Обращение президента
 Университет
 
 
 
 Президент КГТУ-КАИ
 

Дегтярев Геннадий Лукич






Число специальностей


Конкурс


Студенты платной формы обучения


Подготовка научно-педагогических кадров


Научно-исследовательская работа


Научно-исследовательская работа студентов


Изобретательская работа


Учебники и учебные пособия с грифом






Десять лет в статусе университета

Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева недавно отметил 70-летие. Если кто-либо еще не знает вуза с таким названием, то аббревиатура КАИ сразу поставит все на свои места. Да, это именно он: Казанский авиаинститут, такой же знаменитый и всемирно известный, как и другие первенцы советского авиационного образования - МАИ и ХАИ. Эти три вуза появились почти одновременно, в начале 1930-х годов, когда стране остро потребовались высокообразованные специалисты для конструирования и эксплуатации самолетов.

Решение о создании вуза было подписано 5 марта 1932 года. В газете" Красная Татария" на следующий день появилось сообщение: В Казани организуется Авиационный институт с двумя факультетами: аэродинамическим и самолетостроения. Срочно подыскивается помещение. Уже в августе институт получил собственное здание. Реконструированное и достроенное, оно и по сей день служит вузу, возглавляя список из семи учебных корпусов. Здесь начинали карьеру многие знаменитые ученые, конструкторы и даже политики. Например, первой в стране кафедрой реактивных двигателей, организованной в 1945 году, заведовал один из пионеров ракетно-космической техники Валентин Глушко, а ее преподавателем был легендарный Сергей Королев. Биография вуза неразрывно связана с достижениями в развитии отечественного авиастроения, радио-, приборостроения, технической кибернетики, вычислительной техники и других областей аэрокосмического комплекса.

Казанский авиационный институт создавался, как известно, как отраслевой институт и развивался вместе с аэрокосмическим комплексом СССР. Подготовка специалистов, в основном, велась для предприятий этого комплекса. Поскольку аэрокосмический комплекс был отнесен к приоритетным направлениям науки и техники, успешно развивался и наш аэрокосмический вуз.

В конце 80-х годов на пяти факультетах КАИ (летательных аппаратов (ЛА), двигателей ЛА, систем автоматического управления и оборудования ЛА, технической кибернетики и информатики, радиотехническом) обучалось около 8000 студентов по 22 специальностям. Профессорско-преподавательский состав насчитывал более 700 преподавателей, из них - около 60 докторов наук, профессоров. В институте сложились авторитетные научные школы, получившие широкую известность не только в СССР, но и за рубежом.

В составе НИЧ КАИ функционировало 10 отраслевых и 47 хоздоговорных лабораторий. Интенсивно велись исследования в области аэродинамики, процессов управления и устойчивости, начатые еще под руководством Н.Г.Четаева, и продолженные под руководством П.А.Кузьмина, Т.К.Сиразетдинова, Ю.В.Кожевникова, В.М.Матросова, В.Н.Скимеля, И.И.Ахметгалеева, В.Г.Павлова, Г.ЛДегтярева, К.Г.Гараева.А.С.Землякова.

Профессора М.Б.Вахитов, В.Г.Шатаев, В.Н.Паймушин, А.В.Булыгин, В.А.Павлов составили костяк известной школы прочности,созданной профессором Ю.Г.Одиноковым.

Исключительно больших успехов достигли ученые КАИ в области разработки физикотехнических проблем двигателей ЛА. Исследования, начатые профессорами А.В.Болгарским, С.В.Румянцевым, Г.С.Жирицким, были продолжены профессорами В.Е.Алемасовым, В.К.Щукиным, В.И.Локаем, А.В.Талантовым, В.А. Костериным, И.Н.Дятловым, А.Ф. Дрегалиным, Ю.Ф.Гортышовым, М.Г.Максутовой, А.П.Тунаковым, В.Г.Крюковым, Л.В.Горюновым, Б.С.Виноградовым, В.М.Янковским, Р.З.Алимовым, А.В.Щукиным.

Под руководством профессоров М.И.Лысова, Г.Н.Воробьева, Ф.С.Юнусова, Ю.П.Катаева, А.Ф.Ахмерова, И.М.Закирова, В.А.Смирнова, Р.И.Адгамова, А.Х.Каримова, Г.И.Корчагина, З.Б.Садыкова были получены основополагающие результаты по конструкторско-технологическому обеспечению проектирования и производства авиационной техники.

Убедительно мощно выглядел коллектив ученых, занимающихся проблемами создания информационно-измерительных приборов и систем, возглавляемый профессорами Р.Ш.Нигматуллиным, В.А.Ференцом, Ю.П.Ермолаевым, Ю.Е.Польским, М.Р.Вяселевым, Ш.М.Чабдаровым, Г.И.Щербаковым, Ю.Е.Седельнико-вым, Я.С. Урецким, Ю.К.Евдокимовым, И.К. Насыровым, Г.И.Ильиным, М.М.Шахмаевым, В.С.Терещуком.

На высокий уровень фундаментальной и экспериментальной отработки вышла школа низкотемпературной плазмы, возглавляемая профессором Г.Ю.Даутовым.

Успешно развивались и научно-педагогические коллективы,обеспечивающие социально-экономическую и гуманитарную составляющие инженерной подготовки, возглавляемые профессорами Я.Ш.Шараповым, С.И.Шараповым, А.И.Банниковым, Р.В.Габдреевым.

Таким образом, в конце 80-х годов КАИ сформировался как крупный аэрокосмический учебно-научный комплекс с хорошим кадровым обеспечением. Но что касается материально-технической базы,то ситуация выглядела более проблематично. Семь учебных корпусов, пять из которых - здания старой постройки, отсутствие единого спортивно-культурного комплекса лишали институт перспективы дальнейшего развития. Поэтому не случайно еще в марте 1975 года по инициативе ректора Р.Ш.Нигматуллина состоялась расширенная коллегия Минвуза РСФСР, на которой был утвержден Генеральный план строительства комплекса института. Но реализовать решение коллегии не удалось не только потому, что место было выбрано неудачно (вдали от инженерных коммуникаций города), но и потому, что в 1977 году произошла смена руководства института. Темп был потерян. Новое строительство было начато только в 1983 году, а в 1987 году уже законсервировано ввиду отсутствия средств в Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР и Министерствах авиационной и радиотехнической промышленности.

Для продолжения строительства необходимы были дополнительные источники финансирования. Такими источниками могли стать и другие министерства, в частности, Миноборонпром, Минобщемаш, Минэлектропром, Минавтопром, Минсвязи и другие, с которыми и были достигнуты соглашения о долевом участии их в финансировании строительства комплекса зданий института. В частности, было Постановление ЦК и Совмина СССР о строительстве двух корпусов за счет средств Минавтопрома.

Но для этих министерств нужны были выпускники не только аэрокосмических, но и земных специальностей. Стало ясно, что дальнейшее развитие КАИ возможно на путях его политехнизации, университизации. Поэтому в 1992 году Ученый совет КАИ вышел с ходатайством о предоставлении институту статуса технического университета. Статус технического университета, как наивысшей формы организации учебного заведения, позволял вести подготовку специалистов по более широкому спектру специальностей и направлений подготовки.

Приказом министра 27.12.1992 года КАИ был предоставлен статус технического университета, и он стал называться "Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева" - КАИ. Путь к развитию, казалось, был открыт, но начавшиеся радикальные экономические реформы привели ситуацию к нулю. В новых условиях нужна была и новая концепция развития.

Мощные научно-педагогические школы КАИ, его высокий интеллектуальный потенциал и университетский статус позволили в короткий срок превратить КАИ действительно в технический университет не только по названию, но и по содержанию. Сохранив авиационные, университет открыл новые специальности, не имеющие прямого отношения к авиации. На факультете летательных аппаратов, например, началась подготовка специалистов по автомобилям и автомобильному хозяйству, металлургии сварочного производства, конструированию и производству изделий из композиционных материалов. На моторостроительном - по двигателям внутреннего сгорания, сервису и технической эксплуатации автомобилей. Факультет технической кибернетики и информатики обогатился набором специальностей по программно-техническому обеспечению переработки и защиты информации.

Факультет автоматики и электронного приборостроения - по управлению и информатике в технических системах, биотехническим и биомедицинским аппаратам и системам, электрооборудованию автомобилей и тракторов. Для радиотехнического факультета настоящим эликсиром жизни стали новые направления и специальности в области современных средств связи.

В течение десяти лет было открыто 33 новых специальности. Исключительно большую организационную работу провели деканы А.М.Кузнецов, В.И.Наумов, Н.Н.Маливанов, Г.И.Щербаков, Л.И.Ожиганов, А.А.Афанасьев, заведующие кафедрами В.Г.Гайнутдинов, И.М.Закиров, И.Н.Шканов, С.В.Дмитриев, В.С.Терещук, Г.Л.Дегтярев, В.М.Солдаткин, В.А.Смирнов, Ю.В.Кожевников, В.А.Песошин, Н.З.Сафиуллин, Ю.Е.Польский, Г.И. Ильин, И.К.Насыров. При этом обеспечивалось необходимое разумное сочетание инженерных специальностей с естественнонаучными, социально-экономическими и гуманитарными. И это очень важно. Настоящий университет должен вести подготовку специалистов, как минимум, по 5 отраслям знаний. Сегодня наш университет ведет подготовку специалистов по 9 отраслям знаний.

Вот почему в 1991 году для подготовки менеджеров, экономистов, специалистов по инженерной психологии был создан факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства. Его первым деканом стал заслуженный профессор университета Т.К.Сиразетдинов. Большую роль в становлении и развитии факультета сыграли профессор С.И.Шарапов, профессор Р.В.Габдреев, доцент А.А.Афанасьев, в течение 10 лет возглавлявший этот факультет, профессор А.Ш.Хасанова, профессор Г.Ф.Мингалеев, профессор Р.Т.Сиразетдинов.

В 1996 году был создан гуманитарный факультет, деканом которого является профессор Д.К.Сабирова. На факультете была начата подготовка по специальностям "Связь с общественностью" и "Менеджмент в социальной сфере".

В рамках созданных факультетов ведутся интенсивные исследования по экономической теории и экономике (профессора С.И.Шарапов, Р.К.Мазитова, А.Ш.Хасанова, Г.Ф.Мингалеев); информационным технологиям в экономике (профессора Т.К.Сиразетдинов, Р.Т.Сиразетдинов): по философии (профессора Н.М.Солодухо, В.Д.Евстратов, В.В.Лузгин, Р.К.Мурсалимов); инженерной психологии (профессора Р.В.Габдреев, Ю.С.Иванов); истории, социологии, политологии (профессора Я.Ш.Шарапов, Д.К.Сабирова, В.А.Беляев, Т.Г.Исламшина); педагогике (Д.В.Булатова, Н.А.Константинова, С.Ю.Дарская).

Для консолидации интеллектуального потенциала физико-математического направления в 2000 году был создан факультет физико-математической подготовки, первым деканом которого стал профессор К.Г.Гараев. Активную роль в развитии факультета играют профессора Г.Ю.Даутов, Б.А. Тимеркаев, Ф.М.Гайсин, В.Н.Игнатьев.

Открытие новых специальностей электронного, транспортного, энергетического и технологического плана существенно изменило облик традиционных отраслевых факультетов университета. Наименование их перестало соответствовать их содержанию. Поэтому для приведения наименований факультетов в соответствие с их содержанием приборостроительный факультет (в 1970 году переименованный в факультет систем управления и оборудования летательных аппаратов) стал называться факультетом электронного приборостроения, радиотехнический факультет - факультетом радиоэлектроники и телекоммуникаций.

А для интеграции интеллектуальных ресурсов и материальной базы кафедр факультетов летательных аппаратов (ЛА) и двигателей летательных аппаратов (ДЛА), обеспечивающих подготовку инженеров-механиков по широкому спектру специальностей, на базе факультетов ЛА и ДЛА был образован Институт авиации, наземного транспорта и энергетики, первым директором которого стал заслуженный профессор университета А.Ф.Дрегалин.

Проведенная работа дала свои результаты. Университет стал более привлекательным для молодежи. Увеличился конкурс, появились первые студенты, обучающиеся на платной основе. Однако скоро стало ясно, что за счет наших традиционных абитуриентов существенно увеличить число студентов-платников не удастся. Поэтому Ученый совет университета принял решение о переносе образовательных услуг в места проживания молодежи. В условиях экономической и социальной нестабильности это было положительно воспринято родителями, студентами и администрациями городов. Преподаватели же университета получили возможность дополнительного заработка. Так были созданы 10 филиалов в городах Татарстана, Мари-Эл и Кировской области. В результате, существенно увеличились конкурс и число студентов, обучающихся на платной основе. В 2002 году их было уже около 50% от общего числа студентов дневной формы обучения и около 80% студентов-заочников. При этом общее число студентов увеличилось в 2,5 раза и превысило 13000.

Таким образом, проблема "кого учить и чему учить" для университета была решена. В поиске ответа на вопрос "чему учить" необходимо было учесть и требования, которые предъявляет сегодня жизнь к качеству подготовки специалиста независимо от его специальности. К таким требованиям относится уровень компьютерной и языковой подготовки. Сегодня специалисту, не владеющему информационными технологиями в соответствующей предметной области, трудно найти работу. В КАИ же уже традиционно много делалось и делается в этом направлении. Сегодня каждый выпускник университета владеет информационными технологиями в своей предметной области.

Что касается языковой подготовки, то современный инженер (специалист) должен иметь квалификацию "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации". Без такой квалификации современный инженер-разработчик эффективно работать не может. Как можно создать что-то новое на мировом уровне, не изучив этот мировой уровень? А он представлен сегодня в Интернете, к сожалению, не на русском, а на английском языке. Известно, что в Европе человеку, не знающему английский язык, трудно найти работу. У нас, конечно, такой ситуации еще долго не будет, но уже сегодня многие фирмы предъявляют соответствующие требования к специалистам, которых приглашают к себе на работу. По этой причине студенты университета сегодня, в большинстве своем, изучают английский язык, причем все большее число получают на платной основе квалификацию переводчика. Большая работа проводится в этом направлении коллективами кафедр английского языка (зав.каф.Н.А.Константинова), восточных и европейских языков (зав. кафедрой С.Ю.Дарская).

Еще одним исключительно перспективным направлением работы университета стал переход от обучения преимущественно молодежи к обучению всех возрастных групп населения. В течение всей жизни, особенно сейчас, в рыночных условиях, человек должен постоянно учиться и переучиваться. Многие предпочитают это делать, не оставляя работу - источник их благополучия и, кстати, продолжения образования. И мы реанимировали вечернюю и заочную подготовку специалистов, ввели экстернат. Разработали специальные программы повышения квалификации и переподготовки, дополнительного (параллельного) образования.

Последнее означает, что сегодня каждый студент университета, проходя основной курс, имеет возможность параллельно освоить и другую вузовскую специальность. Разве плохо, если будущий инженер получит, например, еще и экономическое, менеджерское образование? Или дополнительную квалификацию - например, "Преподаватель высшей школы", "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации"? Нет цены экономисту с юридическим образованием. Студент университета может также стать специалистом по методам неразрушающего контроля, получить аттестацию руководителя сварочных работ, приобрести навыки работы в области современных информационных технологий, и так далее. В 2001 году в системе дополнительного образования обучалось более 8500 человек.

Конечно, очень хорошо, когда студентов и слушателей много, значит, есть работа. Но встает другой не менее важный вопрос — как обеспечить качество подготовки?

Качество подготовки инженера — функция многофакторная. К числу наиболее значимых факторов относятся, конечно, уровень методического и кадрового обеспечения учебного процесса, уровень материальной базы.

В этом плане в университете проведена значительная работа. В частности, разработано методическое обеспечение по естественнонаучному и гуманитарному блокам для студентов-заочников. Оно, в основном, используется для студентов, обучающихся на базе филиалов. Оживилась работа по написанию учебников и учебных пособий с грифом УМО и Министерства. Большая работа ведется по подготовке и повышению квалификации ППС: для этого в университете существует ИППК- институт повышения квалификации преподавательских кадров, возглавляемый Д.К.Сабировой. В начале этот институт функционировал в основном для гуманитариев, но сегодня он становится важнейшим звеном в системе повышения квалификации преподавателей и инженерных кафедр.

Труднее обстоят дела с материальной базой кафедр, Инженерные вузы не имеют, и не будут иметь в обозримом будущем современную материальную базу: современные диагностические системы, обрабатывающие оборудование, испытательные и управляющие комплексы. А как можно выпускать инженера, если он не видел современного оборудования и не поработал на нем? В этих условиях обеспечить качество подготовки специалистов можно только на путях интеграции с производственными предприятиями, НИИ и КБ. Там хоть и в недостаточном количестве, но есть современное оборудование, есть современные технологии. И студент должен изучить их.

Для усиления практической подготовки инженеров Ученый совет университета принял решение о переходе на новую технологию организации учебного процесса на завершающем этапе. За год до получения диплома студент направляется на предприятие и один семестр учится во вторую смену, совмещая учебу с работой на предприятии. В дальнейшем преддипломная практика и дипломное проектирование ведутся по тематике предприятия.

Польза для университета очевидна: возрастает качество профессиональной подготовки выпускаемых молодых специалистов. Растет и квалификация преподавателей: не проходит бесследно знакомство с новой техникой и заботами предприятий. Студенты же получают ценные для самостоятельной работы знания, навыки, опыт. Им практически гарантировано место работы и быстрое продвижение по службе. Выгодно это и самим предприятиям. Поэтому они идут и на более тесные контакты с нашим университетом - на создание вузовских лабораторий, кафедр и их филиалов. Предприятия выделяют необходимые площади, современное оборудование, оплачивают труд преподавателей. Кстати, в роли преподавателей нередко выступают ведущие специалисты этих предприятий.

Такое сотрудничество получило развитие с заводами: "Радиоприбор", КОМЗ, КамАЗ, КПКБ, ГИПО, КМПО, КВПО, ЦКБ "Фотон", КНИАТом, Радиоэлектроникой и др.

Для консолидации интеллектуальных и материальных ресурсов, увеличения реального вклада в экономику Татарстана и РФ на базе КГТУ им.А.Н.Туполева, КамПИ, шести техникумов, шести НИИ и КБ создан на договорной основе университетский комплекс - открытый технический университет Татарстана, а нашему университету, как головному вузу объединения, приказом министра МО РФ предоставлен статус федеральной экспериментальной площадки. Результаты нашей работы в этом направлении обсуждены и получили полное одобрение на совещании у первого заместителя министра образования РФА.Ф. Киселева 29 ноября 2002 года.

Результатом работы Аттестационной комиссии Министерства образования, в состав которой входили представители 8 университетов России и ответственные работники Министерства образования РФ, стала положительная аттестация нашего университета на очередные 5 лет.

 

 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ