Карта сайта
 
     23-24 июня 2016 г. в Самарском университете проводилась международная конференция по двигателестроению
 Новости
 
 
 

 





23 июня в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва проводилась международная научно-техническая конференция "Проблемы и перспективы развития двигателестроения", посвящённая генеральному конструктору аэрокосмической техники академику Н.Д. Кузнецову (см. Приложение 1, 2).

Пленарное заседание конференции состоялось в день рождения легендарного конструктора, которому в 2016 г. исполнилось бы 105 лет (См. приложение 3).

Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, правительство Самарской области, ПАО «Кузнецов», Самарский университет, Самарский научный центр РАН, «ЦИАМ имени П.И. Баранова», АССАД, Федеральное агентство по промышленности, «Роскосмос», ОПК «Оборонпром» и «Объединённая двигателестроительная корпорация».

Конференция вызвала большой интерес со стороны мирового научного сообщества и практиков двигателестроения. Например, только из Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) - головной научной организации российского авиа-двигателестроения, в Самару прибыла делегация в количестве 20 человек, в составе которой восемь докторов наук.

В течение двух дней 564 специалиста и учёных из семи стран (России, Украины, Германии, Италии, США, Японии, Канады) делились результатами исследований на девяти секциях конференции. 324 доклада были посвящены вопросам исследования, проектирования и производства газотурбинных, ракетных и поршневых двигателей, экологической безопасности их использования, управления и организации производства, подготовки кадров двигателестроителей. На повестке дня стояла задача по созданию двигателей 5-го поколения из материалов 5-го поколения, используя виртуальное проектирование.

«Николай Дмитриевич Кузнецов оставил такое наследие, которое до сих пор является базой для развития двигателестроения в любой отрасли – авиации, ракетной технике, наземной газо- и нефте- перекачки. Это наследие отражается и в учебном процессе: мы продолжаем развивать обучение специалистов через исследования в интересах конкретных проектов нашего производства», - отметил на пленарном заседании ректор Самарского университета Евгений Шахматов.

Ректора поддержал президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко, знавший Николая Дмитриевича Кузнецова лично: «Надо быть таким конструктором, чтобы твои разработки были актуальными не один десяток лет».

Доклады пленарного заседания обозначили как проблемы, так и основные перспективы развития отрасли. Они заключаются в преодолении образовавшегося за последние 20 лет отставания от основных зарубежных конкурентов – компаний Pratt -Whitney и Rolls -Royce, а также в создании отечественного двигателя для гражданской авиации 5-го и 6-го поколения.

Так, заместитель генерального директора ЦИАМ Юрий Ножницкий отметил в своём докладе ряд критических технологий, которые необходимо освоить для создания перспективных двигателей. Среди них - внедрение ресурсоэффективных технологий, технологий низко эмиссионного горения, применение сложных термодинамических схем, применение композитных материалов. «В конкурентоспособном двигателе резко возрастёт доля композиционных материалов», - не раз за время своего выступления отмечал Юрий Ножницкий.

О композитных материалах шла речь и в докладе представителя Всероссийского института авиационного материаловедения (ВИАМ). Из доклада Михаила Бакрадзе, начальника лаборатории ВИАМ, стало понятно, что учёные главного института страны по авиационному материаловедению ведут исследования по целому ряду направлений. Разрабатываются естественные композиты (на основе тугоплавких материалов, керамические композиты), интерметаллиды, интеллектуальные материалы, полимеры нового поколения, порошки для аддитивных технологий. «Если говорить о технологиях, то мы осваиваем сейчас ротационную сварку трением, решаем проблему литья лопаток из тугоплавких композитов, в аддитивных технологиях выявили проблему неразрушающего контроля – пока с этим справляется только дорогая компьютерная томография», - наметил задачи, которые стоят перед ВИАМ Михаил Бакрадзе.

В своём выступлении Игорь Егоров, заместитель генерального конструктора ОКБ имени А. Люльки, продемонстрировал как благодаря современным технологиям 3D-проектирования создаются двигатели для боевой авиации.

«Двигатель АЛ-55-и мы создали с нуля всего за три года! 3D-моделирование вывело проектирование на качественно иной уровень. Сейчас я понимаю, что раньше разработка новых двигателей была своего рода искусством, когда интуиция конструктора проверялась на практике. Теперь мы выходим на проектные показатели двигателя с первой попытки", - отметил Игорь Егоров.

В ходе пленарного заседания доклады представителей предприятий – ПАО "Кузнецов", ОАО "Металлист", ОКБ имени А. Люльки – представили тенденции по развитию отечественного производства. И если ОКБ имени А. Люльки уже сейчас может похвастаться созданием высокоинтеллектуальных автоматизированных рабочих мест, то самарские предприятия говорили о более скромных темпах технического переоснащения. ПАО "Кузнецов", например, намерен выйти на уровень самоокупаемости к 2020 году. Тем не менее у всех головных предприятий двигателестроительной отрасли растёт объём заказов, строятся новые цеха, закупается современное оборудование. И всем нужны кадры. «Спасибо вам за подготовку специалистов. Мы на них опираемся и, встречая на конференциях, узнаём много нового", - поблагодарил в своем выступлении Самарский университет Игорь Егоров.

«Изначально главной темой этой традиционной конференции было повышение запаса прочности газотурбинных двигателей, которые разрабатывались под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова. В дальнейшем тематика конференции стала более обширной. Здесь, например, начали обсуждаться решения газодинамических и технологических задач. Именно на них был сделан упор на сегодняшнем пленарном заседании. Расширяется и состав участников конференции. За эти годы она стала одной из самых значимых научно-практических событий для наших отечественных двигателистов, а в последнее время в её работе начали участвовать и наши коллеги из-за рубежа. Таким образом, конференция стала международной, она развивается и имеет хорошее будущее», - подвёл итог начала конференции по двигателестроению проректор Самарского университета Валерий Матвеев.

Для справки

Первая конференция, посвящённая вопросам прочности в двигателестроении, состоялась в Куйбышевском авиационном институте в 1960 году. Её инициатором выступил Николай Дмитриевич Кузнецов - генеральный конструктор НПО «Труд» - ОАО «СНТК имени Н.Д. Кузнецова», академик РАН, профессор. Под его руководством во второй половине XX века в Советском Союзе было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, которые до сих пор используются в нашей стране и в других странах, включая США.

За выдающийся вклад в становление и развитие факультета двигателей летательных аппаратов, кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов и ОНИЛ-1 в 1994 г. Николаю Кузнецову было присвоено звание «Почётный доктор СГАУ».

После обеда и на другой день – состоялись секционные заседания.

От КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева в конференции приняли участие преподаватели, сотрудники, студенты, магистранты, аспиранты и докторанты (См. Программу – Приложение 2).

Президент Казанского регионального отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского при КНИТУ-КАИ (КазРО РАКЦ), академик РАКЦ, профессор кафедры ТиЭМ, д.т.н. Алтунин В.А. выступал с научными докладами:

на секции: №6 «Контактная гидродинамика и надёжность узлов трения» (1 доклад - соавторы – к.т.н., доцент Алтунин К.В., Юсупов А.А., Щиголев А.А., к.т.н. Яновская М.Л.) (См. Программу - Приложение 2);

на секции №7-Б: «Камеры сгорания: процессы горения. Энергоэффективность тепловых двигателей» (3 доклада - соавторы – Алтунин К.В., Абдуллин М.Р., Коханова Ю.С., Шигапов Р.Р., к.т.н. Яновская М.Л., к.т.н., доцент Коханова С.Я., член РАКЦ, к.т.н. Платонов Е.Н., д.т.н., проф. Демиденко В.П., Новиков С.Н., Обухова Л.А.) (См. Программу - Приложение 2).

Ветераны КНИТУ-КАИ и кафедры ТиЭМ, к.т.н., доценты Каримова А.Г. и Дезидерьев С.Г. приняли заочное участие в работе секции №4: «Рабочие процессы и проектирование воздушно-реактивных двигателей» и сделали 1 доклад (См. Программу – Приложение 2).

Преподаватель кафедры ТиЭМ Гимбицкий А.В. принял заочное участие:

на секции №4 «Рабочие процессы и проектирование воздушно-реактивных двигателей» (1 доклад – соавторы – Ахметшин Р.И., Гайфуллин Б.Н., Филиппов А.А.) (См. Программу – Приложение 2);

на секции №5 «Ракетные двигатели. Космическая энергетика» (1 доклад - соавторы – Каримова А.Г., Дезидерьев С.Г., Ильященко В.А.) (См. Программу – Приложение 2);

на секции №7: «Камеры сгорания: процессы горения. Энергоэффективность тепловых двигателей», где представил 1 доклад (См. Программу – Приложение 2).

Доцент каф. ТиЭМ, к.т.н., доцент Ильинков А.В. принял заочное участие в работе секции №4: «Рабочие процессы и проектирование воздушно-реактивных двигателей» и сделал 2 доклада (один из них – в соавторстве с д.т.н., профессором Щукиным А.В., Хабибуллиным И.И., к.т.н., доцентом Такмовцевым В.В.) (См. Программу – Приложение 2).

Профессор кафедры ТиЭМ, д.т.н., профессор Евгеньев С.С. принял заочное участие в работе секции №4: «Рабочие процессы и проектирование воздушно-реактивных двигателей» и сделал 1 доклад (в соавторстве с Футиным В.А., Закиевым Ф.К., Киселёвым А.С.) (См. Программу – Приложение 2).

Ветеран кафедры ТиЭМ, к.т.н., доцент Тонконог В.Г. подготовил свою аспирантку Тукмакову Н.А., которая сделала научный доклад на секции №2: «Динамика агрегатов и систем двигателей летательных аппаратов» (См. Программу – Приложение 2).

Профессор кафедры ТиЭМ, д.ф.-м.н., профессор Тукмаков А.Л. со своими учениками Ахуновым А.А., Чибирёвым П.А. принял заочное участие в работе секции №7: «Камеры сгорания: процессы горения. Энергоэффективность тепловых двигателей», где представил 2 доклада (См. Программу – Приложение 2).

К.т.н., доцент Сабирзянов А.Н. в соавторстве с Кирилловой А.Н. (кафедра РДЭУ) выступил с научным докладом на секции №5: «Ракетные двигатели. Космическая энергетика», а на секции №7: «Камеры сгорания: процессы горения. Энергоэффективность тепловых двигателей» он в соавторстве с Александровым Ю.Б., Явкиным В.Б., Тихоновым О.А., Малышевым Ф.А., Сигайло В.Я.,Маркушиным А.Н., Баклановым А.В. – выступил с тремя докладами (См. Программу – Приложение 2).

Учёные КНИТУ-КАИ Гумкрова Р.Х., Черняховский В.А. - выступили на секции №6: «Контактная гидродинамика и надёжность узлов трения» (См. Программу – Приложение 2).

Также в работе конференции принимали активное участие и учёные других организаций г. Казани.

Так, например, молодой учёный из Института механики и машиностроения Казанского научного центра РАН Тукмаков Д.А. – выступил с научным докладом на секции №5: «Ракетные двигатели. Космическая энергетика» (См. Программу – Приложение 2).

Учёные из КМПО (г. Казань) – Маркушин А.Н. т Бакланов А.В. - выступили с научным докладом на секции №7: «Камеры сгорания: процессы горения. Энергоэффективность тепловых двигателей» (См. Программу – Приложение 2).

Данная конференция является уникальной, проводится 1 раз в два года.

Все участники с огромным удовольствием ознакомились с научной и учебной базой известного университета, с прекрасным и насыщенным авиационно-космическим музеем. В данном ВУЗе – всё пропитано авиацией и космонавтикой. СГАУ – прославился и тем, что весной этого года запустил в космос с нового космодрома «Восточный» малый космический спутник, сделанный руками студентов и аспирантов!!! Ежегодно – 100% выпускников быстро находят себе работу в Самаре и в других городах страны. Практику для студентов организуют на 56 предприятиях авиационно-космической отрасли. В СГАУ проводятся международные научные летние космические школы, олимпиады (в том числе и в Таджикистане!!!), ведётся плодотворная научно-исследовательская и учебная работа с НИИ, КБ и ВУЗами Германии и др. стран. В СГАУ выпускаются уникальные студенческие газеты: "Полет", эл.газета "Иллюминатор", "Борт СГАУ"! В этом году СГАУ занял 110 место в рейтинге ВУЗов Европы. А ещё студенты говорят, что у них – самый лучший в мире ректор!!! (Подробнее – в Приложениях 4-15).

         Нашим преподавателям, студентам, магистрантам и аспирантам надо чаще бывать на различных конференциях в знаменитом СГАУ им. ак. С.П. Королёва, чтобы идти в ногу со временем!

 

Приложения:

Материалы конференции:

  1. Информационное письмо
  2. Программа
  3. Фотографии

 

Материалы по теме:

      4.  Первый пуск с космодрома Восточный прошел успешно
      5. Музей космонавтики в СГАУ
      6. Исторический музей СГАУ 
      7. Центр истории двигателей ЛА (КЛА) 
      8. Самарский университет посетил полпред президента Михаил Бабич
      9. СГАУ проведет в Таджикистане физико-математическую олимпиаду
      10. Новости  - Самарский университет
      11. Как управлять космическим аппаратом на орбите Луны
      12. Самара космическая
      13. В Самарском университете открылась ХII международная летняя космическая школа
      14. Ученые из четырех стран обсуждают управление движением и навигацией летательных аппаратов
      15. В летнем студенческом лагере "Волга"


Информационный отдел КазРО РАКЦ при КНИТУ-КАИ

   
   
 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ