Карта сайта
 
     Фестиваль национальных культур "Единая планета"
 Новости
 
 
 

 





Армяне - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Является государствообразующим народом в Армении и Арцахе. Второй по численности народ в Ливане и Абхазии и третий в Грузии и Иордании. Формирование армянского народа началось в XII веке до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. История сформированного армянского народа насчитывает более 2500 лет. В начале VII в до н.э. ареал расселения армян занимал территории в Анатолии, Закавказье и Среднем Востоке,  которые впоследствии стали известны как Армения. Регион проживания армян в VII веке до н. э. охватывал восточно-анатолийские горы, земли вдоль реки Аракс, окрестности горы Арарат, озер Ван и Урмия, верхних течений рек Ефрат и Тигр; на севере они распространились до реки  Кура.  

     

Армяне не были покорены Александром Македонским, но номинально признали его власть. 

Крупнейшим историческим событием становится принятие Великой Арменией христианства в качестве государственной религии в 301 году (первое в истории христианское государство). Армянская церковь — одна из древнейших христианских церквей мира.

Примерно в 404 году на Вагаршапатском соборе было принято решение создать армянский алфавит (36 воинов), перевести на армянский язык Библию и отменить в стране греческую и сирийскую письменность. Эта историческая миссия была успешно осуществлена в 405/406 году Месропом Маштоцем. На протяжении более тысячи шестисот лет армянский алфавит существует почти без изменений. Крупнейшим хранилищем древнеармянских рукописей является Матенадаран -  научно-исследовательский центр при правительстве Армении, являющийся одним из крупнейших в мире хранилищ рукописей.

      

Армения — один из древнейших центров мировой цивилизации. В IX—VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья существовала высокоразвитая цивилизация — государство  Урарту. Армения последних веков до н. э. и первых веков н. э. была страной высокой культуры, о чём свидетельствует также уровень урбанизации. Период культурного подъёма продолжился до XIII века включительно и характеризуется некоторыми авторами как Армянское Возрождение. В дохристианскую эпоху в III—I веках до н. э. армянские жрецы изобрели особого рода тайнопись и писали с её помощью храмовые книги и летописи. В I—II вв. н. э. жил автор «Храмовых истории» Олюмп. V век принято называть «Золотым веком» в истории армянской литературы. В этот период жили историки Агатангелос, Фавстос, Лазарь Парпеци, Мовсес Хоренаци, богословы Езник Кохбаци и другие. В VII—X вв сложился эпос «Давид Сасунский», повествующий о борьбе против арабских захватчиков.

      

Античная армянская музыка, или творчество гусанов, зародилась ещё до н. э. В V веке формируется армянская духовная музыка, искусство шараканов. Армянская христианская музыка наряду с арамейской и каппадокийской, лежит в основе общехристианской музыкальной культур, представляя большое значения для изучения. С VI в. до н.э. в древней Армении развивалась языческая архитектура. Ксенофонт отмечал, что жилища древних армян имели башни. Наиболее значимый из сохранившихся памятников армянской античной архитектуры — храм Гарни, построенный царем Великой Армении Трдатом I в 70-ые годы н.э. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов  Арташат и Тигранакерт — древних столиц Великой Армении. Плутарх называет Арташат «армянским Карфагеном». С начала IV века начинает свое развитие армянская христианская архитектура. Среди ранних памятников Касахская (IV в.) и Ереруйкская базилики (V в.), церкви Текора (V в.) и  Мастара (V в.), Одзунская базилика (VI в.), и др. Наиболее ранние известные образцы армянской фресковой живописи восходят к середине V века, это фрагменты фресок из церкви Погос-Петрос в Ереване и Касахской базилики. Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц, возведенный между 641—661 гг.

     

Армяне появились на территории Руси с XI века. Самое раннее упоминание армян в древнерусских источниках обнаруживается в Новгородском кодексе — древнейшем сохранившемся книге Руси. Уже в Высоком средневековье они проживали в Киеве и Львове. На территории современного Татарстана сохранилось множество древних памятников, свидетельствующих о давнем торгово-ремесленном и национально-культурном присутствии на этой земле представителей армянского народа. Многосторонние связи Армении и Волжской Булгарии отчетливо прослеживаются, начиная уже с Х столетия. Армянские купцы, всегда бывшие здесь желанными гостями, веками возили в булгарские города шелк, ковры, кошениль и другие восточные товары, создавали в них торговые колонии и ремесленные поселения, вплетая свой неповторимый национальный узор в пестрый ковер булгаро-татарской культуры. Армянская архитектурная школа, по мнению известного историка А.П.Смирнова, оказала существенное влияние на формирование булгарского зодчества, обогатив его прекрасными формами. Многочисленные археологические находки и старинные названия улиц дают историкам право утверждать, что в эпоху Казанского ханства в его столице существовала процветающая армянская слобода, в которой действовала собственная церковь. Давние связи Булгар и Казани с Арменией, запечатленные врезном камне, лучше любых слов, свидетельствуют о крепкой дружбе и добрососедском взаимопонимании, исторически сложившихся между народами.

     

Незабываемыми событиями в культурной жизни как города Казани, так и республики в целом стали инициированные и организованные НКА армян и Региональным отделением Союза армян России выставка армянских художников, посвященная 1700-летию принятия Арменией христианства, вечер памяти Арама Хачатуряна, приуроченный к его 95-летию, а затем иинтеллектуально-творческий вечер для 15 городских музыкальных школ, приуроченный к 100-летию знаменитого композитора (2003 г.),праздник армянской письменности, проведенный в ознаменование 1600-летия создания национального алфавита, музыкально-литературный вечер, посвященный поэту Эдуарду Асадову,выставка картин художницы Анны Хачатрян и, конечно же, незабываемая выставка работ Сергея Параджанова, привезенных из его дома-музея в Ереване в мае 2002 г. 

Члены армянской общины Татарстана по-прежнему полны грандиозных планов, призванных в еще большей мере способствовать их национально-культурному развитию и укреплению мира на территории республики. 


Управление внеучебной работы

   
   
 

Copyright © 2002 - 2016
КНИТУ - КАИ