Итак, наша история начинается с 1948 года.
В то время уже существующее объединение
энтузиастов-моделистов узаконили на ректорате и
юридически организовали в стенах Казанского
авиационного института. Первым руководителем
авиамодельной лаборатории (АМЛ) стал Леонид
Мурычев.
Основным направлением работы лаборатории стал
спортивный авиамоделизм и эксперименты со
всякого рода Л.А. широкое распространение
получили автожиры. Этот вид Л.А. был освоен нашими
авиамоделистами на высоком уровне. Ряд удачных
разработок продемонстрировал хорошие качества,
которые и были зафиксированы спортивными
комиссарами как Всесоюзные, а позднее и Мировые
достижения для этих типов моделей. С этих самых
времен в лаборатории получило развитие
“рекордное движение”. Моделистам, наряду со
спортивными снарядами-моделями зажатыми в рамки
правил и технических требований, хотелось бы
большего – попробовать свои силы и знания,
полученные в нашем вузе, в разработке необычных
моделей с высокими летно-техническими
характеристиками, так называемые рекордные.
Это, как правило, модели нацеленные на высокие
результаты в одном направлении (скорости,
продолжительности, дальности полета). В разные
годы в эти группы рекордников входили выдающиеся
спортсмены Леонид Алдошин, Валерий Мякинин,
Вячеслав Татлов, Юрий Валентинов, Владимир Гукун,
Анатолий Дубинецкий, Александр Смоленцев, Андрей
Бурдов, Евгений Решетников, Равиль Ибрагимов
и т.д.
Всего нашими моделистами более 30 раз
превышались мировые рекорды и более 50 –
всесоюзные. Абсолютный мировой рекорд
продолжительности полета р/у модели
равный 34 часам 33 минутам 32 секундам
принадлежит Александру Смоленцеву. Эти
достижения в моделизме отличали нашу
студенческую АМЛ от других лабораторий,
существующих в системах ДОСААФ или при профкомах
на авиационных заводах. Полет студенческой
мысли, юношеский напор совместно с теорией
полученной в авиационном институте, давал
отличные результаты. В наших стенах были впервые
применены пластиковые конструкции, которые до
сих пор являются оптимальными, разработаны
воздушные винты с флюгерной задержкой, для
резиномоторных моделей и много всевозможных
конструктивных решений, которые сейчас
считаются современными и применяются многими
моделистами.
В настоящее время в лаборатории ведется работа
в двух основных направлениях авиационного
моделизма: свободнолетающие и радиоуправляемые
модели.
Радиоуправляемые – прародителем
радиоуправляемых моделей приблизительно 30 лет
назад стал Леонид Алдошин. Алдошин был
разносторонним и высококлассным специалистом во
многих областях своей деятельности. Превосходно
образованный. Он был душой коллектива, хороший
тренер и товарищ, он был генератором всяких идей.
При нем спортивный моделизм стал использоваться
в народном хозяйстве. С его подачи и при участии
модели стали применяться для аэрофотосъемки, в
съемках кино, как носители научной аппаратуры, в
военных целях и т.д. выросли и спортивные
результаты. Сам Алдошин неоднократно
был призером Всероссийских и Союзных
соревнований в классе радиоуправляемых копий
моделей и пилотажных. Свой опыт и мастерство он
передал нам – его ученикам.
Александр Смоленцев – девятикратный
чемпион СССР по радиоуправляемым моделям
планеров и гоночным моделям. Неоднократно
защищал флаг страны на международном уровне. В
лаборатории были разработаны конструкции
планеров из пластиков, которые до сих пор
считаются современными. Р/у модели планеров
соревнуются на продолжительность, дальность и
скорость полета. Эти весьма противоречивые
требования необходимо учитывать в
проектировании р/у планера. Вопросы устойчивости
и управляемости, прочности и надежности цены и
качества, все это приходится рассматривать в
изготовлении даже такого небольшого ЛА.
Результаты успешных выступлений на протяжении
многих лет говорят, что это вполне под силу
решить в авиамодельной лаборатории нашим
коллективом.
Большое развитие получил класс F-3-Д
радиоуправляемых гоночных моделей. Гоночная
модель самолета, это модель с двигателем,
предназначенная для гонок по треугольному
маршруту. Стартуют сразу до четырех моделей
одновременно, их задача десять раз облететь
маршрут за минимальное время. В гонке влияет все,
работа двигателя, модель, помощник, реакция и
действия пилота. Модель летит со скоростью до 300
км/час. Один круг с периметром 400 м модель
пролетает за 6 секунд, за это время делая 3
поворота, а высота пилотирования 5-10 метров над
Землей. Процесс управления такой моделью требует
максимальной собранности. Все эти факторы влияют
на конечный результат и определяют занятое место
на соревнованиях.
Новый класс р/у планеров F-3-J
полет только на продолжительность в группе. Это
весьма интересный класс р/у моделей. На наш
взгляд это самый дешевый по затратам класс р/у
моделей. Здесь нет зависимости от хорошего
мотора, высококлассного спортивного снаряда,
дорогостоящего оборудования, хотя как и во
всяком деле есть свои требования к аппаратуре
управления, модели и стартовому оборудованию
плюс немного спортивного счастья и можно
показывать хорошие результаты на соревнованиях
любого уровня. Сейчас в лаборатории разработана
такая модель, изготовлена оснастка на сборку и
начато изготовление серии планеров для участия в
соревнованиях. Участие в сезоне 2000 года и
полученные результаты покажут уровень нашей
разработки. Надеемся на хорошие результаты -
время покажет.