№ 18-19. Сентябрь 2005 г.

 

Пора готовиться к 75-летию КГТУ-КАИ

На заседании ректората 14 сентября было принято постановление о подготовке к 75-летию КГТУ-КАИ. Предстоящее празднование юбилея обосновано многими позициями нашего университета: есть успехи в создании собственной модели высшего профессионального образования, есть практические навыки и академическая фундаментальность, есть гражданская позиция, внутренняя энергетика и способность к саморазвитию.

Решено до 30 октября 2005 года разработать программу подготовки к юбилею университета с ориентацией на показатели ведущих вузов страны. Решено предусмотреть мероприятия по развитию системы непрерывного образования, поддержке фундаментальных и прикладных научных исследований, по стимулированию научных школ, по научно-методическому обеспечению деятельности, направленной на повышение качества образования, по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Каждому структурному подразделению предписывается в ноябре разработать свой план подготовки к юбилею, отражающий все виды деятельности (учебный процесс, наука, повышение квалификации, внеучебная работа, развитие материальной базы). Предполагается в 2006 году провести всемирный конгресс каистов. Организовать встречи выпускников в других городах и местах компактного проживания, посвященные подготовке к юбилею. Патронаж над каистами решено предложить Ассоциации выпускников КАИ.

Ректорат обратится к попечительскому совету университета с предложениями по укреплению материально-технической базы учебного процесса, развитию соответствующей инфраструктуры для ведения научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы по совместным инновационным проектам.

Имидж-центру университета предложено регулярно направлять в СМИ Казани, республики и страны материалы, посвященные юбилею университета. Для организации работы по подготовке к юбилею создан оргкомитет, возглавляемый ректором. В составе оргкомитета — руководители всех основных подразделений университета, всего 23 человека. Рабочую группу из 8 человек возглавит заместитель председателя оргкомитета В.А.Костин.


МОЙ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»

Фотографии

МОЙ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»«ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ» — школа актива университета для первокурсников, ежегодно проходящая в ОСК «Икар» в течение трех дней.

Когда-то, первокурсницей, я не попала на свой «Первый полет». И следующие три года видела ребят с горящими глазами в футболочках «Первый полет». В моих глазах тоже был огонек, было желание, я работала в своем совете, но футболки не было и полета тоже.

МОЙ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»Сегодня — я в красной майке с новой эмблемкой «Первого полета», с надписью «Куратор ДИНА», с улыбкой от уха до уха, с тяжелой головой после ночи обсуждения предыдущего и планировании следующего дня и со словами на устах «Мы боБры и веселы!». Это МОЙ «Первый полет».

МОЙ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»В этом году поменялся почти весь состав кураторов «Полета». Ушли те корифеи, которые два-три года подряд проводили его и точно знают, где подвох, куда надо идти и как провести детей (так мы называем своих первокурсников) так, чтоб ни один из них не оступился. На этом «Первом полете» с нами были два психолога и интуиция. Но ожидания оправданы.

Несмотря на неизбежные недочеты, цели были достигнуты и у ребят, и у кураторов, и у администрации: мы вернулись в город целые-невредимые с несмываемым налетом счастья на лице. Основным видом работы было выбрано командное обучение. Нашей целью было выявление людей, которые могут стать лидерами.

МОЙ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»Возможно, у кого-то просто еще не было шанса проявить свой потенциал, он даже не догадывался о своих задатках. А между тем у каждого есть свои возможности для проявления лидерства. Кто-то в состоянии управлять простыми исполнителями, кто-то может сплотить вокруг себя людей, превосходящих его по интеллектуальным способностям и более компетентных в конкретных областях. Одни могут стать зачинателями того или иного дела, но не умеют развивать процесс, другие не могут быть инициаторами, но отлично работают на финише. И во всех случаях требуются навыки лидерства. Фактически речь идет о грамотном распределении ролей в команде в зависимости от поставленной задачи, о том, кто и на каком этапе работы станет лидером команды.

МОЙ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ»Что интересно: анализируя нашу работу даже за такой короткий срок, мы заметили, как менялись рассуждения. От хаотического выяснения «кто в доме хозяин» ребята переходили к контролю своих эмоций, к умению выслушивать других. Сейчас возникает только один вопрос: кто бы провел эти тренинги с нами. Кто наколдовал погоду, не знаю, но два дня было так, что ни одно мероприятие не пропало. Только в последний день на «обНималках» (когда каждый завязывает ниточку мулине и говорит, что накипело тому, кому захочет), дождик прятал наши слезки. Но слезы были ни к чему, ведь уже в понедельник, на следующий день после приезда, около седьмого и второго зданий собрались толпы первополетчиков и галдели, обнимались, делали фишечки.

От каждого факультета на «Первом полете» были первокурсники, и многие из них не укоренятся в студсовете, но уверенность, что КАИ — «самый лучший в мире институт» в них будет непоколебима! Теперь мне уже не хватает этого общения с ребятами, когда не было ни одной минуты отдыха. Теперь сидишь у компьютера, печатаешь эти строчки и вспоминаешь всё, что было. Понимаешь, что если сам себе не сделаешь праздник, никто тебе его не сделает! Так что вперед! Фишечка НАМ?
Дина ШЕПЕЛЕВА.


Награды

Нагрудным знаком Министерства образования и науки РФ «За развитие научно исследовательской работы студентов» награждены доцент кафедры ЭО Ференец Андрей Валентинович и ответственный секретарь совета НИРС Евсеева Дола Денисовна. Поздравляем!


Лучшим — благодарность ректора

За вклад в развитие родного университета — многолетнюю активную общественную, научную и спортивную деятельность объявлена благодарность с занесением в личное дело студентам-выпускникам 2005 года. Это

  • АКБИРОВ Радик, гр.5616,
  • АНЧУГОВА Татьяна, гр.1525,
  • АШРАПОВ Зиннур, гр.5508,
  • БОЛЖЕЛАРСКИЙ Владимир, гр.5509,
  • БУТУЗОВА (СБОЕВА) Антонида, гр.4614,
  • ВАГИЗОВ Ильдар, гр.2508,
  • ЖУРАВЛЕВ Ильдар, гр.4614,
  • ЗОЛИН Денис, гр.1525,
  • ИШМУРАДОВА Ильнара, гр.7502,
  • КАМАЕВ Искандер, гр.5509,
  • КАШИЦЫН Александр, гр.5510,
  • КОМАРОВ Николай, гр.5508,
  • УРЦЕВ Артур, гр.7501,
  • МАРТЫНОВА Алина, гр.7503,
  • МОТЫГУЛЛИН Азат, гр.5509,
  • НАСЫРОВ Рамиль, гр.4614

Кто же такой «ректор», или Самые важные слова в университете

Этимологические заметки

Если начать анализировать самые главные слова в университете, невольно придется признать, насколько наш язык «общежителен», как говаривал Пушкин. Замечательная наука Этимология занимается изучением происхождения слов.

Например, догадываетесь ли вы, любознательный читатель, что слова грудь и грядка — прямые родственники общеславянской возвышенности, что ресторан не что иное как частное проявление реставрации, а слово тварь происходит от древнерусского глагола творити, создавати и первоначально не имело негативного оттенка...

Впрочем, мы увлеклись. Сегодня мы рассмотрим лишь те слова, родословная которых по понятным причинам вызывает наш интерес. Приходится констатировать, что наибольшее влияние на наш учебный процесс оказали два языка — латинский и французский.

Первый некогда был языком науки — лишь великий Ломоносов одним из первых перешел на русский язык, но поскольку в 18 веке научный стиль речи родного русского языка еще не сформировался, ему пришлось прибегнуть к поэтической форме, чтобы изложить, например, трактат о стекле. Некоторые студенты до сих пор находятся в полной уверенности, что научный стиль речи продолжает формироваться (добровольно разделяют трудности, стоявшие перед Ломоносовым) и пытаются изложить, например, начала механики на разговорном языке.

Второй язык, который был почитаем в России неменее чем родной, — это язык древних галлов, или, иначе говоря, французский. Петр I в своем знаменитом своде правил — како подобает младу отроку себя блюсти — «Юности честное зерцало» — считал необходимым знание иностранных языков, «дабы дворянина от других неученых болванов отличить можно было».

Итак, начинаем. Слово ректор пришло к нам в 17 веке из латинского языка, где rector — правитель. Родственниками ректора являются директор и дирижер, которые восходят к глаголу управлять. Проректоры — люди ректора в буквальном смысле. Латинская приставка pro— означает за кого-либо (например, прокоммунистический). В данном случае — за ректора. Кафедра — Слово заимствовано в том же 17 веке из греческого языка в значении епископский престол, далее развитие значения шло в сторону расширения — возвышение в церкви, откуда читается проповедь, возвышение, откуда читается нечто важное. В современных польском и французском языках сохранилось слово cathedrale — в значении католический собор.

Профессора появились в русском языке в Петровскую эпоху. В латинском и образованном от него французском professor — учитель. Думаю не следует забывать об этом современной профессуре. Родственником профессора является слово профессия. Оба слова восходят к латинскому глаголу: говорить публично, заявлять о своих намерениях. Далее по иерархии следуют доценты. Латинское причастие docentis — обучающий, тот, кто умеет это делать, а не работающий в университете три года и имеющий методичку. Можно всю жизнь работать в высшей школе, издать кучу трудов, но так и не стать настоящим доцентом.

Следует сказать, что существительные, имеющие конечное — нт, также являются образованиями латинского происхождения (правда, там это причастия). Это студент (studiare — учить) — учащий, аспирант (aspirare — стремиться) — стремящийся, например, к завершению диссертации (рассуждение, объяснение), лаборант (laborare — работать) — работающий. Лаборатория — место, где работают, аудитория — место, где слушают.

Мы с вами учимся в университете (от латинского universus — общий), но небезынтересно, наверное, узнать, что наши ближайшие соседи по Большой Красной — учащиеся консерватории — имеют лингвистических родственников от глагола conservare — сохранять. Таким образом, консерваторию, консервы объединяет одна благородная идея — сохранение, консервирование, только в одном случае речь идет о талантливых музыкантах, а в другом — о качественных продуктах. Благородная идея — сохранение способных учеников — должна присутствовать и на факультете (лат.facultas — способность, умение, сила).

Сегодня факультет — это отделениевуза, где должны учитывать способности человека. Декан — некогда предводительдесяти (лат.deka — десять) воинов. Сегодня ряды, объединенные деканами, значительно увеличились. Экзаменам мы обязаны французам, причем французский глагол examiner рекомендует нам это делать весьма качественно: обозначает еще обследовать и исповедовать. А как же каникулы? Не что иное, как собачьи дни. Слово является ближайшим родственником латинскому canus — собака. В созвездии Малого Пса с 22 июля по 23 августа находилось Солнце, и именно этот астрономический период дал название этому любимому всеми студентами и некоторыми преподавателями времени года.

У неискушенного читателя может возникнуть впечатление, что большая часть самых важных слов в университете — варяги, заимствования. А где же наш, великий и могучий? Не волнуйтесь: лаба, зачетка стипа, общага, пара, схлопотать неуд, прикольнуться и другие не менее важные дефиниции — наши, исконные. Эта национальная составляющая, которая не переводится ни на один язык в мире. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Н. ГАБДРЕЕВА, зав.кафедрой РТЯ.


На авиасалоне в Ле Бурже

Авиасалон в Ле БуржеС 13 по 19 июня в Париже проходил 46-й Международный авиакосмический салон (выставка) Paris Air Show 2005 (Le Bourget). В составе делегации специалистов предприятий РФ, организованной ассоциацией по содействию развития научно-технического, промышленного и международного сотрудничества «Авиатехинформ», на выставке побывал профессор нашего университета, доктор технических наук АДГАМОВ Равиль Искандерович. Сегодня на страницах нашей газеты он делится своими впечатлениями.

Авиасалон в Ле БуржеИз истории авиакосмического салона в Le Bourget Первая авиационная выставка состоялась в 1908 году. Она тогда была составной частью 2-й автомобильной выставки в Париже. Первая выставка, полностью посвященная авиации, была организована в здании Grand-Palais в Париже в 1909 году. Выставка проводилась ежегодно до 1924 года и прерывалась лишь во время первой мировой войны. В 1924 году в Париже состоялась 9-я авиационная выставка, где впервые присутствовали иностранные участники, в основном британские и немецкие производители авиационной техники. Именно тогда было принято решение о проведении выставки каждые 2 года.

Первые показательные полеты летательных аппаратов начали осуществляться на 17-й по счету авиационной выставке в аэропорту Orly. В 1951 году постоянным местом для авиационной выставке в Париже стал аэропорт Le Bourget. Постепенно выставка приобрела широкий международный характер, и уже в 1969 году в ней участвовало 14 стран. В том же году на ней состоялась презентация сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд» и широкофюзеляжного самолета .Боинг-747.. В 1975 в аэропорту Le Bourget создается музей мировой авиации. В том же году на выставке демонстрируют свою продукцию фирмы из 20 стран. В 1983 г. американский космический челнок «Шаттл Энтерпрайз» прилетает на выставку на фюзеляже транспортного самолета «Боинг-747».

Авиасалон в Ле БуржеВ 1989 году состоялась демонстрация советского самолета Ан225, самого большого транспортного самолета в мире с космическим челноком «Буран», установленным на фюзеляже Ан-225. В 1993 году аэробус А-340 облетает земной шар за 24 часа — со взлетом и посадкой в Le Bourget. На выставке 1995 года участвовало рекордное количество стран — 42. На этом авиакосмическом салоне впервые демонстрируется американский самолет «Боинг-777». В 1999 году число участников выставки достигло 1895 (из 41 страны). Демонстрировались 204 полноразмерных летательных аппарата, в том числе Бе-200 и Ан70. Впервые на салоне были представлены беспилотные транспортные средства.

В 2001 г. выставку посетило рекордное количество зрителей — 300 000. Общая характеристика Paris Air Show 2005 На авиакосмическом салоне в Ля Бурже летом 2005 года было представлено 1926 экспонатов из 41 страны. Более 1000 фирм, работающих в различных областях авиационной и космической техники, стали участниками салона. Они представили 238 летательных аппаратов, из них 60 совершали демонстрационные полеты. Интерес профессионалов к авиасалону был очень большой. Всего за 7 дней выставку посетило 480 тысяч человек, на 140 тысяч больше, чем в 2003 году. Среди них было 223 тысячи профессионалов. На выставку прибыли 206 официальных делегаций из 88 стран, в том числе и из Республики Татарстан.

Авиасалон в Ле БуржеБольшое внимание салону уделили СМИ: всего было аккредитовано почти 4000 журналистов. Авиакосмический салон располагает множеством сложных инженерных сооружений — экспозиционных павильонов с высокоразвитыми системами жизнеобеспечения, общая площадь которых составляет 127 250 кв.м. Открытые площадки для размещения образцов авиационно-космической техники составляют 132 000 кв.м. Выставочные площади были распределены между фирмами, а экспонаты объединены в крупные специализированные разделы: конструкция летательных аппаратов и информационные технологии проектирования; космос, космические корабли, спутниковые телекоммуникации; двигатели летательных аппаратов и аэрокосмические энергоустановки; системы вооружения летательных аппаратов; пилотажное и аэронавигационное оборудование; бортовое оборудование и системы; беспилотные летательные аппараты; авиационные и космические материалы; металлургия и обработка металлов; композиционные материалы; оснащение аэропортов и сервис; обслуживание летательных аппаратов в условиях эксплуатации.

Каждая фирма на своих стендах представляла различные образцы изделий, начиная с деталей, узлов, систем летательных аппаратов и силовых установок. Они сопровождались рекламными проспектами, а также демонстрационными версиями, выполненными на CD-ROM. Автор привез с собой несколько десятков подобных дисков. Информация, записанная на этих дисках, на мой взгляд, может составить основу для обновления соответствующих разделов курсов лекций, а также послужить исходной информацией для установления творческих контактов с фирмами и более эффективного участия в соискании грантов, которые формируют различные зарубежные фонды. Считаю целесообразным на этой исходной информационной базе организовать в рамках управления международных связей (УМС) нашего университета картотеку CD-ROM и обеспечить доступ к ней всех желающих.

Авиасалон в Ле БуржеХарактерной особенностью авиакосмического салона Le Bourget является его ориентация на массовую публику. Вдоль основной взлетно-посадочной полосы сооружены зрительские трибуны на 2 300 мест, что обеспечивает комфортный обзор показательных полетов. Открыт доступ массовой публики в зеленую зону площадью 30 тысяч кв.м. Это рядом со взлетно-посадочной полосой — для более детального обзора летательных аппаратов. Несколько огромных экранов в разных местах по всей выставочной площадке открывали зрителям крупный план летательных аппаратов во время их полетов. На экранах, кстати, демонстрировались также выдержки из архивных материалов или отдельные этапы создания представленных на выставке образцов авиационной и космической техники.

В музее авиации и космоса показаны достижения человека в этих областях — от первых полетов на воздушном шаре до первого сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», ракеты «Ariane-5», космического корабля «Союз», представленного в разрезе «Боинг-747» и многое другое. Все организовано так, чтобы сделать выставку в Le Bourget действительно грандиозным событием, которое нельзя пропустить и которое предлагает всем — профессионалам и любителям, пожилым и молодым — возможность провести на Paris Air Show незабываемые дни. Для представителей торговых фирм было отведено 4 дня, при этом стоимость входного билета составляла 32 евро.

В дни массовых посещений — в пятницу, субботу и воскресенье стоимость билета составляла 12 евро. Для детей младше 7 лет проход бесплатный. В пятницу 17 июня бесплатный вход на выставку был и для студентов, по предъявлении действующего студенческого билета. Во все дни работы выставки правом бесплатного входа пользовались члены аэроклуба Франции, сотрудники французских и иностранных военных служб в форме, а также обладатели медали аэронавтики. Музей был открыт в течение работы выставки, стоимость билетов 4 евро, детям до 7 лет вход бесплатный.

Авиасалон в Ле БуржеНа территорию выставки можно было попасть через несколько входов, оборудованных металлоискателями и дежурными полицейскими, которые досматривали сумки и портфели. Добраться же до выставки из Парижа можно было самым разнообразным транспортом и не составляло особого труда. Демонстрационные полеты авиационной техники Из 238 представленных на выставке летательных аппаратов в демонстрационных полетах участвовало 60, в том числе 29 их Франции, по 5 из США и Италии, по одному из Германии, Бразилии, Украины и других стран. От России в демонстрационных полетах принимал участие только СУ 27СКМ. Демонстрационные полеты летательных аппаратов (ЛА) (самолетов, вертолетов), представленных на Paris Air Show 2005, как правило, начинались в 12.30 и каждому ЛА выделялось от 5 до 10 минут в зависимости от типа. Исключение было сделано лишь для Airbus A380 — ему предоставили 15 мин.

Комментаторы на французском и английском языках давали разъяснения по каждому показательному полету. Полеты заканчивались обычно в 17 часов. За это время публика имела возможность наблюдать полеты до 40 типов ЛА, выполняющих фигуры высшего пилотажа. В отдельные дни совершали показательные полеты исторические самолеты — участники второй мировой войны: Hawker (Hurricane MKI), Lockheed 12 (Electra), Nord Atlas, Vampire и т.п., в том числе и наш Як-3. Все это позволяло увидеть вчерашний день, сравнить с сегодняшним днем авиации, проследить, какой гигантский скачок в технике, технологии совершило человечество в деле покорения неба.

Незабываемы впечатления от Парижа. Несмотря на то, что я уже неоднократно бывал в Париже и есть возможность для сравнения, хочу выделить только одно. На улицах Парижа и на телевидении нигде нет навязчивой и наглой рекламы пива и табака. На телевидении, в СМИ процент времени в любой передаче любого телевизионного канала, отводимый на рекламу, вообще на порядок меньше, чем на наших телевизионных каналах.

Особой рекламы авиационного салона на улицах Парижа не было, хотя накануне открытия на основном телевизионном канале был показан часовой документальный фильм о подготовке и первом полете аэробуса А-380. Нам сопутствовала прекрасная летняя погода, и в свободное время мы имели возможность любоваться Парижем, что можно делать бесконечно. Мы посетили Версаль, Лувр, замок Шантийи, совершили ночную поездку на экскурсионном теплоходе по Сене.
Р.И. АДГАМОВ, заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, д.т.н., профессор.
(Продолжение — в следующем номере).


Стань лидером!

Фотографии

Летняя школа студенческого актива «Лидер XXI века» была создана в 2000 году. Её организаторами являются Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство образования, общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», комитет по молодежной политике администрации Ростовской области, Ростовское региональное отделение политической партии «Единая Россия», молодежный парламент при Законодательном Собрании РО, Ростовская областная молодежная общественная организация «Донской союз молодежи». В третью смену на территорию базы отдыха «Радуга» съехались около 150 студентов со всей России. Это представители из городов: Москва, С.-Петербург, Казань, Н.Новгород, Н.Челны, Красноярск, Томск, Ростов, Таганрог, Владикавказ, Пермь, Старый Оскол, Липецк и даже таких северных как Архангельск и Нарьян-Мар.

Делегацию Казани представляли 11 студентов из состава студенческого совета и профкома КАИ. В программу летней смены входили специальные обучающие тренинги, направленные на сплочение коллектива, такие как «веревочные курсы» и «вертушка»; ролевые экономические игры; интерактивы на темы: PR-компании, предвыборные технологии в России, мотивация, студенческое самоуправление, фандрайзинг; мастер классы по направлениям: актерское мастерство, ораторское искусство, техника речи, креативное письмо, продюссирование, неконфликтное общение и пр. Так же проводились «круглые столы» по проблемам студенческого самоуправления.

При проведении «Социального проектирования» Ахметгареев Эмиль и Сафин Эдуард выступили в качестве руководителей секции «Посвящение в первокурсники», а Вальярова Альбина руководила проектом «Информационное обеспечение в студенческих СМИ». Помимо учебы активно проводились спортивные соревнования; ежедневные конкурсы художественного и творческого мастерства, шоу-программы: «Рожденные в СССР», «Ассорти-шоу», «Евровидение», «Вечер при свечах», «КВН», «Песни у костра», «Студенческая весна», «Король танцпола», «Ты супермодель», «Оскар-шоу» в котором Гизатулина Лиана получила «Оскар» за лучшую женскую роль.

Каждому из делегатов нашего университета был выдан сертификат о прохождении курса обучения в летней школе студенческого актива «Лидер XXI», а Ахметгараев Эмиль удостоился диплома за активное участие. Да, с такой напряженной программой могут справиться только очень активные и творческие люди!
Альбина ВАЛЬЯРОВА.

Прошел уже месяц, и эмоции поутихли. Но когда смотрю прогноз погоды, вспоминаю каждого, кто был со мной в это лето. Перечислять можно долго: Питер, Нарьян-Мар, Томск, Казань, Москва, Липецк. Всех этих ребят занесло в маленький поселок Рузаевка близ Ростова, в лагерь «Лидер XXI века».

Слово лагерь у всех нас ассоциируется с веселой компанией, костром, гитарой и плохими бытовыми условиями. Все это было. Но была еще и мощная эмоциональная и физическая нагрузка. Вообще первым ощущением было то, что мы все по какой-то случайности или по воле судьбы попали на очередной проект «Последний герой». И главным здесь было — остаться в живых».

Стойкая цель, с которой мы приехали за тысячу километров и желание взять всё, что хотели дать нам наши кураторы, преодолела всё — и три часа сна в сутки, и соленый душ, и постоянное желание чего-нибудь вкусненького. Программа была настолько насыщена, что, избалованную, меня приучили спать и сидя, и под гам всего отряда, и прислонившись к дребезжащему окну автобуса. Каждый день проходили интерактивы, круглые столы, обсуждения, мастерклассы, тренинги на командообразование. В программу были включены интеллектуальные и экономические игры, веревочные курсы (кто проходил, тот меня поймет и поддержит!). Были даже свои выборы президента лагеря — им стал наш земляк из Набережных Челнов — Рамиль.

Каждый день готовилось вечернее мероприятие. В первый вечер, когда надо было представить свою делегацию, мы не стали изобретать велосипед и просто спели гимн КАИ: какое еще представление может быть лучшей презентацией нашего вуза? Все остальные дни мы работали со своими отрядами, ведь по приезде нас расформировали по разным отрядам. Не представляете, как одиноко и беззащитно чувствуешь себя, когда тебя отрывают от своих ребят, от родных лиц.

Только на второй неделе я поняла, что «Лидер» можно воспринимать как некий плацдарм для проверки себя, для того, чтобы понять: сможешь — не сможешь, твое — не твое и шлифовки того, что уже умеешь. И вот всё пролетело как один миг, и мы уже — на прощальном вечере. «Respect и уважуха» организаторам «Лидера»!

Спасибо за светлое детство администрации родного университета, благодаря чему мы прошли эту школу, остались в живых и стали дипломированными лидерами двадцать первого века! Гордость за родину не покидала ни на минуту. Ведь если верно то, что за НАМИ будущее, то можно высоко поднять голову, не забывая смотреть под ноги, вырабатывать четкий шаг и идти к НАШЕЙ цели.
Дина ШЕПЕЛЕВА.


Информатизация КГТУ продолжается

Информатизация в КГТУ им. А. Н. ТуполеваВ 2004 — 2005 учебном году в университете проведена немалая работа по созданию информационно-образовательной среды. Уже можно говорить о существовании полноценной электронной научно-технической библиотеки, о среде дистанционного обучения, о создании информационно-образовательного портала университета, об электронном документообороте и делопроизводстве. В 2005 году возросло до 120 рабочих мест число пользователей системы электронного документооборота.

В их числе теперь — удаленные пользователи в Нижнекамском, Чистопольском и Елабужском филиалах. В университете и указанных филиалах создана территориально-распределенная электронная научно-техническая библиотека, которая насчитывает свыше 400 изданий, как учебников, так и методических разработок и пособий. Это полностью закрывает потребность в литературе для студентов первого и второго курсов всех специальностей.

Приобретение и внедрение в процесс формирования электронных ресурсов высокопроизводительного сканера позволяет существенно повысить объем ресурсов электронной библиотеки. Важным элементом создания информационно-образовательной среды университета является инсталляция образовательной среды дистанционного обучения на базе системы Learning Space 5.01 в филиалах университета. Это позволяет повысить качество подготовки двухлетнего цикла обучения в филиалах за счет большей самостоятельной работы студентов.

В прошедшем учебном году университет приобрел и ввел в эксплуатацию более 120 комплектов вычислительной и оргтехники. Проложено 1,5 километра витой пары для подключения новых подразделений к внутренней ЛВС. Силами сервисного центра произведен ремонт 57 компьютеров и 40 единиц периферийного оборудования. Произведен монтаж звонкового оборудования в 7 здании университета. В новом здании смонтирована внутренняя ЛВС с подключением 22 подразделений.

Наш сайт удерживает позиции одного из лучших среди образовательных порталов. Он занял призовое место в номинации «Лучший образовательный Интернет-проект для молодежи» за 2005 год. Число внешних посещений его возросло до 300 в день. На форуме нашего сайта студенты обсуждают интересующие их вопросы.

Впервые в республике наш университет провел практическую Интернет-конференцию.

Развитие материальнотехнической базы ЦНИТ. Проведен демонтаж ненужного оборудования (система кондиционирования и пожаротушения ЕС ЭВМ), в освобожденное помещение перенесен склад ЦНИТ, территория бывшего склада ЦНИТ освобождена под учебный класс. Проводятся работы по дальнейшей оптимизации использования площадей ЦНИТ с целью ввода дополнительных площадей в учебный процесс. Получены и запущены в эксплуатацию 9 рабочих мест в отделе разработки информационных систем. ЦНИТ доукомплектован 15 компьютерами для учебных целей из внебюджетных средств. Демонстрационный зал доукомплектован мультимедийным проекционным оборудованием. Проводятся работы по монтажу охранной сигнализации всех аудиторий ЦНИТ.

Разработка программных средств единой информационно-образовательной среды КГТУ. Проводится разработка интегрированной информационной системы управления университетом. Прошли опытную эксплуатацию автоматизированные рабочие места «Учебные планы» и «Деканат». Разработанные АРМы установлены на рабочих местах сотрудников деканатов и выпускающих кафедрах КГТУ и включены в единую информационную среду.

В течение 2005 — 2006 учебного года всем выпускающим кафедрам университета предстоит перейти на полностью автоматизированную технологию формирования учебных и рабочих планов. Деканатам всех факультетов и институтов предстоит перейти на работу в автоматизированной системе. Внедрение интегрированной системы позволит улучшить работу по согласованию и утверждению учебных и рабочих планов, более точно планировать учебный процесс и управлять им, оперативно формировать отчетную документацию университета.

Проводится разработка подсистемы «Учебное управление». В дальнейшем предполагается включение системы в единую интегрированную среду вуза, что позволит оперативно формировать нагрузку, штатное расписание и расписание занятий.

Выпущен и поддерживается на сайте КГТУ электронный вариант газеты «Крылья». Выпущены очередные номера электронного международного журнала «Образовательные технологии и общество», который удостоен диплома как лучший электронный журнал в области информационных технологий. Выпущены и размещены в электронной библиотеке РФФИ электронные версии журналов «Авиационная техника» и «Вестник КГТУ» за 2004 год и ведется работа по размещению номеров этих журналов в электронной библиотеке за 2005 год.

Проведена работа по подготовке мониторинга электронных образовательных ресурсов КГТУ. Эту работу предстоит выполнить до конца 2005 года. Результаты мониторинга будут размещены на сайте КГТУ.

Разработаны и поддерживаются на сайте КГТУ информационно-поисковые системы «Расписание занятий» и «Расписание экзаменов». Проводится информационное наполнение и поддержание страницы приемной комиссии на сайте КГТУ.

Проведена доработка программного обеспечения «Приемная комиссия» для совместимости с информационной системой управления университетом и организации вступительных испытаний, в том числе и по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Сформирована база данных централизованного тестирования, единого государственного экзамена (ЕГЭ) и вступительных испытаний. (Из доклада ректора Г.Л.Дегтярева к началу нового учебного года).


ТО ОСЕНЬ СЧАСТЬЯ ПРОСИЛА

Посвящается «Первому полету», всем первокурсникам и кураторам.

Слухом тонким ловила
Тихий, глубокий стон.
То осень счастья просила,
Желтым стелясь ковром.

Звонко душа пылала,
Новых прося высот.
Ей ты глаза затмевала,
Себе — закрывала рот.

Не замечая пламя,
Думала просто огонь:
Теплый, но не обжигает
Светом неярким он.

Везде ты покоя искала,
Пламя страхом туша.
Не нужно было пожара.
Не важно, что просит душа.

Вдруг выпадет белый, пушистый...
Зимы пройдут и лета.
Снова осень-старушка
В твои постучит ворота.

И в зеркале видя ненастье,
Ты быстро опустишь глаза,
Подумав: «Покой — это счастье,
Но счастье — что просит душа...»

Слухом тонким ловила
Тихий, глубокий стон.
То осень счастья просила,
Желтым махала платком.

Дилия ХАЛИУЛЛИНА, гр. 9105.


Только на высших ступенях

Это — Алексей Сидоров, студент пятого факультета. Один из ведущих спортсменов нашего университета. Мастер спорта России по спортивному ориентированию. Но, по большому счёту, мастер он разносторонний. Успехи сопутствуют Лёше и в спринте, и в кроссе, и в лыжных гонках. Трудно даже перечислить его спортивные победы и титулы: он и чемпион Татарстана по лыжной атлетике (10 тысяч метров), и член сборной России по спортивному ориентированию, и неоднократный призер лыжных гонок, дипломант в кроссе на последнем чемпионате России по спортивному ориентированию, там же Алексей завоевал золотую медаль в спринте.

Словом — золотой спортсмен! Сейчас ждем известий о летних успехах Лёши. В июле он в составе сборной России должен был выступать на чемпионате мира по спортивному ориентированию в Швейцарии. Тренирует Алексея Сидорова Александр Юрьевич Церюков из ДЮСШ "Зенит", а в КГТУ-КАИ — Юрий Федорович Золотов, доцент кафедры ФВ. Так держать, Алексей! Во благо своему здоровью, во благо спортивной чести университета и даже страны.
Лариса ГАБДРАХМАНОВА.


«Ах, это море, ах, эти пляжи!»

Лето тысячелетия в Казани выдалось насыщенным не только для нашего города, но и для .жителей. КАИ. Каисты успели побывать в самых известных местах отдыха страны — на берегу Волги (ОСК "Икар"), на Чёрном море — в ОСЛ "Радуга" в Геленджике, в пансионате "Горный" в Анапе.

В Анапу мы отправились небольшой группкой, всего в 42 человека, но даже столь малочисленная каёвская команда успела оставить о себе благоприятное впечатление. У каистов .золотые руки. факт общеизвестный, а посему мы не пользовались услугами электриков, плотников и прочей обслугой пансионата, считая позором не уметь самим починить утюг, тумбочку или шкаф.

Но это вовсе не означало, что мы были паиньками — как настоящие студенты мы бренчали по ночам на гитаре, лазали по отрогам Кавказа, ездили на конные прогулки, участвовали в спортивных соревнованиях и, конечно же, купались, загорали, ездили на рафтинг, были на экскурсии в Новороссийске, на крейсере. Дабы местное население и другие отдыхающие не забывали, кто мы такие, несколько мальчиков в первые же дни пребывания сделали себе временные (на 2 недели) каёвские татуировки.

По соседству с нами в детском лагере работали студенты КГПУ, которые стали нашими соперниками в спорте. И несмотря на то, что в их рядах были будущие учителя физкультуры, а наши ребята совсем не мастера спорта, поборолись наши мальчики достойно и сыграли вничью в футбол, а в баскетболе одержали уверенную победу с неплохим разрывом.

Администрация отметила дружбу нашей группы, поддержку, которую каисты оказывали друг другу в трудную минуту. Нам даже сказали по секрету, что у вузов других городов таких качеств нет (не будем сейчас называть эти города и вузы). Дорога домой была весёлой: уже в автобусе стали распевать песни, наш гимн, и после двухдневного пребывания в поезде (никому не надо рассказывать о сервисе МПС?) мы с радостью въехали в ночной, празднично освещённый город. И поняли, что как бы хорошо ни было там, на море, — лучше родного дома не найти
Загорелые и весёлые каисты.

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"