СМИ о КГТУ им. А. Н. Туполева
 Университет
 
 
 

Бизнес-Онлайн:
Бу Андерссон: «Если я дам руководителю в России неделю, все равно он все будет делать в последний день»

http://www.business-gazeta.ru/article/116723/
14.10.14

КНИТУ-КАИ ПРИГЛАСИЛ ПРЕЗИДЕНТА АВТОВАЗА РАССКАЗАТЬ, КАК ВЕРНУТЬ КОМПАНИИ БЫЛОЙ УСПЕХ

Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон считает ключевыми шагами к успеху заботу о людях и дисциплину. В КНИТУ-КАИ он рассказал слушателям, среди которых были премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков и ректор вуза Альберт Гильмутдинов, каковы главные задачи топ-менеджмента, как возвращать предприятие на успешные позиции — на примере Группы ГАЗ и АвтоВАЗа. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на лекции, узнала, чем управленцу из Швеции нравится российский скепсис в отношении отечественных автомобилей и какие амбициозные планы намерен реализовать Андерссон, накануне передавший президенту Рустаму Минниханову две новенькие LADA Granta.

АВТОМОБИЛИ ДЛЯ УПРАВДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА, ЛЕКЦИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В Германо-российском институте КНИТУ-КАИ президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерссон накануне выступил перед студентами и преподавателями с лекцией на тему «Как вернуть компании успешные позиции». Среди VIP-слушателей были премьер-министр РТ Ильдар-Халиков и ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Утром топ-менеджер посетил инжиниринговый центр промышленных лазерных технологий «КАИ-Лазер», который, по признанию гостя, его впечатлил. Затем встретился с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и передал ему ключи от двух новеньких моделей АвтоВАЗа — LADA Granta лифтбек в комплектации Sport. Стоимость каждого из авто составляет 417 тыс. рублей, предназначаются они для управления делами президента РТ.

Среди аудитории было много студентов Института экономики, управления и социальных технологий — будущих управленцев, пришедших получить практические советы. За тем, как заполняется зал, наблюдал лично ректор Гильмутдинов. Он анонсировал прибытие высокопоставленного лектора («Я гарантирую, что лекция будет супер! Вам обязательно понравится», — заразил энтузиазмом молодежь ректор) и сам проверил работу микрофонов. А также заметил, что, несмотря на технический профиль вуза, в зале девушек больше, чем парней. Гильмутдинов попросил аудиторию не быть пассивной, ведь когда еще представится возможность задать вопрос не теоретику бизнеса, а практикующему «топ-менеджеру мирового уровня». Впрочем, забегая вперед, скажем, что все желающие задать вопросы так и не успели — у гостя времени было в обрез.

Когда в зал вошли Андерссон и Халиков, ректор вкратце рассказал о биографии лектора, после чего тот вышел на сцену. Лекция длилась чуть меньше часа и получилась емкой по содержанию и живой. Андерссон показал, что ему не чужды юмор и самоирония (по отношению к себе и АвтоВАЗу), и хорошее знание российского менталитета и реалий. Что неудивительно, в АвтоВАЗ он пришел чуть менее года назад, но до этого почти пять лет был президентом Группы ГАЗ Олега Дерипаски.

«КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР — ДИСЦИПЛИНА»

Президент АвтоВАЗа назвал Татарстан регионом, где за 9 месяцев 2014 года его компания продемонстрировала один из лучших показателей по продажам. На долю продукции автозавода приходится 25% продаж в Казани и треть рынка в РТ. Напомним, что по итогам 6 месяцев лидером на рынке новых легковых автомобилей в Казани стал бренд LADA с объемом продаж 3,2 тыс. машин. И это притом, что падение продаж составило 39% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
«Не бывает плохих людей, но я встречал людей с плохими привычками, которые задаются руководителями. Ключевой фактор в любом деле — дисциплина», — начал выступление Андерссон. По его словам, задача управленцев состоит в том, чтобы давать надежду, распределять ресурсы (как финансовые, так и людские), контролировать исполнение, понимать, кто является конкурентом. «Я работал в 10 странах и скажу вам, что в России руководители должны «давать больше надежды», — сделал он акцент на слове «больше». Задачей руководителя является планирование, установление целевых показателей: «На АвтоВАЗе мы каждый час сверяем запланированные показатели и факты — достигнутые показатели», — сообщил глава компании. «Я люблю Россию по многим причинам. Но на выполнение того, на что уйдет неделя в Европе, я даю руководителю в России один день. Почему? Если я дам ему или ей неделю, все равно они все будут делать в последний день», — с легкой иронией обрисовал он ситуацию под самокритичный смех аудитории.

ПРОГРАММА УЧАСТИЯ В ПРИБЫЛИ ДЛЯ ВСЕХ — ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДО РАБОЧИХ

Сколь печальна была ситуация в Группе ГАЗ перед его приходом, Андерссон продемонстрировал на слайдах. 2008 год компания закончила с миллиардными убытками, но спустя несколько лет вышла на прибыль (в 2012 году — 8,8 млрд., в 2013 — более 4 миллиардов). Одним из первых шагов, которому по признанию Андерссона, предшествовали долгие переговоры с акционерами, было решение о распределении части операционной прибыли между сотрудниками — от менеджмента до рабочих. Он рассказал, что ежегодно каждый сотрудник получал бонус в виде нескольких дополнительных зарплат, для чего, конечно, нужно компании зарабатывать. «Люди стали осмотрительнее при составлении бюджета», — рассказал Андерссон и добавил, что при таком стимулировании каждый работник заинтересован в получении прибыли предприятием и в достижении всех показателей. Ведь нетрезультатов — нет бонусов.

Андерссон попросил студентов в течение двух минут обдумать, каков основной посыл первой части его выступления. Судя по оживленному гулу в зале, учащиеся принялись обсуждать отнюдь не только смысл бизнес-наставлений лектора, но по истечении 120 секунд пунктуальный шведский гость захлопал в ладоши, призывая к тишине. Не дождавшись ответа от аудитории, он озвучил один из главнейших принципов нового «капитализма с человеческим лицом»: «Самое важное — заботиться о людях. Все заключается в людях», — дал Андерссон совет, который звучит все чаще как секрет Полишинеля из уст теоретиков и практиков бизнеса на Западе, но российские чиновники и бизнесмены заботу о людях по-прежнему считают чем-то диковинным. Он подчеркнул, что на достойном предприятии достойного уровня должно быть не только оборудование, но и столовые, туалеты, душевые, раздевалки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ В ЦЕХАХ И ЕЩЕ РАЗ ДИСЦИПЛИНА

Говоря о задачах по возрождению предприятия, президент АвтоВАЗа назвал ряд пунктов: «Сократить прямые затраты, начать промышленное сотрудничество, улучшить продажи и маркетинг, расплатиться по всем долгам как бы ни было трудно и еще раз дисциплина», — чеканил слова словно на плацу Андерссон — выпускник шведской военной академии, дослужившийся до майора.

На примере автомобильной промышленности Андерссон довольно подробно приводил конкретные меры, которые приходилось применять. Это наличие постоянной обратной связи с дилерами и выстраивание отношений с ними, введение предоплаты для поставок, остановка конвейера в случае перепроизводства, увеличение маржи для дилеров. Среди проблем российских реалий на предприятиях он называет отсутствие четкой маркетинговой стратегии и низкую производительность труда. Он рассказал также, что каждый день по нескольку часов проводит в цехах, заранее не предупреждая о том, куда придет. «Не потому что мне это так уж нравится, а потому что есть сроки запуска производства», — с улыбкой пояснил он. Вероятно, это ежедневное ожидание президента компании на рабочем месте стимулирует дисциплину на местах не хуже премий. Перефразируя известную поговорку, Андерссон заметил, если помочь запрячь лошадь, то россияне будут ехать очень долго, и отметил, что благодарит всех, кто указывает на недостатки для улучшения продукции.

«И БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ, ЧТО НИКТО НЕ ВЕРИТ, ЧТО МЫ ЭТО СДЕЛАЕМ»

АвтоВАЗ, по словам Андерссона, производил 20 машин в расчете на одного работника, сейчас — 40, в следующем году планирует выйти на показатели в 60 авто, как у мировых компаний. Сейчас у АвтоВАЗа 387 дилеров, экспорт продукции российского завода идет в 27 стран. В 2014 году АвтоВАЗ соберет 544 тыс. авто, это 400 тыс. моделей LADA и 144 тыс. под брендами Nissan, Renault, Datsun.

Андерссон в завершение выступления показал новые модели, которые завод начнет выпускать в будущем. Премьер Халиков с интересом разглядывал слайды с новинками АвтоВАЗа — это Lada Vesta (серийный выпуск запланирован на сентябрь 2015 года, около 400 тыс. рублей) Lada X-Ray (420 тыс. рублей) и Lada X-Ray кроссовер (500 тыс. рублей).
«Это станет самым продаваемым автомобилем в России, — пообещал президент АвтоВАЗа и невозмутимо добавил. — И больше всего здесь нравится, что большинство людей не верит, что мы сможем это сделать. Но это еще одна причина, чтобы сделать все в сроки с нужным качеством и по нужной цене».

«ЕСЛИ УБРАТЬ ЭМБЛЕМУ, ЛЮДИ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ НА 20 ПРОЦЕНТОВ БОЛЬШЕ»

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об импортных поставках и том, не приведет ли рост курса валют и текущая ситуация к тому, что продукцию АвтоВАЗа будут покупать просто потому, что другая станет недоступной, лектор ответил отрицательно. «LADA становится все лучше. Люди будут покупать ее, потому что это хороший продукт, — заявил Андерссон. — Но что пугает, если убрать с автомобиля эмблему LADA, люди изъявляют желание платить на 20 процентов больше. И в этом заключаются наши возможности, резерв. Ключевое преимущество АвтоВАЗа сегодня — 81 процент в структуре наших затрат составляют расчеты в рублях», — добавил он.
«Что мне нравится на АвтоВАЗе? Я знаю одну вещь: хуже уже не может быть», — с невозмутимым видом продолжил Андерссон, и зал отдал должное его самоиронии, раздались аплодисменты. Всех вопросов лектору желающие задать не успели — Андерссон, ответив на несколько из них, быстро покинул зал вместе с Халиковым. Посещение «КАН-Авто» было следующим пунктом в насыщенном графике Андерссона. В последний раз он приезжал в Казань летом для презентации LADA Granta.

Адель Гайнудинова
фото: Максим Тимофеев
видео: Максим Тимофеев

 

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ