Транспорт – кровеносная сеть экономики. Где дороги и транспорт – там и жизнь. Это – известные всему миру принципы. Россия с ее огромной территорией всегда нуждалась в развитом транспортном комплексе и специалистах, способных его эффективно организовать. При любых моделях и вариантах развития российской экономики эта потребность будет только нарастать. Процессы интеграции России в международное экономическое пространство, формирование на ее территории международных транспортных коридоров актуализируют данные процессы. Однако на рынке труда транспортного комплекса в настоящее время преобладает узкая специализация работников, имеющая в свое основе специализированное инженерное (транспортное) либо общеэкономическое образование. Следствием этого является дефицит работников, обладающих знаниями организациями деятельности транспортных организаций в специфических условиях современного рынка транспортных услуг, функционирующего на основе как российских, но и международных стандартов.
В связи с этим впервые в Татарстане на базе Казанского национального исследовательского университета им.А.Н.Туполева – КАИ в рамках направления бакалавриата «Экономика» организуется подготовка по профилю «Экономика транспорта». Будущие выпускники данного профиля будут способствовать успешной работе транспортных предприятий в системе рыночных отношений, реализации резервов роста производительности труда, снижения себестоимости перевозок и увеличения прибыли. Вооруженные знаниями основных экономических категорий, изучив передовые методы хозяйствования в отрасли, они смогут успешно решать производственные задачи по наиболее полному удовлетворению потребностей хозяйствующих субъектов и населения в транспортных грузовых и пассажирских перевозках на основе квалифицированного маркетинга, оказания системы транспортно-экспедиционных, логистических, сопутствующих финансовых и других услуг, повышению эффективности работы регионального транспортного комплекса в целом.
Итоговая квалификация выпускника по профилю «Экономика транспорта » позволит ему осуществлять грамотный учет, анализ, технико-экономическое планирование и прогнозирование показателей деятельности транспортных предприятий, разработку механизмов установления оптимального уровня тарифов и цен, калькулирования себестоимости перевозок, оценки эффективности использования фондов и финансов предприятия. Он будет в совершенстве знать методы технико-экономического обоснования плановых и проектных решений, пути повышения эффективности производства, капитальных вложений и новой техники на наземном, речном и воздушном транспорте. Благодаря его деятельности на транспортных предприятиях будут формироваться стимулы и мотивации к повышению производительности труда, росту их конкурентоспособности. Большое внимание при подготовке студентов в этом случае уделяется комплексу дисциплин, формирующих базовые системные знания в области основ внешнеэкономической деятельности, бухгалтерско-финансовых технологий, основ информационного обеспечения и делопроизводства, транспортной логистики, приватизации и акционирования предприятий транспорта, основ страховой деятельности.
Выпускник по профилю «Экономика транспорта» будет востребован как на специализированных транспортных предприятиях всех организационно-правовых форм, так и на других предприятиях и организациях, имеющих свои автотранспортные подразделения. Особые перспективы откроются перед выпускниками в сфере организации международных перевозок. Наряду с этим выпускники смогут применить свои знания в сфере работы органов государственного управления и местного самоуправления, системе МВД и ГИБДД, деятельности страховых и оценочных компаний, организаций системы сервиса автомобилей и др.
Кураторами проекта подготовки бакалавров по профилю «Экономика транспорта» выступают Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, Поволжская логистическая ассоциация, логистическая ассоциация Республики Татарстан.
Курирующие ассоциативные и государственные организации ориентированы на реализацию принципов государственно-частного партнерства в сфере образования, совместное формированию стандартов обучения, учебных планов и программ, баз практики и мест трудоустройства выпускников.
Базовым транспортным предприятием является – АТП-1, расположенное в г.Казани, в лице директора – д.т.н. Наумова Леонида Григорьевича, осуществляющего руководство кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Казанского национального исследовательского университета им.А.Н.Туполева - КАИ.
Подготовка бакалавров в рамках второго высшего образования, продолжения образования на базе среднеспециального и повышение квалификации практикующих специалистов будет осуществляться на базе специализированного учебно-исследовательского центра «Организация перевозок и логистическое управление на автомобильном транспорте» (УИЦ ОПиЛУАТ).
К обучению по заочной форме приглашаются специалисты, желающие получить второе высшее образование по данному профилю, а также выпускники техникумов, желающие продолжить обучение по высшему образованию.
Срок подготовки бакалавров по программе второго высшего образования – 2,5 года. Стоимость обучения - 34800 руб. Срок подачи документов – до 20 августа 2012 г..Срок вступительных испытаний – с 10 сентября по 25 сентября 2012г.
Научным руководителем проекта подготовки бакалавров по профилю «Экономика транспорта» является член-корр. АН РТ, руководитель Комитета по науке и образованию Поволжской логистической ассоциации, д.э.н., проф.кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» Казанского национального исследовательского университета им.А.Н.Туполева – КАИ Хоменко Вадим Васильевич.