№13-14. Май 2004 г. Содержание номера:

Доклад ректора КГТУ им. А.Н.Туполева Г.Л.Дегтярёва на конференции трудового коллектива

Учитель - это звучит гордо (Дание Киямовне посвящается)

От ярмарки до ярмарки -- отчёт о ярмарке вакансий

Это полезно и интересно -- о работе НИРС

На Гагаринских чтениях

Вы всё ещё базарите? Тогда мы идём к вам!

Мы молоды! Мы счастливы! Мы талантливы!


Одна из стипендий «Боинга» - наша!

6 мая в Самарском аэрокосмическом университете им. С.П.Королева состоялось торжественное вручение именных стипендий компании ''Боинг''. Уже 6 лет ежегодно эту стипендию вручают студентам российских вузов, занимающимся научной работой в области авиационно-космических исследований. И каждый год наши ребята достойно представляют научную школу КАИ. В этом году этой награды был удостоен студент ИАНТЭ Олег Колпаков (гр.1401). На церемонии награждения присутствовали студенты других авиационных вузов, представитель компании ''Боинг''.


Лауреаты конкурса 2003 года

Получен приказ Минобразования России о награждении лауреатов открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ в 2003 году.

К известным нам 3 медалям и 9 дипломам по разделу ''Авиация, авиастроение и воздушный транспорт'' добавились еще 2 медали ''За лучшую научную студенческую работу'' и 5 Дипломов Минобразования РФ.

Медалями награждены: работа Е.Мамыкина (научный руководитель -- доцент кафедры АДиЭУ Б.М.Осипов) по разделу ''Энергетика, электротехника и энергетическое машиностроение'' и работа И.Красновой (научный руководитель -- доцент кафедры АиУ А.С.Мещанов) по разделу ''Ракетные аэрокосмические и авиационные системы''.

Работы Д.Закировой (научный руководитель -- ст.преподаватель кафедры ПИИС С.В.Смирнова) по разделу ''Приборостроение и автоматика'', Э.Хамзиной и М.Овчаркиной (научный руководитель -- доцент кафедры ПИИС А.А.Порунов) по разделу ''Приборостроение и автоматика'', И.Тарасова (научный руководитель -- профессор кафедры РЭКУ Ю.Е.Польский, научный консультант -- доцент кафедры РЭКУ В.В.Афанасьев) по разделу ''Радиотехника, электроника, связь'', В.Деваева (научный руководитель -- доцент кафедры РТС Е.А.Стахов) по разделу ''Радиотехника, электроника, связь'', Л.Абакумовой (научный руководитель -- доцент кафедры УМП Е.В.Голдобеев) по разделу ''Инженерно-экономические науки'' награждены Дипломами Минобразования РФ.

В 2003 году результаты участия нашего университета во Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу студентов значительно улучшились. На конкурс было представлено 45 работ (в 2001 -- 17, в 2002 -- 27), получено 5 медалей (в 2001 -- 3, в 2002 -- 5) и 15 Дипломов (в 2001 -- 6, в 2002 -- 9). По количеству медалей и дипломов мы опередили КГУ, КГМУ, КГПУ и Казанский юридический институт МВД, а также такие вузы авиационного профиля Поволжского региона, как Самарский технический, Самарский аэрокосмический, Ульяновский технический и Уфимский авиационный технический университеты.

Поздравляем всех авторов награжденных работ и их научных руководителей. Особые поздравления Арсену Сергеевичу Мещанову, научному руководителю двух студенческих работ, отмеченных медалями по разделам ''Авиация, авиастроение и воздушный транспорт'' и ''Ракетные, аэрокосмические и авиационные системы''.

Д.Д.ЕВСЕЕВА,
отв.секретарь Совета НИРС.


Стабильность и авторитетность

Исполнилось 10 лет Международному научному журналу ''Проблемы нелинейного анализа в инженерных системах'', инициированному в 1994 году учеными Казанской Четаевской школы устойчивости и механики.

В наше время 10 лет для любого издания срок немалый, свидетельствующий о его серьезности, солидности, востребованности.

Журнал издается под эгидой Международной Федерации Нелинейных Аналитиков, Академии Нелинейных наук на базе КГТУ им. А.Н.Туполева. Его цель -- оперативная публикация обзорных, оригинальных научных статей по наиболее важным и сложным проблемам нелинейного анализа; содействие тесным рабочим контактам между учеными различных Университетови Школ,теоретиками и прикладниками.

Все 10 лет редактором журнала является ректор КГТУ им. А.Н. Туполева Г.Л.Дегтярев, соредактором -- Л.К.Кузьмина. Издание имеет высокий авторитет в научном сообществе, дублируется на английском, немецком, французском языках, имеет печатный и электронный варианты. У журнала стабильное настоящее и перспективное будущее. Поздравляем его создателей и авторов с десятилетним юбилеем и желаем дальнейших успехов.


Дел много. Будем работать.
Доклад ректора КГТУ им. А.Н.Туполева
Г.Л.Дегтярёва на конференции трудового коллектива

Прошедший год был неплохим. Контингент студентов превысил 22 тысячи, в университете -- 375 аспирантов, 37 докторантов и соискателей. Значительно увеличилось число ППС. В 2003 году опубликовано 34 монографии, 68 учебных пособий, в том числе 22 с грифом УМО, 2 с грифом министерства. Защищено 6 докторских диссертаций (К.М.Газизуллиным, В.А.Костиным, А.Н.Кусюмовым, А.Ф.Белозеровым, Н.А.Чемборисовым, Н.З.Сафиуллиным) и 52 кандидатских. Ф.А.Карамов, Г.Ф.Мингалеев, А.Ф.Надеев, Р.Н.Минниханов, С.А.Михайлов получили звание профессора.

Объем внебюджетных, заработанных нами средств составил 195,9 млн.рублей, в том числе 130,4 млн.рублей -- за платные образовательные услуги, остальную сумму дала наука, аренда и прочее.

Заметно обогатилась материальная база учебного процесса и научных исследований. Из наиболее значимых приобретений следует отметить учебное оборудование для кафедр физики, химии и компьютерного центра САПР в машиностроении (институт АНТЭ).

Созданы два новых факультета: психологии и делового администрирования (декан -- профессор Р.В.Габдреев), экономической теории и права (декан -- профессор А.Ш.Хасанова), институт авиационной техники и технологий (директор -- профессор С.А.Михайлов).

По итогам работы в последние годы наш университет как наиболее устойчиво развивающаяся организация удостоен награды "Золотой слиток" международной программы, проводимой ассоциацией "Global Resourсes Management".

Звания "Заслуженный деятель науки РФ" удостоены Ю.Ф. Гортышов и В.А.Павлов, заслуженными работниками высшей школы РФ стали Я.Ш.Шарапов, Н.Н.Маливанов, В.Д.Евстратов, Г.И.Щербаков, звание "Почетный работник высшего образования" присвоено Ю.Д.Софронову, О.А.Гребенькову, Г.В.Голубеву. Нагрудным знаком Минобразования "За развитие НИРС" награжден С.Ф.Чермошенцев, почетную грамоту РТ получил Е.В.Мартынов, заслуженным деятелем науки и техники РТ стал В.С.Моисеев, 15 сотрудников университета награждены почетными грамотами Минобразования РФ.

Успешно развивались в 2003 году и наши филиалы. Особенно Зеленодольский (дир.Х.Р.Кадырова) и Бугульминский (дир. К.М.Сунгатуллин). Надежно выглядят сегодня наши первые филиалы в Чистополе (дир.А.И.Чехонадских), в Елабуге (дир.М.М.Ганеев). Перспективны филиалы в Набережных Челнах (дир.Г.Е. Попова), в Нижнекамске (дир.И.З. Гафиятов), в Альметьевске (дир.В.Е.Мишин), в Лениногорске (дир.Р.А.Шамсутдинов).

Объем финансирования науки достиг 42,86 млн.рублей, из которых 33,5 млн. по хозяйственным договорам.

На хорошем уровне прошла кампания по набору студентов. Она в очередной раз показала, что наш университет становится все более привлекательным для молодежи.

Да, КГТУ им.А.Н.Туполева -- действительно стабильно развивающийся университет. Однако это не должно быть поводом для успокоения. Мы живем в условиях беспощадной конкуренции не только со стороны частных вузов, но и со стороны государственных. Нашей целью сегодня должно стать вхождение в число ведущих вузов России. А это непросто. Есть показатели деятельности вуза, претендующего на отнесение к категории ведущего. Наше положение здесь осложнено тем, что в Казани есть безоговорочно ведущий вуз -- КГУ и КХТИ, который по ряду показателей превосходит нас. У них больше докторов наук, студентов и аспирантов, больше объем хоздоговорных НИР.

Доля докторов, профессоров, осуществляющих руководство аспирантами и соискателями, в общем числе докторов, профессоров не равна 100%. Возможно, тому есть объективные причины, связанные с возрастом и, как следствие, со здоровьем. Но нельзя мириться с тем, что не имеют аспирантов доктора, профессора, находящиеся в прекрасной спортивной форме.

Наше отставание по объемам хоздоговорных НИР, численности аспирантуры я объясняю только отсутствием должного взаимодействия с предприятиями. Попытка втянуть наших преподавателей в решение про- блем предприятий посредством новой организации производственных практик не дала должного эффекта не только по объективным причинам, но и субъективным. При наличии избыточной системы негосударственных вузов и филиалов ныне значительно проще зарабатывать, взяв дополнительную учебную нагрузку. Но это время скоро закончится в связи с резким снижением численности студентов. И к этому нужно готовиться, имея в виду, что будущее экономики -- это инновационная экономика, экономика знаний. Поэтому сегодня так много разговоров о программах инновационной деятельности в РФ и РТ. Мы должны максимально использовать складывающуюся ситуацию в наших интересах, в частности, иметь собственную программу инновационной деятельности, стать системообразующим звеном инновационной программы РТ в области машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники и энергетики, выйти с проектами, совместными с предприятиями, в РФ. Серьезным сегодня может быть только совместный проект. Проводимая работа по созданию УНИКов -- очередная попытка нашего сближения с отраслевой наукой, с производством, результатом которой должно быть не только повышение качества подготовки специалистов, но и повышение эффективности науки, коммерсализации ее результатов. На сегодняшний день создано 16 УНИКов.

На этом направлении мы должны сосредоточить все свои научные силы. Должны активизироваться все наши центры, институты как точки роста, как центры интеграции. В этом плане хочется отметить работу профессора С.А.Михайлова -- директора института авиационной техники и технологии, заместителя директора АиТЭ, который разворачивает сегодня комплексные НИРы по вертолетной тематике. На 2004 год заключены хоздоговора на 13 млн.рублей, в планах в ближайшие 2--3 года довести объемы НИР до 80 млн.рублей.

Мы, как и все периферийные вузы, не имеем УМО. Все они в Москве и Санкт-Петербурге. Но НМС по специальностям мы должны иметь, и эту ситуацию следует поправить. В определенной степени нас спасает то, что у нас есть ЦНИТ, региональный центр по подготовке специалистов по программе "Национальная технологическая база". Кроме того, мы создаем сегодня региональный ресурсный центр информатизации. Здесь мы в жесткой конкуренции победили КГУ.

Несмотря на определенное оживление в учебно-методическом обеспечении, достигнутый уровень не соответствует нашим целям. Судите по изданию учебников в 2003 году (КАИ -- 1, КХТИ -- 3, Самара -- 5, Уфа -- 1; гриф УМО: КАИ -- 0, КХТИ -- 3, Самара -- 0, Уфа -- 0) и учебным пособиям (гриф МО: КАИ -- 3, КХТИ -- 6, Самара -- 5, Уфа -- 6; гриф УМО: КАИ -- 43, КХТИ -- 48). Мы не выполняем свои собственные планы. Создается такое впечатление, что программы развития, сформированные нами и изложенные на бумаге, существуют сами по себе, а жизнь -- сама по себе. Думаю, что планы эти надо скорректировать и потом неукоснительно выполнять.

Трудно и медленно ведутся работы по созданию методического обеспечения на базе электронных носителей информации. В этой работе нужны более существенные формы морального и материального стимулирования, более жесткая позиция руководства. Шире надо использовать возможности коммерческого подхода в создании комплекса электронного методического обеспечения. Электронные курсы надо покупать, если сами не можем. Допустимы разные подходы, недопустимо только топтаться на месте. Ведь уровень методического обеспечения -- один из основных факторов, влияющих на качество подготовки специалистов. Не менее важным фактором, обеспечивающим уровень профессиональной подготовки выпускников, является уровень материальной базы учебного процесса.

Я думаю, что необходимого уровня у нас не будет, по крайней мере, в обозримом будущем, поэтому так важно всемерно поддержать тот интеграционный процесс, который ведется сейчас в университете. Без помощи предприятий успеха у нас не будет. В системе мер, обеспечивающих необходимое качество подготовки специалистов, большое значение имеет совершенствование организации учебного процесса. Главное здесь -- обеспечить равномерную работу (загрузку) студентов в течение всего семестра, а не только перед экзаменами. Велика тут роль текущей аттестации, которая не должна быть формальной. Есть предложение о введении текущего компьютерного тестирования. Педагог участвует только при разрешении спорных вопросов и для оценки знаний на "отлично".

Говоря о проблеме качества подготовки специалистов, нельзя забывать, что последнее прямо зависит от качества набора. Нередко можно слышать, что у нас очень слабый контингент студентов. К сожалению, это так, хотя этот "слабый" контингент имеет хорошие аттестаты зрелости. Но есть и немало замечательных студентов. Однако средний уровень наших студентов оставляет желать лучшего. Что ж, придется работать с тем контингентом, что имеем. Добросовестно учить и жестко контролировать. Бюджетников отчислять за невыполнение учебного плана, а платников не переводить с курса на курс без достаточных на то оснований. Хочется остановиться на проблеме информатизации университета, о необходимости внедрения информационных технологий во все направления его деятельности.

Обязательно внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий (ММТ) -- новых информационных технологий, обеспечивающих работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимися видео.

Первые шаги в этом направлении мы начинаем делать. Начинаются занятия по программе "Представление информационных материалов с использованием ММТ". Предусмотрено развертывание в учебных зданиях специализированных аудиторий, позволяющих вести учебный процесс с использованием ММТ.Инженерным кафедрам необходимо работать и над созданием программно-технических и учебно-методических комплексов для дистанционного обучения. Такая работа у нас уже ведется на базе Центра дистанционных автоматизированных учебных лабораторий. Остро стало ощущаться и отсутствие в университете единой информационной среды (ЕИС). ЦНИТ приступил к ее разработке и к сентябрю этого года планируется запуск пилотного варианта "Деканат".

Система открытая, учитывает десятилетний опыт эксплуатации соответствующей прежней системы и наработки, сделанные за это время.

Одним из центральных звеньев ЕИС является сайт университета. За год с небольшим сайт стал узнаваем и посещаем. На конкурсе рекламных агентств "Да...Еж" этого года сайт занял единственное призовое место в номинации "Сайт государственной или некоммерческой организации" и входит в 100 лучших образовательных сайтов России.

За отчетный год мы обновили компьютерную базу наших вычислительных центров. Проводится работа по совершенствованию условий работы сотрудников ВЦ, а также по приведению помещений ВЦ в надлежащий вид. Составлен проект и предусмотрены в бюджете средства на развертывание в 6-м и 7-м общежитиях компьютерных классов.

Ведется работа по созданию электронной библиотеки университета. В читальных залах появляются электронные каталоги, в этом году планируем развернуть электронные читальные залы.

Лабораторией "Технологии ДО" разработано соответствующее программное обеспечение "Электронная библиотека КГТУ", обеспечивающее взаимодействие с программой электронной каталогизации НТБ "Ирбис" и размещение электронных изданий инвариантно к их формату.

В ближайшее время будет внедрен электронный документооборот. Завершаются работы по обучению персонала, развертыванию рабочих мест. После подключения нового здания к общеуниверситетской сети перейдем на новую форму движения документов.

Теперь об организации воспитательного процесса. Его целью должно стать формирование "специалиста-гражданина". При этом под гражданственностью инженера понимается умение выделять из круга проблем социально значимые, способность принимать инженерные решения в глобальном и национальном контексте, сочетание профессиональной ответственности и личностной. Нужен не только специалист-гражданин, но и человек-гражданин. Уровень воспитательного процесса прямо определяет и имидж университета.

Решение этой проблемы в нынешних условиях -- дело не простое. Наверное, более сложное, чем создать оазис в пустыне, но работать надо. И в основу организации воспитательного процесса должны быть положены следующие принципы:

Единство обучения и воспитания. Мы все участники единого учебно-воспитательного процесса и все в той или иной мере ответственны за его результаты.
Единство субъектов воспитательного процесса -- воспитателя и воспитуемого. Установление исключающих назидательность отношений сотрудничества по принципу: не делай "так" или будь "таким", а делай "как я", будь таким "как я".
Единство слова и дела.
Стимулирование образовательного процесса, поощрение его участников. Этот было важным всегда, но особенно важно сегодня.
Неотвратимость наказания.

На базе этих принципов в университете должна проводиться вся воспитательная работа, предусматривающая:
-- введение учебных курсов по основным направлениям воспитательной работы с учетом возможностей дополнительного образования;
-- развитие студенческого самоуправления;
-- развитие клубной, спортивной и досуговой деятельности;
-- материальное и кадровое обеспечение воспитательной работы.

Говоря о кадровом обеспечении воспитательного процесса, мы должны иметь в виду, что воспитательный процесс -- дело каждого преподавателя, а значит, каждому преподавателю надо помочь, надо его подучить основам психолого-педагогических знаний. Благо, что у нас есть сегодня институт повышения квалификации и есть необходимые специалисты.

Хотелось бы обратить внимание на ту роль, которую должно сыграть в воспитательном процессе новое учебное здание. Это -- прекрасный учебный корпус. Здесь первокурсники будут проходить обряд посвящения в студенты. Здесь со стоятся их первые встречи с профессорами, первые лекции, семинарские и практические занятия. Поэтому это новое здание должно быть надлежащим образом оформлено, оно должно стать центром образцовой культуры преподавания, культуры человеческого общения, труда, бережного отношения ко всему, что объединяется единым понятием "мой университет".

И в этой работе решающая роль отводится руководству и преподавателям гуманитарного факультета и факультета физико-математической подготовки, всем другим преподавателям и сотрудникам, для которых новое здание отныне -- дом родной.

Итак, первый замечательный учебный корпус на улице Четаева сдан в эксплуатацию, но определенный объем работ пока остался. Предстоит как-то обжить территорию, предназначенную для спортивных сооружений и площадок. Заканчивается проектирование второго учебного корпуса по ул.Амирхана. Надеемся, что в этом году начнем и строительство.

Предстоящие годы не обещают нам манны с неба. Демографическая впадина и неизбежное, на мой взгляд, снижение бюджетного финансирования, перевод обучения с бюджетного на платное -- все это породит для нас множество проблем, связанных с организацией обучения по специальностям, которые мало привлекательны сегодня для молодежи, хотя и востребованы рынком.

В этой ситуации для выживания коллектива мы должны иметь развитую систему дополнительного образования (ДО). Система ДО должна предоставлять свои услуги школьникам (ВПК, ФПП), студентам (второе высшее образование, НПО, СПО), специалистам предприятий и организаций, повышающим свою квалификацию. Наша система ДО пока недостаточно развита именно в плане предоставления услуг по повышению квалификации. Специальные кафедры, к сожалению, не включились в этот процесс в полной мере.

Дел впереди много. Будем работать.



Учитель - это звучит гордо.

У каждого из нас наступают в жизни моменты, когда начинается что-то новое, еще неизведанное, то, что требует от тебя ответственности и решительных действий. Для меня такая ситуация возникла, когда я в 1992 году после окончания КГУ поступила в аспирантуру на кафедру истории тогда еще Казанского авиационного института. По воле судьбы (я не устаю благодарить ее) научным руководителем моей кандидатской диссертации стала заведующая кафедрой истории -- Дания Киямовна Сабирова.

Сегодня она уже декан гуманитарного факультета, директор ИППК КГТУ им.А.Н.Туполева, член методического совета Министерства образования и науки РФ по истории, член Президиума учебно-методического объединения вузов России в области менеджмента, председатель научного совета по политической истории гуманитарного отделения АН РТ. При этом Дания Киямовна, по-моему, остается прежде всего Учителем. К ней приходят за советом ее коллеги, друзья, родственники, студенты. Она учит видеть в любой ситуации выигрышные моменты, не сдаваться трудностям и в большой работе обращать внимание на каждую мелочь, чтобы получить в итоге эффективный результат. Словом, Дания Киямовна старается научить нас любить жизнь и ценить каждый ее миг.

Осознание благодарности своим учителям приходит не сразу. Мудрость, опыт даются не легко, для этого надо пройти немало испытаний. Сегодня у меня появилась возможность публично выразить свое восхищение и благодарность, сказать добрые слова моему Учителю -- Дание Киямовне. Я знаю, что счастье для этого человека во многом складывается из побед ее учеников, из радости за каждого из нас, кто выдерживает экзамен на мужество, на честность, на успех, кто бережет это почетное звание -- Учитель.

Учитель -- это действительно звучит гордо.

Ю.Б.ШАГБАНОВА,
доцент кафедры истории и связей с общественностью.


Наша жизнь похожа на лестницу. Каждая ее ступень -- победа, и чем больше их осталось позади, тем круче те, на которые предстоит подняться. Но самое трудное -- и самое важное! -- не только идти вперед, но вести за собой других. Стремиться, бороться, рисковать и никогда не сдаваться. Жить так -- большое искусство, и мы счастливы знакомством с человеком, достигшим в нем вершин мастерства.

Настойчивости, энтузиазма, азарта Дании Киямовны Сабировой вполне хватает и на то, чтобы совершенствоваться самой, достигать личных успехов, и на то, чтобы вдохновлять и направлять нас, студентов, во многом благодаря ей получивших возможность учиться по еще недавно неизвестным, но актуальным и востребованным сегодня специальностям.

С готовностью брать на себя ответственность и доводить начатое до конца -- первое, чему своим примером учит нас Дания Киямовна, компетентность и профессионализм -- то, к чему заставляет стремиться общение с ней.

Круглая дата -- как правило, повод подводить итоги, но лишь для того, чтобы яснее наметить следующую цель, повод вспомнить и проанализировать, чтобы уверенее двигаться вперед.

Уважаемая Дания Киямовна! Мы желаем Вам новых побед и новых устремлений, новых целей, новых идей! И пусть благодаря вашей энергии и терпению, как и прежде, открываются двери в большую жизнь для многих и многих.

Студенты третьего курса.


Решили поздравить Данию Киямовну с юбилеем
и первокурсники Гуманитарного факультета

Поздравить с днем рождения
И пожелать терпения!
В нелегкой жизни свой закон:
Кто терпелив -- не побежден!
Вы -- оптимист, и жизнью всей
Вы доказали это всем.
Вы излучаете тепло,
И с Вами дышится легко,
И часто мудрый Ваш совет
Надежды зажигает свет.
Всевышним всем нам жизнь дана,
Одна на добрые дела.
Добро души вложили Вы
В заботы и дела свои.
И это Ваш бесценный клад --
Коль все в семье у Вас на лад.
Как бесконечно дорога
Вы всем, с кем Вас свела судьба.
Живите же как можно дольше,
Чтоб пользы было много больше!
И в самом деле, дай Вам, Боже,
Здоровья, что всего дороже.
Покрепче сил, любви друзей
И много светлых, теплых дней!


PRавда о Главной

Все имеет свое начало: как дерево прорастает из семечка, а бурная река разливается из тонкой нити ручейка, так и наш 7 факультет не мог возникнуть из ниоткуда. Появился он на "плодородной почве" родного инcтитута, благодаря поддержке, усилиям людей, шагающих в ногу со временем, осознающих специфику отношений в современном обществе и необходимость правильно строить эти отношения.

Таким человеком, стоявшим у истоков нашего факультета, стала Дания Киямовна Сабирова. Во многом благодаря ей сегодня у нас есть возможность прикоснуться к миру рекламы и тонких технологий PR, приобрести навыки управления и тут же, не покидая стен родного университета, применить свои знания на практике -- в сотрудничестве с Имидж-центром или лабораторией PR.

Дания Киямовна живет одной жизнью со своими студентами, принимая активное участие в решении их проблем, помогая им реализовывать собственный потенциал в городских, республиканских и всероссийских конкурсах в сфере PR. Такое единство со студенчеством объясняется тем, что за ее спиной нелегкий путь к своему нынешнему положению. В КАИ Дания Киямовна работает с 1975 года и прошла все ступени роста вузовского препода- вателя -- ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. В 1989 году стала доктором исторических наук. И, наконец, при ее активном участии в 1995 году в КГТУ им.А.Н.Туполева создается гуманитарный факультет.

Авторитет Дании Киямовны признается не только студентами и сотрудниками КГТУ, но и научной элитой Республики Татарстан и Российской Федерации. Она является председателем научного совета Академии наук РТ и лауреатом всероссийского конкурса научных работ, а в 1994 году ей присваивается звание "Заслуженный деятель науки РТ".

Все эти регалии не мешают Дание Киямовне оставаться просто хорошим человеком и талантливым педагогом, которого любят и уважают студенты. От их лица поздравляем нашу Данию Киямовну с юбилеем и желаем ей крепкого здоровья, семейного счастья и успехов на профессиональном поприще.

А.ЛИТВИНА,И.СЕЙТУМЕРОВА,
студентки гр.7304.


От ярмарки до ярмарки

23 апреля прошла очередная, вторая по счету ярмарка вакансий "Весна-2004". Назначая день проведения, ее организаторы из учебно-производственного управления (УПУ) и не предполагали, что попадают на День молодежи. Кстати, предыдущая ярмарка "Осень-2003", которая проходила 17 ноября, также совпала с Днем студентов. Символично.

Осень и весна организаторами выбираются не случайно, так как именно в эти месяцы дипломникам можно окончательно определиться с местом.

Наладить стройную систему трудоустройства в вузе -- задача новая, но совершенно необходимая. Эта задача логически пересекается с другой -- укреплением связей с предприятиями, так как вполне очевидно, что в самое ближайшее время бюджетный набор будет определяться именно заказами предприятий, а не красивыми словами названий специальностей и фантазий людей, диктующих сегодня политику набора в вузы. Чем раньше КГТУ-КАИ сформирует такую систему, тем легче технический университет войдет в настоящую рыночную, а не базарную, как сейчас, экономику. Необходимо каждому выпускнику дать возможность для трудоустройства. Другое дело, если выпускника не устроит по каким-то причинам конкретное предложение. На абитуриентов такая политика заботы об их будущем будет действовать значительно эффективнее, чем самые красивые картинки на завлекающих щитах приемных комиссий вузов. Нужно подготовиться и к глубокому демографическому провалу, который начнет бить по всем вузам уже в самые ближайшие годы.

Коротко об итогах прошедшей ярмарки вакансий "Весна--2004".

Всем посетителям работниками Казанского социально-делового клуба БИНК вручались анкеты. Количество соискателей составило 917 человек. Большую информационную помощь нам оказала газета "Работа сегодня". Примерно такое же количество посетителей было и на первой ярмарке, но в этот раз поток соискателей был более равномерным, было меньше суеты и больше делового общения с представителями предприятий. В очной работе ярмарки приняли участие 42 организации:


КНПО вычислительной техники и информатики, ОАО научно-производственное предприятие "Микрон", Бугульминский электронасосный завод, ОАО "Электроприбор", ОАО КМПО, ОАО КАПО им.С.П.Горбунова, ОАО "Радиоприбор", ОАО "Элекон", ОАО Казанское конструкторское бюро "Туполев", НПО государственный институт прикладной оптики,

муниципальное автотранспортное предприятие №4, ЦКБ ОАО ККБ "Туполев" -- наши старейшие партнеры. "Фотон", Казанский электротехнический завод, Казанский НИИ радиоэлектроники, научно-производственное предприятие "Мифотекс", ЗАО "Таиф-Арт" (Пирамида), Уральский оптико-механический завод (г.Екатеринбург), ОАО "Красный Восток", ОАО "Эликам-сервис+", республиканская молодежная биржа труда, РФЯЦ (г.Саров), Центр занятости населения г.Казани, ВНИПИ медицинских инструментов, ООО "Кодак-юпитер", стройотряды КГТУ им.А.Н.Туполева, торговая компания Александр ЛТД, ЗАО научнопроизводственное предприятие "Интеграл+", страховое общество "Спасение", газета "Работа сегодня", ПО "Завод им.Серго", ЗАО "Гранат-Софт", ОАО Татнефть, ООО ONECELNEN, Промышленная страховая компания, ЗАО страховая компания "Спасские ворота", компания MAGERIC BIGDIAMOND, ПО "Елабужский завод легковых автомобилей", ГНЦ РФ "Институт физики высоких энергий", ОАО "Авиамотор", Управление инспекции надзора Минюста РФ по РТ, ОАО "Казанский медико-инструментальный завод", рекламное агентство "НЕОН-АРТ-М".

Работодатели давали информацию об условиях и перспективах работы. В заочной форме были выставлены вакансии от 17 предприятий. Всего было выставлено около 7000 вакансий. Количество обращений к представителям организаций составило 1322.

Наиболее представительными выглядели следующие организации: РФЯЦ (г.Саров Нижегородской обл.), завод "Радио-прибор", Уральский оптико-механический завод. Большое количество рекламной информации, участие не только кадровиков, но и инженерно-технических работников сразу дает о себе знать. У столов этих организаций всегда собирается значительно больше народа, да и конкретные результаты здесь существеннее. Конечно, самые большие козыри успешных организаций -- это достойные зарплаты и политика благоприятствования в решении жилищных вопросов молодежи.

Много полезной информации от ярмарки получил и ректор Г.Л.Дегтярев, который, обойдя "торговые ряды", поговорил с представителями каждой организации. Много внимания им было уделено созданию учебнонаучных инновационных комплексов (УНИК), в рамках которых происходит взаимодействие КГТУ с предприятиями по многим позициям, в том числе по практике и трудоустройству выпускников. Сегодня функционируют 16 комплексов.

Подобные мероприятия, по мнению организаторов, представляют хороший полигон для новых в нашем университете специальностей, связанных с социологией, психологией. Набранный за время ярмарки материал можно было бы использовать в курсовых проектах и работах. К сожалению это пока не востребовано нашими выпускающими кафедрами по этим специальностям. За помощью в обработке материалов ярмарки ее организаторы во второй раз обращаются к директору Казанского делового клуба "БИНК" М.Р.Мустафину.

Вторая ярмарка вакансий университета стала историей, но опыт ее проведения вошел в копилку новых технологий трудоустройства.

А.С.КРЕТОВ,
профессор, начальник УПУ.


Это полезно и интересно

Организация научной работы студентов в вузе -- предмет заинтересованного внимания как педагогов, так и администрации нашего университета. Навыки исследовательской деятельности по-настоящему бесценны для учащихся. Особенно это касается первокурсников, с которыми работает кафедра философии. По понятным причинам в нашем университете организация НИРС ориентирована прежде всего на технические специальности. При подведении итогов гуманитарные кафедры оказываются в довольно сложном положении. Но тем не менее, исследовательская работа студентов по философии всегда была и остается одним из приоритетов кафедры философии.

У нас действуют три философских кружка. Одним из них уже долгие годы плодотворно руководит профессор кафедры Рустам Валеевич Мурсалимов. В кружке обсуждаются философские проблемы макроэкономики, проблемы эволюции ноосферы, вопросы научно-технического прогресса, мировоззренческие аспекты развития кибернетики. Некоторые из питомцев Рустама Валеевича выступают на научных конференциях различного уровня, имеют научные публикации. Так, например, студент 2 факультета С.Кудрин в июле 2002 года успешно выступил на международной кантовской конференции «Охрана природы -- смысл жизни человека». В том же году студент 1 факультета А.Бобровский принял участие в VIII Четаевской международной конференции «Аналитическая механика, устойчивость и управление движениями». Студенты В.Меняшкин и Д.Зарипов в июне 2003 года участвовали в работе очередной кантовской конференции «Проблемы человека в современном обществе».

В группе, руководимой заведующим кафедрой, профессором Натаном Моисеевичем Солодухо, успешно сотрудничают студенты-первокурсники и аспиранты, учащиеся нашего вуза и студенты родственного технологического университета. Этот кружок занимается прежде всего онтологическими и методологическими проблемами, изучает философские аспекты синэргетики. Лучшие из воспитанников Натана Моисеевича становятся участниками и дипломантами различных конференций, соискателями и аспирантами нашей кафедры. Так, на Туполевских чтениях 2002 года Диплом I степени получил студент группы 4612 О.Денисов за доклад «Применение тензорного исчисления к теории философии небытия». Дипломантами Туполевских чтений 2003 года стали студентки 7 факультета Д.Геворгян с докладом «Синэргетический подход к проблемам развития» и Л.Горшенина с докладом «Проблема небытия в современной философии». Под его руководством успешно разрабатывает перспективную тему «Проблема соотношения ситуационного и системного подходов в менеджменте: философско-методологический анализ'' студентка 5 курса Е.Романова, имеющая уже три научные публикации по данной теме.

Самый активный и многочисленный кружок работает под руководством доцента кафедры Асии Шамильевны Шайхутдиновой. Удивительный педагог и влюбленный в философию исследователь, Асия Шамильевна сумела собрать и вдохновить группу заинтересованных и способных студентов.

Круг их интересов достаточно широк: история философии и проблемы метафилософии, онтология и экзистенциальная философия. Некоторые из них -- например, студентки 3 факультета Ю.Галкина и А.Бадмаева -- работают в кружке уже несколько лет и имеют научные публикации по философии. В апреле 2002 года воспитанники А.Ш. Шайхутдиновой принимали участие в работе республиканского научно-практического семинара «Искусство как форма самовыражения и познания мира». Их работа была высоко оценена: оргкомитет семинара отправил благодарственное письмо на имя ректора университета. Доклад студента 3 факультета И.Мутыкова занял второе место и получил премию на III межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Наука, культура и право в России на рубеже столетий», проходившей в ТИСБИ. Студенты, работающие под руководством доцента А.Ш.Шайхутдиновой, принимали активное участие в работе философской секции Туполевских чтений 2002 и 2003 годов и становились их дипломантами. Так, например, Ю.Галкина получила Диплом I степени на Туполевских чтениях 2003 года за доклад «Что такое философия? (К проблеме определения философии)». Студенты этой исследовательской группы имеют долгосрочную программу мероприятий, регулярно отражают свою философскую деятельность на страницах «Крыльев».

Не менее успешна деятельность в области НИРС и преподавателей кафедры доцента Н.А.Гадельшиной, ассистента А.Х.Гимазетдиновой, неизменного научного секретаря Туполевских чтений. Важную роль в подготовке к НИРС играют ежегодные Олимпиады по философии и логике, проводимые членами кафедры со студентами всех факультетов университета: старшим преподавателем И.В. Исайкиной (ответственная за организацию), профессором В.Д.Евстратовым, доцентами Н.Н.Петровой и М.Г.Румянцевой, старшим преподавателем А.Ф. Худушиной и другими.

Конечно, премии, дипломы и публикации не являются самоцелью. Ребята систематически встречаются для обсуждения прочитанного, для апробации докладов, да и просто для общения с единомышленниками. Они получают первичные навыки исследовательской работы, знакомятся с замечательными философскими текстами, приобретают необходимый опыт публичных выступлений. Мы надеемся, что все это окажется востребованным в будущей научной и профессиональной деятельности, поможет нашим студентам понять себя и найти свое место в жизни.

И.В.ИСАЙКИНА,
старший преподаватель кафедры философии, ответственная за НИРС.


На Гагаринских чтениях

В апреле в Москве в МАТИ прошли ХХХ Гагаринские чтения -- международная молодежная научная конференция, посвященная 70-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина.

В работе конференции приняли участие более тысячи студентов, аспирантов и молодых ученых не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Тематика докладов охватывала практически все отрасли науки и техники.

11 студентов нашего университета приняли участие в юбилейных Гагаринских чтениях. Все доклады наших ребят вызвали интерес у слушателей и жюри, а их авторы были награждены Дипломами и подарками.

Конференция произвела очень благоприятное впечатление, ярко продемонстрировала высокий уровень студенческих научных исследований.

Кроме того, участие в конференции оказалось еще и приятным занятием. Были организованы экскурсии по Москве, в Звездный городок, в ЦУП, посещение театра и дискотеки. Организаторы конференции постарались устроить своим гостям теплый и сердечный прием.

Гагаринские чтения проходят каждый год. Принять в них участие могут все желающие. Всю необходимую информацию по оформлению документов можно получить на сайте www.MATI.RU/GAGARIN и в совете по НИРС нашего университета.

А.ХУДОШИН,
студент гр.3412.


Спасибо!

Сколько всего хочется сказать и как много хочется вложить в привычное для всех слово ''Спасибо''.

Еще совсем недавно, робко приоткрыв двери этого заведения, даже не верилось, что вскоре оно станет неотъемлемой частью нашей жизни, а его преподаватели заменят нам родителей. Потому что только родители могут отозваться на просьбу своего ребенка, помочь советом, поддержать добрым словом в трудную минуту. Именно эту родительскую заботу, которой нам так не хватало вдали от Родины, мы чувствовали от наших учителей во время учебы здесь.

Мы благодарны Вам за вашу доброту и отзывчивость! За то, что вы, несмотря на занятость, находили время поинтересоваться не только нашими успехами в учебе, но также и нашими семьями и здоровьем.

Все было настолько ново и увлекательно, что год учебы пролетел для нас незаметно. На все занятия мы приходили с хорошим настроением и большим желанием. И если в начале года мы с трудом составляли простые предложения, то сегодня мы уже свободно общаемся со своими друзьями из России.

Только благодаря вашему терпению и умению доступно объяснять самые сложные вещи, сегодня мы достигли таких успехов. Наверное, у нас это получилось потому, что наши преподаватели общались с нами на языке доброты и дружелюбности, который понятен каждому. Мы следуем примеру наших друзей, которые успешно закончили аспирантуру. Так что вы не просто так делаете свое нелегкое дело. И осмелимся заверить вас, что нами вы будете гордиться еще больше.

Мы будем с благодарностью вспоминать свое обучение у вас на кафедре РТЯ. И огромное вам СПАСИБО от меня лично и от всех ливийских аспирантов и магистров. А вам хочется пожелать удачи, успехов и терпения, и побольше способных учеников!

ЛЕТАЯФ МОХАММЕД АЛИ,
аспирант.


Вы все еще ''базарите''?
Тогда мы идем к вам!

Что такое язык, надеюсь, и без меня всем известно. Просто относительно древнее, однако еще не всеми освоенное средство коммуникации -- помоему, так.

Во-первых, во-вторых, в-третьих и в тысяча восемьсот двадцать пятых, язык предоставляет нам неограниченные возможности работы с информацией: доступ к информации, ее размещение и вообще любые манипуляции с информационным полем могут быть осуществлены любым носителем языка без помощи жестов и сомнительных рисунков на салфетках, полях газет и т.д. при условии... Вот здесь и начинается самое важное! При условии, что язык этот вам не просто знаком, известен, а к языку сформиро- вано особое уважительное отношение.

Рассуждения о языке могли бы получиться весьма грустными, если вспомнить только мат на улицах и надписи на заборах. Почему-то каждый раз, говоря о проблеме современного уровня владения языком, мы сводим ее именно к мату, слэнгу и иноязычным заимствованиям. Однако надписи определенного характера на заборах, в лифтах и т.д. появились не вчера, так же, как и мат, и слэнг. Последний, полагаю, нужно воспринимать как ''болезнь роста'': то есть период, в который лучше ею ''переболеть'', чтобы затем на всю оставшуюся жизнь выработался иммунитет. А если пора взросления миновала, а слэнг остался, значит повзрослеть вам так и не удалось. Смешно и нелепо, не более того.

Ситуация с матом, возможно, тоже не носит характера глобальной катастрофы. Круг этих, с позволения сказать, ''творцов'' -- ограничен. И интеллектуально в том числе. И читают, и пишут одни и те же; и более того -- одно и то же, без фантазии, без затей. И как-то не верится, что реальную угрозу для языка с многовековой историей могут представлять грамотеи, которые в слове из трех букв умудряются сделать четыре ошибки.

Грустно не от этого.

''Откровенно говоря, преподаватели -- это единственная профессия, представители которой преподают нашим детям'', -- так говорит президент США Джордж Буш. И даже в переводе не теряется абсурдность фразы американского лидера. Конечно, можно порассуждать о пресловутой ограниченности американцев, но ведь и в речи наших функционеров предостаточно примеров того, как говорить не следует (и я имею в виду не только географически точное указание мест, где нужно ''мочить террористов'', а банальные ''основополагающие основы'' и ''бОльшую половину''. ''Грусть-тоска меня снедает'' оттого, что все мы точно знаем, как говорить не следует, примеры же грамотного, и в то же время не сухого, книжного, а живого и яркого словоупотребления привести не получается.

По мнению студентов, сильные языковые личности -- это Владимир Познер, Эдвард Радзинский, Леонид Парфенов, Яна Чурикова, Андрей Григорьев-Апполонов и мужчина из рекламы стирального порошка... И говорим мы все больше не как должно, а как получится, то есть ''тортЫ'', ''хОчим'', ''квАртал'' и ''звОнит''. Важно отметить, что не все студенты смогли ответить на вопрос: кто для вас на сегодняшний день является примером того, как надо говорить по-русски.

Мы любим поговорить о проблемах языка, ''коснуться до всего слегка'' и вернуться, так сказать, с небес на землю -- дочитывать томик Донцовой или Марининой. Мы знаем, что ''типа'', ''вроде'', ''ну'', ''короче'', ''такой'' -- это слова-паразиты, засоряющие не только нашу речь, но и сознание тех, кто нас слушает, да и наше собственное. Мы катаемся на маршрутных такси, которые едут до улицы ''Толстова''. Мы готовы покупать пылесосы, которые... Печально...

Наверное, мы творцы не только собственного счастья, но и несчастья -- дело наших собственных рук. Мы молчим, значит, все так и должно быть. Значит, русский язык, великий и могучий -- это язык Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, чьи произведения были прочитаны еще в школе, по программе, да не исключено, что в кратком изложении. Значит, тот русский язык, жалкий и болезненный -- это язык эпохи ''мерчендайзеров'' и ''фандрайзинга'', в котором допустимы лишь мат (в самых нижайших формах), слэнг (как правило, исконно тюремная феня), сомнительная грамотность и низкая языковая компетенция. И тогда ни о какой высоте высшего филологического говорить не приходится.

Наверное, не филологией единой жив человек. В картинную галерею, театр и консерваторию можно сходить и одиндва раза за жизнь (еще в начальной школе всем классом вместо урока пения). Достаточно придти домой, а там по ''ящику'' -- знакомые все лица -- Яна Чурикова, Андрей Григорьев-Аполонов, и мужчина из рекламы стирального порошка... Говорят, кто-то видел Радзинского, но не помнит, когда и на каком канале.

Вполне можно жить и так. Только очень долго приходится ''фильтровать базар'', чтобы получить ''зачет'' по русскому языку в эпоху ''отстоя'' и ''лажи''.

А.Р.САЛАХОВА, преподаватель кафедры РТЯ.






Мы молоды!
Мы счастливы!
Мы талантливы!

23 апреля впервые в нашем университете был проведен ''День молодежи в КАИ'', приуроченный к международному дню солидарности молодежи, учрежденному Всемирной федераци ей демократической молодежи. Среди приглашенных были представители городского Комитета по делам детей и молодежи и гости из других вузов.

Действо началось выступлением ректора Г.Л.Дегтярева. Геннадий Лукич просто поздравил наших ребят с этим Днем, сказал о студенческих успехах каистов и пожелал дальнейших побед.

Потом началось самое приятное. Начальник УВР Гульнара Ляукина торжественно вручила награды нашим высоким интеллектуалам-нирсовцам -- Я.Иванову, А.Гришину, И.Суздальцеву, команде брейн-ринга ''Лоботомия'' и разработчику сайта КАИ Николаю Ильину.

На празднике, как из рога изобилия, сыпались призы и дипломы.

Были подведены итоги фотоконкурса ''Фото-2004''. Награждал победителей председатель жюри, известный в Казани фотохудожник Андрей Богданов. В номинации ''Портрет'' победителем стал Эдуард Мустафин (студент гр.5202), в номинации ''Натюрморт'' -- Тимур Халитов и Кирилл Башаров (сотрудники КГТУ-КАИ), в номинации ''Пейзаж'' -- Дмитрий Казаков (аспирант каф. ЭП), в номинации ''Живая природа'' -- Николай Ильин (студент гр.4612), в номинации ''Репортаж'' Айдар Шамсутдинов (студент факультета ТКиИ). Специальный приз жюри был вручен Николаю Ильину за социальную фотографию ''Дорога к Богу''. Было отмечено техническое мастерство Алексея Насырова, студента гр.4122. Приз зрительских симпатий достался Тимуру Халитову и Кириллу Башарову за ''Натюрморт к пиву''.

Следующим блоком награждения были наши сила и защита -- ССБУ и спортсмены: И.Камаев, Р.Кутдусов, А.Захаров, А.Гришин, К.Чанчиков, А.Шелепов, А.Гильфанов, а также ребята, работающие в музее КАИ, -- С.Трубач и А.Цветков.

Почетной грамотой ректора и профкома КГТУ-КАИ отмечены студенты З.Ашрапов -- командир ССО ''Север, К Чанчиков -- двухкратный чемпион РФ по авиамоделизму, Т.Башкиров -- капитан команды ''Лоботомия'', Николай Ильин, а также сотрудники нашего университета, внесшие весомый вклад в воспитательную работу, -- главврач профилактория Н.Каминский, руководитель авиамодельной лаборатории, чемпион мира А.Н.Бурдов, хореограф клуба И.В.Алешина, заместитель директора Чистопольского филиала ''Восток'' Н.А.Шабашева. За успехи в НИРС был отмечен коллектив студентов Гуманитарного факультета (руководитель -- профессор Д.К.Сабирова). Последние достижения этих ребят на Всероссийском фестивале PR ''Хрустальный апельсин'' тому подтверждение. Все перечисленные студенты и сотрудники были награждены каевскими футболками.

И наконец, апогей праздника -- долгожданное объявление результатов фестиваля ''Студенческая Весна КАИ-2004''. 1 место присуждено ИАНТЭ, 2 место -- Гуманитарному факультету, АЭП, 3 место -- ИРЭТ. В номинациях лучшими признаны: вокальная студия ИРЭТ ''Кельтская песня'' (вокальный ансамбль), Анна Афанасьева (классический вокал), Роман Плеханов (эстрадный вокал), миниатюра ''Лебединое озеро (лучшая миниатюра), СТЭМ ''На взлет'' (лучший СТЭМ), миниатюра ''Безумный сон (оригинальный жанр), творческий коллектив ИРЭТ (за лучшую сценографию фестивального концерта), т/т ''Шум'' (хореография), Мария Кузнецова (удачный дебют), Алексей Клепиков (лучшая актерская работа), вокальное трио ''Грант'' (за высокое профессиональное мастерство), СЭТ ''Армс'' (за творческий поиск), танцевальный коллектив факультета АЭП (приз ''Надежда фестиваля), вокальный дуэт В.Иванов и К.Шарафутдинов за композицию ''Два Битла'' (специальный приз жюри).

Не успели смолкнуть апплодисменты победителям и номинантам, как на сцену поднялась заместитель председателя профкома Резеда Валиуллина и попросила ребят не разбегаться после столь яркой церемонии (ведь это было так объяснимо -- многих переполняли эмоции), а задержаться ... ''дабы это еще не все...'' (вот уж воистину не оскудеет рука дающего). Всем студенческим объединениям и клубам были вручены праздничные торты.

Недовольных праздником не было. Мероприятию ''грозит'' стать традиционным, а если и произойдут какие-либо изменения в форме его проведения, то только в лучшую сторону. А значит, -- Дню молодежи в КГТУ-КАИ быть!

Светлана ФИРУМЯНЦ.


Еще раз о ''бесплатном сыре''

Долгий утомительный день уступил свои права долгожданной ''бесбашенной'' ночи, началась другая жизнь, город как будто обрел второе дыхание. Каждый куда-то спешит, чего-то ждет от наступивших сумерек. Может быть новых встреч, знакомств, а кто-то видит свое счастье в другом и, надеясь на госпожу удачу, идет в казино или к игровым автоматам, популярность которых вне конкуренции. И как тут не соблазниться?! На каждом шагу можно встретить вывески типа ''Розыгрыш 500 долларов каждые выходные'' или же новенькая ''десяточка'', стоящая на подиуме, завлекает посетителей, возраст которых в таких заведениях практически не ограничен.

Заходишь...Глаза застилает сигаретный туман. Окон либо нет вообще, либо они прикрыты жалюзями. Нет часов. Таким образом игрок выпадает из времени, не чувствует его. Садишься за рулетку и, полагаясь на колесо фортуны, делаешь первые ставки. И закрутилась рулетка, покатился ''судьбоносный'' шарик. В голове проскакивают числа... Какое же из них станет счастливым? Но фортуна, повернувшись к тебе копчиком, выставляет на кон ''зеро'' и ты остаешься ни с чем. Это еще больше возбуждает твой азарт, игра затягивает все глубже и ты играешь с судьбой до тех пор, пока не лишаешься всей своей наличности.

Поникнув головой, в мрачном настроении возвращаешься домой, успокаивая себя тем, что сегодня просто не твой день, а вот завтра обязательно повезет. Но и все дальнейшие игры будут развиваться по тому же сценарию. Никакие приметы и так называемые ''выигрышные'' цифры не помогут тебе сколотить капитал. Игровые автоматы, рулетки, лотерея и прочие предложения ''легко и просто выиграть миллион'' притягивают, гипнотизируют, улавливают в свои сети легковерных и любителей холявы. А ведь старая истина, к сожалению, мало кого вразумляющая, гласит: ''Бесплатный сыр бывает только в мышеловке''. Почаще вспоминайте ее. Меньше разочарований будет.

Анна НОСОВА,
гр.7303.

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"