МНЛЕП  3' 2012    _______________________  ДОМОЙ

Аннотации статей

АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

УДК 629.735

В.С. Моисеев,
д-р техн. наук
(КНИТУ–КАИ),

Д.С. Гущина,
канд. техн. наук
(ОАО «ОКБ „Сокол”»),

Р.Р. Шафигуллин, аспирант
 (КНИТУ–КАИ, Казань)
     

Рациональное размещение и выбор количества информационных беспилотных авиационных комплексов для непрерывного мониторинга крупных территорий

Рассматривается актуальная задача организации непрерывного оперативного мониторинга состояния крупных территорий с использованием беспилотных авиационных комплексов (БАК) информационного типа. Определение мест дислокации и требуемого количества БАК осуществляется путем решения двухкритериальной задачи о рациональном покрытии территории зонами действия этих комплексов. Приводятся человеко-машинный алгоритм и пример решения задачи.

Беспилотный авиационный комплекс, мониторинг территории, многокритериальная оптимизация, человеко-машинный алгоритм

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.735.45.015.4

С.А. Михайлов,
д-р техн. наук
(КНИТУ–КАИ),

Д.В. Неделько,
канд. техн. наук,
Л.В. Коротков,
инженер-конструктор,
С.А. Алимов,
ведущий конструктор
(ОАО «Казанский вертолетный завод», Казань)
     

Верификация математической модели динамического нагружения в квазистатической постановке трубчатого полозкового шасси вертолета по результатам копровых испытаний

Представлены результаты верификации математической модели динамического нагружения полозкового шасси вертолета с учетом двух последовательных посадочных ударов и результаты анализа взаимодействия рессор в процессе копровых испытаний.

Сброс, макет, центровка, полозковое шасси, посадка, тензоплатформа, эксперимент, копровые испытания, модель

УДК 539.3

В.Н. Паймушин,
д-р физ.-мат. наук,
И.И. Закиров,
Ю.А. Карпиков, аспиранты
(КНИТУ–КАИ, Казань)
     

Теоретико-экспериментальный метод определения механических характеристик заполнителя складчатой структуры в виде Z-гофра. Теоретические основы и сжатие заполнителя в поперечном направлении

Получены аналитические формулы для определения осредненных упругих и прочностных характеристик заполнителя складчатой структуры в виде Z-гофра, основанные на введении предположения о безмоментной работе его элементов (стенок) в процессе нагружения и на их исключении из работы после потери устойчивости в условиях двустороннего растяжения-сжатия со сдвигом. Содержащиеся в полученных структурных формулах безразмерные коэффициенты, появляющиеся в процессе решения сформулированных задач, подлежат определению исходя из данных специально проводимых экспериментов на растяжение, сжатие и чистый сдвиг в двух плоскостях.

Заполнитель, складчатая структура, Z-гофр, механические характеристики, энергетическое осреднение, косоугольная пластина, устойчивость, критическая нагрузка, приближенные аналитические решения, аналитические структурные формулы

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 681.513.5.01

В.И. Гаркушенко,
канд. техн. наук (КНИТУ–КАИ),
М.В. Безбрязов,
инженер-конструктор
(ОАО «Казанский вертолетный завод», Казань),

Дж. Баракос,
д-р филос. по техн. наукам
 (Ливерпульский ун-т, Ливерпуль)
     

Синтез корректирующего закона управления для повышения качества стабилизации вертолета

Рассматривается вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом типа «Ансат». Решается задача синтеза корректирующего закона управления автопилота с использованием наблюдающего устройства, позволяющего повысить качество стабилизации заданных режимов полета и снизить нагрузку на пилота.

Стабилизация вертолета, наблюдающее устройство, оценка возмущений, компенсация возмущений

УДК 629.7 + 623:001.51

В.Т. Грумондз,
д-р физ.-мат. наук (МАИ),
М.А. Полищук,
С.С. Черторыжская,
инженеры
(ГНПП «Регион», Москва),

А.С. Кривогуз,
инженер-конструктор
 (ОАО «Ил», Железнодорожный)
     

Синтез системы управления малого беспилотного планирующего ЛА с крылом большого удлинения

Рассматривается задача синтеза системы управления малым планирующим (не имеющим двигателя) летательным аппаратом (ПЛА) с крылом большого удлинения (λ≈10). Использование такого крыла позволяет существенно увеличить дальность полета, а также улучшить маневренные характеристики ЛА.

Беспилотный планирующий ЛА, крыло большого удлинения, система стабилизации, наведение, маневренные характеристики

 

УДК 633.601.311

С.А. Дербенев,
Д.М. Осадчая, кандидаты техн. наук
(КНИТУ–КАИ, Казань)
     

Исследование чувствительности системы управления креном к понижению ее порядка методом инфинитезимального преобразования

Проведено исследование чувствительности системы, описывающей управление креном летательного аппарата, к понижению ее порядка методом инфинитезимального преобразования. Получены точные соотношения между характеристиками действительного процесса управления креном и характеристиками модели более низкого порядка.

Чувствительность системы, понижение порядка, инфинитезимальное преобразование, непрерывные группы

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 533.6

А.Н. Кусюмов,
д-р физ.-мат. наук,
Е.В. Романова,
ст. преподаватель,
А.С. Батраков,
Р.Р. Нурмухаметов,
студенты
(КНИТУ–КАИ, Казань),

Дж. Баракос,
д-р филос. по техн. наукам
(Ливерпульский ун-т, Ливерпуль)
     

Моделирование обтекания неподвижного кругового цилиндра с учетом ламинарно-турбулентного перехода

Рассматривается задача стационарного обтекания плоского кругового цилиндра потоком несжимаемой вязкой жидкости. В окрестности критического числа Рейнольдса Reкр происходит скачкообразное падение лобового сопротивления цилиндра, называемое в литературе кризисом сопротивления.

Плоский круговой цилиндр, критическое число Рейнольдса, кризис сопротивления, ламинарно-турбулентный переход

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.55

С.С. Евгеньев,
д-р техн. наук
(КНИТУ–КАИ),

В.А. Футин,
канд. техн. наук
(ЗАО «НИИтурбокомпрессор»),

А.В. Зубринкин, аспирант
(КНИТУ–КАИ, Казань)
     

Радиальное распределение давления в боковых зазорах полуоткрытого осерадиального рабочего колеса центробежного компрессора

Представлены результаты численного моделирования течения и радиального распределения давления в боковых зазорах полуоткрытого осерадиального рабочего колеса центробежного компрессора с использованием программных комплексов FlowVision и Fluent. Выполнено сравнение результатов численного анализа с известными опытными данными.

Центробежный компрессор, полуоткрытое осерадиальное рабочее колесо, боковые зазоры, давление, осевые силы

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 536.21

С.А. Колесник,
Е.Л. Кузнецова,
кандидаты физ.-мат. наук
(МАИ, Москва)
     

Моделирование сопряженного теплопереноса в условиях аэрогазодинамического нагрева анизотропных затупленных носовых частей гиперзвуковых летательных аппаратов

Предлагается комплексная физико-математическая модель сопряженного тепломассопереноса при сверх- и гиперзвуковом обтекании затупленных анизотропных тел с определением их теплового состояния. Предложен метод численного решения задач сопряженного теплообмена между газодинамическими пристенными течениями и телами,  теплопроводность которых  описывается тензором второго ранга. Показано, что изменение компонентов тензора теплопроводности наружного слоя материала существенно влияет на величину температуры границы сопряжения, что, в свою очередь, изменяет тепловые потоки к телу за счет  градиента температур на границе сопряжения,  плотности и динамической вязкости.

Математическое моделирование, сопряженный теплообмен, анизотропная теплопроводность, пристенные течения, тепловая защита

УДК 536.24 + 532.5

В.В. Олимпиев,
д-р техн. наук,
Б.Г. Мирзоев,
магистр (КГЭУ, Казань)
     

Простая модель теплообмена и трения в каналах со спиральными пристенными завихрителями потока

Дана модель для теплогидравлического расчета каналов теплообменников с интенсификаторами теплообмена, построенная на основе современных представлений. Сформулированы актуальные задачи будущих исследований в этом направлении.

Интенсификация, теплоотдача, сопротивление, закрутка, отрыв, опыт, модель

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

УДК 629.735.45:551.53

В.П. Деревянкин,
канд. техн. наук,
О.И. Кузнецов,
зам. гл. конструктора
(ОАО «УКБП», Ульяновск),

В.М. Солдаткин,
д-р техн. наук
(КНИТУ–КАИ, Казань)

     

Особенности системы предупреждения критических режимов полета вертолета

Рассматривается задача обеспечения безопасности полета вертолета в нештатных ситуациях. Раскрываются характерные критические режимы и летные ограничения параметров движения вертолета. Приводятся зависимости, определяющие границы эксплуатационных режимов по основным пилотажным параметрам системы предупреждения критических режимов полета.

Вертолет, критические режимы, предупреждение, система, нештатные ситуации, эксплуатационные границы, параметры полета

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 536.2.022

М.Ю. Киаука,
аспирант,
И.М. Пономарев,
инженер (КНИТУ–КАИ),
И.Ш. Сафин,
аспирант (КГАСУ, Казань)
     

Аналитические зависимости для определения теплопроводности многослойных панелей со складчатым заполнителем

Предложена аналитическая зависимость для определения эффективной теплопроводности многослойных панелей со складчатым заполнителем с учетом геометрических характеристик панели и заполнителя и их материала. Зависимость верифицирована посредством проведения соответствующих экспериментальных исследований для трехслойных панелей со складчатым заполнителем.

Многослойные панели, складчатый заполнитель, эффективная теплопроводность, теория обобщенной проводимости, гетерогенные системы, свободная конвекция, коэффициент конвекции

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.735.45.015.4

С.А. МИХАЙЛОВ,
д-р техн. наук
(КНИТУ–КАИ),

Д.В. НЕДЕЛЬКО,
канд. техн. наук
(ОАО «Казанский вертолетный завод», Казань)
     

К вопросу о нормировании внешних нагрузок на вертолет с полозковым типом шасси для посадочных случаев нагружения

Анализируется существующая методика нормирования внешних нагрузок на вертолет с полозковым типом шасси в соответствии с требованиями норм прочности [1] и приводятся результаты сравнения с расчетными и экспериментальными исследованиями. Обозначаются основные существующие вопросы как в области расчетного моделирования, так и в системе методических требований к условиям нормирования нагрузок на вертолет с полозковым шасси. Предлагаются способы повышения безопасности выполнения аварийной посадки вертолета путем уточнения условий нормирования внешних нагрузок на этапе проектирования.

Вертолет, полозковое шасси, внешние нагрузки, нормирование

УДК 539.371:534.134

К.А. Моисеев,
Р.С. Машков,
кандидаты техн. наук
(ФВА РВСН, Серпухов)
     

К оценке воздействия подвижной распределенной нагрузки на динамическое поведение круговых многослойных цилиндрических оболочек

Обосновывается необходимость учета динамического эффекта, возникающего в анизотропной цилиндрической оболочке при воздействии постоянного по величине внутреннего избыточного давления, передний фронт которого распространяется вдоль ее образующей с постоянным ускорением, и способного создать в оболочках напряжения, многократно превышающие статические составляющие, что может привести к разрушению конструкции.

Анизотропная цилиндрическая оболочка, собственная частота, внутреннее избыточное давление, коэффициент динамичности

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 531.383

В.А. Погорелов,
д-р техн. наук (РНИИРС),
Е.Г. Чуб,
преподаватель (РГУПС),
К.Ю. Яковлев,
зам. начальника кафедры (РВИРВ, Ростов-на-Дону)
     

Модель движения некорректируемой гиростабилизированной платформы в параметрах Родрига – Гамильтона

Рассмотрено построение модели движения платформы трехосного гиростабилизатора, находящегося в режиме силовой стабилизации. В качестве кинематических параметров, описывающих изменения вектора состояния гиростабилизированной платформы, выбраны параметры Родрига – Гамильтона. Показаны преимущества использования построенной модели в системах начальной ориентации инерциальных навигационных систем по сравнению с существующими.

Гиростабилизированная платформа, инерциальная навигационная система, параметры Родрига – Гамильтона

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.165.001

Б.И. Мамаев,
д-р техн. наук,
И.Е. Алексахин,
инженер
(ООО «Сименс», Москва)
     

О коррекции профилей в периферийных сечениях необандаженной рабочей лопатки турбины

Показано, что традиционный проектировочный расчет турбины с нулевым радиальным зазором не приводит к большим погрешностям определения параметров потока, а дополнительное уменьшение угла выхода из рабочей лопатки для компенсации влияния реального зазора приближает к проектировочным параметры потока, но не дает существенного прироста кпд.

Ступень, рабочая лопатка, периферийное сечение, радиальный зазор, угол выхода, реактивность, кпд

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.910.71

Е.М. Коровин,
канд. техн. наук
(КНИТУ–КАИ, Казань)
     

Оптимальное управление режимами на станках с ЧПУ

Представлены математическая модель трудоемкости и метод поиска оптимального управления режимами при обработке деталей произвольной конфигурации на станках с числовым програм­мным управлением. Приведен пример оптимизации.

Станки с ЧПУ, механообработка, деталь, трудоемкость, математическая модель, метод поиска, оптимальное управление, оптимизация