы МК. В настоящее время заканчивается разработка программы по созданию и сертификации СМК университета на соответствие требованиям ISO 9001:2000, которую надлежит реализовать в течение 2006 года. Ответственность за реализацию этой программы возложена на первого проректора по УР Маливанова Н.Н.

Относительно юбилейных мероприятий, на сегодня разработан рабочий план-график подготовки к 75-летию университета, предуматривающий подготовку печатной и кино-видео продукции (мемориальные доски ученых КАИ, книги о КАИ и его ученых, видеофильм о КАИ, поэтический сборник о КАИ и каистах и многое другое). Объявлен конкурс на гимн КАИ. Предстоит выполнить большой объем ремонтных работ по учебным зданиям и общежитиям (всего 56 млн.рублей), в том числе:  4 млн. - на развитие «Икара», 2,5 млн. - на благоустройство лыжно-спортивной базы, по 15 млн. -  на ремонт 5 и 7 зданий.

К празднику надо подготовиться хорошо и хорошо отпраздновать. Кроме того, у каждого коллектива, каждой студенческой группы должна быть своя программа подготовки к празднику. Процесс подготовки к празднику КАИ нужно рассматривать как мощный воспитующий и мобилизующий процесс и сполна использовать его возможности. Он должен коснуться  каждого работника, каждого студента и каждого выпускника КАИ.

К празднику хотелось построить очередной учебный корпус, но видимо не получится. Исхаков подсунул не того подрядчика.

Несколько слов об инновационных университетах.

Вы знаете, что вот уже 20 лет мы находимся в состоянии то перестройки, то модернизации. Сменяются лидеры, появляются новые концепции, новые планы. Не так  давно многое было сказано о ведущих вузах России. Были  разработаны, в первом приближении, критерии отбора, но прошло новое руководство. То, что было наработано, было, если не выкинуто, то отодвинуто. Зато появилась концепция разгосударствления, по крайней мере, частичного и пошли разговоры о национальных и инновационных университетах. Предполагается создать 2 национальных университета (в г.г.Красноярске и Ростове-на-Дону) и 10 инновационных. Если осмысленной концепции (даже здравого смысла) создания национальных университетов я не вижу (почему вуз, создаваемый путем объединения n-го количества вузов становится национальным и почему в Красноярске), то концепция инновационного университета просматривается достаточно ясно.

Инновационный университет (ИнУ) – это университет, оснащенный по последнему слову  техники, в котором работают самые талантливые ученые-педагоги и учатся самые талантливые студенты. ИнУ – интеллектуальное ядро реализации планов инновационного развития предприятий, отраслей и регионов, это – центр кадрового и научного обеспечения современных запросов рынка труда и технологий, поддержки современных научных исследований, реализации планов социально-экономического развития.

В 2006 году предполагается отобрать 10 ИнУ, выделив каждому по 500 млн. рублей на строительство, ремонт и оборудование. В следующем году еще будет отобрано 20 ИнУ, что дальше пока неизвестно. В системе критериев отбора инновационных вузов на первом месте стоит «наличие в регионе стратегических секторов экономики, соответствие цели проекта приоритетам социально-экономического развития региона, ресурсная поддержка региональных властей».

А раз так, то инновационные университеты будут создаваться в регионах-донорах, для обеспечения инновационного развития приоритетных отраслей промышленности. В этих условиях может ли авиационный институт в Казани претендовать на получение финансовых вливаний? Нет, не может, т.к. экономика Татарстана (его бюджет) сегодня практически не зависит от работы авиационного комплекса и почти полностью определяется нефтехимией.

Но может ли претендовать КГТУ им.А.Н.Туполева? Конечно, может, так как технический университет, это – все машиностроение, электроника, связь, информационные технологии и не исключена возможность того, что в недалеком будущем Казань станет компьютерным центром России (если удастся реализовать предложения Фуджицу по развитию ICL), а лицо Татарстана будет не нефтяным, а информационным, компьютерным.

Поэтому КГТУ им.А.Н.Туполева должен участвовать в этих конкурсах и строить работу соответствующим образом, тем более, что мы так и действуем, открывая новые востребованные рынком специальности, создавая рыночные структуры. У нас практически есть все. В университете создана инновационная инфраструктура (научные школы, технопарк, УИД, центр трансфера технологий ИДПО) – интегрированная в экономическом пространстве республики. У нас есть партнеры, с которыми установлены договорные отношения. Реализуется целевая подготовка, формируется система повышения квалификации, появляются совместные научные проекты. Мы на правильном пути, но движемся очень медленно, очень, очень. Система требует ускорений и их надо обеспечить. Ведь чем выше скорость, тем устойчивей движущаяся система.

Так что хороших нам скоростей, и я уверен, что они будут. Дай Бог нам всем здоровья и немного удачи. Все у нас будет хорошо!

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ