МНЛЕП  2' 2017    _______________________  ДОМОЙ

Аннотации статей

 

АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

УДК 533.65.013.622

С.З. СВЕРДЛОВ,
канд. техн. наук
(ВоГУ, Вологда)
c3c@mail.ru
     

Продолжительность полета, потенциал и относительный кпд электрического мультикоптера

Для оценки продолжительности полета предложено использовать величину потенциала и вертолетное число. Приводятся данные об энерговооруженности и относительном кпд ряда моделей мультикоптеров.

Электрический вертолет, продолжительность полета, потенциал электрического вертолета, вертолетное число, относительный кпд

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.3

В.Г. ДМИТРИЕВ,
д-р техн. наук,
В.И. БИРЮКОВ,
д-р техн. наук,
О.В. ЕГОРОВА,
канд. физ.-мат. наук
(МАИ, Москва),

С.И. ЖАВОРОНОК,
канд. физ.-мат. наук
(ИПРИМ РАН, Москва),

Л.Н. РАБИНСКИЙ,
д-р физ.-мат. наук
(МАИ, Москва)
f9_dec@mai.ru

     

Нелинейное деформирование многослойных композитных оболочек вращения при больших перемещениях и углах поворота нормали

Для нелинейной краевой задачи теории слоистых оболочек строится на регулярной сетке дискретный аналог на базе разностных операторов второго порядка точности. Для численного решения дискретной задачи предложен вариант метода квазидинамического установления, выведены эволюционные уравнения и получены оценки оптимальных параметров линейного итерационного процесса, обеспечивающие сходимость решения.

Слоистые оболочки, большие перемещения, углы поворота, квазидинамическое установление, итерационные процессы

УДК 539.3:534.1

Е.Ю. КРЫЛОВА,
канд. физ.-мат. наук,
Т.В. ЯКОВЛЕВА,
канд. физ.-мат. наук,
В.Г. БАЖЕНОВ,
д-р физ.-мат. наук
(ННГУ, Нижний Новгород)
yan-tan1987@mail.ru
     

Влияние шумового поля на параметрические колебания гибких квадратных пластин

Изучается влияние интенсивности поля внешнего белого шума на нелинейную динамику квадратной пластины под действием продольной нагрузки. Показана способность шума высокой интенсивности в некоторых случаях уменьшать количество частот в спектре колебаний системы.

Нелинейная динамика, параметрические колебания, сценарии перехода к хаосу, пластина, белый шум

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 533.6: 531.37

Ю.П. ОНУШКИН,
канд. техн. наук
(ВУНЦ ВВС «ВВА», Сызрань),

Д.А. СИЗОВ,
канд. техн. наук
(филиал ФГБОУ ВО СамГТУ, Сызрань),

В.А. ПОЛУЯХТОВ,
канд. техн. наук
(ВУНЦ ВВС «ВВА», Сызрань)
sizov.syzran@gmail.com
     

Комплексный подход к математическому моделированию и оптимизации полетного задания вертолета

Предложен комплексный подход, позволяющий моделировать полет вертолета во всем диапазоне скоростей полета. Рассматривается методика оптимизации соответствующей полетному заданию траектории с учетом рельефа местности и эксплуатационных условий.

Вертолет, метод энергий, полетное задание, рельеф, оптимизация

УДК 621.396.965.8

М.И. СЫЧЕВ,
д-р техн. наук
(МАИ, Москва)
sychev@mai.ru
     

Высокоточные алгоритмы оценивания координат и параметров движения воздушных судов гражданской авиации по информации от радиолокационных источников наблюдения

Рассматривается задача траекторной обработки радиолокационной информации в системе организации воздушного движения гражданской авиации на основе многомодельной фильтрации. Дано описание трех вариантов построения структурных схем многомодельных фильтров. Представлены различные варианты алгоритма объединения гипотез, влияющего на характеристики траекторной обработки по точности. Приводятся результаты моделирования.

Радиолокация, траекторная обработка, многомодельная фильтрация


АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 533.69

Ф. ДИИЗИ,
д-р филос. по техн. наукам
(Ливерпульский ун-т,
Ливерпуль),

Г. БАРАКОС
(Ун-т Глазго, Глазго),
Л.И. ГАРИПОВА,
аспирант,
А.Н. КУСЮМОВ,
д-р физ.-мат. наук,
С.А. МИХАЙЛОВ,
д-р техн. наук
(КНИТУ-КАИ, Казань)
postbox7@mail.ru
     

Аэроупругое CFD/CSD-моделирование несущего винта при высокоскоростном горизонтальном полете

Рассматривается несущий винт вертолета в режиме горизонтального полета. Проведено сравнение расчетов для жестких и аэроупругих лопастей методом сопряженного моделирования. Рассмотрено влияние коэффициента конструкционного демпфирования на деформацию лопасти в горизонтальном полете.

Вертолет, аэроупругость, полет с высокой скоростью

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.7.036.3.01

В.Л. ВАРСЕГОВ,
канд. техн. наук
(КНИТУ-КАИ, Казань),

А.С. ШАБАЛИН
(ФГУП ВНИИР, Казань)
varsegov@mail.ru
     

Численное определение газодинамических характеристик решеток с различными углами отклонения выходных кромок продольных ребер реверсивного устройства перспективного газотурбинного двигателя

Проведено численное исследование влияния угла отклонения выходных кромок продольных ребер на газодинамические характеристики решеток устройства реверсирования тяги, расположенного в наружном контуре ТРДД. Верификация численной модели осуществлена на основе результатов экспериментального исследования.

ТРДД, реверсивное устройство, продольные ребра решеток, газодинамические характеристики, численное моделирование, верификация численной модели

УДК 629.7.036.3

В.А. ГРИГОРЬЕВ,
д-р техн. наук,
А.О.ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ,
аспирант
(Самарский ун-т, Самара)
zao_sam156@mail.ru
     

Исследование влияния расчетной скорости полета вертолета на выбор значений параметров рабочего процесса ГТД

На этапе начального проектирования ГТД вертолета исследуются оптимальные и рациональные значения параметров рабочего процесса двигателя при разных скоростях полета летательного аппарата. Описаны некоторые особенности математических моделей, образующих систему вертолет – двигатель.

Турбовальный двигатель, вертолет, параметры рабочего процесса, критерии эффективности, область компромиссов

УДК 621.432

В.М. ГУРЕЕВ,
д-р техн. наук,
А.Х. ХАЙРУЛЛИН
  (КНИТУ-КАИ, Казань),
Ф.А. ВАРЛАМОВ
(КНИТУ-КАИ, Казань),
И.Ф. ГУМЕРОВ,
канд. техн. наук,
Р.Х. ХАФИЗОВ
(НТЦ ПАО «КамАЗ»,
Набережные Челны)
azat-meh@mail.ru
     

Влияние геометрических размеров камеры сгорания и степени сжатия на основные показатели авиационного дизеля

Рассмотрена проблема повышения топливной экономичности авиационного дизеля и снижения дымности его отработавших газов за счет экспериментального определения оптимальной степени сжатия и размеров камеры сгорания. Выявлена и обоснована необходимость согласования этих параметров в широком диапазоне изменения нагрузки и частоты вращения коленчатого вала.

Авиационный дизель, дымность отработавших газов, удельный эффективный расход топлива, степень сжатия, камера сгорания

УДК 62-762

А.В. ИВАНОВ,
д-р техн. наук
(ВГТУ, Воронеж),

А.В. МОСКВИЧЕВ,
канд. техн. наук
(ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Воронеж)
iav308@inbox.ru
     

К вопросу выбора модельного рабочего тела, имитирующего водород, для испытания уплотнений

Рассмотрена возможность применения в качестве модельного тела холодного газообразного азота при испытаниях уплотнений водородных насосов энергетических установок, подтвержденная данными трехмерного моделирования.

Уплотнение, водород, азот, моделирование, зазор, деформация, ANSYS

УДК 621.438

С.В. ФАЛАЛЕЕВ,
д-р техн. наук
(Самарский ун-т, Самара)
sergey_falaleev@mail.ru
     

Тенденции исследований гидродинамического демпфирования в опорах роторов ГТД

Рассмотрены различные типы демпферов опор роторов ГТД. Выявлено преимущество гидродинамических демпферов. Проведено исследование гидродинамического демпфирования в опорах роторов ГТД. Предложена новая конструкция и методика расчета регулируемого гидродинамического демпфера.

Демпфер, опора, ротор, газотурбинный двигатель, смазка, гидродинамическое демпфирование

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 536.244

В.С. ЗАРУБИН,
д-р техн. наук,
В.Н. ЗИМИН,
д-р техн. наук,
Г.Н. КУВЫРКИН,
д-р техн. наук
(МГТУ, Москва)
zarubin@bmstu.ru
     

Температурное состояние оболочки сверхзвуковой части сопла прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Построена математическая модель, описывающая распределение температуры в неохлаждаемой оболочке сопла. Анализ модели выявил допустимость предельных значений температур для современных и перспективных термостойких композиционных материалов.

Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, неохлаждаемая оболочка сопла, температурное состояние


УДК 532.526; 536.244

В.М. КРАЕВ,
д-р техн. наук,
А.С. МЯКОЧИН,
д-р техн. наук
(МАИ, Москва)
heat204@mai.ru
     

Анализ структуры гидродинамически нестационарного турбулентного течения в каналах энергоустановок летательных аппаратов

Выполнены экспериментальные исследования воздействий неизотермических и нестационарных гидродинамических условий на порождение и развитие турбулентности. В нестационарных условиях проведены измерения мгновенных осевых и радиальных скоростей и температуры, рассчитаны их осредненные и пульсационные величины, а также их корреляции. По результатам анализа частотных спектров пульсационных параметров сформулирована физическая модель гидродинамически нестационарного турбулентного течения.

Структура турбулентных течений, нестационарные условия, неизотермические условия, спектр турбулентных пульсаций, частотный анализ пульсаций

УДК 536.242

А.С.КРАСНОШЛЫКОВ,
аспирант,
Г.В. КУЗНЕЦОВ,
д-р физ.-мат. наук
(ТПУ, Томск)
alexhhl@mail.ru
     

Математическое моделирование тепловых режимов термосифонов при работе с характерными тепловыми нагрузками аккумуляторных батарей авиационного оборудования

Проведен численный анализ тепловых режимов замкнутого двухфазного термосифона с использованием программного пакета ANSYS Fluent. Получены характерные распределения температур, линии тока и векторы скорости при различных тепловых нагрузках. Показана возможность использования пакета программ для анализа процессов переноса энергии при достаточно высоких тепловых нагрузках.

Замкнутый двухфазный термосифон, испарение, конденсация, аккумуляторные батареи, теплоперенос

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

УДК 629.7

А.В. ЕФРЕМОВ,
д-р техн. наук,
М.С. ТЯГЛИК,
канд. техн. наук,
И.Х. ИРГАЛЕЕВ,
аспирант,
С.А. ГОРБАТЕНКО,
д-р техн. наук
(МАИ, Москва)
pvl@mai.ru
     

Синтез прогнозной индикации для нового поколения дисплеев высокоавтоматизированных самолетов

Рассмотрена задача синтеза прогнозной индикации для улучшения пилотажных свойств в задачах точного траекторного управления, в частности, при посадке самолета, динамика которого характеризуется временными задержками в тракте управления.

Система самолет – летчик, прогнозный дисплей, пилотажные характеристики

УДК 629.735.45: 551.53

И.О. КУЗНЕЦОВ,
канд. техн. наук,
(КНИТУ-КАИ, Казань;
АО «УКБП», Ульяновск),

В.М. СОЛДАТКИН,
д-р техн. наук
(КНИТУ-КАИ, Казань)
w-soldatkin@mail.ru
     

Анализ и синтез каналов информационно-управляющей системы предотвращения критических режимов вертолета

Раскрываются особенности построения информационно-управляющей системы предотвращения критических режимов вертолета, методика оценки ее эффективности, анализа и синтеза каналов измерения, формирования сигналов предупреждения и информационной поддержки экипажа в нештатных ситуациях.

Вертолет; критические режимы; предотвращение; информационно-управляющая система; каналы измерения, сигнализации, принятия решений, информационной поддержки экипажа; оценка эффективности; анализ; синтез; методики

УДК 531.383; 519.688; 51-74

В.М. ПАНКРАТОВ,
д-р техн. наук,
М.А. БАРУЛИНА,
д-р физ.-мат. наук
(ИПТМУ РАН, Саратов),

А.В. КРЫСЬКО,
д-р физ.-мат. наук
(СГТУ, Саратов)
     

Влияние расстройки парциальных частот чувствительных элементов на амплитудно-частотные характеристики микромеханических гироскопов

Исследовано влияние рассогласования парциальных частот микромеханических гироскопов на амплитудно-частотные характеристики. Построенная математическая модель позволяет на этапе проектирования датчика определять требования к допускам на его параметры, определяющих значения его парциальных частот.

Микромеханический гироскоп, амплитудно-частотная характеристика, допуски, парциальные частоты, резонанс, рассогласование частот

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.694.31

В.И. ХАЛИУЛИН,
д-р техн. наук
(КНИТУ-КАИ, Казань)
pla.kai@mail.ru
     

Циклическое складывание композитного z-гофра и расчет параметров оборудования

Рассматривается новая технологическая схема изготовления складчатой конструкции из композитов циклическим методом складывания из непрерывного полотна препрега. В качестве формообразующего узла оборудования используется кольцевая трансформируемая матрица. Разработана методика расчета параметров формообразующего узла, основанная на анализе кинематики работы оборудования с помощью векторной модели трансформирования четырехлучевых складчатых структур.

Зигзагообразный гофр, циклическое складывание, трансформируемая кольцевая матрица, композиты, алгоритмы расчета

РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ

УДК 621.371.25;550.388.2

В.А. ИВАНОВ,
д-р физ.-мат. наук,
Д.В. ИВАНОВ,
д-р физ.-мат. наук,
Н.В. РЯБОВА,
д-р физ.-мат. наук
(ПГТУ, Йошкар-Ола)

ЛЫОНГ ВЬЕТ ЛОК
(Vietnam Multimedia
Corporation, Вьетнам),
канд. физ.-мат. наук,

Е.В. КАТКОВ,
канд. физ.-мат. наук
(ПГТУ, Йошкар-Ола)miryabova@mail.ru
     

Исследование точности местоопределения динамических (подвижных) объектов с использованием многочастотного наклонного зондирования ионосферных радиолиний сигналами с линейной частотной модуляцией

Представлены методы и алгоритмы местоопределения динамических (подвижных) объектов с использованием данных наклонного зондирования ионосферы непрерывными сигналами с линейной частотной модуляцией. Проведены натурные эксперименты по определению дальности до объекта и его местоположения.

ДКМ радиосвязь, линейная частотная модуляция, зондирование, определение местоположения объектов, ионосфера, радиолиния

УДК 629.7: 623.746.-519: 621.391.823

М.Г. НУРИЕВ,
аспирант,
З.М. ГИЗАТУЛЛИН,
канд. техн. наук,
Р.М. ГИЗАТУЛЛИН,
мл. науч. сотрудник
(КНИТУ-КАИ, Казань)
gzm_zinnur@mail.ru
     

Физическое моделирование электромагнитных помех в беспилотном летательном аппарате при воздействии высоковольтной линии электропередачи

Разработана методика для исследования помехоустойчивости электронных систем беспилотного летательного аппарата на основе физического моделирования. Предложены математические модели, схема экспериментального стенда и примеры расчета параметров для физического моделирования электромагнитных помех в линиях связи при воздействии электромагнитных полей высоковольтных линий электропередачи. Представлены примеры применения физического моделирования, подтверждающие практическую пригодность данного подхода.

Беспилотный летательный аппарат, бортовая электронная система, линия связи, помехоустойчивость, высоковольтная линия электропередачи, электромагнитное поле, электромагнитная помеха, физическое моделирование, математическая модель, методика

 

Технические заметки

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 533

К.Г. ГАРАЕВ,
д-р физ.-мат. наук
(КНИТУ-КАИ, Казань)
sm@kai.ru
     

К задаче оптимального управления ламинарным пограничным слоем в потоке несжимаемой жидкости

Показано, что оптимальная скорость вдува в плоской критической точке является конечной при произвольном распределении скорости на внешней границе пограничного слоя.

Пограничный слой, критическая точка, функционал, оптимальный вдув, изопериметрическое условие, первый интеграл

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 62-762.001

В.Б. БАЛЯКИН,
д-р техн. наук
(Самарский ун-т, Самара)
029-029@mail.ru
     

Проблемы и перспективы использования газо- и гидродинамической смазки в уплотнениях опор роторов авиационных двигателей

Исследованы способы увеличения ресурса торцовых уплотнений опор роторов. Рассмотрены факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уплотнений.

Торцовое уплотнение, авиационный двигатель, опора, микроканавки, утечки, пара трения

УДК 629.09.301

В.Г. ГУСЕВ,
канд. техн. наук
(СПбГУ, Санкт-Петербург)
prep424@mail.ru
     

Компоновка силовой установки на крыле среднемагистрального пассажирского самолета с нечетным числом двигателей

Проведен сравнительный анализ компоновки силовой установки с нечетным числом двигателей, расположенных на крыле двухфюзеляжного пассажирского самолета, и силовой установки однофюзеляжного самолета-прототипа. Выявлены преимущества предлагаемой двухфюзеляжной схемы.

Компоновка, двухфюзеляжный самолет, силовая установка, пассажировместимость

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.7; 536.27


В.А. ТРУШИН,
д-р техн. наук
(УГАТУ, Уфа)
at-t@ugatu.ac.ru
     

Динамические характеристики регенератора ГТД с компланарными каналами

Приведена методика расчета нестационарных температур газа, воздуха и элементов теплопередающей гофрированной пластины рекуперативного теплообменника с компланарными каналами на режимах запуска и останова регенеративного ГТД. Рассматривается распределение термических напряжений в пластине, ресурс работы теплообменника на стационарном режиме и допустимое число динамических циклов пуск – останов.

Регенератор ГТД, компланарные каналы, запуск, останов, ресурс работы, число циклов

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.74:658.512.2

А.Ф. СМЫКОВ,
д-р техн. наук,
В.С. МОИСЕЕВ,
д-р техн. наук,
А.С. ЧУМАДИН,
д-р техн. наук
(МАИ, Москва)
tlp_dsaf@mail.ru
     

ОРешение задач проектирования литниково-питающих систем при производстве лопаток ГТД

Рассмотрены методологические основы проектирования технологических процессов литья лопаток ГТД с применением средств воздействия на затвердевание литой заготовки. Представлена общая структура пакета прикладных программ для автоматизированных расчетов параметров литья отливок класса лопатка. Приведен пример проектирования литниково-питающих систем для конкретного изделия.

Литье по выплавляемым моделям, автоматизированное проектирование технологии, литниково-питающая система, лопатка ГТД