№ 21-22 (1546). Ноябрь 2004 г.

Настоящий каист – всегда победитель

На прошедшем в конце октября III Всероссийском конкурсе телевизионных программ и роликов социальной рекламы «Нет – наркотикам!» выпускник 6 факультета, ныне журналист телекомпании «Эфир» Алексей Попович занял 1 место в номинации «Лучший телевизионный репортаж». Несмотря на успешную карьеру на «Эфире», Алексей по прежнему связывает свою судьбу с КАИ. Он  соискатель на кафедре ЭП и преподаватель кафедры педагогики высшей школы. Эта победа Алексея Поповича в конкурсе – еще одно доказательство того, что каист, за какое бы дело ни взялся, делает его наилучшим образом. Если, конечно, каист – настоящий.

Они были первыми
Семьдесят лет прошло с тех пор, как дипломы Казанского авиационного института были вручены первым его выпускникам. С тех пор КАИ подготовил десятки тысяч инженеров, конструкторов, технологов, а в последние годы немало специалистов гуманитарных направлений. А тогда в сентябре 1934 года их было только десять – Я.В.Балкинд, Г.С.Богу шевский, А.П.Гунин, Н.В.Куршев, В.В.Максимов, Ю.Г.Одиноков, А.Д.Павлов, А.А.Парвицкая, В.П.Терентьев, Ю.Л.Якубович. И каждый из них стал профессионалом высокого класса. В 1929 году все они поступили на физико-математический факультет Казанского университета, в 1930 перешли на вновь организованное аэродинамическое отделение, возглавляемое Н.Г.Четаевым. На базе этого отделения в 1932 году был образован Казанский авиационный институт. Трое из славной десятки первых его выпускников всю свою дальнейшую жизнь тесно связали с КАИ. Юрий Георгиевич Одиноков стал доктором технических наук, крупным ученым в области строительной механики и прочности летательных аппаратов, пятьдесят лет возглавлял кафедру строительной механики, более десяти лет был заместителем директора института по научной и учебной работе, был удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и ТАССР, его труд был оценен орденами и медалями. Вячеслав Васильевич Максимов стал профессором, заведовал рядом кафедр КАИ, был деканом радиотехнического и приборостроительного факультетов. Причем несколько лет возглавлял оба одновременно. В память о Вячеславе Васильевиче для студентов, имеющих хорошую и отличную успеваемость, а также отличившихся в научной работе учреждена именная стипендия Совета факультета АЭП имени В.В.Максимова.Они были первыми Николай Васильевич Куршев стал профессором, возглавлял кафедру аэродинамики, был проректором института по научной работе, внес огромный вклад в развитие Казанского авиационного. Не менее славный путь в науке и в авиационном производстве проделали и другие выпускники 1934 года. Яков Владимирович Балкинд работал в ЦАГИ, в конструкторском бюро А.А.Архангельского, где участвовал в создании и доводке самолета АНТ-40(СБ) – скоростного бомбардировщика. Закончил свою трудовую деятельность Яков Владимирович в должности начальника отдела аэродинамики Московского завода “Звезда”. Был награжден орденом и шестью медалями. Герман Степанович Богушевский стал летчиком-испытателем. В 1964 году ему было присвоено звание “Заслуженный летчик-испытатель СССР”. Испытывал самолеты Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-104, Ил-62 и ряд других. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, пятью медалями СССР. Владимир Павлович Терентьев после окончания КАИ был направлен на Таганрогский машиностроительный завод, где проработал 56 лет, закончил трудовую карьеру начальником отдела ОКБ. В 1968 году Владимир Павлович стал лауреатом Государственной премии, его труд был оценен орденами и медалями СССР. Александр Петрович Гунин после окончания института начал работать в КОСОСе (так в то время называлась фирма Туполева, которая сейчас именуется “ОАО Туполев”) и проработал там почти 60 лет, уйдя на пенсию в 83 года. Его труд был оценен орденами и медалями СССР. Самой короткой оказалась жизнь Юрия Львовича Якубовича. После окончания института он вместе с В.В.Максимовым и А.А.Парвицкой был оставлен на преподавательской должности на кафедре конструкции и расчета самолетов на прочность. Работал по совместительству в Казанском авиационном техникуме. В конце 30-х годов его жизнь была серьезно осложнена чрезмерно пристальным вниманием к его персоне НКВД. Через несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны Юрий Львович ушел на фронт. Ему было чуть больше тридцати, когда он погиб, защищая Родину. После окончания института была оставлена в КАИ и Александра Александровна Парвицкая. Работала ассистентом, старшим преподавателем, руководителем группы опытно-конструкторского бюро. В 1941 году приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР она была откомандирована в ОКБ Бакшаева, где работала начальником опытной бригады до 1950. С 1953 по 1974 год заведовала кафедрой начертательной геометрии и черчения КХТИ. К сожалению, нет никаких сведений о послеинститутской судьбе Александра Дмитриевича Павлова. Каждым из десяти своих первых выпускников наш университет гордится до сих пор. В музее КГТУ-КАИ открыта экспозиция, посвященная 70-летнему юбилею. Фотографии, письма, документы, поощрительные листы, ставшие теперь исторической реликвией, рассказывают о жизни и трудовой деятельности первых каистов. Среди прочих интереснейших и уникальных экспонатов письмо руководства ЦАГИ, где первые студенты КАИ проходили производственную практику, с просьбой оставить у себя на работе всех практикантов из КАИ. Это высокая оценка знаний и подготовки первых студентов института. Экспозиция, посвященная 70летию первого выпуска КАИ, лишь одна из страниц богатейшей истории нашего университета, представленной в музее. Она воссоздавалась здесь по крупицам. И только его бессменный директор Валентина Ивановна Коняхина знает, каких трудов стоило появление на его стендах того или иного экспоната. Валентина Ивановна и заведующая фондами музея Гузель Ильдаровна Канчурина – фанаты своего дела. Главным образом их усилиями наш музей стал бесценным хранилищем 72-летней истории КГТУ-КАИ, имеет достойный вид и содержание. А Валентина Ивановна, кажется, единственный человек в нашем университете, который знает о людях и событиях КАИ все, или, во всяком случае, больше других. Здесь же, в стенах музея КАИ 27 октября прошла конференция, посвященная юбилею первого выпуска каистов, в которой приняли участие студенты и сотрудники нашего университета. С докладами о жизни и деятельности первых каистов выступили студенты: Марина Кайманова (гр.7305), Эвелина Вахитова (гр.7402), Дарья Сорокина (гр.2205), Дмитрий Козлов (гр.2401), Дамир Шарафутдинов (гр.2502), Дмитрий Жуков (гр.2422), Дмитрий Гаврилов (гр.2422), Дмитрий Козлов (гр.2401). Ребятам пришлось немало поработать с архивами, встречаться с родственниками, сослуживцами и учениками каждого из великолепной десятки первых каистов. Немало любопытных дополнений к каждому докладу внесла Валентина Ивановна Коняхина. И получился живой и интересный разговор об истории КАИ и о тех, кто стоял у его начала. Т.ИВАНОВА Директор музея КГТУ–КАИ В.И.Коняхина.

Профсоюз нас все еще оберегает
Пять лет (‘9 –2004), за которые отчитывался 19 октября университетский профсоюзный комитет, многое изменили в стране, в республике, в нашем вузе. Было принято много радикально меняющих нашу жизнь законов – о пенсиях, о труде, началась реформа ЖКХ, снизились отчисления в социальное страхование. И, самое главное для нас – внесение изменений в «Закон об образовании», сильно меняющих систему отношений в образовательном пространстве России. Профсоюз КГТУ-КАИ, его профком не остался в стороне от всех этих жгучих проблем. Отстаивать права и достоинство работников высшей школы ему доводится как и прежде, а во многом – гораздо более активно. О работе профкома рассказал на конференции трудового коллектива председатель профкома Борис Алексеевич АКИШИН. – Наш профсоюз и профком постоянно участвуют во всевозможных акциях, призванных напоминать Правительству о требованиях и правах работников вузов. Большой митинг состоялся 15 октября 2003 года у парка Горького, на котором собралось более 5 тысяч учителей школ, преподавателей вузов, техникумов, студентов. Главный лозунг – «Голодный учитель – позор России». Главное требование Всероссийского митинга – включить в бюджет РФ на 2004 год увеличение зарплаты в 1,5 раза, а в 2005 году в 2 раза. Эти требования были переданы в Государственную думу. В частности в этом году, когда правительство внесло в Государственную думу проект об изменениях и дополнениях в Законодательство об образовании, ФНПР и ЦК профсоюзов смогли оперативно проанализировать большой объем предложений, сделали вывод о неприемлемости этих поправок. Был организован Всероссийский митинг 12 июня 2004 года, участники которого пикетировали здание Правительства в Москве. Правительство пошло навстречу профсоюзам, была организована комиссия по переговорам, где требования профсоюзов были тщательно изучены. Союз ректоров России тоже выразил свой протест в Обращении к Президенту РФ. И, тем не менее, парламент в августе 2004 года принял решение о внесении в Законодательство об образовании целого ряда поправок, которые существенно изменяют финансовую и имущественную деятельность вузов. В частности, студенты лишены многих льгот и пособий на питание, на проезд в транспорте к месту учебы, сотрудники вузов лишены права на пользование санаторием-профилакторем, исключается возможность софинансирования государственных учреждений образования из бюджетов разных уровней. Но появилась возможность создания образовательных организаций в виде автономных некоммерческих организаций. Многие неприемлемые предложения удалось исключить и сохранить уже существующие, например, сохранить право университета самостоятельно вести финансово-хозяйственную деятельность, право вуза иметь свой Устав, право на установление надбавок и доплат, право быть арендатором и арендодателем и многое другое. В этой модернизированной системе образования нам предстоит еще много перемен, и как они будут развиваться дальше, покажет уже ближайшее будущее. В 2002 году был введен в действие Трудовой кодекс РФ, который определил место профсоюзов во взаимоотношениях работников и работодателей. Новые положения Трудового кодекса вошли и в новую редакцию коллективного договора на срок 2002–2005 годов. По этому договору в КГТУ социальными партнерами выступают ректор и профком в лице председателя. Работодатель гарантирует выполнение современных законов, а работник обязуется выполнять принятые в университете Устав и правила внутреннего распорядка. Трудовые отношения в КГТУ регулируются трудовыми договорами, в которые вписываются все условия работы и отдыха, условия оплаты труда и социальные гарантии. В целом все положения коллективного договора в университете выполняются. О СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ И ОТДЫХЕ Были времена, когда наши сотрудники могли приобрести путевку в санаторий за полцены, а то и вовсе бесплатно – за счет Фонда социального страхования. Но с 1 января 2002 года доходы ФСС стали стремительно уменьшаться, а с ними уменьшились и шансы полечиться за счет социального страхования. Бюджет ФСС уже не предусматривает сегодня расходов на санаторнокурортное лечение работников, а лишь на оздоровление детей, чернобыльцев, работников, пострадавших на производстве и по долечиванию после пребывания в стационаре с инфарктом и рядом других болезней. Ясно, что в любом случае на оздоровление сотрудников за счет социального страхования теперь рассчитывать не приходится. В нашем университете не остались в стороне от этих проблем. Уже в 2003 году на оздоровление сотрудников было выделено около 500 тысяч рублей. В основном, эти средства были потрачены на приобретение путевок в санатории. Часть внебюджетных средств была потрачена на снижение стоимости путевок в оздоровительно-спортивный комплекс «Икар», путевка туда в прошлом году стоила около 300 рублей (] стоимости). Университет в этом году в стоимость путевки включил лишь расходы на питание, но количество путевок было решено ограничить. Стоимость путевки составила 1440 рублей из 2600 общей стоимости. Часть стоимости путевки оплачивал профсоюз. Для студентов-бюджетников путевка в ОСК «Икар» выдавалась бесплатно. Всего в «Икаре» в 2004 году отдохнуло 660 студентов и 57 сотрудников. Более 250 студентов в этом году отдохнули и поправили здоровье на Черном море – в Геленджике, Дивноморске и в Севастополе. Отдых детей сотрудников все же организуется через фонд социального страхования. Ежегодно получают путевки в детские лагеря 25–30 человек. Все заявки были удовлетворены. Объединенная профсоюзная организация КГТУ-КАИ на сегодняшний день насчитывает 3107 сотрудников и 8150 студентов. Количество членов профсоюза ежегодно увеличивается: в настоящее время в КГТУ – 85% сотрудников и 78% студентов являются членами профсоюза. За пять лет выбыло из членов профсоюза по личному заявлению всего 14 человек. В профкоме продолжают успешно действовать все комиссии: организационная (А.М.Гаврилов), комиссия по трудовым спорам (Г.И.Ильин), жилищно-бытовая (В.Г.Савруков), комиссия по охране труда (И.А.Абросимов), по общественному контролю (А.А.Порунов), культурно-массовая комиссия (Г.В.Торлупа), спортивно-массовая (Ф.Ю.Ахметзянов), комиссия по работе с ветеранами (А.Л.Новиков). Руководство университета с пониманием относится к проблемам профсоюзной организации, поддерживает ее и морально, и материально. Результат такой: профсоюзная организация КГТУ-КАИ сегодня пользуется авторитетом в профсоюзном сообществе РТ и достойно представляет наш университет в ассоциации вузов авиакосмического направления.

Внимание, конкурс
С 15 ноября 2004 года объявляется конкурсный отбор на занятие преподавательских должностей по контракту: заведующих кафедрами: авиационных двигателей и энергетических установок, автомобильных двигателей и сервиса, производства летательных аппаратов, конструирования и производства электронно-вычислительной аппаратуры, физического воспитания, специальной математики, технической физики, экономической теории и права, конституционного и международного права, педагогики высшей школы, технологии машиностроения (Зеленодольск) (е); профессоров кафедр: авиационных двигателей и энергетических установок (е), турбомашин, технологии производства двигателей (, основ конструирования (Щ, производства летательных аппаратов, приборов и информационно-измерительных систем, компьютерных систем и информационной безопасности, радиоэлектронных и квантовых устройств, экономики предприятий, физического воспитания, экономической теории и права ("5), специальной математики; доцентов кафедр: авиационных двигателей и энергетических установок, технологии производства двигателей (4), промышленной экологии, турбомашин, материаловедения, основ конструирования, конструкции и проектирования летательных аппаратов (Щ, начертательной геометрии и машиностроительного черчения (Щ, строительной механики летательных аппаратов (%), технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов (Щ, автоматики и управления, общей химии и экологии (е), электрооборудования (Щ, конструирования и производства электронно-вычислительной аппаратуры, автоматизированных систем обработки информации и управления (, управления, маркетинга и предпринимательства (, экономики предприятий, промышленной коммерции и маркетинга, высшей математики (, специальной математики (Y, общей физики, технической физики (, к омпьютерных систем и информационной безопасности, теоретической радиотехники и электроники, социологии, политологии и менеджмента, истории и связей с общественностью; старших преподавателей кафедр: начертательной геометрии и машиностроительного черчения (Щ, информационных технологий в машиностроении, технологии производства двигателей (Щ, автомобильных двигателей и сервиса, стандартизации, сертификации и технологического менеджмента, автоматизированных систем обработки информации и управления, компьютерных систем и информационной безопасности, прикладной математики и информатики (™, конструирования и производства микроэлектронной аппаратуры, управления, маркетинга и предпринимательства, физического воспитания, социологии, политологии и менеджмента (Щ, экономической теории и права (Щ, общенаучных дисциплин (Елабуга) (, экономики и управления (Чистополь), естественнонаучных дисциплин и инженерной экологии (Чистополь) (; ассистентов кафедр: производства летательных аппаратов (, специальных двигателей, электрооборудования, конструирования и производства электронно-вычислительной аппаратуры, компьютерных систем и информационной безопасности (Щ, радиоэлектронных и телекоммуникационных систем (Щ, теоретической радиотехники и электроники (Щ, социологии, политологии и менеджмента (Щ, истории и связей с общественностью, специальной математики, экономики и управления (Чистополь), приборостроения (Чистополь), естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (Набережные Челны) (Щ; преподавателей кафедр: иностранных языков, физического воспитания (Щ. Срок подачи заявлений – месяц со дня опубликования. Заявления с приложением необходимых документов направляются на имя ректора университета по адресу: 420111, г.Казань, ул.К.Маркса, 10, КГТУ им.А.Н.Туполева.

Берегись! И будь здоров

Всегда учиться – всегда пригодится Берегись! И будь здоров На носу – зима, а с ней и почти обязательные насморк, кашель, ломота в теле, короче – грипп, будь он неладен! Но так ли уж неизбежно заболеть этими противными ОРЗ и гриппом? Да, если не соблюдаешь элементарных правил защиты от них. Нет, если хоть чуть-чуть думаешь о профилактике болезни. Единственный источник гриппа – больной человек, вирусоноситель. Поэтому – подальше от чихающего, кашляющего, просто говорящего человека. Вирус гриппа распространяется, как известно, воздушно-капельным путем и через предметы, которыми пользуется больной, а рядом с ним – и вы. Вот и думайте, как избежать контактов. А если уж поднялась температура, начались боли в горле, в голове, в суставах и мышцах, заложило нос – сидите дома! В изобилии пейте клюквенный морс, лимонную воду – кислая реакция угнетает вирус гриппа. Пользуйтесь отдельной посудой и бельем. И конечно, необходим какой-то противовирусный препарат. Только не назначайте его себе сами. И вообще – раз уж заболели – не занимайтесь самолечением. Не пейте сразу антибиотики, они на вирус гриппа не действуют, поэтому не только бесполезны, но и вредны. Пусть врач решит, что вам назначить. А самим лучше позаботиться о прививке и побольше есть витаминов. Лучше потратить деньги на фрукты, чем на сигареты. Купите в аптеке настойку элеутерококка и укрепляйте ею свою иммунную систему. С наступлением холодов целесообразно принимать дибазол (по 0,02 г в день), ремантадин, смазывать носовые ходы 0,25% оксалиновой мазью. Будьте здоровы! Н.ХРАМУШИНА, зав.лабораторией.

Всегда учиться всегда пригодиться
Стажировка: роль, задачи, качество Формирование всесторонне подготовленных современных специалистов требует систематического повышения квалификации преподавателей. Одна из основных форм дополнительного профессионального образования – стажировка. В последнее время ее роль среди других форм повышения квалификации в нашем университете существенно снизилась. Многие кафедры и даже отдельные факультеты не используют стажировку для всестороннего обновления и углубления профессиональных знаний на основе изучения современных достижений, прогрессивной техники и технологий, отечественного и зарубежного опыта. Так, институт радиоэлектроники и телекоммуникаций за последние четыре года не имел ни одной стажировки своих преподавателей. На некоторых кафедрах все преподаватели – от ассистента до профессора – одновременно повышают квалификацию в ИППК по одному направлению. Это говорит об отсутствии индивидуального подхода к дополнительному образованию: учета опыта работы и конкретных потребностей преподавателя. Отсутствие стажировок означает ослабление связей и сотрудничества с другими вузами, НИИ, КБ, промышленными предприятиями. Последствием «замыкания в себе», отрыва от современного состояния экономики, техники, технологий и т.д. может стать снижение качества подготовки специалистов. Только на рабочих местах можно выявить компетентность наших выпускников, уточнить виды, задачи и сложности их профессиональной деятельности и принять необходимые меры для корректировки учебного процесса. При всех наших объективных и субъективных трудностях требует повышения качество стажировок. Оно зависит как от отношения преподавателя, так и от содержания индивидуального задания. Нередко такое задание составляется и утверждается поспешно и формально. Содержание и объем задания в индивидуальном плане (не менее 100 часов учебной работы) должны соответствовать уровню квалификации преподавателя, учитывать его научные и учебные запросы, а также потребности кафедры. Вопросы индивидуального задания должны быть нацелены на конкретные результаты совершенствования профессиональных качеств преподавателя и учебного процесса, а если преподаватель стажируется в вузе, целесообразно изучение новых педагогических технологий и опыта учебно-методической работы родственных кафедр, повышение педагогического мастерства. Важным фактором проверки достижения планируемых результатов, обмена опытом и внедрения нового в практику обучения студентов должно быть своевременное обсуждение итогов стажировки на заседании кафедры. Гармоничное сочетание и использование не для «галочки» различных форм повышения квалификации является условием профессионального роста преподавателей и совершенствования учебного процесса. ТСО на новом этапе В условиях ускоренного увеличения объема и усложнения содержания информации, которой необходимо овладеть студенту в учебном процессе, роль технических средств обучения постоянно возрастает. Между тем на кафедрах университета значительное количество технических средств и дидактических материалов к ним устарело, а число пользователей этих средств снизилось. Кафедры переживают переходный период от уходящего поколения ТСО (диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы и др.) к компьютерам, позволяющим использовать технологии мультимедиа. Такие технологии сейчас считаются важнейшим фактором повышения эффективности обучения, так как позволяют использовать разнообразные формы представления информации, активизируют студентов и соответствуют психологии восприятия учебного материала. Главное в реализации мультимедийных программ обучения – подготовленность преподавателей как профессионально, так и в сфере освоения новых компьютерных технологий. Сегодня же только отдельные преподаватели способны разработать компьютерно-учебную программу самостоятельно, большинству нужна помощь программистов-разработчиков. Центром новых информационных технологий университета проведены установочные занятия по теме “Обучение преподавателей кафедр представлению информации с помощью мультимедийных средств”, а лаборатория мультимедиа ЦНИИТ приглашает кафедры к совместному производству продуктов мультимедийного сопровождения учебных занятий. При внедрении технологии мультимедиа усложняется подготовка занятий по сравнению с традиционным методом, а также методика взаимодействия преподавателя с программноаппаратным средством и студентами. Требуется совершенствование аудиторной базы и приобретение видеопроекторов, организация доступа студентов к средствам мультимедиа. Решению всех вопросов программно-методического и организационно-технического характера может способствовать регулярно проводимый семинар, а также открытые (показные) занятия с использованием мультимедийных технологий на продвинутых кафедрах. По научным данным эффективность усвоения информации на слух – 20%, при участии слуха и зрения – 50%, при добавлении еще и обсуждения – 70%. Сочетая речь, звук или текст и наглядность (“Золотое правило дидактики”), мультимедиа обеспечивают также интерактивное взаимодействие студента с компьютером, тем самым помогая ему качественно освоить учебный материал. Учитывая тенденции развития учебного процесса, к мультимедийному сопровождению читаемых дисциплин следует стремиться всем преподавателям. Материалы подготовил В.КИРИЧЕНКО.

Мы совсем разучились мечтать
А знаешь ли ты, что 21 октября 1923 года состоялся первый полет самолета, созданного по проекту А.Н.Туполева? Во время его молодости все, ну или почти все молодые люди мечтали стать летчиками и космонавтами. А мы, мы с вами, почему мы не пошли в космонавты?! Вместо этого с зажмуренными глазами кинулись в юристы, экономисты, программисты и новомодные PRщики. А может быть, мы просто разучились мечтать? В результате на отделениях менеджмента, предпринимательства и информационных технологий – двухзначное число поступающих на место, и 1–3 человека – на авиационщиков, конструкторов и так далее. Все объясняется тем, что у нас врожденный комплекс неуверенности в завтрашнем дне. Выбрав профессию, мы думаем только о том, как бы с ее помощью пробраться к креслу руководителя, заработать на новенькую иномарку и отдохнуть летом где-нибудь в районе Канарских островов или, на худой конец, в Турции. Разве я не права? Это – самозащита! Безумный романтический подъем конца ХХ века превратился в безумный рационализм начала XXI. Слишком много мы и наши родители успели повидать безработицы, невыплат зарплат и дефолтов. И теперь с упорством бульдозеров прокладываем себе путь к светлому будущему, выбрав специальности, в которых много английских слов, блестящих ручек и модных фенек. Научиться зарабатывать деньги – вот все, чего мы хотим, послав тем самым далеко музейное дело, ясельных детей, соседние галактики и многое, многое другое. Может, я субъективна? А кто нет? Альбина ВАЛЬЯРОВА, гр.4203.

Студсовет обновился

25 октября прошла университетская отчетно-выборная конференция студентов и аспирантов. Делегатов на конференцию (один от ста человек) прислали все факультеты и институты. Было выбрано 158 делегатов, присутствовало 125. Первым на повестке дня стоял отчет председателя совета студентов и аспирантов Виктории Черкесовой. Работа студсовета была признана удовлетворительной. Главным пунктом конференции были выборы нового состава ССиА. Выборы оказались тяжелыми: желающих возглавить многие из направлений деятельности ССиА было по 3–4 человека. В результате обсуждений кандидатур и голосования обозначился новый состав совета студентов и аспирантов. Его председателем вновь избрана Виктория Черкесова – студентка ИРЭТ. Культорг – Тимур Бахтиаров, 4 факультет. Спорторг – Дарья Сорокина, ИАНТЭ. Ответственная за информационный обмен – Альбина Вальярова, 4 факультет. Ответственный за трудоустройство – Альберт Гергерт, ИАНТЭ. Ответственный за работу со спонсорами и предпринимательскую деятельность совета – Александр Рунов, 4 факультет. Ответственная за социальную защиту студентов – Анна Сидоренко, 6 факультет. Ответственный за научноучебный сектор – Азат Бикбаев, 4 факультет. Председатель совета студгородка – Максим Орлов. Заместитель председателя профкома по работе со студентами – Резеда Валиуллина. В составе ССиА также все председатели факультетских советов: ИАНТЭ – Эмиль Ахметгареев, 2 факультет – Азат Идрисов, 3 факультет – Юлия Башкирова,4 факультет – Ольга Сафина, ИРЭТ – Алина Иванова, 6 факультет – Татьяна Никулина, 7 факультет – Анна Гаманькова, 8 факультет – Эдуард Сафин, 9 факультет – Сергей Бобкин. На конференции избраны 14 делегатов на IV Конгресс студентов Республики Татарстан. Это Виктория Черкесова, Максим Орлов, Тимур Бахтиаров, Александр Рунов, Эмиль Ахметгареев, Азат Идрисов, Юлия Башкирова, Ольга Сафина, Татьяна Никулина, Шамиль Нигматуллин, Анна Гаманькова, Марсель Сабаев, Сергей Бобкин, Рустем Кадыров. Вновь избранная председателем ССиА Виктория Черкесова избрана также делегатом на II Всероссийский студенческий форум. Поздравляем обновленный студсовет, желаем ему удачи и заметных вех в работе. Радует, что в основном в составе совета – студенты 2 и 3 курсов и у них впереди еще не один год работы.

«Людей неинтересных в мире нет, их судьбы – как истории планет...»

Ушел из жизни замечательный педагог, ученый, спортсмен и просто хороший человек – доцент кафедры турбомаш Валентин Александрович Стрункин. Через полгода ему было бы 80 лет. Вся его сознательная жизнь была связана с Казанским авиационным институтом. Поступил в институт в трудные военные годы в 1944 году. Был Сталинским стипендиатом. Учебу всегда сочетал с активной общественной работой. Многие годы он защищал спортивную честь института, города и республики, выступая в соревнованиях по баскетболу. После окончания института В.А.Стрункин поступил в аспирантуру к профессору Г.С.Жирицкому, защитил кандидатскую диссертацию и остался работать доцентом на кафедре турбомашин. В.А.Стрункин являлся известным специалистом в области проектирования и расчетов на прочность деталей паровых турбин, авиационных газовых турбин и компрессоров. Его хорошо знали как автора нескольких книг и учебников, многих учебно-методических пособий, научно-технических статей и изобретений. Его любили студенты и коллеги по работе за острый ум, порядочность, отзывчивость, активную жизненную позицию. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах. Друзья и коллеги по кафедре.

Немногие задумываются о том, что человеческая жизнь длится всего тридцать тысяч дней. И то, если повезет и удастся пожить еще на пенсии. Кто не верит – умножьте число дней в году на желаемое вами количество лет жизни. Когда уходит человек, которому всего сорок семь лет, когда умирает твоя однокурсница и коллега по всем интересным студенческим делам, хочется воззвать: «За что же, Господи?!» Обычно «Крылья» отмечают кончину людей, много лет работавших в КАИ. Моя однокурсница Ирина Дружинина в КАИ только училась, но была постоянным автором газеты «Крылья». Давно, еще в прошлом веке, когда мы были студентами. Мы и познакомились с ней только благодаря работе в знаменитой студенческой стенной газете «Самолет». Поэтому вспомним ее стихи.

Он вспоминал, он вспоминал,

И боли не было больнее,

Как друг веселый умирал, Струилась кровь его, алея,

Через бинты. И не унять,

И не помочь. И боль утраты.

И невозможно глаз поднять,

Как будто в чем-то виноваты.

Он вспоминал: идет война,

И медсестра бежит босая

– Его подруга и жена

На свете самая родная...

Она лежала в тишине,

Он руки ей согреть старался... (Был взят Берлин. Конец войне).

Впервые слез он не стеснялся.

А память – жизнь лишь им двоим,

А память – рук ее тепло.

Прошел войну он невредим.

Считали все: «Ему везло».

Пусть память о красивой женщине, умном инженере и отличном поэте Ирине Дружининой сохранится навечно. Ибо – «рукописи не горят». С.НОВИКОВ, заведующий кафедрой ПВШ, однокурсник.

Новости от студсовета

Закончились конкурсные дни традиционного фестиваля «День первокурсника». В этом году выступления растянулись на две недели, свои программы представили все 9 факультетов. Поздравляем с удачным дебютом факультеты психологии и делового администрирования, а также экономической теории и права. Особенно приятно, что 9 факультет, самый молодой и маленький на сегодня – всего 70 студентов (,352урса), представил хорошую полноценную программу, способную уже сегодня конкурировать с другими факультетами. Поздравляем вас, друзья! Тема фестиваля была свободной, но особое настроение студентов сквозило практически в каждой программе. «Город на границе» – объединенная программа 4 и 6 факультетов, «Мы тоже хотим летать» – гуманитарный факультет, «Добро пожаловать!» – ИРЭТ и «Детские каракули» – 9 факультет. И все эти факультеты, несмотря на разнообразие тематики, сошлись во мнении, что мы – сила, когда мы вместе! Впервые в этом году по просьбам факультетов и институтов была применена система баллов. Что это? Каждый номер оценивался по 10-балльной шкале, но только в том случае, если в номере было 75% первокурсников, затем суммировались баллы и итоговый балл делился на количество номеров. Подробнее о победителях – в следующем номере. С первой аттестацией вас, первокурсники. · 20 ноября студентка гуманитарного факультета Юлия Тамазашвили будет защищать в Нижнем Новгороде честь и красоту нашего университета на конкурсе «Мисс студентка России-2004». Удачи! · 2 декабря пройдет третий фестиваль команд КВН КГТУ им.А.Н.Туполева. · Не за горами (в декабре) – соревнования по шейпингу. Есть еще время подготовиться. Участники и болельщики – ждем всех.

“Мы туристы-гитаристы, ходим мы туды-сюды...”

“Мы туристы-гитаристы, ходим мы туды-сюды...” Но не просто так, конечно. На сей раз мы отправились на озеро Глухое в Марийке – на туристический слет каистов. “Распогодилась погода специально для пути! Все готово для похода – сядь на поезд и кати!” И мы покатили. Мы – это предварительный десант из пяти человек. Остальные должны были появиться через день. Прикатили на Яльчик, когда уже стемнело. Потихоньку стал нас грызть червь сомнения: дойдем ли до Глухого? Может, до утра постоять на Яльчике? Подумали и решили все же идти до озера. И все было замечательно, пока не вошли в лес. Накрыла нас тут полная темнота, а батареек мало и их должно было хватить на три дня… И вот идем мы в полнейшей темноте, тут почему-то дорога закончилась, мы оказались в каком-то темном тупике. И пришло решение: палаток в этой неразберихе не ставить, до утра досидеть у костра, благо было не очень холодно… К утру все очень хотели спать и пить, так как на пятерых у нас было всего 2,5 литра воды. И потопали мы дальше, на озеро. До Глухого наконец добрались, сразу разбили лагерь, поставили все палатки. Нашли много сушняка для костра и еще какие-то загадочные штуки, из которых соорудили два стола. Сварили еды и… начался отдых, блаженство: погода замечательная, в лесу так тихо, спокойно, ощущение такое, что ты сидишь за тысячу километров от шумного города с его ужасным воздухом… Но тут приехали все наши – организаторы слета, первокурсники – и понеслось! Веселье, песни, гитары, катание на байдарках (и переворачивание из них), полосы препятствий и другие причуды конкурсов и соревнований, посвящение в туристы новичков. Вобщем, все было как всегда. К сожалению, ничего особенно примечательного не произошло. Разве что испытание новых палаток и новой походной гитары одного из нас. Так закончился очередной слет туристов-каистов. Многие вещи, конечно, остались “за кадром”. О них знают те, кто там был, а кто не был – тот и не поймет ничего. Пусть в следующий раз сам отправляется в сухой и теплой (только зеленой) “собаке” на Яльчик, Глухое или другие такие же прекрасные места. И сам вкушает всех туристских прелестей.Павел РУМЯНЦЕВ, Арсений МИХАЙЛОВ, студенты 2 курса.

Мы тоже хотим летать !

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"