№ 6-7. Март 2005 г.

Потенциал есть – будем работать

3 марта, в канун дня рождения нашего университета, на совместном заседании Ученого совета и конференции трудового коллектива ректор Г.Л.Дегтярев традиционно подвел итоги нашей деятельности за прошедший год и обозначил проблемы предстоящего бытия. Излагаем основные положения ректорского доклада. За год в университете произошло немало положительного по всем направлениям деятельности. Продолжает расти число специальностей и лицензий на новые программы подготовки. Число студентов всех форм обучения, получающих первое высшее образование, достигло 24 тысяч. Кроме того, около 1000 слушателей получают второе высшее образование. Развивается система дополнительного образования. Растет число аспирантов, докторантов и защищенных диссертаций. Опубликовано 40 монографий, 29 учебных пособий с грифом УМО и МОН РТ. Защитили докторские диссертации: С.М.Чернявский, А.М.Амирова, Г.Н.Хадиуллина, Н.Г.Багаутдинова, В.В.Афанасьев (РЭКу), В.В.Афанасьев (ТОТ), Г.И.Павлов, В.Л.Сафонов, О.Г.Морозов, А.Л.Абдуллин. Завершено строительство нового учебного корпу са, и здание полностью задействовано в учебном процессе. Мы стали больше зарабатывать: в 2004 году – 251 млн.руб. Это дало нам возможность вложить значительные средства в капитальный и текущий ремонт (•71,8), в развитие материальной базы учебного процесса (ј0 млн.), в оснащение его современным оборудованием и программно-техническими средствами, выделить средства на обеспечение социальной поддержки сотрудников университета, на содержание санатория-профилактория, на санаторно-курортное лечение, на приобретение жилья молодым сотрудниками. Достижения ученых университета отмечены в 2004 году многими почетными званиями и наградами. Развивалась сеть филиалов университета. Во многих из них нам были переданы в безвозмездное пользование необходимые базы. Все шло, как говорится, в положительном направлении, мы приспособились к сложившимся в последние годы условиям. Однако в связи с приходом нового правительства, опять началась радикальная модернизация системы образования. Возросшее число негосударственных вузов привело к резкому увеличению числа студентов, что, в свою очередь, привело к снижению качества подготовки специалистов. В начале февраля была проверка системы образования Самарской области. Комиссия проверила 53 института, университета и академии. Оказалось, что полностью соответствует гостребованиям только 2 вуза, а из 33 вузов, где учат экономике, менеджменту и праву, только в 8 качество и содержание полностью соответствуют нормам. Такая проверка предстоит и вузам Татарстана. В какую группу вузов по значимости попадет наш университет, пока неизвестно. Вновь наступают трудные времена выбора. Начиная с 2006 года, вузы лишаются всех льгот и привилегий. За все необходимо будет платить. Например, налог на землю превышает 6 млн.руб., на имущество – 15 млн.руб., экологический – более 5 млн.руб. А будет ли при этом и в каком размере монетизация льгот, неизвестно. Много ли дадут средств, сохранится ли возможность заработать? Известно лишь, что будет жесткий контроль как по линии учебного и научного процессов, так и по линии финансово-экономической. И в борьбе победит сильнейший – тот, кто работает эффективно, четко и без нарушений. Поэтому главными вопросами для нас остаются вопросы повышения эффективности нашей работы по всем основным направлениям деятельности коллектива. И мы должны работать целенаправленно в русле той политики, которая принята в государстве. Концепция модернизации образования, принятая в 2001 году, основными целями развития определила повышение его качества, доступности и эффективности. …Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на дв ухуровневую систему: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребности общества, структуры квалификаций и образовательных программ.В настоящее время в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из одноуровневой подготовки дипломированных специалистов по специальностям (срок обучения 5 и 5,5 лет) и двухуровневой: с присвоением выпускнику степени “бакалавра” (срок обучения 4 года) и степени “магистра” (срок обучения 1–2 года) после получения степени бакалавра или квалификации специалиста. Вместе с тем, в настоящее время обучение в магистратуре рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат рассматривается как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Однако в современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными уровнями образования, выделение каждого из которых имеет определенные цели и задачи. Образовательная задача первого уровня состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (комм уника тивных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы и т.п.). В профессиональном плане бакалавр должен также обладать специальными компетенциями в рамках своего направления, позволяющими ему решать задачи профессиональной деятельности. Бакалавриат обеспечит возможность успешной работы там, куда сегодня идут многие выпускники вузов – дипломированные специалисты (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Степень бакалавра дает право на осуществление определенного уровня профессиональной деятельности, обеспечивая одновременно решение задачи повышения социального капитала страны. Лица, получившие степень (квалификацию) бакалавра, могут в соответствии со своей квалификацией занимать должности, требующие высшего образования, а также участвовать в конкурсе на продолжение образования на втором уровне. В промежутке между окончанием бакалавриата и поступлением в магистратуру для отдельных направлений подготовки может быть нормативно закреплена необходимость получения опыта профессиональной деятельности, что предоставит возможность студентам осуществить осмысленный выбор своей образовательной и профессиональной траектории, уточнить направление дальнейшей профессиональной, в том числе и магистерской подготовки. Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России. Опираясь на традиции отечественного образования по некоторым специальностям (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), определяемым в особом перечне, целесообразно в настоящее время сохранить подготовку специалистов. Что касается деятельности нашего коллектива в контексте политики модернизации образования, то, как было уже отмечено, у нас есть положительная производная по всем направлениям. И это действительно так, но только по интегральным показателям, по университету в целом, а не по отдельным подразделениям. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип “Образование через всю жизнь”. Актуальность развития непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям. Именно в сфере ДПО принцип непрерывности проявляется особенно ярко. Важно отметить, что эта сфера ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики и непроизводственной сфере. Общее число обучаемых по программам ДПО в 2004 году осталось приблизительно на том же уровне, что и в 2003 – примерно 2200 человек. Попрежнему вне конкуренции повышение квалификации специалистов сварочного производства. Дополнительная квалификация – переводчик в сфере профессиональной комм уникации. Исключительно плодотворно работает центр неразрушающего контроля. Работа с новыми предприятиями по заключению договоров о повышении квалификации идет очень тяжело. Есть положительный опыт: заключены договора на повышение квалификации, проведены занятия со слушателями, получены деньги от Министерства по делам молодежи и спорта, управления информационных технологий АО “Татнефть”. В стадии заключения договоров и обсуждения программ идет работа с КМПО, ОА “Татнефть”, Техническим центром Минсвязи, Казанским медицинским колледжем (головным по ПФО), Чебоксарским агрегатным заводом и заводом “Промтрактор”, рядом других предприятий. В системе дополнительного образования более 1000 человек получают второе высшее образование, из них 707 – по экономике, около 100 – по юриспруденции и чуть больше 100 – по прикладной информатике в экономике, информатике и вычислительной технике, 58 – управление персоналом. А где наши механики, радиоэлектронщики, информационщики? В системе дополнительного образования почти нет экономистов. Основная проблема, которая не поддается сегодня решению – это отсутствие предложений со стороны кафедр. Что касается проблемы качества, то она, как известно, решается кадровым составом, состоянием материально-технической базы, уровнем научных исследований, проводимых в вузе, и совокупностью организационных мер, программно-технических средств, обеспечивающих мониторинг и контроль качества учебно-воспитательного процесса. Наиболее остро сегодня обозначилась кадровая проблема. На своем заседании 6.12.2004 г. Ученый совет отметил, что педагогические коллективы практически перестали пополняться молодежью, заметно снизилась эффективность аспирантуры и докторантуры. Нет должной отдачи от существующей системы повышения квалификации преподавателей. Средний возраст докторов наук, профессоров составляет 64 года, доцентов – 55 лет, старших преподавателей – 51 год, ассистентов – 32 года. При этом возрастной диапазон ассистентов – от 23 до 55 лет, старших преподавателей – от 33 до 77 лет, доцентов – от 32 до 93 лет. Тревожит то, что есть кафедры, где нет ассистентов и старших преподавателей, а возраст доцентов и профессоров при этом – за 55–60 лет, т.е. нет смены. Это кафедры АГД, СМЛА, ТММСИ, ВРД, ТМ, ОЭС, теоретической и прикладной механики. Другой проблемой является наличие значительного количества вакансий на ряде кафедр. Очевидно, что на кафедрах типа ТММСИ или ССТМ с учетом среднего возраста существующих преподавателей (Д22664) года) и 50–60% укомплектованностью через несколько лет просто некому будет работать. Основной бич в работе – равнодушие заведующих кафедрами не только к проблемам молодых, но и к уровню преподавания действующих педагогов. В условиях, когда повышение квалификации преподавателей, остается заботой нескольких ответственных за это чиновников (проректора, декана) и не в олнует зав.кафедрами, процветает формализм в этом процессе, сводящийся к своевременному оформлению подтверждающих бумаг на родственной кафедре ближайшего вуза. Такому формализму должен быть положен конец. У нас есть финансируемый ИППК и его необходимо превратить в действенный инструмент повышения квалификации преподавателей нашего университета. Нам выделены дополнительные средства в размере 960 тыс.руб. для повышения квалификации преподавательского состава ПФО по следующим приоритетным направлениям: информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, управление качеством, гуманитарные проблемы современности, подготовка кадров для оборонной отрасли, менеджмент в образовании, инновационная деятельность. Наша задача – провести все занятия на высоком уровне. В настоящий момент обновляется содержание программ ИППК в соответствии с перечисленными приоритетами. Конечно, повышение квалификации необходимо, но этим положение дел не спасешь, если нет молодых преподавателей. У нас защищается немало диссертационных работ (в 2004 году – 81), но очень немногие молодые защитившиеся люди остаются в университете (Ђ4 – 15). Молодым необходима творческая работа, достойная зарплата, жилье, возможность служебного и профессионального роста. Зарплата у ППС – недостаточная. И если на кафедре нет хоздоговорных работ, грантов, все места заняты, молодой человек уходит. Чтобы хоть как-то поправить положение дел, Ученый совет принял решение о системе стимулирования, которая, надеемся, все-таки изменит ситуацию к лучшему. Теперь неплохие доплаты (от 1500 до 7000 рублей) ждут успешно работающих аспирантов и докторантов, защитившихся, написавших монографии, учебники, пособия и т.д. Как всегда многообразен и сложен воспитательный процесс в университете. Его цель – сформировать не просто специалиста, а гражданина, ответственного за принятие инженерных решений в глобальном, национальном и человеческом контекстах. На сегодня КГТУ им.А.Н.Туполева охватывает практически все значимые направления воспитательной работы. НИРС и техническое творчество. На новый уровень массовости участников вышла Международная молодежная научная конференция “Туполевские чтения”. На некоторых факультетах организовываются Дни специальностей. Ежегодно ведется работа по представлению студентов, отличившихся в учебе и НИРС, к именным стипендиям. Принимают участие в соревнованиях всероссийского и мирового уровня члены сборной КАИ по авиамоделизму. Нашими ребятами были завоеваны 3 золотые медали, присвоены звания мастеров спорта. В художественном и интеллектуальном творчестве крепкие традиции сложились у таких студенческих мероприятий, так День Знаний, Фестивали первокурсников, “Студенческая весна”, “Весна в студгородке”, Фестиваль филиалов, Фестиваль КВН, День Театра, международный Фестиваль СТЭМов “Икариада”.Наш вуз занял на фестивале “Студенческая весна” второе место среди вузов первой категории, получено немало первых-вторых мест по номинациям. На высоком уровне прошли в этом году Фестивали первокурсников. Команда “Лоботомия” Брейн-клуба КАИ, насчитывающего более 10 команд, заняла первое место в абсолютном зачете на фестивале “Интеллектуальная весна-2004”. В области гражданско-патриотического воспитания тоже немало позитива. Традиционно отмечается День рождения университета. Уже не первый год организуются поездки наших студентов – участников Вахты памяти – в Ленинградскую область. Набирает силу студенческая служба безопасности университета, отметившая 10-летие. Традиционными стали поездки в подшефный Нурлатский детский дом. В спорте КГТУ-КАИ занял 2 место по 31 виду спорта на комплексной Спартакиаде вузов РТ, по 17 видам спорта – с 1 по 3 места. На Чемпионате мира в ЮАР по армреслингу Л.Хамидуллина стала чемпионкой мира, Е.Фомина получила 2 серебряные медали. На Чемпионате России по татаробашкирской борьбе Р.Муханов стал 5кратным чемпионом, получил звание “Заслуженный мастер спорта”. Студент ФМП А.Исаевский выиграл всероссийский Мемориал Нижметдинова по шахматам. Студент факультета АЭП М.Аскеров занял 1 место на международном турнире по шахматам, стал международным мастером. С 25 по 27 февраля 2005 года в Москве прошел 1 Чемпионат мира среди вузов по армреслингу ( стран). Женская команда КГТУ-КАИ заняла 1 место среди 40 команд, мужская – на 3 месте. Организация социальной защиты студентов, студенческого самоуправления. По итогам городского смотраконкурса на звание “Лучшее общежитие” студсовет 6 общежития был признан лучшим в городе. Найдены хорошие формы студенческих трудовых отрядов: четвертый год действует отряд проводников, а ССО “Север” не перестает существовать 36 лет. Поиску вторичной занятости для студентов во многом способствует создание штаба студенческих трудовых отрядов. Проведена большая работа по организации летнего отдыха и оздоровлению студентов, что позволило отдохнуть 900-м студентам в ОСК “Икар”, лагере “Радуга” (Геленджик), Алуште, Анапе, санатории “Казанский”. При организации воспитательной работы нельзя забывать, что ее уровень прямо определяет и имидж университета. К сожалению, не снижается количество преступлений и правонарушений среди студентов университета. В 2004 году к уголовной ответственности привлечено 13 студентов, к административной – 115. Наиболее неблагополучная обстановка сложилась в институте АНТЭ, общежитии №3. Все еще есть нарушения Правил внутреннего распорядка университета: распитие спиртных напитков, появление в нетрезвом состоянии, курение в неустановленных местах, употребление нецензурной брани, несоблюдение пропускного режима. Это говорит о том, что воспитательная работа пока недостаточно эффективна. В университете не создана обстановка всеобщей нетерпимости к правонарушениям, не применяются действенные меры дисциплинарного и общественного воздействия к нар ушителям, нарушается принцип неотвратимости наказания, неактивна антинаркотическая, антиалкогольная и правовая пропаганда среди студентов. Одной из эффективных форм воспитания правовых основ у студентов, средством обеспечения порядка в университете и других общественных местах является студенческая служба безопасности университета (ССБУ). По итогам работы за 2004 год ССБУ признана одной из лучших в Казани. Наиболее активная работа по организации деятельности студенческих правоохранительных формирований проводится в институте РЭТ, на факультете АиЭП. В системе, обеспечивающей необходимый уровень подготовки специалистов, конечно, решающее место принадлежит и материально-техническому обеспечению учебного процесса. В этом плане многое делается в университете. Завершено строительство оптоволоконной корпоративной сети университета, связывающей все его основные здания. Стоит задача расширения ее путем подключения к ней филиалов университета. Начаты работы по увеличению пропускной способности сети до 1 Гбит/с, что позволит существенно повысить качество передачи информации. К сожалению, далеко не вся информация, запрашиваемая нашими университетскими пользователями, отвечает тематике университета. Ответственность в этих вопросах должна лежать и на руководителях подразделений. В настоящее время у нас в университете более 1400 современных персональных компьютеров. Из них в сети – более 1340. В университете более 765 человек используют электронную почту и Интернет. Все считают, что это совершенно бесплатно, но за это университет платит, причем весьма немалые деньги. Поскольку в бюджете университета специальных средств для этого не предусмотрено, стоит задача – оплату канала производить за счет непосредственных потребителей. Сайт университета стал лучшим в номинации сайтов государственных организаций нашего региона. Основной упор в этом году будет сделан на образовательную часть нашего портала. Здесь предстоит совместная работа вместе с учебным отделом, деканатами и кафедрами. В феврале этого года был зарегистрирован 100.000 внешний посетитель нашего сайта. Вместе с тем изрядное число кафедр и подразделений до сих пор не предоставили информации на наш сайт либо не обновляют ее. У нас в университете создан один из лучших CAD/CAM центров России, работающий пока не в полную силу. Переход университета к широкомасштабному применению компьютерных технологий – одна из самых актуальных и неотложных задач. Во-первых, для перевода учебного процесса на качественно новый уровень, соответствующий современным требованиям информационного общества, во-вторых, для реализации программ дистанционного обучения. В настоящее время закончена разработка оболочки электронной библиотеки университета, выполненная специалистами Поволжского научного учебного центра. Оболочка передана в библиотеку КГТУ для опытного внедрения в учебный процесс. Технические возможности библиотеки расширены за счет приобретения высокопроизводительного сканера и нового сервера электронной библиотеки. Сейчас библиотека комплектуется необходимыми учебно-методическими материалами для более эффективного обучения студентов с использованием элементов дистанционных технологий для всех специальностей университета. В настоящее время закончена разработка оболочки информационно-образовательного портала КГТУ им.А.Н.Туполева. Но не все кафедры были активны в создании контента образовательного портала и системы дистанционного обучения. Директорам институтов, деканам факультетов, заведующим кафедрами необходимо повысить эффективность этой работы. Большую работу по развитию материальной базы учебного процесса провели в 2004 году ИРЭТ, факультеты 3, 6, 7, факультет ФМП. Однако надо признать, что обеспечить необходимый уровень мы сами долго, а, может быть, и никогда не сможем. Без использования материальной базы НИИ, КБ, фирм, заводов-потребителей наших специалистов обеспечить необходимое качество подготовки специалистов невозможно. И тут мы совершенно правильно поступили, когда приняли решение об организации производственных практик. Мы совершенно правильно действуем, формируя учебно-научные комплексы совместно с предприятиями, создавая на последних совместные лаборатории и кафедры. Другого пути нет и не будет. Однако работа идет крайне медленно. Здесь хороший пример являет собой кафедра оптико-электронных приборов и систем, оснащенная с помощью КОМЗа, ФОТОНа и ГИПО. На кафедре работают ведущие специалисты этих предприятий, а студенты работают и получают от этих предприятий стипендии. Вуз – это не только учебное заведение, это – научное учреждение, в котором ведутся фундаментальные, прикладные и ОКРовские работы, в них участвуют преподаватели, аспиранты и студенты. В КАИ так было всегда. Объем НИР превосходил бюджет университета. Таким образом создавалась среда, создавались условия, в которых воспитывались будущие генеральные и главные конструкторы, выдающиеся ученые, руководители фирм. Сегодня объем НИР составляет примерно 10% бюджета. Мы всегда должны помнить, что нет науки – нет вуза. Конечно, сегодня деньги получить у заказчика не просто. Но у нас есть люди и коллективы, которые хорошо адаптировались в новых условиях, и успешно наращивая объемы НИР, участвуя в конкурсах, заключают хозяйственные договора. Объем НИР кафедры спецдвигателей, например, превысил 10 млн.рублей, кафедры СМЛА – 6 млн.рублей, центра неразрушающего контроля – 5 млн.рублей, ПЛА и ТОТ – около 3 млн.рублей. Однако около половины кафедр университета не имеют ни рубля. Сегодня получить деньги на науку не просто, так как рынок готов оплачивать не идеи, а только результат, воплощенный в прибор, программу, систему. Поэтому наше спасение – в интеграции с научнопроизводственными структурами, в УНИКах, в рамках которых можно заниматься не только подготовкой и переподготовкой кадров, но и формировать, и реализовывать научные проекты. И работу эту надо проводить инициативно, напористо, предлагая, доказывая и убеждая. И четко соблюдая все правила и законы. В условиях недостаточного финансирования, в условиях диктатуры чиновничества к нам имеет основания придраться любой чиновник. Это требует исключительной четкости и профессионализма от всех сотрудников университета. Неправильно и не вовремя оформленные приказы, запоздалое и неточное их исполнение, неверные, обусловленные безответственностью или незнанием законов и инструкций решения ведут к чувствительным последствиям, особенно если эти нарушения связаны с экономикой и если обнаруживаются какими-то внешними комиссиями. Тогда появляются замечания, выговоры, штрафы и пени. Сегодня соблюдение организационной и особенно финансовой дисциплины должно быть безусловным. Министерством финансов РФ утверждена новая инструкция по бюджетному учету, устанавливающая единый порядок ведения бухгалтерского учета во всех бюджетных учреждениях. Новая принятая схема отражения любой хозяйственной операции, движения финансовых потоков позволяет сделать бухгалтерский учет и бухгалтерский баланс бюджетного учреждения абсолютно прозрачным. Совершенно очевидно, что ведение бухгалтерского учета по новой инструкции без применения ЭВМ просто невозможно. Поэтому необходимо создать службу (отдел) программистов, обслуживающих финансово-экономический блок. И чтобы не было никакого саботажа (явного и скрытого) со стороны структурных подразделений. Это дело очень важное и общее. Заканчивая доклад, ректор напомнил, что ровно через два года в университете будет юбилей. Уже разрабатывается программа подготовки к нему. К 75летию КГТУ-КАИ надо придти обновленными как внешне, так и внутренне. В целом последние годы университет развивается неплохо, потенциал у нас есть, есть все возможности придти к юбилею достойно и красиво.

Знакомьтесь – новый командир

У студенческой службы безопасности университета – новый командир – Владимир ВОРОНКОВ, пятикурсник института РЭиТК. К работе в отряде – в ССБУ он с 2002 года – Владимира привел характер. Принципиальный, честный, обладающий обостренным чувством справедливости, Владимир уже в 14 лет пришел в молодежный отряд охраны правопорядка Приволжского района. С этого времени и идет его служба в правоохранительных органах. Володя – внештатный сотрудник милиции, работает с отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с уголовным розыском и другими службами УВД Казани. Активная жизненная позиция Владимира неизбежно отражается в его работе: он неоднократно поощрялся администрацией Приволжского района, УВД Казани, министром по делам молодежи и спорту М.Бариевым. Лидерские качества Владимира Воронкова несомненны, есть у него и большой опыт в разрешении сложных ситуаций. И потому 10 февраля он единогласно избран командиром ССБУ. Деятельность ССБУ сейчас претерпевает серьезные изменения. Ближайшая задача – повышение уровня студенческого самоуправления в ССБУ. Создан и оборудован штаб на первом этаже 7 здания – его начальником стал Сергей Курносов. С участием Владимира Воронкова создана компьютерная программа для ведения учета всех правонарушений. Теперь после первого проступка, если он был незначительным, студент пишет объяснение, данные об этом случае заносятся в компьютер. При повторном нарушении все материалы отправляются в соответствующий деканат и в управление по воспитательной работе для привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности. Если у студентов, их родителей, у сотрудников университета появляются вопросы или претензии к ССБУ, теперь можно их выяснить, придя в штаб ССБУ на прием. Он проводится ежедневно с 15 до 17 часов. В понедельник и вторник прием ведет куратор ССБУ В.Б.Марякин, в остальные дни – командир отряда В.Воронков. Возобновлены занятия для сотрудников по боевым приемам борьбы. Ежедневная служба продолжается: с 18 февраля по настоящее время за разнообразные нарушения задержаны несколько десятков студентов. За курение в неположенных местах – 14 человек, за нарушение пропускного режима – 28, за нецензурную брань – 5, за появление в университете в нетрезвом состоянии – 2: это С.Михеев, гр.4114 (задержан дважды) и М.Салахетдинов, гр.2315. Были и чрезвычайные происшествия. 3 марта в главное учебное здание, оттолкнув вахтера, пытался проникнуть неизвестный молодой человек. Его хотел остановить В.Воронков. В ходе борьбы правонарушитель выхватил нож и, угрожая им, скрылся из здания. Данные о нарушителе переданы в милицию. 5 марта во время университетского праздника на Подлужной на пятерых сотрудников ССБУ напала группа студентов, недовольных деятельностью службы. Сейчас по этому делу ведется расследование. Работа продолжается. Пресс-служба ССБУ.

Сколько языков ты знаешь столько раз ты человек
Татарский язык в вузе, да еще в техническом, в КАИ? Знакомые не скрывают изумления. Зачем он нужен в институте? Неужели недостаточно десяти лет школьного обучения? А вы подумайте. С 1 класса по 11-й учили английский, а после – не читаете, не слышите, не говорите, не практикуетесь. Много ли знаний, умений остается, особенно, если в школе вы это делали через «не хочу», по принуждению? Совсем другое дело в институте. Здесь вы сами решаете, кем быть, как учиться – лишь бы иметь корочку или подняться на новый уровень, сделать базу будущему профессиональному росту, совершенствоваться. А самосовершенствованию нет пределов... Языки в технических вузах – не профильные предметы. Но, как сказал мудрец: один язык – один ум, два языка – два ума. Например, английский язык – не просто набор английских слов. Это совершенно другая грамматическая система, осваивая которую, вы поднимаетесь на новую ступень. Это лексика, синтаксис, фразеология, передающие совершенно иной менталитет, иную психологию. Знакомясь с ними, мы расширяем свои познания как об отдельном человеке, так и о народах мира. Это другое пространство, другое восприятие мира. Какой русский догадается, что to be blue (быть голубым) значит грустить, а to be yellow (быть желтым) – струсить! Какая палитра! Какая цветовая гамма фразеологизмов! Так же и с татарским, и вообще с любым языком. Обучаясь языку, мы учимся понимать психологию, культуру, традиции народа, людей, живущих рядом, бок о бок с нами. Толерантность просто необходима в наше жесткое, если не сказать, озлобленное, время. Так что, введя в список предметов, преподаваемых в университете, татарский язык и обучая ему целых четыре семестра, КГТУ им.А.Н.Туполева идет «впереди планеты всей», отвечая требованиям времени, закону о государственных языках, общечеловеческим законам содружества, взаимоуважения. Не надо думать, что в вузе все начинают заново, повторяют то же, что проходили в школе. Знания татарского языка у вчерашних школьников настолько разные, что нельзя всех обучать одинаково. На первом занятии с первокурсниками мы – преподаватели татарского языка – с помощью отборочных тестов определяем, по какой программе заниматься с каждым студентом. Не знаете языка вообще или кое-как можете назвать цвета и сосчитать до десяти – обучайтесь по программе первого уровня (начинающие). Чаще всего большинство студентов группы оказываются именно на этом уровне. Овладели базовыми знаниями школьной программы, понимаете говорящего, неплохо отвечаете на вопросы – продолжайте свое обучение на втором уровне. Довольно легко читаете и понимаете художественную литературу, можете изложить свои мысли и чувства? Вас запишут на третий уровень. Здесь вы будете совершенствоваться в литературном переводе художественных, научных, профессиональных текстов, в составлении официально-деловых документов, учиться вести беседы на всевозможные темы, создавать рекламы. Ошибочно представление о занятиях татарским языком как о скучном зазубривании слов, текстов. Наряду с традиционными мы – преподаватели кафедры РТЯ – используем в своей работе и нетрадиционные методы обучения. Это и посещение выставок, музеев и театров с последующей беседой или письменным изложением своего мнения об увиденном, своих впечатлений. Это и знакомство с историей своего имени, с историей города, его интересными людьми. Это и олимпиады, определяющие самых умных, эрудированных и смекалистых, концерты, представляющие талантливых певцов, чтецов, танцоров, артистов. Что может лучше сблизить, подружить преподавателей со студентами, помочь раскрыться, показать иные качества, как не прогулка на теплоходе с сабантуем на зеленой поляне! Наши студенты ведут и научную работу. В ноябре 2004 года секция татарского языка впервые приняла участие в «Туполевских чтениях». Лучшие студенты, углубленно изучающие татарский язык, представили свои научные изыскания на заседании секции. Ежегодные традиционные встречи с ведущими ученымифилологами выросли в городскую научно-методическую конференцию, посвященную актуальным проблемам преподавания татарского языка в старших классах общеобразовательных школ и нефилологических вузах. Выступившие на пленарном заседании казанские ученые, доктора наук, чиновники из Управления образования дали ясную картину состояния обучения татарскому языку в школах Казани, картину функционирования языка как государственного, показали перспективы развития языка, призвали всех участников конференции расширять уже существующие связи между вузами и общеобразовательными школами, совместно решать проблемы, встающие в процессе разработки программ, составления учебных пособий, сохранять преемственность в обучении татарскому языку между школой и вузом. Преподаватели вузов делились своим опытом в обучении студентов татарскому языку. С вопросами, то и дело возникающими в процессе преподавания языка, со своими наработками и предложениями выступали учителя школ Казани. На наш взгляд, встреча была полезной для всех участников конференции. Для нас очень ценен опыт коллег, так как обучение русскому и татарскому языкам в высших учебных заведениях – дело молодое, только набирающее силу. Мы рады, что нашли понимание, отклик и поддержку со стороны Кабинета Министров и Министерства образования РТ. Мы увидели, что и среди молодых учителей немало ищущих, творчески работающих личностей. Мы думаем, что после выступлений вузовских коллег озабоченность некоторых учителей негативным настроем учащихся, считающих обучение татарскому языку бесперспективным, рассеялась: государственные языки преподаются не только в школе, не только в гуманитарных институтах, но и в технических. По социологическим исследованиям, знание татарского языка способствует самореализации личности, облегчает работу в Республике Татарстан, создает более комфортную обстановку при работе в небольшом коллективе. В некоторых случаях даже способствует положительному решению жилищных и личных проблем. Мы все очень верим, что конференция станет традиционным местом встречи людей, любящих свой народ, его язык и культуру. Т.Е.ГРИГОРЬЕВА, преподаватель кафедры РТЯ.

Воспитатель талантов
18 марта 2005 года исполнилось 75 лет со дня рождения и 51 год научно-педагогической деятельности кандидата техниче ских наук, профессора кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов КГТУ им. А.Н.Туполева МАТ ЯЖА АЛЕКСЕЯ ИВАНОВИЧА. Алексей Иванович вырос в многодетной семье. Отец его в начале Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт, где и погиб в 1943 году. Единственным кормильцем семьи осталась малограмотная мать, и старшим детям, чтобы семья выжила, приходилось много трудиться как в домашнем хозяйстве, так и на колхозных полях, куда направляли для уборки урожая школьников старших классов. Несмотря на трудности военного времени, Алексей Матяж находил время заниматься спортом: он был разрядником по лыжным гонкам и спортивной гимнастике. В 1948 году вместе с друзьями – выпускниками средней школы он приехал в Казань для поступления в авиационный институт. Получив на экзаменах по одной тройке, его друзья перешли учиться в химикотехнологический институт. А Алексей Матяж, оставшись без стипендии (в тот год вышло постановление правительства платить стипендию только тем абитуриентам, кто сдал вступительные экзамены на хорошо и отлично), был вынужден подрабатывать на разгрузке барж в старом речном порту на Петрушкином разъезде и на грузовой железнодорожной станции: надо было продержаться хотя бы семестр. В это время в институте работали известные в стране профессора – Г.В.Каменков, С.Г.Нужин, Г.С.Жирицкий, С.Ф.Лебедев. Студенческая жизнь кипела в широком многообразии. Уже на младших курсах студент А.Матяж активно участвует в общественной жизни, начинает заниматься научной работой сначала в кружке под руководством профессора С.Ф.Лебедева, затем – на кафедре аэродинамики под руководством профессора С.Г.Нужина, после – доцента О.П.Алексеева. Уже в студенческие годы выходит в печать его первая научная работа – “К расчету разбега самолета”. Не забыт был и спорт: переключившись целиком на лыжи, Алексей добивается крупных успехов, участвует в республиканских соревнованиях, становится чемпионом КАИ по лыжам в эстафетной гонке, в 1949 году возглавляет команду лыжников КАИ, в трескучие морозы выполнявшую агитационный пробег по маршруту Казань – Ульяновск. Избирался в комитет комсомола КАИ. Окончив КАИ с отличием в 1954 году, А.И.Матяж остается в институте, сначала в качестве ассистента кафедры начертательной геометрии и черчения, а затем – кафедры конструкции самолетов. Он энергично включается в процесс экспериментальной научной работы по заказу ОКБ О.К.Антонова. Кстати говоря, выпуск инженеров 1954 года был знаменательным. В это время окончили институт только выпускники самолетостроительного и моторостроительного факультетов, среди которых – И.Силаев (министр авиапромышленности), М.Симонов – генеральный конструктор по авиационной технике, А.Тунаков – член-корреспондент АН РТ. В 1964 году, обобщив результаты своих научных изысканий, А.Матяж успешно защищает диссертацию на ученую степень кандидата технических наук. К этому времени определился круг лекционных курсов, которые было поручено читать А.И. Матяжу: это – конструкции самолетов, высотное и защитное оборудование. Он ведет курсовое и дипломное проектирование, одновременно продолжая научную деятельность совместно с работниками кафедры аэрогидродинамики В.Г.Павловым, В.В.Жереховым, В.И.Полковниковым, разрабатывает и с помощью студентов монтирует уникальную экспериментальную установку с подачей воздуха в модель самолета, находящуюся на подвеске в рабочей части аэродинамической трубы. Это позволило начать исследования в КАИ по механизации крыльев со сдуванием пограничного слоя (закрылки с УПС). Результаты использовались в ОКБ О.К. Антонова. Вокруг А.И.Матяжа группируются талантливые студенты, выполняют дипломные проекты, занимаются по индивидуальным планам. Воспитанники и прямые ученики профессора А.И.Матяжа: В.Г.Дробышевский – главный конструктор Нижегородского авиазавода “Сокол”; Ю.А.Ксенофонтов – директор специального КБ морского приборостроения; В.А.Ковалев – зам. генерального директора КАПО им.С.П.Горбунова; В.С.Бузницкий – зам. главного инженера КАПО им.С.П.Горбунова и ряд других. Расширяя круг своих научных интересов и обладая таким важным для научного работника свойством как коммуникабельность, способность находить общие интересы, Алексей Иванович завязывает творческие связи с ведущим в стране ОКБ А.Н. Туполева и начинает новую серию экспериментальных исследований средств механизации крыла. Длительное время он, проводит как методические, так и чисто прикладные исследования совместно с коллективом кафедры аэрогидродинамики. Результаты передаются в ОКБ, а также публикуются в печати. Они показывают, что в зависимости от того, какие цели поставлены перед механизацией крыла, механизация задней кромки крыла (закрылки) может комбинироваться с механизацией передней кромки (предкрылки, носовые щитки, отклоняемые носки крыла). А.И.Матяжом опубликовано более 50 научных статей, из них 37 – совместно с работниками различных опытно-конструкторских бюро (О.К. Антонова, А.Н. Туполева, Р.Е. Алексеева). Большое внимание Алексей Иванович уделяет методическому обеспечению учебного процесса. Итоги его научных работ претворены в многочисленных (более 20) методических пособиях для лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов. Длительное время А.И. Матяж возглавлял совет студенческого научного общества, являлся членом совета университета. Эрудиция и хорошее знание истории авиации позволяют ему обобщать факты и публиковать очерки по истории самолетостроения. Он собрал материал о ряде выдающихся конструкторов самолетов. Совместно с А.М.Мельниковым им была создана книга о жизни и творческой деятельности Андрея Николаевича Туполева. Она вышла к 70-летию КАИ. За заслуги в научной, научно-педагогической и общественной деятельности в 2002 году А.И. Матяж был избран Ученым советом университета на должность профессора кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, а в связи с 70-летием со дня образования КГТУ (КАИ) он награжден Почетной грамотой Республики Татарстан. Заслуги А.И.Матяжа помнят и авиастроители. В связи с 80летием со дня образования ОКБ А.Н.Туполева он был награжден медалью А.Н.Туполева. На кафедре уважают и ценят Алексея Ивановича за его неутомимое трудолюбие, постоянное стремление к новому. Поздравляя его со славным юбилеем, мы желаем ему крепкого здоровья и творческого долголетия. Сотрудники кафедры КиПЛА.

Ярмарка вакансий «Весна-2005»

Здесь можно найти будущую работу 25 марта в Казанском государственном техническом университете им.А.Н.Туполева (КАИ) состоится очередная, уже четвертая по счету, ярмарка вакансий. В этот раз кроме наших студентов в ее работе в качестве соискателей примут участие и студенты других университетов города: классического, технологического и энергетического. Цель этого молодежного форума – подобрать рабочие места для выпускников, места для проведения производственной практики старшекурсникам, а также по возможности решить вопрос о временном трудоустройстве студентов младших и средних курсов. Во многих вузах продолжает формироваться система взаимодействия с предприятиями, в том числе и по трудоустройству студентов и выпускников. В КГТУ-КАИ этими вопросами занимается учебно-производственное управление (УПУ). Оно и организует очередную встречу работодателей и соискателей. Государственное распределение выпускников вузов на предприятия в начале 90-х годов было, к сожалению, сведено к минимуму. Это привело к значительному отделению сферы обучения от профессиональной сферы. Теперь положение постепенно меняется к лучшему. В вузах образованы подразделения, которым поручено создать систему «студент–вуз–предприятие». В ближайшее время вузы будут получать бюджет только на подготовку тех специальностей, которые востребованы и «доходят» до потребителей. 24–26 февраля в Санкт-Петербурге в университете экономики и финансов собирались представители многих вузов России, где занимаются вопросами трудоустройства студентов. На семинаре обсуждались наболевшие проблемы, работники центров занятости делились своим опытом и брали на заметку лучшее, что наработано в других учебных заведениях. Основой работы по трудоустройству являются современные информационные технологии, построенные на базах данных, электронной почте, интернете. Для примера: в базе данных системы трудоустройства КГТУ-КАИ сейчас фигурирует более 15 тысяч соискателей и более 120 различных фирм и организаций. Постоянный контакт с соискателями, с одной стороны, и с работодателями – с другой, наличие подробной информации о соискателях – необходимое условие для успешной работы. При всей «электронизации» процесса трудоустройства главным действующим лицом в этой работе остается человек, а если выражаться современно – менеджер по работе с персоналом. Никакой компьютер не сможет заменить человека, тем более что вопросов, возникающих при поиске работы, в том числе и неформального характера, возникает очень много. Все их можно разрешить на нашей ярмарке вакансий. Как показывает опыт, большое количество рекламной информации, участие не только кадровиков, но и инженерно-технических работников сразу дает о себе знать – у столов этих организаций всегда собирается значительно больше народа, да и конкретных результатов от ярмарки такие организации добиваются значительно выше. Конечно, самые большие козыри успешных организаций – это достойные зарплаты и стратегия наибольшего благоприятствования в решении жилищных вопросов. Итак, 25 марта с 10 до 14 часов двери главного учебного здания КГТУ-КАИ (ул. К.Маркса, 10) будут открыты для тех, кто хочет найти работу и для тех, кому нужны способные молодые специалисты. Телефон/факс для контакта (#2) 36-63-31. E-mail: ikar@ikar. kstu-kai.ru А.С.КРЕТОВ, начальник УПУ, профессор.

«Давай с тобой поговорим...»

Каждый год в Казани неизменно бывает один из самых популярных авторов-исполнителей – Олег Митяев. Последняя такая встреча состоялась 2 марта в концертном зале УНИКСа. Вновь нас околдовали мягкий, душевный голос Олега Митяева и его гитара. Стихи и музыка его настолько мелодичны и неразрывны, что можно только удивляться их гармонии. Автор знаменитой песни “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…” в каждом своем концерте как будто приглашает нас всех в собеседники: …Давай с тобой поговорим, прости, не знаю, как зовут… И искренний разговор обо всем действительно происходит. Слушая его песни, часто себя ловишь на мысли, что он «шьет из светлой грусти непраздничные вещи, какие-то простые, невзрачные на вид, но кажется, что горлом тоска вот-вот захлещет, и зал зарукоплещет и сердце заболит…» Неотъемлемая черта всех песен Олега Митяева – грусть. Он признается: Уж я стараюсь привирать, да вот беда – Не получается пока что веселей… Одна из самых любимых его тем – женщины. Самою любимою ты была моею, Я тебе шептал во сне, я с тобой вставал, Я за красками ходил в желтую аллею, И в морозы на стекле звуки рисовал… Но кроме женщин и грустной любви чего только нет у Митяева! И темы одиночества, и тоски, и веры, и, конечно, надежды. Он по-особенному, по-митяевски, ощущает природу, все переходы ее от одного состояния к другому: Я и не заметил, что конец мая, Что давно повесилась метель злая, Вышел на улицу встречать лето, А лето – это маленькая жизнь… А как точно и метко автор описывает все, что нам уже давно надоело, приелось, и глаза бы не смотрели, а у него это все выглядит красиво и мило: Поголовье машин возросло, И стада их все медленней бродят… Мысли гложут поэта и композитора постоянно: Я лежу, бессонно глядя в потолок, Уговаривая сам себя поспать. Повзрослеть за столько лет так и не смог, Я от прочих умудрился лишь отстать… А добра в нем – много, и на замерзшем оконном стекле зимнего троллейбуса он напишет: Крепитесь люди, скоро лето… Хотя подчас он склонен полностью отдаться течению судьбы: Так что лить без повода Слезы смысла нет, До какого года нам Выписан билет Никому неведомо. Радуйся, молись, Чтоб большими бедами Обошла нас жизнь. Почти в каждой митяевской песне можно открывать что-то новое, часто узнавая в строчках и себя, и свою жизнь: А когда попросит спеть, и я спою, То не выдержит, заплачет в сотый раз, Узнавая жизнь чужую и свою… Наверно поэтому песни Олега Митяева так близки многим его поклонникам. А.КРЕТОВ, профессор. Фото автора. Представляем новые стихи подполковника военной кафедры нашего университета Юрия Владимировича СВАЛОВА Весенние аккорды Всю ночь до самого рассвета Пел о любви аккордеон С гитарой слаженным дуэтом, Мне душу бередя и сон. И струны трепетно стонали Игривым пальцам в унисон, А губы нежные шептали О вечной тайне всех времен. Аккордеон, пылая страстью, Невольно замолкал, пока Ласкала женское запястье Мужская сильная рука. А вскоре вновь плескались волны Аккордов в тишине ночной. Их мерный рокот мне напомнил Те дни, когда был молодой. Заря под утро запылала. И я увидел из окна, Как вдоль по улице шагала Походкой юною весна. Последний карнавал Я опоздал, Увел тебя другой. Его ты не отвергла строгим «Нет». Закончился безумства карнавал, И маски сняты с лиц, и гасят свет. Лишь мишура Да яркий серпантин Разбросаны по камням мостовой. Вся наша жизнь – актерская игра, И роли в ней расписаны судьбой. Что ж, твой удел – Простор больших дорог И ветер странствий волнами в лицо. А для меня готов другой предел, И только руку жжет твое кольцо. На переломе веков Упал, мелькнув большой кометой, Век старый в новогодний снег, И по календарям планеты Шагает двадцать первый век. Век дерзких мыслей и свершений, Взращенных торжеством идей, В котором править будет гений – Посланник Бога и людей. На звездных трассах мирозданья Мы – только странники в пути. Через прогресс и созиданье Нам предначертано пройти. Пройти, снимая с жизни накипь, Сквозь пелену грядущих лет, И в памяти зажечь, как факел, Воспоминаний яркий свет. Думы Думы мои, думы – Кони вороные, Птиц в поднебесье, Реки разливные. Нет для вас преграды, Нет для вас границы, Мчитесь по веленью Божией десницы. Кто понять вас сможет, Кто вас разгадает, Душу успокоит, Сердце приласкает. Не летать мне больше Соколом на воле, Не шуметь, как прежде, Буйным ветром в поле. Запуржило время Кудри серебром. Думы мои, думы – Думы о былом. *** У тебя сегодня день рожденья. Ты сейчас в кругу родных, друзей. Ну а я – лишь только отражение Мысли заблудившейся твоей. Не хочу тебе себя навязывать. И стремлюсь от прошлого уйти. Все, что было между нами, сказано, Разные у нас с тобой пути. Только в сердце все надежда теплится, По ночам мне не дает заснуть: Вдруг Земля, что вековечно вертится, Вспять пойдет и наш изменит путь. Запечатанное сердце Твой взгляд равнодушный и голос чужой Уже не тревожат мой сон и покой. Нет смысла на картах судьбы мне гадать, Устало надеяться сердце и ждать. Но было же что-то той ранней весной. Иль шутку решила сыграть ты со мной? Хотел бы, как прежде, тебя я понять, Да сердце устало любить и страдать. Давно уж угас в сердце чувственный жар, И тлеет зола, где метался пожар. Увы, невозможно все снова начать На сердце моем восковая печать.

«Мисс КАИ», кто ты?

9 марта в актовом зале прошел отборочный тур конкурса «Мисс КАИ». Строгое жюри во главе с директором школы «Элан-стиль» И.П.Жуйковой оценивало 20 конкурсанток. Кто-то из них должен был выйти в финал. Наши прелестницы представляли свои «визитки» и обязательный творческий номер. У каждой девушки он был свой, на выбор: кто танцевал, кто стихи читал, кто пел... Впервые в конкурсе участвовали две студентки из Набережночелнинского филиала. И обе вышли в финал! А всего на финальный конкурс, который состоится 30 марта в МЦ «Ак барс», выйдут 8 красавиц. Они-то и поборются за право два года носить корону «Мисс КАИ». Успеха, девушки! С.ФИРУМЯНЦ.

Анекдоты

Печальные новости: Луи Армстронг умер. Элвис Пресли скончался. Джона Леннона застрелили. Фредди Меркури погиб. Киркоров продолжает петь... * * * Студент танцует с девушкой и вдруг внезапно падает. – Воды! – испуганно кричит девушка. Прибегают с водой и подносят стакан пострадавшему. Студент, медленно открывая глаза: – И хлеба... * * * Встречаются два друга. – Ну, как праздник встретил? – Не знаю, еще не рассказывали. Благородный поступок Спасая мелкого хулигана Шальнова от тлетворного влияния улицы, участковый посадил его в СИЗО. * * * Купил однажды студент на последние деньги на рынке грецких орехов. Раскалывает: один – пустой, другой – то же самое. Дошел так до последнего. Вылезает из пустого ореха червяк в кепке и говорит: «Абыдно, да?» * * * Отец прочитал в газете о молодом перспективном игроке, заключившем контракт с западным клубом на 50 миллионов долларов. Подходит к сыну, сидящему за учебниками – и хрясь ему по шее. – Сидишь тут, мля... Пошел бы лучше мяч погонял! * * * – Стоять! Предъявить документы! – А в чем, собственно, дело? – Ни в чем. Документы у вас в порядке. Что вы здесь делаете? – Представьте себе, гуляем. – Господа, здесь не принято гулять. Хотя никто не запрещает, но здесь гулять не достойно для добропорядочных и психически здоровых господ. – Почему это? – Здесь минные поля... * * * Соберите десять крышечек из-под кока-колы, пятнадцать пачек сигарет, обертки шоколада, пустые пластиковые стаканы – и вообще, наведите порядок в доме...

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"