СМИ о КГТУ им. А. Н. Туполева
 Университет
 
 
 

КГТУ не прочь жениться на ПТУ

«Вечерняя Казань», 31.10.2006 г.

Планы по реформированию начального профобразования (НПО) обсудили в минувшую субботу на заседании кабмина. Как известно, республика задыхается от нехватки рабочих кадров, а система образования в это время пачками штампует специалистов с вузовскими дипломами. Реформа должна устранить дисбаланс...

То, насколько спрос на рынке труда не совпадает с предложением системы образования, наглядно показал вице-премьер Равиль Муратов (в качестве председателя комиссии по экономическим и социальным реформам он возглавляет работу и по реформированию НПО). Реформатор продемонстрировал собравшимся две графические пирамиды. Одна пирамида (в основании которой - выпускники НПО, в середине - техникумов, а на вершине - вузов) - правильная, отражающая реальную кадровую потребность. Другая, перевернутая с "ног" на "голову" и состоящая преимущественно из выпускников вузов - неправильная, отражающая сегодняшнюю искаженную ситуацию на рынке образования. Вопрос, как заставить неправильную пирамиду встать на ноги...

Как выяснилось, планы реформаторов системы профобразования в РТ ("с темы НПО мы вышли на тему ПО") сводятся к нескольким серьезным шагам.

— Мы встречались с руководителями крупнейших компаний и пришли к выводу, что бизнес-сообщество должно являться заказчиком подготовки рабочих кадров, вне заказа государство финансировать подготовку не будет, все остальное - на коммерческой основе, - заявил Равиль Муратов.
Предполагается, что предприятия будут обращаться с заявками на подготовку кадров в отраслевые министерства, те - формировать госзаказ и направлять его в образовательные учреждения вместе с бюджетными деньгами. Прием на те специальности, которые государство не закажет, училищам придется закрыть или перевести на платную основу...

— Нам необходимо сократить сроки обучения в учреждениях НПО, а то у нас сейчас 3 года! - обозначил Муратов следующий реформаторский шаг. - Преимущественно в училища нужно принимать на базе 11-го класса и срок подготовки сократить до года. Причем сам образовательный процесс должен занять месяца четыре, остальное - практика... Сейчас в профессиональные училища поступает примерно поровну девятиклассников и одиннадцатиклассников, это неправильно. Пусть ученики остаются после 9-го класса в школах.

После такого заявления Равиль Муратов заметил, что "не все, конечно, могут учиться дальше после 9-го", и пообещал оставить для девятиклассников квоту в училищах примерно... в 1000 человек.
Министр образования и науки Раис Шайхелисламов тоже высказался за то, чтобы в училища принимали после 11-го:
— Такой человек крепче физически и профессию выбирает более осознанно.

Однако непонятно, почему реформаторы решили, что, достигнув физической крепости и сознательности, выпускники 11-го класса пойдут учиться не в техникумы и вузы, а в профучилища. По какой такой логике они вдруг ринутся получать рабочую специальность, как того хотят реформаторы ("Мы бы хотели, чтобы любой молодой человек или девушка, начиная трудовой путь, прошли сначала стадию НПО, а уж потом поступали в техникум или в вуз")?

Похоже, реформаторы и сами осознают, что их планы не очень-то логичны.
— Необходимо поднять привлекательность учреждений НПО, здесь все важно - архитектура, дизайн... - предложил экстренные меры по привлечению в училища одиннадцатиклассников министр образования. —Нужна также серьезная пропаганда в обществе рабочих профессий.
Что ж, украсить здания училищ колоннами - тоже вариант. Однако на самом деле, как сообщил тот же министр, выпускников школ интересуют в первую очередь гарантии трудоустройства, достойная зарплата, возможность карьерного роста и льготы при поступлении в вуз. Таковы данные министерского соцопроса "При каких условиях вы бы поступили в профучилище?". Казалось бы, куда понятней...

Поскольку достойную зарплату в качестве приманки выпускникам школ никто гарантировать не может, реформаторы решили сосредоточиться на одном из перечисленных школьниками пунктов: поступление в вузы.

— Если училище при вузе, то у человека будет уже диплом не училища, а вуза о получении начального профобразования. И потом он может идти продолжать образование в этом же вузе, - пояснил Равиль Муратов, почему целесообразно загонять учреждения начального профобразования под "крышу" образования высшего.

Ректор КГТУ им. Туполева Геннадий Дегтярев тоже считает, что если передать часть учреждений НПО в структуру вузов (с соответствующим финансированием, конечно же), то это сразу повысит престиж начального профобразования:
— Учащийся будет поступать не в ПУ, а в университет. Профлицеи надо включать в структуру университетов!

Но для чего это надо делать, ректор толком не объяснил. Ведь не только же ради искусственного поднятия престижа? В таком случае профлицеи и училища при вузах станут просто дополнительными подготовительными курсами для поступающих. А рабочих как не было, так и не будет.
...Оценив неоднозначность грядущих реформ, премьер-министр Рустам Минниханов сказал, что "сегодня окончательного решения принимать не будем", и выразил готовность съездить в ближайшее время за опытом в Москву, а также встретиться с директорами местных ПТУ.

Ольга МАЧНЕВА

 

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ