№ 4-5. Март 2005 г.

Песня на все времена

Весна сама по себе празднична, а у нас в КАИ она навсегда – особенна: именно в первые дни марта родился в 1932 году наш вуз. Нынешняя весна – 73-я в его истории. В первую половину марта в КГТУ-КАИ всегда царит праздничная обстановка: рождение института, замечательный день 8 марта, подарки, приветствия, поздравления. Весна! – одним словом. Как всегда хороша она и в этом году. 3 марта в актовом зале собрались представители трудового коллектива и Ученый совет на торжественное заседание, на традиционный доклад ректора. Пока народ собирался, на экране справа мелькали кадры современной университетской хроники на фоне нашего гимна. “Этот самый лучший в мире институт” на сей раз сам поприветствовал автора гимна – седого, но молодого Валерия Бокова – выпускника 70-х. В подарок альма-матер он уже “живьем”, а не с экрана спел одну из своих основополагающих песен: “Если хочешь быть счастливым, – будь им!”“Хотим! Значит – будем!” – крикнул кто-то из зала. Одной из тех, кто “захотел и стал”, была представлена собранию Гульнара Насимовна Хадиуллина.По сложившейся традиции в канун дня рождения КГТУ-КАИ ректор университета объявляет благодарность с занесением в личное дело лучшим студентам-выпускникам. 3 марта на конференции трудового коллектива им вручены и памятные подарки. Благодарность ректора – за вклад в развитие университета, за многолетнюю активную общественную, научную и спортивную деятельность. Вот они – лучшие выпускники 2005 года: Гришин Андрей, гр.3604, Клепиков Алексей, гр.5605, Ханов Рамиль, гр.5605, Лопатина Татьяна, гр.4606, Лобанова Светлана, гр.3615, Газизов Ильдар, гр.1604, Овчаркина Марина, гр.3601, Степыгин Максим, гр.2601, Адгамов Тимур,гр.5610, Давлетбаев Алмаз, гр.6601, Тригерман Андрей, гр.6604.

Весенней радости и тепла всем каисткам !

Нас изумлять, с годами не тускнеть

Вам от роду дано от Евы.

А нам с затылка, иль со лба лысеть,

Или седеть без меры.

Как ни плачевны наши перспективы,

Но знаем мы, и вам это известно,

Блистать без нас не можете, увы,

А нам без вас существовать, по крайней мере, неуместно.

Но все ж, бесспорно, мы признать готовы,

Вы – Бриллиант проказницы Природы,

Вершина торжества Создателя Вселенной,

Вы – дар нам от него бесценный.

И свой бокал я подниму За ваше вечное сиянье,

За ту Улыбку Мирозданья,

Мы у которой все в плену.

Владимир МИЛЕХИН.

Песня на все времена
Ректор, вручая ей диплом доктора экономических наук, сообщил, что Гульнара Насимовна – самый молодой доктор наук в нашем университете и самый молодой доктор экономических наук в России! Все могут не только короли, но и молодые, умные, красивые женщины! Многим сотрудникам за успехи в труде вручены Грамоты Министерства образования, Почетные грамоты от ректората. Здесь же, на конференции, из рук ректора получили свои дипломы и подарки лучшие выпускники 2005 года. Наступивший год – юбилейный. Великой Победе 1945 года в мае исполнится 60 лет. От имени ветеранов Великой Отечественной войны на конференции выступил доцент факультета радиоэлектроники и телекоммуникаций Николай Николаевич Ливанов. Помня о войне, он говорил не о ней, а о том, что и в нашей мирной жизни остаются свои тревоги и боли. Как преподавателя вуза и ученого Николая Николаевича заботит пониженное отношение к учебе многих сегодняшних студентов, излишняя меркантильность и равнодушие. Актуально прозвучал призыв ветерана к ученым и преподавателям университета сохранять достоинство и ощущение своей университетской миссии. Ректор Г.Л.Дегтярев после выступления Н.Н.Ливанова объявил, что кроме почетного звания “Заслуженный профессор КГТУ-КАИ” необходимо учредить почетное звание “Заслуженный работник КГТУКАИ”. Призвав Ученый совет как можно скорее это сделать, ректор предложил диплом этого звания под номером один вручить Николаю Николаевичу. “Положения об этом звании пока нет, но есть люди!” – сказал ректор. Зал дружно поддержал это предложение. Далее был часовой доклад ректора, подводящий итоги деятельности университета за прошедший отчетный год и определяющий “проблемы предстоящего бытия”. (Подробнее о докладе ректора мы расскажем в следующем номере). В конце конференции всех ждал музыкальный сюрприз от студсовета. Квартет под предводительством неугомонного председателя студсовета Вики Черкесовой очень здорово спел новую песню о КАИ – о своей преданности и влюбленности в родной вуз. Воодушевление и энергия молодости передались в зал. Конференция открыла праздничную неделю с восклицательным знаком! С весной и праздниками, дорогие друзья!

Пиарщики, к конкурсу готовьсь!
Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» и Фонд развития массовой коммуникации Республики Татарстан учреждают стипендиальные премии для студентов старших курсов по специальностям «Журналистика», «Татарская филология», «Связи с общественностью» государственных вузов РТ. Основные цели и задачи программы: – сохранение и развитие интеллектуального потенциала Республики Татарстан в области массовой коммуникации; – выявление и поддержка молодых специалистов в области массовой коммуникации, обладающих не только профессиональными навыками, но и потенциалом лидера, организаторскими способностями; – содействие студентам в расширении возможностей при выборе профессиональной линии. Конкурс проводится среди студентов дневных отделений, начиная с 3 курса, специальностей «Журналистика», «Татарская филология» и «Связи с общественностью» по опубликованным в печати и вышедшим в эфир материалам за предыдущий семестр. На конкурс принимаются также работы, рекомендованные к публикации или к выходу в эфир. Заявки на участие в конкурсе принимаются до первого числа второго месяца каждого учебного семестра по адресу: 420097, г. Казань, ул. Академическая, 2, ком. 418 (тел. (#2) 70 31 08). Подробная информация размещена на сайте tatmedia.ru.

И фотоглазом ловит мир

В музее КГТУ-КАИ открылась выставка фоторабот профессора кафедры КиПЛА Анатолия Степановича КРЕТОВА. Несколько лет назад неожиданно для самого себя Анатолий Степанович увлекся «фотоохотой», страстно захотелось «остановить мгновение», поймать в объектив фотокамеры восхитивший, любопытный, забавный или потрясающе прекрасный момент жизни. Стал снимать все, на чем останавливался взгляд. И вдруг обнаружилось, что фотография – его стихия, его дело. Очень быстро Кретов стал зрелым профессионалом, оставаясь на самом деле любителем. Многие его фотоработы смело можно назвать произведением искусства. На выставке представлено более 100 фотографий, сгруппированных в циклы и отдельных, выполненных в самых разных жанрах. И ни одна не оставляет равнодушным. Абсолютное чувство объемности, ощущение какого-то оптического фокуса при взгляде на оба снимка «Лиственного ковра». Удивительно передана динамика и красота полета в «Пилотажной группе». А сколько трогательности и щемящей грусти в снимке «Полвека рядом». Завораживает цикл «Монастыри и мечети». В неожиданном ракурсе представлены на фотографиях и некоторые известные в КАИ люди. С какой любовью и нежностью всматривается Анатолий Степанович в родную природу... Но все это, конечно же, надо видеть. Открытие выставки было довольно многолюдным. Пришли друзья, сотрудники, фотографылюбители и признанные фотохудожники. Каждому было что сказать автору, многие делились своими впечатлениями со всеми присутствующими. Хорошо сказал профессор кафедры турбомашин А.В.Щукин: – Бывает, что художник долго не может передать на холсте суть изображаемого предмета. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь желаемого. А Кретову удивительным образом удается сразу же поймать нужный ракурс, передать «изюминку» характера. У Анатолия Степановича Кретова зоркий взгляд внимательного и доброго художника, влюбленного в жизнь, способного увидеть в ней все, но выделить только хорошее, прекрасное, значительное. Несмотря на то, что Кретов уже зрелый фотомастер, он все равно еще только в начале своего творческого пути. И это хорошо. Еще долгие годы у него будут наполнены радостью творчества. А мы, зрители, будем получать удовольствие от его результатов. Т.ИВАНОВА. Выставка фоторабот А.С. Кретова будет открыта в музее КАИ до середины апреля.

Пятое правило арифметики ?

(Начало статьи – в № 3 «Крыльев». Полный текст статьи опубликован в журнале «Наука и жизнь» № 12 за 2004 год). Практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора – они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и график ее нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено. А уж что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда – нет-нет да и ошибешься, в спешке не ту кнопочку нажмешь, и тогда получается «конфуз» – это с моей, старомодной, точки зрения, а по их, современному, мнению – просто ошибка, ну что поделаешь, бывает. К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10 миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 миллиметров его совершенно не смутили. И лишь когда я сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее, он просто начал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это более тщательно и в результате со второй попытки получил правильный ответ. Теперь производная функции . Не пугайтесь: никакой теоремы Коши, никакого “пусть задано эпсилон больше нуля…” тут не будет. Когда я только начинал работать в университете, некоторое время ходил на занятия моих коллег – других преподавателей, чтобы понять что к чему. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного проще, чем нас когда-то учили. Спешу поделиться своим открытием: производная функции – это штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции. Ей-богу, я не шучу – прямо так вот и учат. Нет, разумеется, это далеко не все: требуется заучить свод правил, что произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п.; выучить табличку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что если результат этих магических операций оказался положительным, значит, функция растет, а если отрицательным – убывает. Только и делов. С преподаванием физики дела обстоят похоже, только рассказывать про это скучно – здесь не так много смешного. Потому очень кратко (просто для полноты картины): курс физики в первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри начинается почему-то с линейной оптики (при этом параллельно на лабораторных занятиях студенты зачемто изучают осциллограф), затем – два занятия подряд они зубрят наизусть огромную таблицу с размерностями физических величин (то есть как выражается в килограммах, секундах и метрах, скажем, гравитационная постоянная и т.п. замечу попутно – при этом они понятия не имеют, что такое гравитационная постоянная), затем – механика (столкновения шариков, равновесие сил и т.п.), и наконец венчает осенний семестр почему-то гидродинамика . Почему именно такая выборка – понятия не имею, возможно, это то немногое, что знает главный координатор нашей секции. Почему именно в таком порядке? Да, собственно, какая разница, в каком порядке все это зубрить… В этом учебном году на семестровой контрольной одной из задач была такая ( я думаю, наши восьми-, а может, и семиклассники ее бы оценили): “Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью 20 км/час в течение 1 часа и 45 минут. Затем направление движения меняется на заданный угол (pградусов), и воздушный шар летит еще 1 час и 45 минут с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки приземления”. Перед контрольной на протяжении двух недель среди преподавателей университета шла бурная дискуссия – не слишком ли сложна эта задача для наших студентов. В конце концов, решили рискнуть выставить ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор этой задачи дал ее решение. Решение занимало половину страницы и было неправильным. Когда я это заметил, коллеги тут же успокоили меня очень простым аргументом: “Чего ты нервничаешь? Все равно эту задачу никто не решит…” И они оказались правы. Из полутора сотен студентов, писавших контрольную, ее решили только два человека (и это были китайцы). Как же такое может быть? Ведь Франция – высокоразвитая культурная страна, в которой полным-полно умных образованных людей. Это один из главных мировых лидеров и в теоретической физике, и в математике, и в высоких технологиях, страна, где по российским понятиям “все хорошо”. И в конце концов куда подевалась выдающаяся французская математическая школа “Бурбаки”? И вообще при чем тут “Единый государственный экзамен”? Дело в том, что современному развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно, тоже требуются, но буквально единицы. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно: в современном обществе это только повредит их будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была. Что же касается творческих личностей, то о них особенно беспокоиться не следует: тот, кто действительно талантлив, так или иначе все равно пробьется. В этом смысле, по большому счету, совершенно не важно, каким предметам мы их тут, в университете, учим. Вместо физики с математикой вполне можно было бы заставлять зубрить, например, латынь (вот только специалистов таких сейчас не сыщешь)). Все равно в будущей профессиональной деятельности никакое понимание физики с математикой им не понадобится. На уровне школы и университета важно просто производить отбор и дрессировку самых послушных, трудолюбивых и исполнительных, вот и все. А для тех, кто вылетает из этой системы, для тех, кто идет в “отходы”, существуют метлы для подметания улиц, кассовые аппараты в супермаркетах, заводские конвейеры и т.д. Вы вон в Советском Союзе в свое время напроизводили миллионы образованных “думающих” инженеров – и что? По части своих прямых профессиональных обязанностей они, как правило, ни черта делать не умели, а предпочитали размышлять о судьбах мира, о смысле жизни, о Достоевском… Причем, согласитесь, сами эти, так сказать “думающие образованные инженеры” сплошь и рядом чувствовали себя несчастными людьми: невоплощенные мечты о великих свершениях, нереализованные таланты, мировая скорбь и тому подобное. А тут жизненные претензии и запросы, как личные, так и профессиональные, четко алгоритмированы, и все счастливы и довольны… Теперь, надеюсь, понятно, при чем тут “Единый государственный экзамен”? Когда люди, вместо того, чтобы думать самим и учить думать своих детей, пытаются в конечном итоге все на свете сводить к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. Впрочем, что тут первично, а что вторично, не знаю: вполне возможно, что все эти БАКи, ЕГЭ и прочие тесты не более чем следствие (а вовсе не причина) всеобщего, скажем так, “радикального упрощения мышления” в развитом обществе. В моей молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на военной кафедре, что как раз было оправдано и понятно: “приказ начальника – закон для подчиненного”, и все тут, а думать при этом было противопоказано. Теперь подобный стиль обучения похоже становится всеобщим. По мне так уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных роботов-идиотов. Хотя, впрочем, у меня есть сильные подозрения, что в этом смысле России ничего особенно серьезного не грозит. У нас сплошь и рядом вязнут и дохнут не только благие начинания, но, к счастью, и идиотские. Ну а если подобная “алгоритмизация” жизни и в самом деле есть магистральная дорога дальнейшего развития человечества (в конце концов, если это эффективно, то почему нет?), что ж, тогда мне просто останется пожелать ему счастливого пути. Удачи вам, ребята, дальше продолжайте без меня, я остаюсь…

Этикет – азбука человеческого общения

(Окончание. Начало – в «Крыльях» №№ 1, 2, 3). Разговор о деловом этикете начнем с повествования о том, что случилось с героями рассказа М.Зощенко “Интересное происшествие в канцелярии с Кульковым и Обрезкиным”. “Кульков в одну канцелярию ходил очень часто. По одному своему делу. И не то он месяц туда ходил, не то два. Ежедневно. И все никаких результатов… И там, естественно, он всех возненавидел. Однажды Кульков видит такую возмутительную картину: сидит за столом какой-то средних лет бюрократ и абсолютно ничего не делает. И эта картина вывела из себя нашего героя и он ударяет бюрократа наотмашь. И вдруг побитый говорит: я к ним второй месяц хожу со своим делом. И они все тянут. И уж менято, во всяком случае, не надо было трогать… А если б я был из тутошних, то я, может быть, ничего вам и не сказал”. Вот такой “этикет” продемонстрировали доведенные до отчаяния посетители этого учреждения. Волокита, с которой столкнулись герои этого рассказа, к сожалению, довольно типична для современных чиновников и других “деятелей” различного ранга. Стоит ли доказывать, что причинами многих неприятностей, с которыми связаны посещения того или иного учреждения, является неуважение к человеку, несоблюдение элементарных норм этикета. Несомненно, что пренебрежение правилами этикета сказывается и на неудачах и срывах в самой деловой, управленческой среде. Успехи же в деловых и предпринимательских контактах в немалой степени зиждятся на правилах делового этикета. Деловой этикет позволяет создать добрые, человеческие отношения между коллегами по работе, учебе, партнерами по бизнесу, настаивает на уважении людей друг к другу, какой бы пост они ни занимали, учит эффективно действовать в различных ситуациях. Что такое деловой этикет? Подумаем над вопросами: 1.Какие основные принципы делового этикета считать для себя наиболее важными? 2.Кто первый здоровается: начальник или подчиненный? 3.Можно ли завоевать авторитет начальника непререкаемостью тона, апломбом и неприступностью? 4.Следует ли публично делать выговор? Или объявлять благодарность? 5.Вы входите в учреждение, в офис, в учебное заведение. Нужно ли снять головной убор, пальто? 6.Вы сидите за столом, а коллега (подчиненный) или посетитель стоит. Можно ли так вести продолжительный разговор? 7.Следует ли, встречая в своем кабинете коллег или посетителей, вставать из-за стола? 8.Если дискуссия принимает слишком острый характер, как следует поступить? 9.Какие требования предъявляются к выступлению на собрании или совещании? 10.Отвечают ли ваши манеры публичному выступлению? 11.Можно ли оратору ходить во время выступления? 12.Всегда ли нужно “брать слово”? Не лучше ли воздержаться? 13.Проверьте себя: умеете ли вы слушать? 14.Если начальник и подчиненный в неофициальной обстановке на ТЫ, можно ли и на работе продолжить такой же стиль обращения? 15.Вам нужно принять на работу специалиста. У вас два предложения – специалист высокого класса, но с трудным, неуживчивым характером и среднего класса, что называется “душа-человек”. Какую кандидатуру вы предпочтете? 16.Вы звоните по телефону и попадаете – “не туда”. Что вы скажете, обнаружив это: “Извините, я ошибся номером”. “Меня неправильно соединили, извините” или спросите “куда я попал?”. Вы разговариваете по телефону. Вас разъединили. Кто должен первым позвонить, чтобы восстановить связь – вы или ваш абонент? Проверьте себя. 1. Профессионализм, честность, порядочность, деликатность, скромность, авторитет, энтузиазм, уважительность, чувство нового, расчет, приветливость, готовность прийти на помощь, терпение, обходительность, культура, ответственность. 2. Если подчиненный старше, то начальник. В любом случае начальник здоровается прежде всего с женщинами. 3. Большим авторитетом пользуются те, кто уважительно относится к своим коллегам, умеет прислушиваться к различным точкам зрения. 4.Объявлять благодарность или устно благодарить лучше в присутствии коллег. Выговор же, щадя самолюбие подчиненного, предпочтительнее объявлять наедине с ним, и лишь в самых исключительных случаях – публично. 5. Мужчины снимают головной убор сразу же при входе в здание. 6. Только в случае очень короткого общения. Если же разговор обстоятельный, возможны два варианта: вы также встаете или приглашаете присесть посетителя. 7. Да, следует. Особенно, если в кабинет входит женщина или уважаемый человек. 8. Этикет требует “развести” спорящих, начать разговор на другую тему, объявить перерыв или перенести дискуссию на другое время. 9. Следует в общих чертах заранее продумать содержание, основные тезисы и выводы выступления. Оно должно быть кратким, четким, по существу. Не злоупотребляйте отступлениями и незначительными подробностями. Не читайте по бумажке то, что написано вашим помощником или референтом. Освойтесь с текстом. Помните, что любое выступление – это живое общение с аудиторией. 10. Последите за руками: их нельзя держать в карманах, упираться ими в бока, производить другие непроизвольные движения. Минимум жестикуляции и мимики на лице! 11. Это зависит от вашей индивидуальности и аудитории. Движение может сопровождать мысль. Но следует помнить, что оно рассеивает внимание аудитории. Нужна мера! 12. Если перед вами встает такой вопрос, то лучше воздержаться. Выступать следует только в случае необходимости и по существу. Помните, что нужно всегда думать, о чем говоришь, но не всегда говорить то, что думаешь. 13. В любом деле требуется внимание и уважение к людям. Не злоупотребляйте их терпением и расположением к вам. Умейте слушать, с достоинством и интересом воспринимать критику. На собрании или совещании старайтесь создать такую атмосферу, которая бы позволила участникам чувствовать себя непринужденно, свободно высказывать свое мнение. 14. Только наедине. В остальных случаях, особенно в присутствии коллег, следует обращатьВ.А. Бажанова: ся друг к другу на Вы. 15. Не нужно доказывать, что обе кандидатуры имеют свои преимущества. Но дело – прежде всего, и отсюда преимущество первого претендента. Что касается его характера, так это ваша забота: сумейте создать для него соответствующую атмосферу. 16. Последний вопрос (а его задают довольно часто) звучит нелепо, так как для вас безразлично куда вы попали, а то, что вы позвонили не туда, куда хотели, уже ясно. Если нарушилась связь, то для ее восстановления звонить должен тот, кто ее инициировал. Иначе не исключено, что будут одновременные звонки навстречу друг другу и связь будет трудно восстановить. Заканчивать разговор должен тот, кто его начал. Деловой этикет требует не кичиться своим положением, какую бы должность вы ни занимали. *** …Как правильно начинать и заканчивать телефонный разговор, можно ли отмечать официальные праздники на работе, когда неэтично использовать автоответчик, что такое демократизм в деловом общении, как вести себя в гостях, в театре, в транспорте, в зарубежной поездке, в ресторане… Эти и еще много-много вопросов этикета и ответы на них вы найдете, если прочитаете небольшую, но весьма полезную книжечку доцента кафедры философии В.А.Бажановой “Этикет – азбука человеческого общения”. Книга есть в нашей университетской библиотеке. Почитайте – и вежливости на каждый день в нашей жизни станет, возможно, чуть больше.

Дрессируем тараканов ... в голове

Думаете, это невозможно? Уже пробовали – приручаются! Кто дрессировщик? Психолог! Только для этого учиться надо. Не только 5 лет грызть гранит теоретических наук, но и искать живых мастеров, носителей практических умений. Психология, она же как искусство, только от мастера к мастеру передается, и обязательно – в живом контакте. Хочешь стать реальным практикующим психологом? Найди себе реального мастера! А вот и событие подходящее образовалось, когда мастера в одном месте все разом оказываются. Правда, не надолго – на 7 дней. Зато рядом – в нашем городе! Да что же это? А это – Декадник практической психологии, школа обыкновенных волшебников и приручателей тараканов в голове. С 24 по 30 марта факультет психологии КГУ при содействии Профессиональной психотерапевтической Лиги России проводит второй Казанский декадник практической психологии и психотерапии. Это отличная тренинговая форма обучения практической психологии! В качестве психологов тренеров будет 27 высококлассных специалиста из Москвы, СанктПетербурга, Новосибирска, Уфы, Перми, Ижевска, Казани и других городов. Все, кто был участником прошлогоднего декадника, загодя занимают себе местечки на нынешнем. Особенно это важно для студентов психологов старших курсов, которые уже доучились практически до диплома и понимают, как мало у них реальных практических навыков работы с клиентами. Не менее важно это и для тех, кто хочет стать сильной успешной личностью и пользоваться инструментами практической психологии для выстраивания своей судьбы самостоятельно. В первый день открытия Декадника будет сразу два грандиозных события – впервые в России состоится профессорская конференция “Миссия психотерапиисегодня и завтра” и блестящий бал психотерапевтов. А вы едете на бал? Ну да, конечно, шампанское и вальс, настоящие кавалеры и сверкающие нарядами дамы. Настоящий бал, с живой м узыкой оркестра! Для участников Декадника предлагаются три большие секции: для бизнес-психологов, для профессионалов и для “заинтересованных” психологией. Будут представлены самые разнообразные профессиональные методы – психологическое консультирование, гипноз, психодрама, танцевальная терапия, работа с лишним весом, творческое самовыражение и арт-терапия, нлп-психотерапия, формирование команды и ведение переговоров, коучинг, психология любви и отношений и другое, не менее интересное. Всего более 40 тренингов на выбор. Для тех, кому этого покажется мало – дополнительная программа! Утренняя танцевально-двигательная разминка “Дыхание Востока, или Танцы живота для мужчин и женщин” чтобы проснуться, 8 ночных психологических марафонов – чтобы не проспать в жизни самое главное. Дополнительно – видеосалон профессиональных фильмов, чтобы можно было в небольшой группе коллег придирчиво рассмотреть, как работают профессионалы мирового уровня, узнать настоящие секреты мастеров. Хочется еще? А вот и еще! Бесплатные лекции по практической психологии, презентации казанских психологических центров, новых проектов, вечер авторской песни, танцевально-двигательный марафон. Декадник – это развивающая практика, оказывающая на участников свое непосредственное и отсроченное воздействие. Это настоящая жизнь, заполненная до краев и переполняющая человека. Приглашаются все: и те, кто имеет к психологии профессиональный интерес, и просто любознательные люди. Прошлогодний опыт показывает, что на Декадник приходит много молодежи, там неизменно интересно. У нас можно встретить и безусого юнца, и маститого профессора мирового уровня, обсуждающих вместе какието важнейшие проблемы. Неважно, чьи это проблемы – отдельного человека или всего человечества, мастерам они интересны одинаково. Тем, кто заинтересован в психологии, предлагаем зайти на страничку известного казанского психолога Сергея Петрушина www.petrushin.ru или позвонить по т.54-66-20 организаторам и все узнать подробно! Оргкомитет психологического декадника.

Лыжным пробегом по пивному баллону

 Что делать, если напряженная учебная неделя уже позади? Правильно, следует отдохнуть. Делается это по-разному: кто-то целый день валяется на любимом диване, щелкая кнопками на пульте, другие всю ночь отплясывают в ночных клубах. А я решила отправиться на лыжные соревнования. Воскресное утро было великолепным. Видимо, именно в этот день зима решила заявить о себе. Но несмотря на то, что термометр показывал минус двадцать, желающих поучаствовать в “Лыжне России – 2005” оказалось немало. Об этом можно было судить по студентам, собравшимся на лыжной базе КАИ. Зрелище было забавное. Студенты резво расхватывали лыжи и спортивные шапочки с символикой “Лыжня России – 2005”. Женская половина тут же устремлялась к зеркалу, желая убедиться в собственной привлекательности. По пути выяснилось, что некоторые студенты до этого никогда на лыжи не вставали, но готовы были бороться до последней лыжи за честь любимого университета. Итак, в путь!Заснеженное Юдино, стадион “Локомотив” – и будет разворачиваться лыжный праздник. Увиденное не разочаровало: заснеженные холмы, величественные сосны и четкая параллель лыжни – все настраивало на предстоящие соревнования. Огромное количество людей, приехавших в этот симпатичный пригород Казани, меня не удивило. “Лыжня России” – одно из самых крупных всероссийских, а с некоторых пор и международных соревнований, которое проводится с 1982 года. Их цель – приобщение людей к регулярным занятиям лыжным спортом, пропаганда здорового образа жизни и физической культуры. А проще говоря, – попытка с помощью лыж оторвать молодежь от пивных баллонов и сигарет. Юдинская лыжня собрала разнообразный народ – от чемпионов до любителей, от ветеранов до малышей, от студентов до преподавателей. Заметное оживление вносили различные шум-группы со знакомыми всем персонажами – Масянями, Мишками, клоунами… Регистрация, маркировка лыж, сбор участников – всё это происходило в напряжённо-приподнятом настроении. Трасса начиналась на огромном поле. Для зрителей, журналистов и телекамер все было как на ладони. Лыжня проходила также и по лесу, где болельщиков было не меньше. После небольшой разминки наконец-то дан старт для студентов! Сначала вперед рванули ребята. А затем заскользили по лыжне и девушки. Вот где мне пригодились лыжные прогулки по горкинскому лесу! Легко отталкиваясь палками, пружиня ноги и слегка нагибаясь вперед, я набирала скорость, стараясь бежать изо всех девичьих сил. Весёлая была гонка, постоянно кого-то догоняла и даже умудрялась обходить. Хрустящий морозный воздух делал звонким частое дыхание, под лыжами скрипел снег, а рядом двигались соперницы из других казанских вузов. Вот и нескончаемые три километра позади – финиш! В душе чувство безграничной радости – дистанция пройдена. И не важно, какое ты занял место, главное – тебе покорилась “Лыжня России”! Галима САТАРОВА, гр. 6201.

Рукоборцы из КАИ – сильнейшие в мире

Ура! Мы – чемпионы! С 25 по 27 февраля в Москве прошел первый чемпионат мира по армспорту среди вузов. В чемпионате приняли участие 12 стран – Россия, Швеция, Болгария, Турция, Словакия, Греция, Украина, Белоруссия, Узбекистан и страны Прибалтики. Первое место среди 43 вузов-участников заняла наша женская команда. В личном зачете золотые медали выиграли Лилия Хамидуллина (,364ак.) и Евгения Фомина – преподаватель кафедры физвоспитания (к соревнованиям допускались и преподаватели вузов). Серебряную медаль завоевала Диана Бареева (l364ак.). Бронзовые медали – у Альфии Рафиковой (l364ак.), Венеры Уразгильдеевой, Ирины Чибиревой (Чистопольский филиал). У мужчин соревновались 82 команды. Наша команда заняла 3 место. В личном зачете второе место занял Сергей Блохин (м364ак.), третье место у Константина Кириллова (м364ак.) Алексей Захаров (м364ак.) и Андрей Гришин (l364ак.) заняли четвертые места в своих весовых категориях. На пятом месте – Ильнар Шарафиев (l364ак.), на шестом – Фердинант Валеев (м364ак.). В целом – это огромный успех наших спортсменов. В чемпионате приняли участие 326 спортсменов, из них – 4 заслуженных мастера спорта, 22 мастера международного класса, 68 мастеров спорта. Нашу команду тренирует заслуженный работник физкультуры и спорта Республики Татарстан, доцент кафедры физвоспитания Фуат Юнусович Ахметзянов. Наши поздравления замечательной команде. Так держать и впредь! Наш корр.

Авиамоделисты вновь на коне

Андрей Бурдов: есть победа ! Этап Кубка мира по авиамодельному спорту в классе свободнолетающих моделей проходил с 18 по 21 февраля в городке Лост-Хиллз, США. В нем приняли участие спортсмены из 10 стран мира. “Макс-Мен интернешнел” – этап Кубка мира в США – один из самых представительных этапов. Он же и самый трудный, так как спортсмену для выхода в финал необходимо пройти (слетать) 14 основных туров вместо 7, как во всех остальных соревнованиях. А в этом году соревнования осложнились еще и неблагоприятными погодными условиями. Калифорнию заливали дожди, каких там не помнят более 50 лет, к тому же в первый день соревнований дул сильный ветер – до 10м/сек. Россию на соревнованиях представляли 5 спортсменов, выступавшие в трех классах моделей: представители МАИ Тиргамадзе Реваз – таймерные модели F-1-C и Кочкарев Михаил – модели планеров F-1-A, F-1-H, Рыбченков Анатолий из Таганрога, Евдокимов Юрий из Смоленска и наш Бурдов Андрей (руководитель авиамодельной лаборатории КАИ) выступили в категории резиномоторных моделей F-1-B. В классе моделей F-1-B, где выступал Андрей Бурдов, участвовали 45 спортсменов. В финал соревнований вышли лишь 7 человек – два спортсмена из Голландии, два – из США, и трое наших соотечественников. Директор соревнований Джордж Батюк принял решение совершить в финале полет продолжительностью 7 минут вместо 5 минут по правилам. Андрей Бурдов слетал за 6 минут 52 секунды, опередив ближайшего соперника на 58 секунд, что является очень большим отрывом. В итоге – победа! Второе место занял Пим Ройтер из Голландии, на третьем – Юрий Евдокимов, на четвертом – Анатолий Рыбченков. Михаил Кочкарев занял первое место в классе моделей F-1-H. В целом представители России выступили довольно успешно, показав высокий уровень развития авиамодельного спорта в России и в частности – в Казани. Был продемонстрирован хороший уровень подготовки к предстоящему чемпионату мира – он пройдет в Аргентине в мае этого года. Поздравляем Андрея Бурдова с отличными успехами! Наша авиамодельная школа вновь стала заметной на мировом уровне. До нашей победы в Аргентине! Наш корр.

На Подлужной было весело!

...Разноцветные лыжники, футбол на снегу, розовые дельталеты и горячие блины! Все это и многое другое, захватывающее, бодрое, смешное и спортивное царило в субботу 5 марта на традиционном празднике, посвященном дню рождения КГТУКАИ. Краски сияли на свежем снегу, народ «оттягивался» в разнообразном спортивном общении. Тут тебе и забег лыжников (как всегда, с ректором во главе), и перетягивание каната, и веселые старты между факультетами. Крупными стрекозами плавали в небе наши дельталеты, полетать на которых было полно желающих. «Полетать – нет, а покатать можно,» – степенно отвечали жаждущим Алексей Казаков, Владимир Малышев и Фарид Мустакимов – наши дельталетчики, выпускники первого факультета. Разнаряженный фольклорный ансамбль «Млада», приглашенный на праздник студклубом (а могли бы и сами, пожалуй), удачно дополнял «масленичной» краски к блинам и чучелу. Кстати, чучело в этот раз нарекли «Сессией» и успешно с «ней» расправились, предав веселому огню... А еще просто бегали, катались на снегоходах, запускали авиамодели и ракеты, водили шумный хоровод. Хорошо было на Подлужной! В.ВЕСИН. Фото Николая ИЛЬИНА.

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"