ИЙХЕЛ  1' 2003      ИАТАД

Аннотации статей

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 629.7.01

ВАН ЧЖИ ЦЗИНЬ,
канд. техн. наук
(НУАА, КНР)
,
В. И. ХАЛИУЛИН,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Геометрическое моделирование при разработке легкого складчатого заполнителя криволинейных панелей

Исследуется возможность применения складчатых конструкций в качестве легкого заполнителя криволинейных многослойных панелей большой толщины. Предлагаются геометрические модели для расчета параметров криволинейного заполнителя.

СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.3

В. Н. ПАЙМУШИН,
В. А. ИВАНОВ,
доктора физ.-мат. наук,
С. А. ЛУКАНКИН,
канд. физ.-мат. наук,
А. Е. ВЯЛКОВ,
аспирант (НТЦ проблем динамики и прочности КГТУ – КАИ, Казань)
     

Задачи о напряженно-деформированном состоянии трехслойной цилиндрической оболочки с трансверсально-мягким заполнителем произвольной толщины при внешнем давлении и торцевом сжатии несущих слоев неодинаковыми усилиями

Получены точные аналитические решения задач о напряженно-деформированном состоянии круговой трехслойной цилиндрической оболочки с трансверсально-мягким заполнителем произвольной толщины при действии равномерного внешнего давления и осесимметричных неравных торцевых усилий, приложенных к несущим слоям. Рассмотрены два варианта формулировки граничных условий, соответствующие двум способам усиления и крепления кромок реальных трехслойных конструкций.

УДК 533.69

 

Ф. Н. ШКЛЯРЧУК,
докт. техн. наук,
АЛШЕБЕЛЬ АЙХАМ,
аспирант (МАИ, Москва)

     

Математическая модель аэроупругости стреловидного крыла для расчета аэродинамических нагрузок

Получены уравнения аэроупругих симметричных колебаний и продольного короткопериодического движения самолета с упругим стреловидным крылом и абсолютно жестким фюзеляжем с отклоняемым рулем высоты. Крыло моделируется системой отсеков в виде подкрепленных слабоконических оболочек. Аэродинамические нагрузки определяются по квазистационарной теории несущей линии методом дискретных вихрей с учетом порывов ветра и предварительной крутки.

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 533.601.135

Г. Ф. СИГАЛОВ,
канд. физ.-мат. наук,
А. А. НЕСМЕЯНОВ,
ассистент
(ИМЭ ИГУ, Иркутск)

     

Низкочастотные колебания телесного профиля в околозвуковом потоке газа при M > 1

Асимптотическим методом полной аппроксимации решается нелинейная краевая задача, описывающая низкочастотные колебания тонкого телесного профиля в сверхзвуковом диапазоне околозвуковых течений. Получены точные и приближенные выражения для расчета подъемной силы и момента для тонких тел произвольной формы, удобные для инженерных расчетов. Предлагается уравнение для границы устойчивости колебаний чечевицеобразного профиля.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621. 438

Е. Н. БОГОМОЛОВ,
докт. техн. наук,
В. В. ВЯТКОВ,
аспирант,
А. Е. РЕМИЗОВ,
канд. техн. наук
(РГАТА, Рыбинск
)

     

Влияние вторичных течений на направление потока за турбинной решеткой

Анализируются особенности применения формулы Хауторна для расчета углов потока на выходе из турбинной решетки. Предлагается модификация расчетного метода, эффективность которой подтверждена экспериментальными данными, полученными на крупноразмерной модели межлопаточных каналов, и ранее известными результатами.

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 629.735


К. К. КИМ,
докт. техн. наук
(ПГУПС, С.-Петербург)

     

Использование электродинамических ускорителей для авиационных и космических целей

Рассматриваются электродинамические ускорители электропроводящих тел, принцип дейст-вия которых основан на взаимодействии импульсного магнитного поля с токами, наведенными в электропроводящем теле. Для увеличения импульсного поля используется принцип электромагнитной кумуляции начального магнитного поля, которое создается сверхпроводящим соленоидом.

УДК 536.24: 621.184.53+001.891.573

Ю. А. КИРСАНОВ,
канд. техн. наук
(КГЭУ, Казань)

     

Влияние нестационарности на теплоотдачу в регенеративном воздухоподогревателе

Дан критический анализ работы по теплоотдаче в регенеративном воздухоподогревателе с насадкой в виде пакета параллельных гладких пластин. Результаты прямых измерений, полученные ранее на лабораторном регенеративном воздухоподогревателе, обработаны с помощью усовершенствованной, более точной математической модели регенератора. Опытные данные дополнены серией опытов с насадкой из другого материала. Получено новое критериальное уравнение для теплоотдачи в коротких каналах прямоугольного сечения при ламинарном нестационарном течении, характерном для регенеративных воздухоподогревателей.

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

УДК 629.7:658


Е. А. СТАХОВ,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Использование метода суммарно-разностной обработки сигналов в бортовых антенных устройствах аппаратуры управления воздушным движением

Рассмотрены показатели качества, характеризующие эффективность работы аппаратуры управления воздушным движением. Теоретически и экспериментально подтверждена целесооб-разность использования предложенного суммарно-разностного способа обработки информации в бортовых направленных антенных системах аппаратуры УВД, реализующих концепцию CNS/ATM и эффективность слабонаправленных многоантенных адаптирующихся систем.

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 621.9.047

К. М. ГАЗИЗУЛЛИН,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Управление формообразованием изделий авиационной техники в пульсирующем электролите при ЭХО

Показано, что основными факторами, ограничивающими широкое применение электрохимической размерной обработки в авиакосмической промышленности, являются нестабильность процесса при увеличении площади обработки и ограничения в достижении высокой точности изготовления профиля вследствие пульсации потока газожидкостной смеси. Управление импульсным течением электролита заключается в выравнивании условий протекания процесса на поверхности с любыми размерами, что открывает возможность чистовой обработки крупно-габаритных деталей основного, вспомогательного производства, ремонта изделий, в том числе в полевых условиях.

УДК 621.375.826

Ф. К. СМОРОДИН,
В. И. ЛУКЬЯНОВ,
кандидаты техн. наук,
И. Ф. СМОРОДИН,
инж. (КГТУ–КАИ, Казань )

     

Диагностика процесса взаимодействия газовой струи с обрабатываемой поверхностью оптическим корреляционным методом

Показана возможность и перспективность применения оптического корреляционного метода для измерения локальных статистических характеристик течения при ЛПО.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ В АВИАЦИИ

УДК 519.862.3

В. Н. КУРШЕВ,
докт. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

О некоторых задачах аналитического проектирования многоотраслевой экономики

Рассматриваются некоторые задачи аналитического проектирования многоотраслевой промышленности со связями взаимного влияния. Разработаны алгоритмы численного решения задач аналитического проектирования отраслей народного хозяйства, проиллюстрированные примером фрагмента этапа аналитического проектирования двухотраслевой экономики (моторостроительной и самолетостроительной).

Технические заметки

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

УДК 539.4

В. Г. ГАЙНУТДИНОВ,
докт. техн. наук,
Р. В. РАМАЗАНОВ,
А. С. ЦОЙ,
аспиранты
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Расчетная модель составной тонкостенной конструкции

Предлагается при расчете напряженно-деформированного состояния при статическом нагружении использовать модель составной тонкостенной конструкции. Обсуждаются приемы исследования поведения гибких конструкций при нестационарном нагружении и их достоинства. Приводятся примеры расчетов.

ДИНАМИКА ПОЛЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

УДК 519.21

Ю. А. КОЧЕТКОВ,
докт. техн. наук,
С. М. КАСТЕРСКИЙ,
канд. техн. наук
(ВАТУ, Москва)
     

Аналитический метод синтеза управления линейной автоматической системой

Рассматривается задача управления линейным многомерным объектом. Требуется обеспечить отслеживание траектории любой векторной непрерывной системы, когда желаемая траектория определена только в прошлом и, следовательно, метод линейно-квадратичной задачи неприменим. В случае стационарной системы получена простая формула для оптимального управления. Статья продолжает работу [1].

АЭРО- И ГАЗОДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 536.27:669.214

А. В. ДОБРОДЕЕВ,
аспирант
(РГАТА, Рыбинск)

     

Математическая модель термодинамических свойств реактивных и автотракторных топлив

Предложено термическое уравнение состояния реактивных и автотракторных топлив. Разработана математическая модель термодинамических свойств топлив, позволяющая получить термические, калорические и акустические свойства, необходимые при расчете и анализе работы системы топливоподачи.

УДК 629.735.062.2

Н. И. КЛЮЕВ,
докт. техн. наук,
В. А. БРУЯКА,
аспирант
(СамГУ, Самара)

     

Математическая модель разрушения жидкой пленки в противоточном термосифоне

Рассматривается математическая модель критического режима течения в противоточном термосифоне, при котором начинается разрушение жидкой пленки.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДОВОДКА АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 621.438-226.2.048.7

Ю. Г. ГОРЕЛОВ,
канд. техн. наук
(НПО «Сатурн»)
И. С. КОПЫЛОВ,
канд. техн. наук
(ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара)

     

Впрыск воды в охлаждающий турбину воздух для обеспечения чрезвычайного режима ТРДД

Представлены результаты расчетно-экспериментальных исследований эффективности охлаждения и долговечности рабочих лопаток турбины, полученные на основе экспериментов по снижению их температуры при впрыске воды в охлаждающий воздух в полости за аппаратом закрутки, проведенных на однокаскадном газогенераторе высокотемпературного ТРДД.

УДК 621.165

А. С. ИМАНОВ,
канд. техн. наук
(АзТУ, Баку)

     

Профилирование лопаток по геометрическому критерию качества на основе решения обратной задачи

Предлагаются уравнения кривой для оптимального профилирования плоских дозвуковых решеток на основе обратной задачи, полученные решением дифференциального уравнения кривизны при обеспечении расчетных параметров потока на выходе.

УДК 629.7.036.33

Н. А. ШУШИН,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

Схема двигателя на основе ТРД

Предложена схема двигателя с дополнительным контуром на основе турбореактивного двигателя. Приведены результаты расчетов нулевого уровня. Удельный расход топлива двигателя новой схемы в широком диапазоне изменения степени сжатия компрессора оказывается меньше аналогичного показателя для турбореактивного двигателя классической схемы.

ТЕОРИЯ АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

УДК 821.436.038

А. В. ДОБРОДЕЕВ,
аспирант
(РГАТА, Рыбинск)

     

Математическая модель процесса изменения состояния топлива при подаче его в двигатель

На основе предложенного автором уравнения состояния реактивных и автотракторных топлив разработана математическая модель процесса изменения состояния топлива при подаче его в двигатель с теплообменом между топливом и окружающей средой.

ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 53.072.11:620.179.16

А. Л. ТУКМАКОВ,
канд. физ.-мат. наук
(ИММ КНЦ РАН),
И. Б. АКСЕНОВ,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

О распознавании объектов на основе анализа акустического отклика при помощи функции числа состояний динамической системы

Предлагается новый метод обработки эхо-сигнала, содержащего информацию о свойствах объекта. Метод, основанный на анализе образа сигнала в фазовом пространстве, позволяет сопоставить динамический процесс и дискретное множество состояний, отражающих свойства объекта или процесса. Дальнейшая классификация объектов состоит в анализе связанных с ними дискретных наборов состояний.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

УДК 621.431.75

И. А. КРИВОШЕЕВ,
докт. техн. наук,
А. Ю. САПОЖНИКОВ,
аспирант,
А. В. КАРПОВ,
магистр (УГАТУ, Уфа)

     

Автоматизация формирования эскизной компоновки авиационного ГТД

Представлена технология автоматизированного формирования эскизной компоновки ГТД на примере трехступенчатого компрессора низкого давления. Обоснован выбор программных средств для реализации данной технологии.

ДИСКУССИИ

УДК 533.0;536.7

Б. Х. ПЕРЕЛЬШТЕЙН,
канд. техн. наук
(КГТУ – КАИ, Казань)

     

К энтропийному анализу теплового сопротивления в камере сгорания ГТД и "эффекта" аэротермопрессии

Функционирующий с конечной скоростью гидравлический идеальный цикл Брайтона, включающий в себя процессы сжатия и нагрева, расширения и охлаждения, состоит только из необратимых частей, где симметричное воздействие дает симметричный по знаку генерируемой энтропии отклик. Волновое сопротивление в сверхзвуковом компрессоре и тепловое сопротивление в камере сгорания связываются с локальным увеличением энтропии. Повышение полного давления в аэротермопрессоре (полном термодинамическом антиподе камеры сгорания) в процессе охлаждения потока есть результат локального уменьшения энтропии. Разрабатываются теоретические предпосылки в целях создания термомеханических систем нового типа с элементами программированной самоорганизации (синергетическими процессами).