№№ 15-16 (1542-1543). Июнь 2004 г. Содержание номера:



Грамотей -- 2004

Весна -- время любви...
Спасибо за взаимность!


Весна -- время любви... к языкам. Государственным. Русскому и татарскому. Из любви к искусству (прежде всего, слова!) силами преподавателей кафедры русского и татарского языков был претворен в жизнь проект с рабочим названием ``Вертикаль власти слова на русском и татарском языках''.
Инициатива, как выяснилось, не наказуема. Около полутора тысяч человек приняло участие в олимпиадах по русскому, татарскому языкам, а также по владению русским языком как иност ранным. Важным представляется тот факт, что скрыться от организаторов не удалось в КАИ практически ни-
кому: так как олимпиадные задания были доставлены не только во все группы и на все кафедры, но и в кабинеты власть предержащих -- ректору, проректорам и т.д.
По сведениям головного офиса олимпиады ``Грамотей-2004'', олимпиада по русскому языку среди студентов проходила в два этапа. В первом туре участвовало более шестисот человек, шестьде сят девять из них прошли во второй тур. Организаторы утверждают, что учитывалось не только количество набранных баллов, но и способность к творческому мышлению, не стандартным решениям в рамках норм современного литературного языка.
Очень ответственно отнеслись к олимпиаде по русскому языку студенты-иностранцы, обучающиеся в КАИ. Это может быть объяснено не только серьезным возрастом участников, но и по-настоящему взрослым отношением к обучению: я учусь, чтобы знать, а не для отметки, ``автомата'' и т.д. ``Я -- раб
того, кто научил меня букве'',-- привел арабскую пословицу Мохамед Кшад.
С большим удовольствием участвовали в олимпиаде преподаватели университета: забросив свои приусадебные участки, в майские праздники, обложившись словарями, они искали происхождение слова зга, рамена, расставляли знаки препинания в отрывке из романа М.А. Булгакова и определяли семантический объем слова мерчендайзинг. Основная цель прове денного мероприятия состояла в определении языка не только как системы правил грамматики, а, прежде всего, как важнейшей составляю щей культуры народа.
В олимпиаде по татарскому языку участвовали студенты не только гуманитарного, но и технических факультетов. Поскольку на кафедре практикуется система трехуровневого обучения, то преподаватели кафедры, разработавшие задания, смогли учесть разный уровень владения татарским языком студентами. Это, естественно, позволило создать равные условия для участников всех наций, желающих испытать себя в знании этого языка, привлечь, таким образом, больше людей и, что также приятно, увеличить число победителей. Итак, олимпиада по татарскому языку проходила в два этапа, однако участники состязались в трех подгруппах в зависимости от уровня владения языком: начинающие изучать татарский язык, продолжающие свое языковое образование и студенты, для которых татарский является родным. Всем победителям присвоены звания ``Гыйлемдар--2004''.

Мы решили не отказывать себе в удовольствии еще раз обнародовать имена победителей олимпиады:
I место -- А.Бобровский (гр.1309), победитель многих проводящихся в университете олимпиад;
II место -- Д.Баранов (гр.1312);
III место -- Н.Аксенова (ф/т ПДА).

Преподавателей награждали в нескольких номинациях. Сертификатами I степени за проявленные филологические способности, эрудированность и энциклопедичность знаний, за умение сочетать глубочайшие познания в выбранной профессии с горячей любовью к языку награждены Н.Е.Синицын (каф. ТПД), С.Н.Арсланова
(каф.ТОТ), Л.Ш.Акмалова
(каф.социологии).
Сертификатами II степени за проявленный интерес к языку, от-
ветственность, тщательность и серьёзность подхода к работе, а также за полноту и проработанность материала, глубину познаний в области лингвистики награждены Р.К.Галимова (каф. тех.
физики), О.В.Козлова (каф. ИСО),
К.Ф.Трутнев (каф.общей физики),
Ф.Г.Зарипова.
Сертификатами III степени за проявленный интерес к языку, оригинальность и не зависимость мышления, творческий подход, а также за прогрессивность и широту взгляда награждены
Л.В.Белова (каф.ИПП),
А.Н.Глебов (каф.общей химии и экологии),
С.В.Шепелёва (ЭПС)
И.Х.Мингазетдинов (каф.общей химии и экологии).
Победителями олимпиады по татарскому языку стали:
по I уровню:
I место -- Алла Володарская (гр.7101),
II место -- Вита Володарская (гр.7101),
III место -- Анна Козлова (гр.5206);
по II уровню:
I место -- Гузэль Зиятдинова (гр.5106),
II место -- Зульфат Закиров (гр.5106),
III место -- Руслан Карамельский (гр.7105);
по III уровню:
I место -- Эльвира Сафина (гр.7202),
II место -- Алия Сабирова (гр.7104),
III место -- Гузэль Нургалиева (гр.7105).
Победителями среди иностранных учащихся стали:
I место -- Мохамед Кшад,
II место -- Саси Саид,
III место -- Рамадан Абугоффа.
Следует отметить высокий уровень работ иностран ных учащихся, тех, кто сравнительно недавно приехал к нам, не зная ни слова по-русски. Сегодня они не просто хо рошо объясняются в любых речевых ситуациях, но и читают специальные тексты по механике, гидравлике и запросто могут объяснить, что такое люфт, зазор, редуктор и чем отличается привод момент ный от автоматизированного.

Очень приятно видеть в списке победителей двух представителей ИАНТЭ, чья профессия, по сравнению с другими факультетами КГТУ, в наименьшей степени связана с гуманитарными предметами. Будем надеяться, что это знак возрастающей языковой культуры наших инженеров. Однако студенты удивили не только своими успехами, но и интересными находками. Особенно отличи-
лись'' студенты гуманитарного факультета (ненавязчиво напомним, что язык -- это основной инструмент их профессиональной деятельности и средство к существованию). Начнем с того, что в
олимпиаде по русскому языку названный факультет дол жен быть ``впереди планеты всей'', но в результате -- не поднялся выше 4 места. Их успешно обходят студенты 1, 2, и 6 факультетов. Получается, что уровень владения языком выше у представителей технических и экономических направлений, чем у называющих себя гуманитариями. А теперь снова о прият- ном. У нашей такой молодой еще кафедры уже появились свои хорошие традиции. Вот уже второй год олимпиадную декаду завершает отчетный гала-концерт, на котором подводятся итоги и оглашаются победители.

Стихи и песни , музыкальные композиции, СТЭМ ``На взлет'', вербальные и невербальные средства общения с большим успехом продемонстри- ровали студенты и препода- ватели. Своим присутствием мероприятие украсили ректор Г.Л.Дегтярев, проректор по учебной работе В.А.Кос- тин, директор института АНТЭ А.Ф.Дрегалин, директор института Радиоэлектро- ники и телекоммуникаций Г.И.Щербаков, декан факультета психологии и делового администрирования Р.В.Габ- дреев, зав.кафедрой иностранных языков Н.А.Константинова и гости из других гуманитарных вузов, которых удивило такое активное отношение к языку. Хочется поблагодарить ректора за поддержку в нашем смелом начинании. Очень радостно слышать от представителя технической интеллигенции слова, которые все реже можно услышать от инженеров: что изу- чение родного языка необходимо инженеру, что КАИ всегда отличала не только высокая культура технического творчества, но и общая высокая культура. Наш вуз всегда был очагом духовности, которая немыслима без языка. Проректор В.А.Костин замечательно и просто сказал о том, какой большой силой обладает слово: оно может убить и дать надежду, поднять людей в атаку, на смерть и уничтожить мо- рально. Декан нового фа- культета Р.В.Габдреев рассказал, что настоящие представители технической интеллигенции, мэтры, умели обращаться со Словом, любили и ценили литературу, умели вставить остроумное словцо и никогда не говорили пустыми, дежурными и ничего не значащими фразами. Это выдающиеся мате- матики-механики Б.Л.Лаптев, А.П.Норден, Х.М.Муштари, А.В.Саченков. Все эти слова еще раз подтвердили, что знание родного языка необходимо, как часть нашей Звезды концерта СТЭМ «На взлет!» культуры и право называть себя интеллигентным человеком. При помощи языка мы общаемся, на языке мы думаем, язык помогает нам представлять свои достиже ния миру. И мы не хотим в результате получить выпускников КАИ, одного из лучших вузов страны, которые не знают, что они инженерЫ, а не инженерА, или, придя в магазин в надежде прикупить пару килограмм апель- син или помидор, не спросят себя, а вдруг вместо этого продавец, сам не подозре- вая, протягивает им пару килограммов апельсинов и помидоров. Разумеется, это вроде бы и не скажется на качестве продукта, но очень отразится на общей языковой культуре. Ведь цель этого события не тестировать в знании языка, а предложить взглянуть на язык не как на средство общения, инструмент для передачи мыслей, а как на искусство и часть нашей культуры. Это и есть одна из задач нашего коллектива здесь, в техническом вузе: напомнить о живом языке, одновремен- но и древнем, и таком молодом.
Так что, всем спасибо за
взаимность.
А.Р.САЛАХОВА,
Л.М.МОСКАЛЕВА,
преподаватели кафедры РТЯ.
Фото К.Ф.Трутнева.


 

Коротко
Есть чем гордиться

``Студенческая весна'' позади. Вузы Казани ярко и темпераментно продемонстрировали все свои таланты. Но фестиваль есть фестиваль -- надо было выбирать лучших из лучших. И компетентное жюри выбрало. В итоге первое место было присуждено КГУ, второе нашему университету, третьими стали студенты медицинского университета.
По итогам Всероссийского открытого конкурса 2003 года на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам наш университет получил 5 медалей и 15 дипломов (в КГУ, для сравнения, -- 3 медали и 12 дипломов).

Друзья встречаются вновь
В июне традиционно проходят встречи выпускников КАИ разных лет. Несмотря на все трудности, перемены в умах, срок давности пребывания в институте, выпускники встречаются охотно, радостно и, по возможности, в полном составе. У традиций КАИ крепкие корни, и нынешний июнь это в очередной раз подтвердил.

«Крылья» в паутине Интернета
``Крылья стали выходить в новом формате. Теперь с газетой можно ознакомиться через компьютер. Все номера этого года представлены на официальном сайте КГТУ им. А.Н.Туполева (www.kai.ru/krilya), а также на сайте студенческого портала Казани КАИНФОРМ (www.kainform.ru/art/klip/wings).


 

Юбилей -- это всегда хорошо

Состоялся 20-й выпуск слушателей кафедры экономической теории Казанского института переподготовки и повышения квалификации 10 лет в составе ИППК работает кафедра экономической теории Казанского института переподготовки и повышения квалификации. За это время более 200 преподавателей повысили свою квалификацию, прошли переподготовку 13 докторов и кандидатов наук. В этом году у кафедры своеобразный юбилей -- 20-й выпуск слушателей. До февраля 2001 года ИППК был филиалом гуманитарного института переподготовки и повышения квалификации при Санкт-Петербургском университете. Инициатором появления такого образовательного центра как ИППК в техническом вузе стала доктор исторических наук, профессор Дания Киямовна Сабирова. Сохранение ИППК и расширение числа его направлений -- также безусловная заслуга его руководителя. В Казанский филиал ИППК приезжали читать лекции крупные ученые-экономисты Санкт-Петербурга, известные не только в России, но и за рубежом профессора: Ю.С.Пашкус (финансовый менеджмент), Л.С.Бляхман (проблемы становления предпринимательства в РФ), Н.Ф.Газизуллин (экономические аспекты экологических проблем), И.К. Смирнов (методологические проблемы экономической науки), В.Т.Пуляев (проблемы развития экономики России), Л.Б.Крутик (общая теория предпринимательства) и некоторые др. Кафедра экономической теории ИППК приглашает к чтению лекций специалистов из регионов России: профессоров Л.И. Крутову из Пензы, (экологические аспекты экономики) и А.Н.Зайцеву из Тюмени (проблемы занятости в регионе). Особое место в работе кафедры отводится участию в повышении квалификации преподавателей вузов специалистов-практиков. Большой интерес и оживленную дискуссию вызвали выступ- ления председателя Госкомимущества РТ (впоследствии министра имущественных отношений РТ) профессора Ф.Р.Газизуллина, члена президиума Госсовета РТ, председателя комитета по реформированию и развитию экономики РТ, до- цента М.Г.Галеева, заместителя управляющего Волжско - Камского банка, доцента Р.С.Курчакова. В апреле 2004 г. слушатели юбилейного выпуска ИППК ознакомились с деятельностью и историей
Национального банка Республики Татарстан. Ознакомительную экскурсию провела успешно защитившая кандидатскую диссертацию в стенах нашего университета к.э.н., начальник отдела НБ РТ Е.С.Кирсанова. Она увлекательно и в то же время профессионально рассказала о функциональных особенностях учреждения и ответила на интересующие слушате- лей вопросы. Значительное место в
учебном процессе занимают лекции казанских специалистов. Среди них: зав. кафедрой английского языка КГТУ им. А.Н.Туполева Н.А.Константинова, выступившая с лекциями по результатам поездки в США и Китай; доцент кафедры экономической теории КФЭИ (ныне д.э.н., профессор Финансовой Академии при Правительстве РФ) Н.Х.Вафина, прочитавшая курс по результатам поездки в Австрию, профессор Академии управления ТИСБИ М.П.Посталюк, разработавший спецкурс по методике преподавания политэкономии. Длительное время читал лекции по истории экономических учений, бывший ректор КФЭИ, доцент С.А. Люшин. В настоящее время этот курс читается д.э.н. Г.Н.Хадиуллиной, которая сохраняет и продолжает сложившиеся традиции. Неизменно высокий рейтинг базового курса постоянно подтверждается слушателями. Много лет спецкурс ``Предмет, метод и структура учебной дисциплины ``Экономическая теория'''' читался профессором С.И.Шараповым. Дисциплину ``Финансовый менеджмент'' читала доцент И.В.Кочеткова, сочетавшая в своем изложении теорию и практику. Базовый курс экономической теории читает профессор Ш.И.Еникеев, прошедший стажировку в США. Оригинальный спецкурс ``Речевое общение'' читается профессором В.Н.Подымовым. Особое место в учебном процессе занимает имеющий особую актуальность в современной российской экономике спецкурс заведующей кафедры экономической теории и права КГТУ им. А.Н.Туполева, профессора А.Ш.Хасановой ``Теория конкурентных отношений''. Уникальный спецкурс читается профессором Ф.Г.Газизуллиным, который впервые разработал проблемы истории татарской экономической мысли. Вызывает неизменный интерес слушателей оригинальный спецкурс по малоисследованным в экономической науке проблемам ``Интеллектуальный труд, интеллектуальная собственность и проблемы формирования рынка интеллектуальной продукции'', подготовленный заведующей кафедрой экономической теории ИППК, профессором Р.К.Мазитовой. Учебные программы переподготовки преподавателей ежегодно дополняются и обновляются новыми базовыми спецкурсами. Так, с 2002 года в программу вошли весьма актуальные спецкурсы доцента О.А.Сергиенко ``Налоги и налогообложение'', доцента А.А.Афанасьева ``Инновационный менеджмент'', профессора С.Л.Орлова, председателя Комитета по ценным бумагам Кабинета Министров РТ, доцента Н.В.Ведина ``Международ- ные валютно-финансовые отношения'', профессора Р.А.Дулаевой ``Мировая экономика''. Их востребованность слушателями обусловлена не только актуальностью проблематики, но и высоким научно методическим уровнем профессорско-преподавательского состава ИППК. Кафедра экономической
теории ИППК практикует семинары и дискуссии с иностранными специалистами. С 1998 года в нашем университете функционирует Центр трансдисциплинарных исследований и образования, в рамках которого уже дважды проводились совместные научно-практические семинары экономистов и социологов. Возглавляет этот Центр доцент Л.М.Бухараева. В декабре 2001 года с результатамисвоих исследований на научном семинаре кафедры экономической теории ИППК выступила работавшая по линии МАГАТЭ в районах Чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь группа французских исследователей. Научный семинар открыла своим сообщением Л.М.Бухараева. Она рассказала его участникам -- социологам из КГУ, аспирантам кафедры социологии и политологии нашего университета, руководителям отделов АН РТ и Казанского научного центра РАН -- о деятельности Центра трансдисциплинарных исследований и образования, головная организация которого находится в Париже. Выступил с результатами исследований Фредерик Лемаршан, научный работник Каннского университета, который занимается проблемой использования качественных методов в изучении последствий Чернобыльской катастрофы. Винсент Пупа из Национального агрономического института представил результаты исследований в области применения качественных методов в реабилитации условий жизни на зараженных территориях Белоруссии. Р.Лар рер, шефисследователь ка федры экономики и социоло гии Национального француз ского института сельскохо зяйственных исследований рассказал об опыте Франции в области изучения проблем качественных экологических исследований. На семинаре выступили также С.А.Ахме това, преподаватель кафед ры социологии КГУ, сделав шая доклад о применении качественных методов ис следования в России. Актив ное участие в дискуссии при нял профессор Ф.Ильязов, он обосновал необходимость незамедлительного принятия соответствующих мер по пре дотвращению экологической катастрофы на юговостоке Татарстана. Повышение квалифика ции на кафедре экономичес кой теории ИППК осуществ ляется именно в направлении повышения научного уровня слушателей. Этому способ ствуют методические семина ры, проводимые руководите лем кафедры экономической теории ИППК, профессором Р.К.Мазитовой. Научные раз работки слушателей, с кото рыми они выступают на мето дических семинарах, стано вятся основой для их после дующих кандидатских и док торских диссертаций. После прохождения ИППК более 20 из них защитили диссерта ции. Е.Дубровская, С.Капра нова, Г.Вахитов, О.Шипшова, М.Гибадуллин, З.Мирзагалля мова, И.Кабашева, О.Киселе ва, И.Абдуллин, С.Пантюхи на, Ф.Доронина, Л.Сафиул лин, Г.Рахимова получили ученую степень кандидата экономических наук. Доктор ские диссертации защитили А.Ш.Хасанова, Г.Н.Хадиулли на, Т.Н.Губайдуллина. Научная работа слушате лей отражена в выступлениях на ежегодных конференциях ИППК, публикациях в сборни ках тезисов докладов. В 1998 году кафедрой экономической теории ИППК выпущен сбор ник научных статей по пробле мам современной рыночной экономики ``Экономические проблемы становления рыноч ных отношений''. В настоящее время подготовлен к публика ции юбилейный сборник ``Эко номические и правовые про блемы в условиях становления инновационной экономики''. В составе слушателей ка федры экономической теории ИППК преподаватели эконо мических дисциплин казанс ких вузов, а также городов Республики Татарстан и По волжского региона. Можно с полным основанием утверж дать, что Казанский институт переподготовки и повышения квалификации преподавате лей высших учебных заведе ний стал центром обмена на учным и педагогическим опы том преподавателей вузов Поволжья и Татарстана. С.Е.КАПРАНОВА, к.э.н., доцент.


 

Удивительный человек

80 лет исполнилось Сергею Владимировичу Златоу стову одному из организа торов приборостроительного факультета. Долгое время он был де каном III факультета, и 25 лет с момента образования в 1954 году кафедры авиаци онного приборостроения (АП1) возглавлял ее. Сергей Владимирович всегда поражал нас, его уче ников, энциклопедическими знаниями, разносторонними интересами и талантами. Запомнились его лекции не только по специальным предметам, но и его яркие рассказы о живописи, музы ке, великих деятелях ХХ века, наполненные глубоким содержанием и духом высо кого гуманизма. И тогда и теперь Сергей Владимирович удивлял и удивляет широтой своих ин тересов. В совершенстве зная немецкий язык , два се местра он работал в Поли техническом институте Маг дебурга (ГДР), где занимал штатную должность профес сора кафедры информаци онной техники и кибернети ки. Сергей Владимирович хорошо пишет маслом (дома у него целая коллекция собственных картин), очень любит и хорошо знает класси ческую музыку (имеет боль шую фонотеку), в свое время был заядлым яхтсменом... Уйдя на пенсию, Сергей Владимирович купил не большой домик в пригороде Казани и сменил место жи тельства. Долгое время ра ботал учителем в местной школе. Любопытный момент: на заре компьютеризации, когда к компьютерам с опас кой подходили преподавате ли даже намного моложе него, Сергей Владимирович, будучи на пенсии, одним из первых приобрел «наворо ченный» компьютер. А когда мы были у него в гостях, он с удовольствием демонстри ровал нам умение пользо ваться современными ком пьютерными программами. Было чтото сказочнонере альное: в деревенской избе мы увидели компьютерные чудеса, которых в то время еще не было на кафедре. Потом последовал весь ма необычный, с нашей точ ки зрения, поступок пост риг в иеромонахи (видимо сказались давние фамиль ные традиции). Сергей Вла димирович и здесь проявил себя человеком творческим и активным: по его инициа тиве была восстановлена одна из церквей Волжска. Спонсоров он нашел во вре мя поездки в Италию. Там же в Ватикане он встречался с Папой Римским. При этом они говорили порусски (Папа хо рошо знает русский язык). Долгое время Сергей Владимирович вел занятия в воскресной школе на обще ственных началах, много сил отдавал миссионерской де ятельности, посещая места исполнения наказаний. В настоящее время, не смотря на возраст, он с удо вольствием пишет статьи для различных изданий, продол жает заниматься живописью, фотографией, словом ведет вполне активный образ жизни. Желаем Сергею Влади мировичу крепкого здоровья и исполнения всех творчес ких планов!


 

Студенческие строительные отряды
Нам до всего есть дело


17 июня в КАИ-КГТУ в Актовом зале 1-го учебного здания состоится студенческая конференция, посвящённая 45-летию студенческих отрядов. История движения студенческих отрядов богата традициями и яркими делами, о которых, к сожалению, мало что известно нынешним студентам, хотя каких-то 15 лет назад студотряды были для них обычным де- лом. Днем работали -- осваивали навыки новой профессии, а вечером собирались вокруг костра с гитарами, песнями. В общем, время прово- дили весело и с пользой. И все-таки студенческие отряды живы! В настоящее время ведётся серьезная работа по их возрождению. Руководители некоторых предприятий северного края готовы принять на летний период наших студентов в качестве разнорабочих, обещая до 12 тысяч рублей в месяц. Работа в студенческом отряде даёт реальную возможность посмотреть страну, побывать в других краях и городах, испытать себя. В студотрядах иная жизнь -- взрослая. Ребята после этих поездок увереннее чувствуют себя, не боятся трудностей, берутся за любую работу и справляют- ся с ней. В сложной жизненной ситуации они уже никогда не растеряются. Студотряды -- это отличная школа жизни. Студенты здесь яснее понимают своё предназначение, в коллекти- ве единомышленников вырабатывается чувство ``лок- тя'', когда молодые люди отчетливо чувствуют, что они не одиноки и у них есть ориентиры в пучине рыночной экономики. На сегодняшний день в КАИ-КГТУ существует шесть студенческих отрядов. Это отряд ``Север'' -- единственный в республике Татарстан студенческий строительный отряд, существующий уже 37 лет и сохранивший, несмотря на все перипетии перестроечного времени, лучшие традиции ССО. Это ССБУ -- студенческая служба безопасности уни- верситета. В своё время по всей стране гремела слава БКД КАИ. Сегодня это благо- родное дело по защите студентов и сотрудников нашего вуза, а так же по поддержанию общественного порядка на территории университета осуществляет ССБУ. Это педагогический отряд ``Каист''. 7 лет в компьютерном школьном лагере «Ин- теллект» вожатые этого отря- да организуют школьникам -- будущим студентам культурно-спортивный отдых и обучение компьютерным программам. Очень сложной, но важной работой занимается наш поисковый отряд. Студенты ежегодно выезжают на места боевых сражений Великой Отечественной войны, чтобы восстановить какие-то пробелы в ее истории, вернуть доброе имя бойцам, долгое время считавшимся попав- шими без вести. Уже четыре года подряд на железной дороге южного направления обслуживает пасса- жиров отряд проводников. Каждый год в спортивно- оздоровительном лагере «Икар» работает студенческий отряд спасателей. Это физически сильные студенты, умеющие отлично пла- вать, способные оказать пер- вую медицинскую помощь и готовые прийти на помощь в чрезвычайной ситуации. На конференции предпо- лагается обсудить ряд насущных проблем работы студенческих отрядов. В их числе -- отсутствие средств на проезд до места предполага- емой работы и для заключе- ния договора; способы трудоустройства выпускников КАИ и занятости студентов во внеучебное время; проблемы прохождения производственной практики бойцами ССО, в связи с работой студентов в это время в другом месте; организация Штаба студенческих отрядов. Создание штаба СО крайне необходимо, чтобы поддержать трудовое студенческое движение, координировать, находить рабо- чие места по всей стране, выходить на министерства, которые гарантированно мо- гут предоставить работу студентам. Найти работу студенту от имени общественной организации, то есть штаба, значительно проще и эффективнее. С Минсельхозом и Госстроем России разрабатываются договоры о сотрудничестве, обеспечивающие бойцов рабочими местами. Совместно с МПС готовится положение о едином порядке проезда студентов к месту работы. Также вырабатывается порядок медицинского осмотра, организованного Минздравом. Студотряд -- это возможность заработать, это романтика, крепкая дружба, командный дух, новые знакомства и отличная жизненная закалка, во многом определяющая будущую жизнь.
Максим ОРЛОВ


 

Расширяя профессиональный кругозор

Одной из функциональ- ных обязанностей ППС университета является непрерывное профессиональное и личностное развитие, повышение научной и педагогической квалификации. В условиях, когда потоки информации резко возрастают по объему и усложняются по содержанию, существующие традиционные формы дополнительного образования преподавателей один раз в пять лет решают эту задачу только частично. Чтобы формировать образовательный багаж студентов, нужна буквально повседневная интеграция новых знаний у преподавателей -- научно-предметных, психолого-педагогических, методических, социально-экономических и многих других. Важным подспорьем для преподавателей является ежемесячный журнал ``Высшее образование в России'' -- научно-педагогическое издание, целиком посвященное теории, практике и истории высшей школы. Здесь регулярно рассказывается о новых информационно-педагогических технологиях, методиках преподавания гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, состоянии, проблемах и реформах нашего образования и др. Но наша бедность пока не позволяет иметь такое издание на каждой кафедре. Для ориентации ППС в материалах этого журнала кафедра ПВШ выпускает информационный бюллетень с аннотированным перечнем его статей. Отдельные бюллетени посвящены новым информационным технологиям. Многие преподаватели, ознакомившись с бюллетенем, затем обращаются к первоисточнику для более глубокого изучения вопроса и последующего использования публикаций в учебно-методических целях. Некоторые преподаватели используют материалы журнала на учебных занятиях. Таким образом новое, передовое в вопросах обучения и воспитания студентов апробируется в учебном процессе. К сожалению, бюллетень не всегда доходит до всех преподавателей. Решением проректора по учебной и методической ра- боте университета информа- ционные бюллетени кафедры ПВШ библиографическо- го и методического характера отныне размещаются в электронном виде на кафедральном сайте, имеющем электронный адрес
http:// pedagogics.kai.ru. Теперь преподаватели смогут более оперативно знакомиться с содержанием издания. Распечатки бюллетений и статей журнала можно про- читать в лаборатории кафедры ПВШ (комн.339 7-го учебного здания, тел.31-00-08). В.КИРИЧЕНКО, зав.лаб.кафедры ПВШ.


 

Вниманию студентов-бюджетников
Если хотите на юг ... Для вынесения вашей кандидатуры на рассмотрение комиссии по оздоровлению и отдыху с целью предоставления вам путёвки на черноморское побережье Кавказа и Крыма необходимо: -- написать заявление (ФИО полностью, номер группы и студенческого билета, паспортные данные, прописка, дата рождения, страховое свидетельство, ИНН, контактный телефон) на имя председателя комиссии по оздоровлению и отдыху Горбунова В.А. с просьбой предоставить путёвку; -- поставить визу зам. декана по воспитательной работе о бюджетном обучении и деканатовский штамп; -- приложить справку, заверенную в амбулатории КАИ, о том, что вы нуждаетесь в санаторно-курортном лечении. Все собранные документы принести в Управление воспитательной работы (1 уч. зд. каб. 234). Попросите зам. декана написать на заявлении вашу минихарактеристику. В заявлении укажите приблизительные сроки, когда вы хотели бы поехать. Огромная просьба! Платникам, вечерникам и заочникам не обращаться. Съездить по путевке на юг можно не чаще одного раза в 2 года. В первую очередь выделяются они активистам-общественникам, нуждающимся в санаторно- курортном лечении, а также студентам, успешно сдавшим сессию. Управление воспитательной работы. (тел. 310184, 384361).


 

А можно и в Америку
Многим студентам, ко- нечно же, хочется побывать заграницей -- посмотреть, отдохнуть... А если можно там еще и денег заработать, так вообще здорово. Программа Work & Travel такую возможность может предоставить. Предлагается довольно большой выбор работы в сфере обслуживания: в ресторанах, магазинах, гостиницах, национальных и развлекательных парках и т.д. Студентка группы 7301 Карина Халиуллина такой возможностью уже воспользовалась -- в прошлом году она съездила в США. -- По этой программе, -- говорит Карина, -- съездить в Америку могут все желающие студенты дневного или вечернего отделений, кроме первого и последнего курсов. Есть ограничения и в возрасте -- только до 24 лет. Главное условие -- хорошие оценки в зачетке и приличное знание разговорного английского языка. Для начала неизбежны некоторые затраты (покупка авиабилета, сбор в карман посольства (65 долл.), должна быть какая-то сумма денег на проживание и питание. Позже все это окупается. Компания оформляет визу, разрешение на работу и медицинскую страховку, также размещает в Нью-Йорке с посещением обзорного семинара, помогает в выборе работодателя. Минимальный заработок в США -- 5,5 долларов в час. Сама я работала супервайзером в гостинице. Советую воспользоваться такой возможностью побывать в Америке -- на других посмотреть, себя показать, поработать, испытать свой английский. Д.МИНГАЛЕЕВА, гр.7301.


 

Пешком по Марий Эл

Майские праздники туристы КАИ решили провести в походах по знаменитым лесам Марий Эл. Наряду с учебно- тренировочными задачами по освоению туристских умений и навыков (ориентирование по карте и компасу, разбивка бивака, приготовление пищи и т.д.) немаловажная роль была отведена и организации праздничного отдыха. Павел и Шамиль с помощью Наташи и Алины приготовили вкусный праздничный ужин. Способные барды Арсений и Денис были лидерами песенной программы. Погода не баловала: то солнце, то дождь. Но нам ее капризы не мешали. Прошла апробацию в майском походе новая 10-местная палатка с тентом, недавно приобретенная кафедрой ФВ. Теперь никакая непогода не страшна. Несмотря на все трудности походной жизни (преодоление лесных завалов, болота, оврагов с тяжеленным рюкзаком за плечами), ребята получили огромное удовольствие и охотно готовятся к следующему походу.
Б.Х.ЛАНДА, доцент кафедры ФВ.


 

Защити себя сам
Лето -- дивная пора, время отпусков, каникул и... всевозможных кишечных заболеваний. Одно из них -- холера. Это острая кишечная инфекция, встречается только у человека. Характерный признак холеры -- обильная потеря организмом с поносом и рвотой жидкости. В тяжелых случаях возможен смертельный исход в результате обезвоживания. Основной путь распространения холеры -- вода. Из водоемов возбудитель холеры может попасть в организм человека при заглатывании воды во время купания, при употребления для питья некипяченой воды, при употреблении в пищу немытых овощей и фруктов, через пред- меты, загрязненные больным че- ловеком, особенно через белье. При появлении у заболевшего человека поноса, рвоты необходима изоляция больного, лечение и пребывание в домашних условиях недопустимо. Проводится также обследование всех, кто общался с больным, и при необходимости их госпитализация. Каждый из нас может помочь себе и своим близким избежать заражения холерой. Лучшая защита -- соблюдение элементарных правил гигиены: мыть руки перед едой, приготовлением пищи и после посещения туалета, употреблять для питья только кипяченую или бутилированную воду, овощи и фрукты после мытья в проточной воде обязательно надо обдавать кипятком. Купаться можно только в разрешенных местах. И не покупайте, пожалуйста, продукты у случайных лиц в несанкционированных для торговли местах. Берегите себя и своих близких! Н.В.ХРАМУШИНА, врач, заведующая амбулаторией.


 


И в шутку и всерьез
Я милого узнаю по походке

Походка может рассказать о человеке много интересного. К примеру, корпус выпрямлен, каждый шаг словно впечатывается. Такая походка напоминает маршировку, выражая надменность и высокомерие. Если же шаги энергичны и пружинисты -- это проявление самоуверенности, такой человек знает себе цену. Прерывистая и спотыкающаяся походка -- человек не уверен в себе, пребывает в замешательстве, внутренне зажат и робок. Ускоренная ходьба принадлежит людям горячей натуры с живой мыслью. Медленный шаг свидетельствует о равнодушии или мечтательности, о желчной или холодной натуре. Человек, который при ходьбе размахивает руками, -- личность немного загадочная, но, в целом, открытая и уступчивая. Если женщина или мужчина всегда держат руки в карманах -- перед вами изобретательные и несколько эгоистичные люди. Мужчины чаще ходят размашистой походкой, делают большие шаги. Это может свидетельствовать о целеустремленности, предприимчивости, непринужденности, усердии и стремлении к активной деятельности. Женщины, наоборот, чаще ходят мелкими шажками. Человек с такой походкой как бы показывает, что способен держать себя в руках, демонстрирует осторожность, может быть -- и приспособленчество, иногда впе- чатлительность. Тело раскачивается в такт ходьбе, но без напряжения, движения мягкие, расслабленные, легкие. Ну, прямо как в фильме: походка свободная, ``от бедра...''. Истинно женская походка, чувственность, так и выплескивается наружу. Перед женщиной с такой походкой не устоит ни один мужчина. Анна НОСОВА.

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"