номер  1' 2010    _______________________  ДОМОЙ

Аннотации статей

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.7.016
А.М. ГИРФАНОВ,
канд. техн. наук,
В.В. ПАВЛОВ,
аспирант
(КГТУ–КАИ, Казань)
diskolet@mail.ru
     

Математическая модель балансировки дисколета вертикального взлета и посадки

Излагается основанная на использовании возможностей современных систем и средств автоматизации проектных работ методика автоматизированного формирования облика самолета. В предлагаемой методике процесс формирования облика самолета осуществляется на основе реконфигурации параметрической модели базовой компоновочной схемы.

Дисковое крыло, дисколет, балансировка, математическая модель, двухопорный торсион

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.735.45.015.4

С.А. МИХАЙЛОВ,
д-р техн. наук
(КГТУ–КАИ),
Л.В. КОРОТКОВ,
инженер-конструктор,
Д.В. НЕДЕЛЬКО,
канд. техн. наук
(ОАО «КВЗ», Казань)
samlabkaz@yandex.ru
     

Моделирование упругопластического деформирования рессор полозкового шасси вертолета

Предложена методика расчета напряженно-деформированного состояния и энергоемкости рессор полозкового шасси вертолета, функционирующих в условиях динамического нагружения, с учетом физически и геометрически нелинейной схемы деформирования. На примерах реальных вертолетных конструкций подтверждена достаточная достоверность разработанной методики сравнением с результатами экспериментов. Выполнен анализ условий сходимости решения по предложенному методу при аппроксимации диаграммы деформирования материала напряженным сплайном.

Вертолет, полозковое шасси, рессора, упругопластические деформации, нелинейность, большие перемещения

УДК 629.7.015.4

А.Т. ПОНОМАРЕВ,
д-р техн. наук
(ВВА им. проф.
Н.Е. Жуковского
и Ю.А. Гагарина),
В.Г. СТОПКЕВИЧ,
канд. техн. наук,
Е.В. КОРОБЕЙНИКОВ,
зам. нач. деп. ресурса
(ЗАО «Гражданские
самолеты Сухого», Москва)
mechanics19@narod.ru
     

Долговечность пластины с концентратором произвольной формы при малоцикловом плоском нагружении

Излагаются методика и алгоритм расчета усталостной долговечности пластины с концентратором при сложном нагружении в области малоцикловой усталости. Рассматривается долговечность пластины с концентраторами различной формы. Исследование локального напряженно-деформированного состояния осуществляется в рамках плоского нагружения методом конечных элементов с помощью программы MSC NASTRAN, а долговечность оценивается с использованием интегрального критерия нагруженности контура концентратора.

 

Пластина, концентратор, контур, плоское нагружение, номинальные напряжения, локальные напряжения, долговечность, интегральный критерий нагруженности

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 681.513.5:629.735.45

А.Г. АУЗЯК,
канд. техн. наук
(КГТУ–КАИ, Казань),
В.И. БУДИН,
Ф.В. ДРЕМОВ,
кандидаты техн. наук
(СамГТУ, ф-л, Сызрань)
lvi@au.kstu-kai.ru
eikt@sstu.syzran.ru
     

Математическое моделирование оптимального управляемого полета вертолета на вертикальных режимах

Приводятся результаты исследования по созданию математической модели управляемого полета вертолета по вертикальной траектории. Для оптимизации движения использован прямой приближенный метод. Оптимизирующий функционал состоит из двух основных частей: первая часть пропорциональна времени движения, вторая содержит штрафы за нарушение ограничений на траектории. Приведены примеры расчетов, результаты численных исследований, получены параметры оптимальных программных опорных траекторий для выбранного типа вертолетов.

Вертолет, полет, управление, моделирование, оптимальная траектория, автоматизация

УДК 621.396

Ю.Г. БУЛЫЧЕВ,
д-р техн. наук,
А.А. МОЗОЛЬ,
адъюнкт
(РВИРВ),
В.Н. ВЕРНИГОРА,
техн. директор
(ФГУП ВНИИ
«Градиент», Ростов)
ProfBulychev@yandex.ru
alex-militar@bk.ru
gradient@aaanet.ru
     

Оперативный метод определения дальности при пеленговании цели с частично известными параметрами

Описан оперативный метод определения наклонной дальности прямолинейно движущейся цели по
двум измерениям пеленга с использованием априорной информации о вероятной величине скорос-
ти, ускорения и др. Дана оценка эффективности метода. Приведен иллюстративный пример.

 

 

Наклонная дальность, оценка, оперативность

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.735.45.015

В.А. ЛЕОНТЬЕВ,
канд. техн. наук
(ЦАГИ, Жуковский)
spintest@mail.ru
     

Метод определения скоростей и ускорений элемента упругойлопасти несущего винта

Приведен уточненный метод расчета скоростей и ускорений элемента упругой лопасти винта винтокрылого летательного аппарата в общем случае его движения с линейными и угловыми скоростями и ускорениями. Метод может быть использован при вычислении аэродинамических и аэроупругих характеристик несущих и рулевых винтов для широкого круга задач по аэромеханике.


Скорость, ускорение, элемент упругой лопасти, общий случай движения

УДК 534.213.4+534.222.2

Л.А. ТКАЧЕНКО,
Р.Г. ГАЛИУЛЛИН,
кандидаты физ.-мат. наук
(ИММ КазНЦ РАН;
КГУ, Казань)
luda_tkachenko@inbox.ru
     

Влияние геометрии открытого торца на резонансные колебания газа в трубе

Исследованы резонансные колебания газа в трубе с открытым торцом разной геометрии. Расчет проводится однопараметрической моделью с использованием экспериментальных данных для заостренного торца и торцов с фланцами. Представлены распределения модулей безразмерных амплитуд колебаний скорости и давления газа по длине трубы. Приводится сравнение теоретических расчетов с экспериментальными данными.

Колебания, резонанс, фланец, давление, скорость

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЛЕЙ

УДК 621.45

В.А. ЗРЕЛОВ,
д-р техн. наук,
А.С. МИРОНОВ,
аспирант,
М.Е. ПРОДАНОВ,
канд. техн. наук
(СГАУ, Самара)
kipdla@ssau.ru
zrelov07@mail.ru
andreyaerokos@mail.ru
prodanov@mail.ru
     

Выбор расположения опор при проектировании двухопорных роторов ГТД

Представлен формализованный процесс принятия решения о выборе расположения опор турбокомпрессора ТРДД на этапе эскизного проектирования. Формализация выполнена с использованием элементов теории графов и математической логики.

Формализация, проектирование, опора, ротор, турбокомпрессор, конструктивно-силовая схема, ГТД

УДК 629.7.035.6

И.А. КРИВОШЕЕВ,
д-р техн. наук,
А.Г. ГОДОВАНЮК,
аспирант,
В.С. ФАТИКОВ,
канд. техн. наук
(УГАТУ),
Г.И. ПОГОРЕЛОВ,
канд. техн. наук
(ФГУП «УНПП “Молния”», Уфа)
krivosh@sci.ugatu.ac.ru
algen82@mail.ru
fatikov2004@mail.ru
pogorelov@molniya-ufa.ru
     

Методика представления и использования многомерной характеристики винтовентилятора при полунатурном моделировании ГТД и его САУ

Предложена методика линейной интерполяции многомерной характеристики соосного винтовентилятора с винтами противоположного вращения, позволяющая моделировать работу ТВВД во всем диапазоне условий полета и снижать затраты на натурные испытания. Полученные математические модели отвечают требованиям, предъявляемым при полунатурном моделировании.

Интерполяция, многомерная характеристика, винтовентилятор, математическая модель, стенд, полунатурное моделирование

УДК 621.452.3

А.Н. МАРКУШИН,
гл. конструктор,
В.К. МЕРКУШИН,
В.М. БЫШИН,
ведущие инженеры
(ОАО «КМПО»),
А.В. БАКЛАНОВ,
аспирант
(КГТУ–КАИ, Казань)
AMarkushin@kmpo.ru
Andreybaklanov@bk.ru
     

Усовершенствование конструкции камер сгорания традиционных схем в целях улучшения экологических показателей ГТД

Представлены результаты испытаний традиционной камеры сгорания с усовершенствованной конструкцией. Достигнута пониженная концентрация выбросов токсичных веществ по сравнению с камерами сгорания подобного типа.

Камера сгорания, токсичность, диффузионное горение, экологическая безопасность

УДК 629.7.03

Б.М. ОСИПОВ,
А.В. ТИТОВ,
кандидаты техн.наук
(КГЭУ),
А.Р. ХАММАТОВ,
аспирант
(КГТУ–КАИ, Казань)
a.khammatov@mail.ru
     

Исследование энергетических газотурбинных приводовна основе математических моделей

Предлагается метод исследования энергетических газотурбинных приводов на основе математических моделей, позволяющий повысить информативность и точность существующих методик энергоаудита.

Газотурбинный привод, газоперекачивающий агрегат, энергетический аудит, математическое моделирование, методы исследования, энергоэффективность

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.675-181.4:629.78

Е.М. КРАЕВА,
канд. техн. наук
(СибГАУ, Красноярск)
EM-kraeva@yandex.ru
     

Расчет энергетических параметров высокооборотных центробежных насосов малой быстроходности воздушно-реактивного двигателя

Рассматриваются особенности расчета энергетических параметров центробежных насосов малой быстроходности при функционировании на различных рабочих жидкостях в широком диапазоне изменения вязкости. Приводятся зависимости для пересчета параметров насосов, полученных при модельных испытаниях, на эксплуатационные параметры.

Расчет, параметры, высокооборотные насосы, энергетика, испытания

УДК 629.7.036.2

В.Н. ПОБЕЖИМОВ,
канд. техн. наук
(ЗАО «Эникс», Казань)
root1@enics.kazan
     

О полетном кпд пульсирующего воздушно-реактивного двигателя

Рассмотрены вопросы зависимости полетного кпд пульсирующего воздушно-реактивного двигателя от вида периодичности параметров системы.

Пульсирующий ВРД, полетный кпд, гармонические колебания, гармонический анализ

УДК 621.455

В.Р. РУБИНСКИЙ,
д-р техн. наук,
С.П. ХРИСАНФОВ,
канд. техн. наук,
В.Ю. КЛИМОВ,
инженер
(ОАО «КБ химавтоматики»),
А.В. КРЕТИНИН,
д-р техн. наук
(ВГТУ, Воронеж)
avk-vrn@mail.ru
     

Математическое моделирование и экспериментальные исследования горения кислородно-метанового топлива при соосноструйной подаче в камеру сгорания ЖРД

Представлены численные результаты для случая соосно-струйной подачи при различном отношении массовых скоростей компонентов на входе в камеру сгорания при постоянном и переменном соотношении компонентов кислород + метан. Проведены экспериментальные исследования коаксиальных соосно-струйных смесительных элементов в составе камеры модельной установки, работающей на окислительном генераторном газе и газообразном метане. Получена качественная картина влияния параметра ?u на экономичность камеры: при уменьшении ?u коэффициент полноты сгорания увеличивается.

Камера сгорания ЖРД, горение, соосно-струйная форсунка

УДК 538.8

А.Г. САТТАРОВ,
канд. техн. наук
(КГТУ–КАИ, Казань)
albert5519@mail.ru
     

Метод расчета теплового состояния лазерного ракетного двигателя на основе оптического разряда со множественными плазменными образованиями

Изложен метод расчета теплового состояния конструкции лазерного ракетного двигателя (ЛРД) со множественными плазменными образованиями в камере поглощения. Приведены результаты оценки радиационных тепловых потоков и температуры стенок конструкции ЛРД с учетом конвективного и кондуктивного теплообмена, рассмотрены воздействия теплового потока с заданной плотностью распределения на поверхности конструкции как функции от времени и теплового излучения, обусловленного температурой и оптическими свойствами излучающего тела. Показано, что организация рабочего процесса в камере поглощения на основе множественных плазменных образований позволяет создать равномерный профиль распределения тепловых потоков вдоль оси камеры и таким образом снизить возможность перегрева отдельных участков конструкции.

Лазерный ракетный двигатель, оптический разряд, критериальное уравнение, транспирационное охлаждение, межканальная транспирация теплоносителя

УДК 536.24

А.В. ЩУКИН,
д-р техн. наук,
А.В. ИЛЬИНКОВ,
канд. техн. наук,
Н.Ф. МАКСИМОВ,
аспирант
(КГТУ–КАИ, Казань)
a.v.shchukin@rambler.ru
     

Интенсификация теплообмена на выпуклой поверхности кольцевого канала с непрерывной закруткой потока

Представлены результаты экспериментального исследования средней теплоотдачи в кольцевом канале с закруткой потока шнеком и сферическими выемками на выпуклой поверхности. Проанализирована теплогидравлическая эффективность использования сферических выемок в рассматриваемых условиях.

Кольцевой канал, интенсификация теплообмена, сферические выемки, непрерывная закрутка потока

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.3

И.С. АХМЕДЬЯНОВ,
канд. техн. наук,
(СГАУ, Самара)
proch@ssau.ru
     

К расчету оболочек вращения при обратносимметричном нагружении по методу квадратур

Рассматривается применение численного метода квадратур к расчету оболочек вращения при обратносимметричном нагружении.

Оболочка вращения, нормальные усилия, изгибающие моменты, перемещения, метод квадратур, шаг интегрирования

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 531.383

В.А. ПОГОРЕЛОВ,
канд. техн. наук
(РВИРВ),
Т.В. КЛОДИНА,
канд. физ.-мат. наук
(РГУПС,
Ростов-на-Дону),
А.И. САПОЖНИКОВ,
зам. ген. конструктора
(ФГУП «НПЦ АП», Москва)
locman@ctsnet.ru
Sapo95@ya.ru
     

Использование уравнения Абеля для описания прецессионного движения гиростабилизированной платформы

Дано описание угловой скорости прецессионного движения гиростабилизированной платформы (ГСП) уравнением Абеля второго рода. Показано преимущество этого способа перед существующими подходами, заключающееся в использовании минимального количества допущений при построении модели дрейфа ГСП. Приведены результаты численного моделирования.

Гиростабилизированная платформа, модель дрейфа, уравнение Абеля

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.7.036.3:621.822:678

В.Н. ПОНЬКИН,
ген. директор,
Б.А. КЕСЕЛЬ,
канд. техн. наук
(ОАО «КПП “Авиамотор”»),
Л.В. ГОРЮНОВ,
д-р техн. наук,
В.В. ТАКМОВЦЕВ,
канд. техн. наук
(КГТУ–КАИ, Казань)
turbom@turbom.kstu-kai.ru
     

Применение диспергирования масла для повышения эффективности работы масляной системы авиационного ГТД

Представлены результаты экспериментального исследования перспективного способа очистки моторного масла МС-8П с помощью его диспергирования. Получено, что в результате диспергирования размеры твердых частиц в масле, появляющихся в процессе износа элементов триботехнической системы (ТС) ротора авиационного ГТД, не превышают 3 мкм, что позволяет увеличивать срок службы моторных масел и долговечность роторных подшипников.

Моторное масло, диспергирование, роторные подшипники, износ, очистка масла, срок службы

КОНВЕРСИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.438

А.Б. ШИГАПОВ,
д-р техн. наук
(КГЭУ),
И.Ю. СИЛОВ,
директор,
А.А. ШИГАПОВ,
ведущий инженер
(Казанская ТЭЦ-3,
ф-л ОАО «Генерирующая
компания», Казань)
Shigapov38@mail.ru
     

Термодинамические свойства продуктов сгорания смеси топлив

Представлены результаты расчета процессов горения смеси двух топлив в различных пропорциях. Приведены значения температуры, теплоемкости, удельной газовой постоянной и показателя изоэнтропического расширения продуктов сгорания. Показано отличие термодинамических свойств от аддитивного закона.

Сгорание, смесь топлив, термодинамические свойства, продукты сгорания, температура, теплоемкость, показатель процесса расширения