МНЛЕП  3' 2005    _______________________  Домой

Аннотации статей

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.7.035.7

А. Л. БЫКОВ,
канд. техн. наук
(«Pratt&Whitney Rus»,
С.-Петербург)

     

Модель пространственного движения несущего винта самолетов вертикального взлета и посадки

Построена модель преобразования несущей системы самолета вертикального взлета и посадки при переходе к скоростному полету. Несущая система состоит из вращающихся вокруг упругой оси полого дискового крыла и внутреннего барабана. В конструкцию входят выдвижные лопасти, соединенные с барабаном тросами. Лопасти совершают пространственное движение, в то время как крыло и внутренний барабан – лишь плоское. Уравнения движения записаны для случая, когда барабан намотки, дисковое крыло и лопасти являются абсолютно твердыми. Представлены результаты численных исследований.

УДК 629.7.0015.4.035:629.735.45.05

С. А. МИХАЙЛОВ,
докт. техн. наук,
Е. И. НИКОЛАЕВ,
Н. А. ШИЛОВА,
кандидаты техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)
     

Влияние сжимаемости воздуха на критические угловые скорости флаттера несущего винта с упругой втулкой

Рассматривается математическая модель крутильно-маховых колебаний лопасти несущего винта с упругой втулкой. Предлагается при исследовании критических скоростей флаттера в поступательном полете учитывать зависимости аэродинамических коэффициентов профиля лопасти от числа Маха. Приведены результаты расчетов для реального вертолета, выполненных по разработанной авторами методике.

УДК 539.4:629.7.025

В. А. ПАВЛОВ,
докт. техн. наук,
М. К. ТЛЕУЛИНОВ,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

О колебаниях катастрофического изменения формы оперения

Рассматривается явление колебаний катастрофического изменения формы составной несущей поверхности. Предлагается геометрически нелинейная динамическая расчетная схема. Для решения динамической задачи используется метод Ньюмарка.

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 629.78

В. А. АФАНАСЬЕВ,
канд. техн. наук
(ГРЦ «КБ им. ак. В.П. Макеева», Миасс),
Г. Л. ДЕГТЯРЕВ,
докт. техн. наук,
А. С. МЕЩАНОВ,
канд. техн. наук,
Т. К. СИРАЗЕТДИНОВ,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Модельная задача рикошетного возвращения космического аппарата

Модельная задача возвращения на Землю космического аппарата по рикошетирующим траекториям исследуется путем аналитического решения нелинейных дифференциальных уравнений полета в атмосфере для высоты, дальности и скорости на всей протяженности нисходящего и восходящего кабрирования. С их помощью определен оптимальный угол входа в атмосферу, обеспечивающий максимальное расстояние баллистического полета в зависимости от скорости входа в атмосферу и аэродинамического качества. Рассмотрен численный пример. Изложенные результаты используются для проектирования возвращаемых космических аппаратов и разработок их бортовых алгоритмов управления.

УДК 658.012

А. В. ЕЛИСЕЕВ,
канд. техн. наук
(РВИРВ, Ростов-на-Дону)

     

Нечеткий регулятор для управления мультиструктурным объектом

Рассмотрен вопрос синтеза адаптивного нечеткого регулятора для управления мультиструктурным объектом. Основное внимание уделено синтезу устройства идентификации текущей модели объекта управления, представленной в виде нечеткого уравнения в отношениях. Приведен пример.

УДК 629.7.05

К. В. УСТИНОВ,
науч. сотр.
(МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва)

     

Экономия авиатоплива при полете пассажирско-транспортного самолета в воздушном эшелоне

Представлено решение задачи экономии топлива для пассажирско-транспортного самолета при полете в вертикальной плоскости в пределах воздушного эшелона.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.7.036/534.1.001

А. В. ИВАНОВ,
канд. техн. наук,
М. К. ЛЕОНТЬЕВ,
докт. техн. наук (МАИ, Москва)

     

Модальный анализ динамических систем роторов

Развиваются методы модального анализа для решения задач роторной динамики, позволяющие существенно сократить необходимые вычислительные и временные ресурсы. Рассмотрены алгоритмы, учитывающие изменения инерционных параметров динамических систем роторов, жесткостных характеристик, гироскопических и демпфирующих сил. Предложен алгоритм учета осевых сил, действующих в роторных системах.

УДК 533.6.011

Ю. В. СУСЛОВ,
канд. техн. наук,
И. В. ГАРАНИН,
докт. техн. наук
(МАИ, Москва),

В. Г. КУЛЬЧИХИН,
канд. техн. наук
(ОАО «Тюменские моторо-строители», Тюмень)

     

О возможности использования пульсирующих детонационных двигателей в ракетно-авиационной технике

Анализируется целесообразность и области применения пульсирующих детонационных двигателей, работающих на твердых и жидких компонентах, в современных ЛА. Проводится сравнительная оценка энергетической эффективности таких двигателей с РДТТ и ЖРД. Определены пороговые значения удельных импульсов тяги, при превышении которых применение пульсирующих детонационных двигателей становится энергетически оправданным.

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 532.526; 536.244

В. М. КРАЕВ,
канд. техн. наук (МАИ, Москва)

     

Теплообмен и гидродинамика турбулентных течений в условиях гидродинамической нестационарности

Представлены экспериментальные данные о структуре турбулентного потока при стационарном течении газа в круглой трубе, при плавных ускоренном и замедленном режимах течения. По полученным данным рассчитаны коэффициенты теплоотдачи и гидравлического сопротивления для нестационарных течений. Подтверждены предположения о значительном отличии коэффициентов теплоотдачи и гидравлического сопротивления от квазистационарных при ускорении и замедлении воздушного течения. Предложенные модели для расчета теплообмена и гидродинамики могут быть использованы на практике.

УДК 532.526.4

А. А. СЕРГИЕНКО,
докт. техн. наук (МАИ, Москва)

     

К теории турбулентного движения жидкости

Предлагается теория турбулентного движения для расчета средних по времени и пульсационных компонентов параметров установившегося движения вязкой несжимаемой жидкости. Используются уравнения гидродинамики для законов сохранения импульса и массы и интегральные преобразования Фурье для спектров пульсационных компонентов как случайных функций времени. Получена и представлена полная (замкнутая) система нелинейных дифференциальных уравнений с интегральными слагаемыми для спектров пульсаций и осредненных параметров компонентов скорости и давления.

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 629.7.023.222

А. М. АБУСДЕЛЬ,
магистр,
Т. А. ИЛЬИНКОВА,
канд. техн. наук,
А. Н. ЛУНЕВ,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Применение термобарьерных покрытий в современных газовых турбинах. II. Связующий слой

Обзор представленных в данной статье исследований посвящен материалам, используемым в качестве связующего слоя (подслоя) термобарьерных покрытий, а также результатам исследований в области повышения работоспособности покрытий.


УДК 621.365.5:517.977.5

В. И. ИВАНОВ,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Оптимальное управление сквозным индукционным нагревом крупногабаритных несплошных тел

Выявлена специфичность оптимального управления сквозным индукционным нагревом крупногабаритных несплошных тел и решена задача оптимального управления их нагревом.

УДК 621.981.1

И. М. КОЛГАНОВ,
канд. техн. наук,
П. Н. КУПРИН,
инженер-технолог (ОАО «УлНИАТ»),
П. Ю. ПАКШИН,
аспирант (УлГТУ)

     

Исследование процесса стесненного изгиба при профилировании тонколистовых заготовок

Предлагаются математические зависимости амплитуды периодических изломов и крутки различных профилей от продольных остаточных деформаций растяжения по кромке профилируемой заготовки на переходах предварительного формообразования. Полученные решения позволяют установить параметры профилей панельных конструкций и технологического процесса, близкие к оптимальным, позволяющие обеспечить их бездефектность.


УДК 621.9.047

А. Г. ФИРСОВ,
нач. отдела,
А. А. СРЕДИН,
инж. (ОАО «КМПО»),
А. Х. КАРИМОВ,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Проектирование электродов-инструментов для ЭХО лопаток компрессора Г ТД с использованием компьютерного моделирования

Приводится методика проектирования и изготовления электродов-инструментов для электрохимической размерной обработки проточной части малогабаритных лопаток компрессора ГТД с использованием компьютерного моделирования. Применение методики в серийном производстве в два раза сократило трудоемкость изготовления электродов, исключило необходимость изготовления эталонных лопаток и использования производственных электрохимических установок.


УДК 629.7.01

В. И. ХАЛИУЛИН,
докт. техн. наук,
А. А. РАЗДАЙБЕДИН,
канд. техн. наук,
Д. Г. МЕНЯШКИН,
магистр (КГТУ – КАИ, Казань)

     

Оценка влияния нестабильности технологических параметров на точность складчатого заполнителя

Представлена методика для анализа влияния производственных погрешностей на точность криволинейного складчатого заполнителя многослойной панели. Проведены расчеты, позволяющие оценить зависимость размеров структуры от точности соблюдения размеров разметки и несинхронности трансформирования Z-гофра.


Технические заметки

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.3

Ф. С. ХАЙРУЛЛИН,
канд. физ.-мат. наук
(КГТУ – КХТИ, Казань)

     

Об использовании теории оболочек типа Тимошенко для расчета толстых оболочек

Предлагается методика расчета толстых оболочек, основанная на представлении компонентов перемещения оболочки по толщине в виде кусочно-линейных функций. При этом используются определяющие уравнения теории оболочек типа Тимошенко с учетом обжатия и метода расчета оболочек сложной формы [1].

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 621.454.3.035

В. Я. ХИЛЬКЕВИЧ,
канд. техн. наук,
Л. С. ЯНОВСКИЙ,
докт. техн. наук (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», Москва)

     

Использование эффектов рикошетирования и кабрирования для увеличения дальности полета ракет

Проведено сравнение мероприятий, направленных на повышение дальности полета ракет класса «поверхность – поверхность». Показано, что оснащение изначально неуправляемой ракеты системой управления позволяет увеличить дальность полета в 1,3 раза, а замена двигательной установки – в 1,7 раза при традиционных плавных траекториях спуска. При использовании эффекта рикошетирования дальность полета увеличивается в 1,5 - 2,2 раза.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.7.048.7 (075.8)

А. В. ЧИЧИНДАЕВ,
канд. техн. наук
(НГТУ, Новосибирск)

     

Влияние воздушно-испарительного охлаждения на эффективность работы воздухо-жидкостного теплообменника

Исследуется процесс теплопередачи в компактном теплообменнике в случае испарительного охлаждения. Описывается исследуемый воздухо-жидкостный теплообменник, рабочие параметры и модель расчета. Приведены результаты исследования влияния температуры и влагосодержания продувочного воздуха на эффективность работы теплообменника. Сделаны выводы о механизме повышения эффективности процесса теплопередачи.

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.438

В. В. ЛЕБЕДЕВ,
канд. техн. наук
(РГАТА, Рыбинск)

     

Связь суммарных потерь в турбинной решетке с эффективностью завесного охлаждения ее торцевой стенки

Показано, что влияние вдува на суммарные потери в решетке ослабевает по мере уменьшения толщины слоя смешения охладителя с основным потоком, а следовательно, по мере увеличения начальной эффективности завесного охлаждения в непосредственной близости к месту вдува.

УДК 621.452.3:534

А. Н. ТЫРСИН,
канд. техн. наук
(ЧелГУ, Челябинск)

     

Определение динамических характеристик элементов газотурбинных двигателей по спектру вибросигнала

Рассмотрен метод определения динамических характеристик элементов газотурбинных двигателей по значениям отсчетов спектра вибросигнала. Приведены факторы, влияющие на снижение точности определения динамических характеристик. Рассмотрены способы повышения точности оценок параметров путем уменьшения влияния указанных факторов.