№ 10. Апрель 2005 г.

Внимание конкурс

Со 2 апреля 2005 года объявляется конкурсный отбор на занятие преподавательских должностей по контракту: заведующих кафедрами: менеджмента, общенаучных дисциплин (Елабуга); профессоров кафедр: турбомашин, оптико-электронных систем (в5); доцентов кафедр: промышленной экологии, автоматики и управления, компьютерных систем и информационной безопасности (Щ, экономики предприятий, промышленной коммерции и маркетинга, экономической теории и права, высшей математики, педагогики высшей школы; старших преподавателей кафедр: авиационных двигателей и энергетических установок (Щ, приборов и информационноизмерительных систем (Щ, конструирования и производства электронно-вычислительной аппаратуры, радиоэлектронных и телекоммуникационных систем, физического воспитания (Щ, менеджмента, экономики предприятий, экономики и управления (Чистополь), компьютерных и телекоммуникационных систем (Чистополь) (е), естественнонаучных дисциплин и инженерной экологии (Чистополь); ассистентов кафедр: начертательной геометрии и машиностроительного черчения (Щ,материаловедения и технологии материалов, производства летательных аппаратов, радиоэлектронных и телекоммуникационных систем (, управления, маркетинга и предпринимательства (Y, экономики предприятий, социологии, политологии и менеджмента, истории и связей с общественностью, высшей математики, уголовноправовых дисциплин, инженерной психологии и педагогики, русского и татарского языков; преподавателей кафедр: русского и татарского языков (Ґ). Срок подачи заявления – месяц со дня опубликования. Заявления с приложением необходимых документов направляются на имя ректора университета по адресу: 420111, г.Казань, ул.К.Маркса, 10, КГТУ им.А.Н.Туполева.

12 апреля: 12 вех мировой космонавтики

После полета Юрия Гагарина день 12 апреля 1961года вошел в мировой календарь праздничных дат как Всемирный День авиации и космонавтики. В последние 15 лет эта дата в нашей печати в основном отмечается новыми неизвестными фактами, часто не самыми праздничными. По мнению профессора кафедры конструкции и проектирования ЛА А.С.Кретова в мировой космонавтике на сегодняшний день можно выделить 12 наиболее ярких и весомых страниц. 1. Теоретические разработки основ космонавтики. 70 лет назад ушел из жизни один из главных теоретиков современной космонавтики К.Э.Циолковский (…71935), который обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского продолжают находить применение при создании ракетно-космической техники. И хотя за последние 70 лет в космонавтике сделано фантастически много, до его главной идеи – расселении человечества в Солнечной системе и других звездных мирах – еще очень и очень далеко. 2. Создание первых опытных образцов ракетных ЛА. 60 лет назад не стало американского ученого и изобретателя Р.Годдарда (€2-1945). Под впечатлением фантастического романа Г. Уэллса “Война миров” он всю жизнь мечтал о создании аппарата для космических полетов на другие планеты. 16 марта 1926 он впервые смог запустить ракету с жидкостным реактивным двигателем, которая достигла высоты 12,5 м и упала на расстояние 56 м от места старта, а продолжительность полета по времени составила 2,5 сек. С этих скромных результатов и начался отсчет полетов ЛА, которые должны были в будущем решать космические задачи. В 1935 ракета Годдарда впервые достигла сверхзвуковой скорости. 7 мая 1931 под Берлином была запущена ракета Г.Оберта. 17 августа 1933 первая советская жидкостная ракета ГИРД-09 достигла высоты 400 м. В числе ее создателей были будущие корифеи мировой космонавтики С.П.Королев и В.П.Глушко.3. Создание баллистической ракеты V-2. Под руководством Вернера фон Брауна (‰2-1977) во время второй мировой войны была разработана баллистическая ракета V-2 (Фау-2), примененная в 1944-45 гг. для обстрела городов Великобритании и Бельгии. Несмотря на то, что эти ракеты при дальности около 300 км имели малую надежность и низкую точность попадания, они по существу стали прообразом будущих ракет-носителей, так как в этих ЛА были заложены все основополагающие идеи по двигательной установке и системе управления. На кафедре специальных двигателей КГТУ-КАИ до сих пор сохранился действующий трофейный стенд, показывающий работу пневмогидравлической системы ракеты V-2. 4. Межконтинентальная ракета Р-7. Весной 1957 года Советский Союз объявил о создании баллистической ракеты, способной доставлять боевую головную часть в любую точку планеты. Главный конструктор С.П.Королев, решив важнейшую оборонную задачу, немедленно приступил к доработке ракеты Р-7 под космические задачи. И уже 4 октября 1957 года весь мир услышал космические позывные первого искусственного спутника Земли. Кто мог тогда предположить, что Р-7 останется базой для самых надежных ракет-носителей и на начало ХХI века. “Союзы” на сегодняшний день, после проблем с “Шаттлом” 1 марта 2003 года остались единственной транспортной системой, обеспечивающей доставку грузов на международную космическую станцию. 5. Полет Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года на корабле “Восток” – одно из великих достижений Советского Союза и Человечества в целом. И хотя роль человека в этом первом орбитальном полете была в проходившей штатной ситуации достаточно пассивной, это событие можно считать ключевым в истории космонавтики. 6. Совершенный 40 лет назад – 18 марта 1965 года – первый выход человека в открытый космос впечатлил человечество с технической точки зрения. Но то, что совершили Алексей Леонов и Павел Беляев на корабле “Восход-2”, было гораздо более значимо с психологической стороны: человек на высоте нескольких сотен километров остается один на один с Космосом и от безжизненного пространства его отделяет только мягкая оболочка скафандра. 7. Следующий глубокий след в истории космонавтики (в прямом и переносном смысле) был сделан Нилом Армстронгом 21 июля 1969 года Ракета-носитель “Сатурн-V” на корабле “Аполлон-11” сначала вывела на орбиту Луны трех американских астронавтов, а затем двое из них на спускаемом аппарате достигли поверхности естественного спутника Земли. Не выдержав гонки освоения Луны, Советский Союз отказался от пилотируемой программы, для реализации которой разрабатывалась ракета-носитель Н-1. Программа была переориентирована на автоматический режим: в 1970 году “Луна-16” доставила лунный грунт на Землю, а “Луна-17” – на Луну лунный самоходный аппарат. Не было американского размаха, зато были сохранены огромные материальные средства и, возможно, человеческие жизни. 8. Упустив приоритет в одном, Союз смог безоговорочно взять верх в другом – очень важном и, как показывает время, правильном направлении – в создании орбитальных станций – космических аппаратов, способных длительное время функционировать на орбите вокруг Земли в пилотируемом или автоматическом режимах. В 1971-1983 годах было запущено семь “Салютов” (“Салют-7” прекратил свое существование в 1991 году). Самая последняя советскороссийская станция “Мир” – рекордсмен: с 1986 по 2001 годы она была “космическим приютом” для 104 космонавтов и астронавтов. США в этом направлении самостоятельно смогли реализовать только один проект – “Скайлэб”, принесший много проблем. В конце 1990-х годов на орбите Земли начались работы по созданию международной орбитальной космической станции при участии США, Канады, России и стран Европейского космического агентства. 9. Вопрос рентабельности транспортных средств этой дорогостоящей области требует перехода от одноразовых систем к многоразовым. Это направление космонавтики стало в последние три десятилетия самым весомым как по затратам, так и по надеждам, которые возлагались на многоразовые системы. Количество проектов многоразовых систем на сегодняшний день очень велико, но в большинстве случаев они носят больше рекламный или поисковый характер. Реальные законченные проекты были реализованы только по двум программам: американской “Space Shuttle” и советской “Энергия-Буран”. Американская система после последней катастрофы 1 марта 2003 года – на приколе, а отечественной удалось восхитить мир только единожды – 15 ноября 1988 года. 10. Освоение гиперзвуковых скоростей полета. Гиперзвуковые технологии позволят создавать принципиально новые транспортные космические системы, технико-экономические характеристики которых по выводу на околоземную орбиту полезных грузов будут существенно выше уже используемых одноразовых и многоразовых носителей. Первым гиперзвуковым самолетом принято считать самолет Х-15. В 60-х годах на нем была достигнута скорость, в 7 раз превышающая скорость звука. Для создания ЛА, имеющих возможность совершать продолжительные полеты на гиперзвуковых скоростях в атмосфере, требуется гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД). В США после провала одной из подобных программ NASP в 1996 году начались первые эксперименты в рамках другой, более скромной программы Hyper-X. В октябре 2004 года в третьем полете аппарата X-43A была достигнута ожидаемая скорость, в десять раз превышающая скорость звука. ГПВРД на аппарате X-43A, проработавший всего около 10 с, безусловно, можно рассматривать как весьма крупный шаг в создании гиперзвукового ЛА. 11. Новой страницей в развитии авиационно-космической техники по праву можно считать достижение американским самолетом SpaceShipOne 4 октября 2004 года. суборбитального режима полета – пиковая высота составила около 112 км. Это выше, чем существовавший до этого официальный рекорд для суборбитальных полетов, установленный более 40 лет назад экспериментальным кораблем Х-15. Уникальные конструкции суборбитального самолета SpaceShipOne и его разгонщика White Knight, были разработаны группой под руководством Барта Рутана, ранее получившего широкую известность благодаря созданию рекордного самолета, на котором без посадок и дозаправок был совершен первый в истории авиации кругосветный перелет. Подобные проекты, реализующиеся с минимальными затратами и без привлечения средств государства, позволят в будущем в коммерческих целях “вывозить” на космические высоты туристов. 12. Знаменательным в истории освоения космоса можно считать конверсионное направление, в соответствии с которым боевые баллистические ракеты переделываются под “гражданские” ракеты-носители. Так, в 1999 году миру впервые была продемонстрирована ракета-носитель «Днепр» российско-украинского производства. Основой этого нового перспективного носителя стала, пожалуй, самая знаменитая баллистическая ракета “Сатана”– Р-36М (главный конструктор – выпускник КАИ 1953 года Борис Иванович Губанов). По мнению специалистов, надежность ракеты «Днепр» составляет 97%. В предстоящие 6 лет планируется построить еще не менее 150 ракет данного типа. Заслуги нашей страны в космическом направлении огромны, но достигнуты они были в основном в советское время. Выйти России из глубочайшего экономического кризиса сегодня удастся не за счет распродажи своих национальных ресурсов (природных, интеллектуальных и прочих), не за счет лихих банковских манипуляций и затягивания гаек на собственном народе, а за счет грамотного развития высоких технологий. В их числе – освоение космического пространства и предоставление услуг на этом рынке, потребность в которых непрерывно возрастает. К счастью, костяк отечественной космической промышленности сохранить удалось, и при правильной государственной и экономической политике это направление может стать одной из составляющих экономического прорыва. А. КРЕТОВ, профессор.

Стараемся расширить горизонт
Первокурсникам, начинающим студенческую жизнь, бывает нелегко сориентироваться в огромном научном мире – ведь надо как можно быстрее «нащупать», определить свое направление в наращивании знаний. Одна из таких возможностей в поиске знаний – философский кружок. На нашем факультете АиЭП он именуется Ассоциацией философов. Ведут его уже 4 года сами студенты под руководством Асии Шамильевны Шайхутдиновой. В Ассоциации мы учимся раскрывать свои возможности – правильно излагать свои мысли, составлять тезисы и научные тексты, учимся организовывать научные конференции. И это уже дает свои плоды. Один из наших студентов – Ильнур Мутыков – занял призовое место в межвузовской студенческой конференции по гуманитарным предметам, проходившей в ТИСБИ. Активны были наши студенты и на семинаре «Искусство как форма самовыражения и познания мира». Он проходил в Республиканской юношеской библиотеке. На имя нашего ректора пришло благодарственное письмо по этому поводу. Студенты-философы с третьего факультета – постоянные участники философских олимпиад, проводимых Ириной Васильевной Исайкиной. Они постоянные призеры этих олимпиад. Особо хочется сказать об участии студентов факультета АиЭП в «Туполевских чтениях». Это происходит уже не первый год. Разве не удивительно, что студенты технического факультета, всерьез интересующиеся философией и другими гуманитарными науками, отдают столько времени, терпения, интеллектуальных сил на подготовку и участие в «Туполевских чтениях». А результаты – вот они: на XI «Туполевских чтениях» студентки 3 факультета Юлия Галкина и Аида Бадмаева получили соответственно дипломы I и III степени. На XII «Туполевских чтениях» студенты факультета АиЭП заняли все призовые места по разделу философии и были поощрены денежными премиями (А.Бадмаева – диплом I степени, А.Битинева – диплом II степени, Ю.Галкина – диплом III степени). Мы были очень рады тому, что так успешно проявились на конференции, ведь всю ответственность за подготовку к ней в этом году пришлось взять полностью на нас, студентов: наш научный руководитель в Ассоциации философов А.Ш.Шайхутдинова была в это время в длительной командировке. Но мы сами делали все, как она нас учила. И работа увенчалась успехом. Хорошее впечатление у всех участников «Туполевских чтений» оставили также студенты Д.Зарипов, В.Меняшкин, подготовленные профессором Р.В.Мурсалимовым, А.Федоров, которого готовил профессор Н.М.Солодухо, Н.Трубилина, подготовленная Н.А.Гадельшиной. Декарт говорил, что чем больше философов в государстве, тем сильнее государство. Перефразируя философа, можно сказать: чем больше философов на факультете, тем сильнее факультет. Приглашаем всех студентов к действию, к деятельности. Приходите к нам, выбирайте проблему, тему для изучения – и за работу. Аида БАДМАЕВА, студентка гр.3502, руководитель философского кружка.

ССБУ ИНФОРМИРУЕТ
С 24 марта в учебных зданиях было совершено 6 правонарушений: одно нарушение пропускного режима и пять нарушений правил внутреннего распорядка в университете. В деканаты для вынесения решения по поводу провинившихся студентов направлено 7 материалов. Не обошелся без неприятных инцидентов и фестиваль «Студенческая весна». Сотрудники ССБУ, обеспечивающие порядок во все дни фестиваля, неоднократно задерживали нетрезвых студентов. В студгородке был пойман молодой человек с поддельным студенческим билетом нашего университета. В действительности он оказался студентом энергетического университета. ССБУ университета продолжает сотрудничество с государственными правоохранительными органами. Так, недавно четверо сотрудников ССБУ (Гараев, Дыба, Филиппов, Скворцов) оказали содействие РУВД Вахитовского района и главному следственному управлению РТ при проведении следственных действий. Недавно общими силами милиции и ССБУ был проведен рейд по проверке паспортного режима (наличие прописки) в 3 общежитии. Сотрудники ССБУ В.Воронков и А.Антонов были выбраны студенческим активом делегатами на IV конгресс студентов Республики Татарстан, который состоится 4–6 апреля. Там Владимир Воронков собирается выступить с докладом, посвященным проблемам криминализации студенческой среды, соответствия новых государственных законов и уставов вузов, развитию студенческих отрядов охраны правопорядка.

Учить, непрерывно учась

В этом году заканчивается пятилетний цикл (2001–2005 гг.) реализации дополнительных образовательных программ ППС университета. Используя различные организационные формы обучения, в 2004 году повысили свою квалификацию 186 преподавателей, а за четыре года – 751. Планы дополнительного образования большинством кафедр выполняются и перевыполняются. На некоторых же (КиПЛА, АиУ, КиП ЭВА, физвоспитания и особенно иностранных языков) требуется усилить внимание к собственным планам и ликвидировать отставание. Продолжающиеся финансовые затруднения не позволили выполнить желания нескольких преподавателей в выборе мест дополнительного образования. Оно сейчас опирается, главным образом, на университетский ИППК, а также на городские вузы, учреждения и предприятия. Такая замкнутость снижает эффективность повышения квалификации – ослабляются связи с наиболее передовыми рубежами науки, техники, технологий. В сентябре предстоит составление планов повышения квалификации ППС на очередной пятилетний цикл. Самому преподавателю не всегда видна необходимость в его профессиональном росте, поэтому кафедра, учитывая задачи учебного процесса и личностные потребности преподавателей, должна помочь каждому выбрать направление и определить сроки и формы дополнительного образования (ИППК, ФПК, стажировка и др.) Основное требование на предстоящий период – качественная реализация образовательных программ. Следует обратить особое внимание на стажировку. На некоторых кафедрах забыли об этой важной индивидуальной форме повышения квалификации. Это относится прежде всего ко всем кафедрам ИРЭТ, к отдельным кафедрам ИАНТЭ (ИТМ, НГиМЧ, ТПД, спецдвигателей, МиТМ, ПрЭ, АДС, ТОТ) и ряду других. Стажировки позволяют поддерживать полезные связи и взаимодействия с вузами, предприятиями и учреждениями, ощущать сегодняшнее состояние и перспективы развития экономики, науки, техники и технологий, обмениваться опытом в интересах производства и учебного процесса. Конечно, плановое дополнительное образование не может решить все вопросы профессионального роста ППС. Постоянное углубление и совершенствование знаний в предметной области – по-прежнему главное в повседневном самообразовании. В росте педагогического мастерства основная роль принадлежит качеству кафедральной методической работы. Меры по ее стимулированию, разработанные в университете, а также внедрение индивидуальной системы оценки труда преподавателя будут способствовать росту профессионализма ППС, улучшению содержания обучения и воспитания студентов, а значит повышению качества подготовки специалистов. В.КИРИЧЕНКО, заведующий лабораторией кафедры ПВШ.

Теперь мы тебя знаем, «Мисс КАИ-2005»!

Некрасивых женщин не бывает. Это аксиома. Тем более не может быть некрасивых девушек в самом лучшем вузе для каждого каиста – в КАИ. Эту непрело жную истину и доказывали 30 марта в КЦ «Ак барс» 8 финалисток конкурса «Мисс КАИ–2005». Сейчас, после проведения финала, не хочется вспоминать некоторые огорчительные моменты, связанные с трудностями финансового характера, возникавшие у оргкомитета в ходе подготовки. Ведь, как известно, запоминается «последняя фраза», а она была красивой и торжественной, доброй и уютномилой... Три недели финалистки провели в приятно-нервной подготовке – прически, платья, костюмы, занятия по хореографии и дефиле. И когда ведущие финала Юлия Тамазашвили («Мисс зрительских симпатий–2003») и Алексей Попович (известный телеведущий, выпускник 6 факультета) представляли финалисток публике, девочки были смелы, красивы и стильны. Представлялись визиткой, зажигались танцами, заставляли задуматься на конкурсе «Социальная реклама» (мини-ролики социального и экологического характера)... «Все лучшее в себе» демонстрировалось на творческом конкурсе таланта, ну, а самым веселым был, конечно, конкурс «Ситуация». При помощи напарников – Сергея Владимировича Новикова и Алексея Поповича – девочки выкручивались из самых разнообразных сложных ситуаций, всегда возможных в жизни современной девушки. Конкурс оказался абсолютной импровизацией, где девушки смогли проявить свою находчивость и артистизм. Дефиле в роскошных свадебных платьях доказало, что невеста – это всегда королева. Когда жюри удалилось на голосование, зрителей, чтобы они не скучали, развлекали каевские СТЭМы, вокалисты и танцоры. И, наконец, строгое жюри под председательством директора школы «Элан-стиль» Изольды Жуйковой вынесло свой справедливый вердикт. Вот они, наши красавицы и умницы: Мисс зрительских симпатий, она же Мисс Грация – Ирина ЕСТЮНИНА (Набережночелнинский филиал). Мисс Артистичность – Анастасия ДМИТРИЕВА (l364акультет). Мисс Очарование – Регина ШАЙДУЛЛИНА (Набережночелнинский филиал). Мисс Обаяние – Олеся КОМАРОВА (ИАНТЭ). Мисс PR – Румия ЗАРИПОВА (l364акультет). А главным призом и короной «Мисс КАИ–2005» теперь обладает Ирина КУЗЬМИНА – студентка 4 факультета. Корону первой девушки КАИ ей передала предыдущая «Мисс КАИ–2003» Марина Ширшенкова. Оргкомитет конкурса выражает огромную благодарность всем спонсорам, чьи дары позволили достойно провести финал и наградить финалисток. Это компания «Parallax», магазин «Jennyfer» (представлены одежда и аксессуары), салон «Свадебный вальс» (представлены свадебные платья), ресторан «Подворье» (наградил ужином на двоих Анастасию Дмитриеву), кинотеатр «Органик» (пригласительные билеты всем участницам), клуб «Какаду» (билеты на шоу). От университета и оргкомитета все участницы получили сувенирную продукцию КАИ. Ирина Кузьмина – «Мисс КАИ–2005» награждена университетом путевкой в лагерь в Геленджике. Праздник закончился, но надеемся, девушкам он еще долго будет помниться – и волнением конкурсов, и радостью финала, и улыбками, и доброжелательством всех, кто помогал им на пути к их красивым званиям. Светлана ФИРУМЯНЦ.

Просто кошмарный сон...

Анатолий Борисович выпрямил спину и невольно насторожился – «Мерседес» плавно тормозил у поворота на Минское шоссе. Где-то здесь, сейчас... Как бы не перепутали чего, балбесы... Толчок, визг покрышек – и головная машина резко ушла влево, все дальше от места взрыва, который раздался тютелька в тютельку между машиной хозяина и джипом охраны. Что будет дальше, Анатолий Борисович знал посекундно. Вот сейчас охрана, забыв все каноны службы, не бросается вдогонку, прикрывая хозяина, а высыпав из джипа, ведет перестрелку с таинственными автоматчиками в лесу. Их хозяин сам проинструктировал – никого из охраны не заденут. Хотя для достоверности неплохо бы коекому и промахнуться. А вот сейчас машина прикормленных телевизионщиков уже сорвалась от «Останкино» с прогретыми телекамерами, чтобы прибыть вместе с чинами МВД и ФСБ (тоже с утра не дремлют) и успеть «по горячему» заснять следы зверства противников реформ. Анатолий Борисович ткнул кнопку телефона и бросил пресс-секретарю: «Пора». Руководители телеканалов и газет торопливо царапали в органайзерах, что произошло чудовищное, что только им будет эксклюзивное интервью, что пресс-конференция, где Анатолий Борисович даст бой осколкам прошлого, уже подготовлена... Анатолий Борисович лениво, поверх ноздрей, посматривал на прохожих. Чем-то они напоминали ему копошащихся бесполезных червей. «Ничего, сегодня мою фамилию каждый из вас произнесет неоднократно. А то забываться стали... Или забывать. Можете ненавидеть. Поздно уже. Кстати, не забыть про поток телеграмм сочувствия и по ддержки». Как всегда, любезно улыбаясь сотрудникам, Анатолий Борисович энергично вошел в кабинет, придвинул было папку с бумагами, но помедлил. Бережно закрыл лежащую на столе книжку «Поджог рейхстага» и поставил ее в шкаф. Борис Абрамович в Лондоне узнал обо всем через час. «Вот рыжая бестия», – подумал он и потянулся за мобильником. А в Урюпинске избиратель Николай Павлович Иванов нажал кнопку телевизора и развесил уши. С.НОВИКОВ.

   
 

Copyright © 2004-2013 КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева, | газета "Крылья"