Авиамодельная лаборатория КАИ


Итак, наша история начинается с 1948 года.

В то время уже существующее объединение энтузиастов-моделистов узаконили на ректорате и юридически организовали в стенах Казанского авиационного института. Первым руководителем авиамодельной лаборатории (АМЛ) стал Леонид Мурычев.

Основным направлением работы лаборатории стал спортивный авиамоделизм и эксперименты со всякого рода Л.А. широкое распространение получили автожиры. Этот вид Л.А. был освоен нашими авиамоделистами на высоком уровне. Ряд удачных разработок продемонстрировал хорошие качества, которые и были зафиксированы спортивными комиссарами как Всесоюзные, а позднее и Мировые достижения для этих типов моделей. С этих самых времен в лаборатории получило развитие “рекордное движение”. Моделистам, наряду со спортивными снарядами-моделями зажатыми в рамки правил и технических требований, хотелось бы большего – попробовать свои силы и знания, полученные в нашем вузе, в разработке необычных моделей с высокими летно-техническими характеристиками, так называемые рекордные.

Это, как правило, модели нацеленные на высокие результаты в одном направлении (скорости, продолжительности, дальности полета). В разные годы в эти группы рекордников входили выдающиеся спортсмены Леонид Алдошин, Валерий Мякинин, Вячеслав Татлов, Юрий Валентинов, Владимир Гукун, Анатолий Дубинецкий, Александр Смоленцев, Андрей Бурдов, Евгений Решетников, Равиль Ибрагимов и т.д.

Всего нашими моделистами более 30 раз превышались мировые рекорды и более 50 – всесоюзные. Абсолютный мировой рекорд продолжительности полета р/у модели равный 34 часам 33 минутам 32 секундам принадлежит Александру Смоленцеву. Эти достижения в моделизме отличали нашу студенческую АМЛ от других лабораторий, существующих в системах ДОСААФ или при профкомах на авиационных заводах. Полет студенческой мысли, юношеский напор совместно с теорией полученной в авиационном институте, давал отличные результаты. В наших стенах были впервые применены пластиковые конструкции, которые до сих пор являются оптимальными, разработаны воздушные винты с флюгерной задержкой, для резиномоторных моделей и много всевозможных конструктивных решений, которые сейчас считаются современными и применяются многими моделистами.

В настоящее время в лаборатории ведется работа в двух основных направлениях авиационного моделизма: свободнолетающие и радиоуправляемые модели.

Радиоуправляемые – прародителем радиоуправляемых моделей приблизительно 30 лет назад стал Леонид Алдошин. Алдошин был разносторонним и высококлассным специалистом во многих областях своей деятельности. Превосходно образованный. Он был душой коллектива, хороший тренер и товарищ, он был генератором всяких идей. При нем спортивный моделизм стал использоваться в народном хозяйстве. С его подачи и при участии модели стали применяться для аэрофотосъемки, в съемках кино, как носители научной аппаратуры, в военных целях и т.д. выросли и спортивные результаты. Сам Алдошин неоднократно был призером Всероссийских и Союзных соревнований в классе радиоуправляемых копий моделей и пилотажных. Свой опыт и мастерство он передал нам – его ученикам.

Александр Смоленцев – девятикратный чемпион СССР по радиоуправляемым моделям планеров и гоночным моделям. Неоднократно защищал флаг страны на международном уровне. В лаборатории были разработаны конструкции планеров из пластиков, которые до сих пор считаются современными. Р/у модели планеров соревнуются на продолжительность, дальность и скорость полета. Эти весьма противоречивые требования необходимо учитывать в проектировании р/у планера. Вопросы устойчивости и управляемости, прочности и надежности цены и качества, все это приходится рассматривать в изготовлении даже такого небольшого ЛА. Результаты успешных выступлений на протяжении многих лет говорят, что это вполне под силу решить в авиамодельной лаборатории нашим коллективом.

Большое развитие получил класс F-3-Д радиоуправляемых гоночных моделей. Гоночная модель самолета, это модель с двигателем, предназначенная для гонок по треугольному маршруту. Стартуют сразу до четырех моделей одновременно, их задача десять раз облететь маршрут за минимальное время. В гонке влияет все, работа двигателя, модель, помощник, реакция и действия пилота. Модель летит со скоростью до 300 км/час. Один круг с периметром 400 м модель пролетает за 6 секунд, за это время делая 3 поворота, а высота пилотирования 5-10 метров над Землей. Процесс управления такой моделью требует максимальной собранности. Все эти факторы влияют на конечный результат и определяют занятое место на соревнованиях.

Новый класс р/у планеров F-3-J полет только на продолжительность в группе. Это весьма интересный класс р/у моделей. На наш взгляд это самый дешевый по затратам класс р/у моделей. Здесь нет зависимости от хорошего мотора, высококлассного спортивного снаряда, дорогостоящего оборудования, хотя как и во всяком деле есть свои требования к аппаратуре управления, модели и стартовому оборудованию плюс немного спортивного счастья и можно показывать хорошие результаты на соревнованиях любого уровня. Сейчас в лаборатории разработана такая модель, изготовлена оснастка на сборку и начато изготовление серии планеров для участия в соревнованиях. Участие в сезоне 2000 года и полученные результаты покажут уровень нашей разработки. Надеемся на хорошие результаты - время покажет.