номер  4' 2009    _______________________  ДОМОЙ

Аннотации статей

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.735.33.014.16.01
Н.А. Еремин,
аспирант,
Н.К. ЛИСЕЙЦЕВ,
д-р техн. наук
(МАИ, Москва)
avia101@mai.ru
     

Автоматизированное формирование облика самолета на основе реконфигурации базового варианта

Излагается основанная на использовании возможностей современных систем и средств автоматизации проектных работ методика автоматизированного формирования облика самолета. В предлагаемой методике процесс формирования облика самолета осуществляется на основе реконфигурации параметрической модели базовой компоновочной схемы.

Проектирование, автоматизация, формирование облика, проектные параметры, компоновочная схема, реконфигурация, параметризованная модел

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.3

И.С. АХМЕДЬЯНОВ,
канд. техн. наук
(СГАУ, Самара)
proch@ssau.ru
     

Расчет оболочек вращения при симметричном нагружении по методу квадратур

Анализируется применение численного метода квадратур [1] к расчету оболочек вращения при симметричном относительно нулевого меридиана нагружении. Метод можно рассматривать как обобщение способа, предложенного в публикации [2] для решения интегрального уравнения Вольтерра 2-го рода.

Оболочка вращения, нормальные силы, сдвигающие силы, поперечные силы, изгибающие моменты, перемещения, метод квадратур

УДК 629.7.05.4:539.3

Н.А. КАЛУГИН,
Л.М. САВЕЛЬЕВ,
кандидаты техн. наук
(СГАУ, Самара)
proch@ssau.ru
     

Исследование прямого интегрирования нелинейных конечно-элементных уравнений движения модифицированным методом центральных разностей

Представлено исследование устойчивости и точности предложенной ранее неявной схемы прямого интегрирования конечно-элементных уравнений движения. Определены значения параметров схемы, обеспечивающие ее безусловную устойчивость в нелинейных задачах. Дано сопоставление с существующими процедурами.

Метод конечных элементов, уравнения движения, нелинейные системы, прямое интегрирование, безусловная устойчивость

УДК 533.6.04

В.В. КАШКОВСКИЙ,
И.И. ТИХИЙ,
кандидаты техн. наук,
С.П. ПОЛУЭКТОВ,
адъюнкт
(ИВВАИУ, Иркутск)
kww542339@km.ru;
iviv@irk.ru
     

Методика прогнозирования прочностных свойств крыла самолета

Предложена методика оценки и прогноза жесткости крыла самолета на изгиб в процессе эксплуатации, основанная на измерении первого тона изгибных колебаний крыла в полете.

Безопасность полетов, жесткость крыла, изгибные колебания крыла по первому тону, спектральный анализ, фильтрация сигнала, измерение колебаний крыла

УДК 539.3:534.1

А.В. КРЫСЬКО,
д-р физ.-мат. наук,
М.В. ЖИГАЛОВ,
канд. техн. наук,
В.В. СОЛДАТОВ,
аспирант
(СГТУ, Саратов)
zhigalovm@yandex.ru
     

Анализ хаотических колебаний распределенных систем в виде балок Эйлера-Бернулли с помощью вейвлет-преобразования

Сформулирована задача о хаотических колебаниях балок модели Эйлера – Бернулли. Для исследования сложных колебаний балки впервые применяется вейвлет-преобразование. Достоверность результатов обеспечивается использованием двух методов решения – метода конечных разностей и метода конечных элементов.

Балки, нелинейные колебания, хаотические колебания, вейвлет-анализ

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 533.692

Р.Б. САЛИМОВ,
д-р физ.-мат. наук,
А.Г. ЛАБУТКИН,
канд. физ.-мат. наук
(КГАСУ, Казань)
labc50@mail.ru
     

Метод построения крылового профиля по заданной хордовой диаграмме распределения скорости

Методом последовательных приближений решается задача об определении формы крылового профиля, обтекаемого потенциальным потоком несжимаемой невязкой жидкости, по заданной хордовой диаграмме распределения скорости. Показано, что с достаточной точностью можно построить обладающий заданной хордовой диаграммой распределения скорости замкнутый профиль, который при неудачном задании хордовой диаграммы может оказаться неоднолистным, т.е. физически нереализуемым.

Крыловой профиль, хордовая диаграмма, скорость потока

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 539.4

Н.П. ВЕЛИКАНОВА,
канд. техн. наук
(КГТУ–КАИ, Казань)
pvelikanov@mail.ru
     

Статистический анализ результатов экспериментального исследования сопротивления малоцикловой усталости жаропрочного сплава ЭИ698-ВД

Рассматриваются в статистическом аспекте результаты испытаний на малоцикловую усталость (МЦУ) гладких цилиндрических образцов из жаропрочного сплава на никелевой основе ЭИ698-ВД, широко используемого в авиадвигателестроении. Оценивается влияние таких факторов, как исходный уровень механических свойств, эксплуатационная наработка и температура испытаний. Экспериментальные данные об МЦУ используются при оценке запаса циклической долговечности для дисков.

Cтатистика, анализ, малоцикловая усталость, никелевый сплав, корреляция

УДК 621.45.00.11.519.24

Д.А. ИОНОВ,
аспирант (МАИ),
В.Б. КОРОТКОВ,
канд. техн. наук
(ФГУП «ММПП “Салют”», Москва)
des@salut.ru
     

Выбор условий полета и режимов работы двигателя для его диагностирования

Рассматривается способ диагностирования технического состояния проточной части двигателя маневренного самолета, эксплуатирующегося в широком диапазоне высот и скоростей, по поведению отклонений измеряемых параметров от дроссельных характеристик и вычисляемых характеристик узлов проточной части от своих начальных значений. Изложены способы определения этих отклонений, а также условий полета и режимов работы двигателя, на которых возможно диагностирование.

ГТД, параметры проточной части, регрессионный анализ, техническое состояние, контроль, диагностирование

УДК 621.438

К.Н. ЧААДАЕВ,
ассистент,
Д.К. НОВИКОВ,
д-р техн. наук
(СГАУ, Самара)
sekaku@mail.ru;
novikovdk_ssau@mail.ru
     

Динамика жесткого ротора свободной турбины двигателя Ж14СТ-10 на подшипниках скольжения

Рассмотрена задача увеличения ресурса свободной турбины (СТ) за счет перехода на подшипники скольжения. Составлены дифференциальные уравнения движения ротора с учетом его конструктивных особенностей. Приведены результаты расчета вынужденных колебаний системы и дан анализ целесообразности модернизации опор СТ.

Газоперекачивающий аппарат, свободная турбина, ресурс, подшипники скольжения, динамика ротора, оптимизация

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.438.082

В.А. ИВАНОВ,
канд. техн. наук
(ОАО «Авиадвигатель», Пермь)
iva-perm@rambler.ru
     

Обеспечение максимальной работы цикла как перспективное направление развития ГТУ

Рассматривается возможность обеспечения равенства максимальной работы простого цикла, без потерь энергии от необратимости процессов сжатия и расширения, и работы сложного цикла, полученного из простого цикла введением промежуточного подогрева, при условии равенства эффективных кпд простого и сложного циклов и увеличении кпд процессов сжатия и расширения в перспективе.

Сложный цикл с промежуточным подогревом, максимальная работа простого цикла, условие равенства эффективных кпд простого и сложного циклов

УДК 621.455

А.В. КРЕТИНИН,
Ю.А. БУЛЫГИН,
д-ра техн. наук,
В.Ю. КЛИМОВ,
П.А. ДРОНОВ,
аспиранты
(ВГТУ, Воронеж)
avk-vrn@mail.ru
     

Стохастический расчет распределения расхода по каналам тракта охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя

Приведены результаты расчета распределения компонента топлива по каналам охлаждающего тракта жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) на основе метода Монте-Карло с учетом случайного разброса значений коэффициента гидравлического сопротивления отдельных каналов.

Жидкостный ракетный двигатель, охлаждение, коллектор, стохастический расчет

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

УДК 629.735.45:551.53

Н.Н. МАКАРОВ,
В.М. СОЛДАТКИН,
д-ра техн. наук (ОАО «УКБП», Ульяновск; КГТУ–КАИ, Казань)
piis@piis.kstu-kai.ru
     

Методика формирования и использования информативных функций опасности отказов интегрированного комплекса бортового оборудования

Рассматривается задача контроля состояния и парирования отказов интегрированного комплекса бортового оборудования. Раскрывается методика построения моделей количественной оценки влияния отказов систем и блоков бортового оборудования на уровень безопасности полета и использования их в каналах информационно-управляющей системы контроля и парирования отказов бортового оборудования.

Бортовое оборудование, комплекс, отказы, информативные функции опасности, методика, формирование, использование

УДК 629.7.054.44:629.7.05.67

В.В. СОЛДАТКИН,
канд. техн. наук
(КГТУ–КАИ, Казань)
piis@piis.kstu-kai.ru
     

Аэрометрическая система измерения малых воздушных скоростей вертолета на основе информации о положении вихревой колонны

Рассматриваются принципы построения и алгоритмы обработки информативных сигналов аэрометрической системы измерения малых воздушных скоростей вертолета на основе неподвижного сферического приемника давлений, регистрирующего угловое положение и параметры результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны несущего винта. Проводится учет аэродинамических и кинематических искажений, вносимых индуктивным потоком вихревой колонны и вращением вертолета.

Вертолет, малые скорости, измерение, система, вихревая колонна, положение

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 681.8+53.083

О.А. ЖУРАВЛЕВ,
Е.В. ШАХМАТОВ,
А.Н. КРЮЧКОВ,
Н.Д. БЫСТРОВ,
д-ра техн. наук,
А.И. ДОЛГОВ
(СГАУ, Самара)
aseu@ssau.ru
     

Особенности цифрового спекл-интерфометра для определения вибрационных характеристик высоконагруженных элементов авиационного топливного насоса

Приведены результаты вибрационных испытаний высоконагруженных элементов шнекоцентробежной ступени авиационного топливного насоса, выполненных на созданном в СГАУ помехоустойчивом цифровом спекл-интерферометре. Представлены спекл-интерферограммы шнека и центробежного колеса шнекоцентробежной ступени насоса при различных условиях закрепления и динамического нагружения. Полученные данные могут играть важную роль при доводке авиационных топливных насосов на заданный ресурс.

Шнекоцентробежный топливный насос, резонансные частоты и формы колебаний, цифровой спекл-интерферометр, спекл-интерферограмма

УДК 534.61:534.141.2

О.А. ЖУРАВЛЕВ,
Е.В. ШАХМАТОВ,
А.Н. КРЮЧКОВ,
Н.Д. БЫСТРОВ,
д-ра техн. наук,
А.И. ДОЛГОВ
(СГАУ, Самара)
aseu@ssau.ru
     

Диагностика рабочих лопаток турбины ГТД новым виброакустическим способом

Представлены результаты разработки и применения нового виброакустического способа для диагностики технического состояния рабочих лопаток турбины авиационного ГТД.

Диагностика, дефект, вибрация, частота, амплитуда, свободные колебания

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

УДК 629.7.064

М.А. КОВАЛЕВ,
канд. техн. наук
(СГАУ, Самара)
kovalev@ssau.ru
     

Тензорное представление структуры гидросистем воздушных судов

Предложен метод представления структуры гидросистем (ГС) воздушных судов, позволяющий реализовать на ЭВМ процесс составления их диагностических моделей. Для описания структуры ГС на различных режимах работы использованы компаунд-тензоры.

Диагностика гидросистемы, диагностические модели гидросистемы, регулярная конфигурация, матрицы состава и структуры, тензорный анализ сетей

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

 

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.3

Ф.С. ХАЙРУЛЛИН,
д-р физ.-мат. наук
(КГТУ–КХТИ, Казань)
x_farid@mail.ru
     

Моделирование напряженно-деформированного состояния тонких оболочек с вырождающейся областью

Рассматривается возможность применения метода расчета оболочек сложной формы, предложенного в работе [1], для определения напряженно-деформированного состояния тонких оболочек с вырождающейся областью. Приведены результаты численных расчетов.

Тонкая оболочка, напряженно-деформированное состояние, метод расчета, численные результаты

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 629.783:523.3

А.В. СЕДЕЛЬНИКОВ,
канд. физ.-мат. наук,
А.А. СЕРПУХОВА,
аспирант
(СГАУ, Самара)
axe_backdraft@inbox.ru
     

Моделирование движения упругого космического аппарата в целях оценки микроускорений

Рассмотрен метод моделирования движения упругого космического аппарата (КА) с помощью уравнений Лагранжа, записанных в квазискоростях. Предложен алгоритм формирования квазискоростей средними Уолша. Данный метод может быть использован для оценки квазистатического компонента поля микроускорений внутренней среды КА.

Микроускорения, космический аппарат, упругие элементы, уравнения Лагранжа, квазискорости, средние Уолша

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 504.05.656

Ю.Ф. ГОРТЫШОВ,
д-р техн. наук,
В.М. ГУРЕЕВ,
канд. техн. наук,
Р.Ш. МИСБАХОВ,
аспирант
(КГТУ–КАИ, Казань),
И.Ф. ГУМЕРОВ,
канд. техн. наук
(ОАО «КамАЗ»,
Наб. Челны),
А.П. ШАЙКИН,
д-р техн. наук
(ТГУ, Тольятти)
misbahov@tot.kstu-kai.ru
     

Влияние добавок водорода в топливо на характеристики газопоршневого двигателя при изменении угла опережения зажигания

Представлены результаты экспериментальных исследований влияния добавки водорода в топливо на характеристики газопоршневого двигателя, конвертированного для работы на природном газе, при изменении угла опережения зажигания (УОЗ). По результатам исследований определено влияние добавки водорода на эффективный кпд двигателя и расход топлива при изменении УОЗ.

Поршневой ДВС, показатели ДВС, природный газ, топливно-воздушная смесь, сгорание, токсичность отработавших газов, добавка водорода

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.791.94

В.Н. АНАНИН,
аспирант,
Ю.П. КАТАЕВ,
д-р техн. наук
(КГТУ–КАИ, Казань)
tmp-tpd@mail.ru
     

Устройство для лазерной резки толстолистового металла

Предлагаются конструкция устройства со сверхзвуковыми соплами для лазерной резки толстолистового металла и методика расчета геометрии сопел устройства. Приводится принципиальная схема устройства с использованием свойств вихревого потока.

Толстолистовой металл, резка, лазер, сопло